Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по контролю в сфере закупок в составе:
- Кирьякова С.Е. |
- |
заместитель председателя комиссии, начальник отдела контроля закупок, |
- Рыжов Д.В. |
- |
член комиссии, главный государственный инспектор отдела контроля закупок, |
- Лазарева Е.А. |
- |
член комиссии, ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок, |
при участии: |
|
|
- Коржевиной Н.С. |
- |
представителя ООО ТД "Айболит" (доверенность от 09.10.2018 б/н), |
- Царёва Е.А. |
- |
представителя ФКУ "ГБ МСЭ по Нижегородской области" Минтруда России (доверенность от 09.10.2018 N2225), |
рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью Торгового Дома "Айболит" (далее - ООО ТД "Айболит", заявитель) на действия Федерального казенного учреждения "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Нижегородской области" Министерства труда и социальной Российской Федерации (далее - ФКУ "ГБ МСЭ по Нижегородской области", заказчик) при определении поставщика путём проведения электронного аукциона на право заключения контракта на поставку товаров для обеспечения государственных нужд,
установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области поступила жалоба ООО ТД "Айболит" на действия ФКУ "ГБ МСЭ по Нижегородской области" при проведении электронного аукциона на право заключить контракт на поставку медицинского инвентаря (ширмы, кушетки, банкетки), номер извещения 0332100021918000069 (далее также - электронный аукцион).
По мнению заявителя, заказчиком нарушен срок внесения изменений в документацию об электронном аукционе, что противоречит требованиям Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Закон о контрактной системе).
Представитель заявителя позицию и требования, изложенные в жалобе, поддержала в полном объёме.
Представитель заказчика с доводами, изложенными в жалобе заявителя, не согласился, факт нарушений требований Закона о контрактной системе не признал, считает жалобу ООО ТД "Айболит" необоснованной, а требования, изложенные в ней, - не подлежащими удовлетворению.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по контролю в сфере закупок, выслушав доводы лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, исследовав их в совокупности с имеющимися в деле материалами и осуществив внеплановую проверку рассматриваемой закупки в соответствии с требованиями части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе и пункта 3.30 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, её членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утверждённого приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, пришла к следующим выводам.
1) 19.09.2018 в единой информационной системе и на сайте электронной площадки www.sberbank-ast.ru размещены извещение о проведении электронного аукциона на право заключения контракта на поставку медицинского инвентаря (ширмы, кушетки, банкетки) и документация об электронном аукционе.
Заказчиком данной закупки выступает Федеральное казенное учреждение "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Нижегородской области" Министерства труда и социальной Российской Федерации.
Оператором электронной площадки является ЗАО "Сбербанк-АСТ".
Начальная (максимальная) цена контракта - 657 833,40 рубля.
Дата и время окончания подачи заявок - 01.10.2018 08:00.
28.09.2018 в извещение об осуществлении закупки и документацию об электронном аукционе внесены изменения.
2) В силу части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьёй 33 названного Федерального закона.
Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
- в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Описание объекта закупки определено заказчиком в разделе V документации об электронном аукционе.
Технические характеристики содержатся в пункте 2 раздела V документации об электронном аукционе.
Комиссией Нижегородского УФАС России установлено, что по ряду позиций заказчик установил значения показателей, определяемых только по результатам испытаний. Например, позиция "Банкетка медицинская со спинкой" показатели Ножки должны соединиться в единую несущую конструкцию с помощью перемычек, крепление посредством винтов и гаек, интегрированных в торцы перемычек, образовывая узловой элемент с допустимой равномерно-распределительной нагрузкой не менее 360 кг на банкетку.
Подобное описание объекта закупки является необъективным, ненадлежащим, избыточным и может привести к ограничению количества участников закупки. Данная позиция подтверждается письмом ФАС России от 01.07.2016 NИА/44536/16.
Каких-либо доказательств необходимости описания объекта закупки подобным образом документация не содержит и при рассмотрении жалобы не представлено.
Следовательно, ФКУ "ГБ МСЭ по Нижегородской области" нарушило требования части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, поскольку описание подобным образом характеристик не позволяет определить соответствие предлагаемых к поставке товаров потребностям заказчика на стадии рассмотрения заявок, а также без проведения дополнительно соответствующих испытаний не позволяет заполнить заявку без наличия такого товара.
