Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по контролю в сфере закупок в составе:
- Шумилов А.А. |
- |
председатель комиссии, заместитель руководителя управления, |
||
- Кирьякова С.Е. |
- |
заместитель председателя комиссии, начальник отдела контроля закупок, |
||
- Лазарева Е.А. |
- |
член комиссии, ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок, |
||
при участии: |
|
|
||
- Казаковой Н.А. |
|
представителя ФКУЗ "Санаторий "Горбатов" МВД России (доверенность от 01.10.2018 Nб/н), |
||
|
|
|
рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью "АЗАЛ" (далее - ООО "АЗАЛ", заявитель) на действия аукционной комиссии Федерального казенного учреждения здравоохранения "Санаторий "Горбатов" Министерства внутренних дел Российской Федерации" (далее также - ФКУЗ "Санаторий "Горбатов" МВД России, заказчик) при определении поставщика путем проведения электронного аукциона на право заключения контракта на поставку товара для обеспечения государственных нужд,
установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области поступила жалоба ООО "АЗАЛ" о нарушении аукционной комиссией ФКУЗ "Санаторий "Горбатов" МВД России требований законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок при проведении электронного аукциона на право заключения контракта на поставку телевизоров, номер извещения 0132100003818000060 (далее также - электронный аукцион).
По мнению заявителя, аукционная комиссия неправомерно отказала в допуске к участию в электронном аукционе заявителю, что не соответствует требованиям Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Закон о контрактной системе в сфере закупок).
Представители ООО "АЗАЛ" на заседании Комиссии Нижегородского УФАС России отсутствовали. Доказательства надлежащего извещения о времени и месте рассмотрения жалобы в материалах дела имеются.
Представитель ФКУЗ "Санаторий "Горбатов" МВД России с доводами, изложенными в жалобе заявителя, не согласилась, факт нарушений требований Закона о контрактной системе не признала, считает жалобу ООО "АЗАЛ" необоснованной, а требования, изложенные в ней, - не подлежащими удовлетворению.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по контролю в сфере закупок, выслушав доводы лица, участвующего в рассмотрении жалобы, исследовав имеющиеся в деле материалы и осуществив внеплановую проверку рассматриваемой закупки в соответствии с требованиями части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее также - Административный регламент), пришла к следующим выводам.
1) 31.08.2018 в Единой информационной системе и на электронной площадке www.sberbank-ast.ru размещены извещение о проведении электронного аукциона на право заключения контракта на поставку телевизоров, номер извещения 0132100003818000060, и документация об электронном аукционе.
Заказчиком данной закупки выступает Федеральное казенное учреждение здравоохранения "Санаторий "Горбатов" Министерства внутренних дел Российской Федерации".
Оператором электронной площадки является ЗАО "Сбербанк-АСТ".
Предметом контракта является поставка телевизоров.
Начальная (максимальная) цена контракта - 86 030,00 рублей.
2) Пунктом 3 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе в сфере закупок предусмотрено, что вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать копии документов, подтверждающих соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге и представление указанных документов предусмотрено документацией об электронном аукционе. При этом не допускается требовать представление указанных документов, если в соответствии с законодательством Российской Федерации они передаются вместе с товаром.
В соответствии с пунктом 7 Постановления N968 для подтверждения признания отдельных видов радиоэлектронной продукции продукцией, произведенной на территории Российской Федерации, в заявке (окончательном предложении), в которой содержится предложение о поставке отдельных видов радиоэлектронной продукции, включенных в перечень, должна быть представлена копия одного из следующих документов:
а) специальный инвестиционный контракт в случае, установленном подпунктом "а" пункта 6 названного постановления;
б) подтверждение Министерством промышленности и торговли Российской Федерации производства на территории Российской Федерации предложенных в заявке (окончательном предложении) отдельных видов радиоэлектронной продукции, в случае, установленном подпунктом "б" пункта 6 названного постановления;
в) выданное Министерством промышленности и торговли Российской Федерации уведомление о присвоении статуса телекоммуникационного оборудования российского происхождения и выданное Министерством промышленности и торговли Российской Федерации уведомление о подтверждении статуса телекоммуникационного оборудования российского происхождения (при наличии) в случае, установленном подпунктом "в" пункта 6 названного постановления;
г) сертификат СТ-1 на предложенные в заявке (окончательном предложении) отдельные виды радиоэлектронной продукции в случае, установленном подпунктом "г" пункта 6 названного постановления.
В пункте 4 информационной карты документации установлено ограничение участия в определении исполнителя, установленное в соответствии с постановлением от 26 сентября 2016 г. N968 "Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов радиоэлектронной продукции, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Однако в нарушение части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе в требованиях к содержанию вторых частей заявок не предусмотрено предоставление в составе вторых частей заявок на участие в аукционе документов, или копий таких документов, подтверждающих признание отдельных видов радиоэлектронной продукции продукцией, произведенной на территории Российской Федерации, в заявке (окончательном предложении).
3) Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе в документации об электронном аукционе помимо прочего должно содержаться требование к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 названного Федерального закона и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В пункте ИУЗ 9 раздела III документации об электронном аукционе заказчиком определены следующие требования к составу первой части заявки на участие в электронном аукционе: "-согласие участника аукциона на оказание услуг на условиях, предусмотренных документацией об аукционе, в том числе согласие на использование товара, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара либо согласие участника аукциона на оказание услуг на условиях, предусмотренных документацией об аукционе, указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара и, если участник такого аукциона предлагает для использования товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией, при условии содержания в ней указания на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, а также требование о необходимости указания в заявке на участие в таком аукционе на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара;
- согласие, на выполнение работ на условиях, предусмотренных документацией об аукционе, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя товара при условии отсутствия в данной документации указания на товарный знак, знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя товара".
Между тем в соответствии с действующим законодательством первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать:
- согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);
- конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.
Кроме того, требования к составу второй части заявки (пункт ИУЗ 9 раздела III документации электронного аукциона) также не соответствуют требованиям Закона о контрактной системе.
Между тем в соответствии с действующим законодательством вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать, среди прочего:
- документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) названного Федерального закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 названного Федерального закона (указанная декларация предоставляется с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки).
Таким образом, заказчик, установив подобные требования к составу заявки, нарушил положения части 1 статьи 64, частей 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе.
4) В соответствии с частью 3 статьи 64 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона и документации об электронном аукционе должны содержаться помимо прочего требования, предъявляемые к участникам электронного аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками электронного аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 названного Федерального закона, равно как и требование, предъявляемое к участникам электронного аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 названного Федерального закона.
Согласно требованиям части 5 статьи 31 Закона о контрактной системе в сфере закупок информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 настоящей статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
Между тем в документации о проведении электронного аукциона отсутствует обязательное требование к участникам закупки в соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе: отсутствие у участника закупки ограничений для участия в закупках, установленных законодательством Российской Федерации.
Таким образом, заказчиком нарушены положения части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе.
6) 12.09.2018 аукционной комиссией рассмотрены первые части заявок участников закупки, поданные для участия в электронном аукционе. Результаты данной процедуры зафиксированы в протоколе рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 12.09.2018 N0132100003818000060-1.
В соответствии с названным протоколом до окончания указанного в извещении срока подачи заявок на участие в электронном аукционе поступило 5 заявок, которым оператором электронной площадки присвоены соответствующие номера.
Участнику закупки, подавшему заявку под порядковым номером 31 (ООО "АЗАЛ") отказано в допуске к участию в электронном аукционе по следующему основанию: "на основании п.2 ч.4 ст.67 Закона 44-ФЗ (В разделе IV Техническая часть документации об электронном аукционе, а именно п.1(телевизор - страна происхождения Китай) не соответствует требованиям аукционной документации (Раздел III ИУЗ 4 установлено ограничение на допуск товаров происходящих из иностранных государств в соответствии с Постановлением N 968 от 26.09.2016 г.))".
В соответствии с частью 1 статьи 67 Закона о контрактной системе в сфере закупок аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 названного Федерального закона, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
Согласно части 3 статьи 67 Закона о контрактной системе в сфере закупок по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, содержащих информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 названного Федерального закона, аукционная комиссия принимает решение о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, к участию в нем и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены частью 4 названной статьи.
По смыслу части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе в сфере закупок участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 названного Федерального закона, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 названного Федерального закона, требованиям документации о таком аукционе. Отказ в допуске к участию в электронном аукционе по основаниям, не предусмотренным частью 4 названной статьи, не допускается (часть 5 статьи 67 Закона о контрактной системе в сфере закупок).
На основании части 1 статьи 69 Закона о контрактной системе в сфере закупок аукционная комиссия рассматривает вторые части заявок на участие в электронном аукционе и документы, направленные заказчику оператором электронной площадки в соответствии с частью 19 статьи 68 названного Федерального закона, в части соответствия их требованиям, установленным документацией о таком аукционе.
Согласно части 2 статьи 69 Закона о контрактной системе в сфере закупок аукционной комиссией на основании результатов рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе принимается решение о соответствии или о несоответствии заявки на участие в таком аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в порядке и по основаниям, которые предусмотрены настоящей статьей. Для принятия указанного решения аукционная комиссия рассматривает информацию о подавшем данную заявку участнике такого аукциона, содержащуюся в реестре участников такого аукциона, получивших аккредитацию на электронной площадке.
По смыслу части 6 статьи 69 Закона о контрактной системе в сфере закупок заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае:
- непредставления документов и информации, которые предусмотрены пунктами 1, 3 - 5, 7 и 8 части 2 статьи 62, частями 3 и 5 статьи 66 названного Федерального закона, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе;
- несоответствия участника такого аукциона требованиям, установленным в соответствии с частью 1, частями 1.1 и 2 (при наличии таких требований) статьи 31 названного Федерального закона.
По смыслу части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе в сфере закупок первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работ должна содержать согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки) и конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.
Таким образом, рассмотрение заявок на соответствие установленным запретам и ограничениям осуществляется только при рассмотрении вторых частей заявок.
Согласно извещению об осуществлении закупки заказчику необходимы сетевые фильтры - код ОКПД2: 26.40.20.122 (Приемники телевизионные (телевизоры) цветного изображения с жидкокристаллическим экраном, плазменной панелью).
В извещение об осуществлении закупки установлено ограничение в соответствии с Постановлением Правительства России от 26.09.2016 N968 (далее - Постановление N968).
Пунктом 2 Постановления N968 установлено, что для целей осуществления закупок отдельных видов радиоэлектронной продукции, включенных в перечень, заказчик отклоняет все заявки (окончательные предложения), содержащие предложения о поставке отдельных видов радиоэлектронной продукции, включенных в перечень и происходящих из иностранных государств, при условии, что на участие в определении поставщика подано не менее 2 удовлетворяющих требованиям извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке заявок (окончательных предложений), которые одновременно:
- содержат предложения о поставке отдельных видов радиоэлектронной продукции, включенных в перечень и производимых на территории Российской Федерации;
- не содержат предложений о поставке одного и того же вида радиоэлектронной продукции одного производителя.
В силу подпункта 2.8 пункта 22 раздела I документации об аукционе вторая часть заявки на участие в аукционе должна содержать документы, предусмотренные Постановлением N968.
Для участия в данном аукционе подано 3 заявки, в которых указана страна происхождения товара - Российская Федерация и 2 заявки с указанием на наличие иностранного производства. Документа, подтверждающего страну происхождения, первые части заявок правомерно не содержали.
При этом анализ заявки ООО "АЗАЛ" показал, что участник закупки предлагал к поставке товар иностранного производства, вся необходимая информация, в том числе конкретные показатели, соответствующие требованиям документации, ООО "АЗАЛ" представлены.
Однако заказчиком заявки с предложением товара иностранного производства были отклонены (в том числе заявка ООО "АЗАЛ") в соответствии с установленными названным постановлением ограничениями на стадии рассмотрения первых частей заявок, тогда как указанные документы должны быть представлены участниками закупки во вторых частях заявок и рассматриваться при подведении итогов.
Таким образом, действия аукционной комиссии в части отклонения заявок с указанием на наличие иностранного производства в соответствии с установленными названным постановлением ограничениями на стадии рассмотрения первых частей заявок нарушают положения частей 3 и 4 статьи 67 Закона о контрактной системе, поскольку данное основание не входит в перечень допустимых для принятия подобного рода решений оснований, и возможность при рассмотрении первых частей заявок применения Постановления N968 Законодательством не предусмотрена.
В связи с этим жалоба заявителя признается обоснованной.
7) По смыслу части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе при выявлении нарушений требований законодательства Российской Федерации в сфере закупок уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок федеральный орган исполнительной власти вправе выдать заказчику, оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации.
По мнению Комиссии Нижегородского УФАС России, нарушения частей 1 и 3 статьи 64 и частей 3 и 5 статьи 66, допущенные заказчиком, и нарушения требований частей 3 и 4 статьи 67 Закона о контрактной системе, допущенные аукционной комиссией заказчика, в данном случае повлияли на результаты электронного аукциона, в связи с чем существует необходимость выдачи заказчику и аукционной комиссии предписания об устранении допущенных нарушений Закона о контрактной системе, устранение которых возможно в данном случае только путем отмены протоколов, составленных в ходе осуществления закупки (номер извещения 0132100003818000060), внесения изменений в извещение и документацию электронного аукциона на право заключить контракт. В связи с этим заказчику и аукционной комиссии выдается соответствующее предписание. Также возникает необходимость в выдаче предписания оператору электронной площадки (ЗАО "Сбербанк-АСТ") об обеспечении возможности заказчику и аукционной комиссии совершения действий указанных в предписании.
С учетом изложенного, руководствуясь частью 22 статьи 99 и частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по контролю в сфере закупок.
решила:
1. Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью "АЗАЛ" на действия аукционной комиссии ФКУЗ "Санаторий "Горбатов" МВД России при проведении электронного аукциона на право заключения контракта на поставку телевизоров, номер извещения 0132100003818000060, обоснованной.
2. Признать заказчика нарушившим требования частей 1 и 3 статьи 64, частей 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе.
3. Признать аукционную комиссию заказчика нарушившей части 3 и 4 статьи 67 Закона о контрактной системе.
4. Выдать заказчику, аукционной комиссии и оператору электронной площадки (ЗАО "Сбербанк-АСТ") предписание об устранении нарушений.
5. Направить материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возможности возбуждения административного производства по признакам совершения административных правонарушений, предусмотренных частями 2 и 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
В соответствии с частью 9 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии А.А. Шумилов
Члены комиссии С.Е. Кирьякова
Е.А. Лазарева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области от 2 октября 2018 г. N 2100
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 05.10.2018