Кроме того, к примеру, по позиции "Ширма медицинская секционная" заказчиком указано масса брутто не более 5 кг. Обоснование использования подобных показателей в документации о закупке отсутствует, при рассмотрении жалобы не представлено.
По мнению Комиссии Нижегородского УФАС России, рассматриваемые показатели являются избыточными.
Изложенное также свидетельствует о нарушении ФКУ "ГБ МСЭ по Нижегородской области" положений части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
3) Согласно части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе не допускается включение в документацию о закупке, в том числе требования к наличию у участника закупки технологического оборудования.
Однако по позиции "Банкетка медицинская со спинкой" заказчик истребует, в том числе следующее: Каждая ножка должна быть изготовлена из единого куска трубы, методом гибки, с радиусом не более 70 мм.
Следовательно, ФКУ "ГБ МСЭ по Нижегородской области" нарушило требования части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе.
4) В соответствии с пунктом 8 статьи 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должна содержаться информация о размере обеспечения исполнения контракта, порядок предоставления такого обеспечения, требования к такому обеспечению (если установление требования обеспечения исполнения контракта предусмотрено статьёй 96 названного Федерального закона), а также информация о банковском сопровождении контракта в соответствии со статьёй 35 названного Федерального закона.
Между тем в извещении об осуществлении закупки не указан порядок предоставления обеспечения исполнения контракта, что свидетельствует о нарушении заказчиком положений статьи 42 Закона о контрактной системе.
5) В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3-6 статьи 66 названного Федерального закона и инструкцию по её заполнению.
В соответствии с действующим законодательством первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать:
- согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);
- конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.
В пункте 26 раздела III документации об электронном аукционе заказчиком определены требования к составу первой части заявки на участие в электронном аукционе в недействующей редакции.
В силу пункта 3 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки должна содержать копии документов, подтверждающих соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге и представление указанных документов предусмотрено документацией об электронном аукционе. При этом не допускается требовать представление указанных документов, если в соответствии с законодательством Российской Федерации они передаются вместе с товаром;
ФКУ "ГБ МСЭ по Нижегородской области" не истребовало копии регистрационных удостоверений на предлагаемые к поставке медицинские изделия, что в данном случае является обязательным.
Следовательно, требования к составу второй части заявки (пункт 26 раздела III документации о закупке) также не соответствуют положениям Закона о контрактной системе.
Таким образом, заказчик, установив подобные требования к составу заявки, нарушило положения части 1 статьи 64 и частей 3, 5 статьи 66 Закона о контрактной системе.
6) На основании части 6 статьи 65 Закона о контрактной системе заказчик по собственной инициативе или в соответствии с поступившим запросом о даче разъяснений положений документации об электронном аукционе вправе принять решение о внесении изменений в документацию о таком аукционе не позднее чем за два дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе. Изменение объекта закупки и увеличение размера обеспечения данных заявок не допускаются. В течение одного дня с даты принятия указанного решения изменения, внесенные в документацию о таком аукционе, размещаются заказчиком в единой информационной системе. При этом срок подачи заявок на участие в таком аукционе должен быть продлен так, чтобы с даты размещения изменений до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе этот срок составлял не менее чем пятнадцать дней или, если начальная (максимальная) цена контракта не превышает три миллиона рублей, не менее чем семь дней.
28.09.2018 после запроса о разъяснении положений документации о закупке ФКУ "ГБ МСЭ по Нижегородской области" принято решение о внесении изменений в документацию об электронном аукционе.
Вместе с тем в связи с регламентными работами на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru (в период с 13:00 29.09.2018 по 00:00 01.10.2018) рассматриваемые изменения были размещены только 01.10.2018 15:52, что нарушает действующее законодательство, несмотря на отсутствие вины.
Изложенное свидетельствует об обоснованности жалобы ООО ТД "Айболит".
7) До окончания срока подачи заявок (01.10.2018 08:00) поступила одна заявка (ООО ТД "Айболит"). На основании положений части 16 статьи 66 Закона о контрактной системе электронный аукцион признан несостоявшимся.
8) По смыслу части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе при выявлении нарушений требований законодательства Российской Федерации в сфере закупок уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок федеральный орган исполнительной власти вправе выдать заказчику, единой комиссии, оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации.
По мнению Комиссии Нижегородского УФАС России, нарушения требований частей 1, 3 статьи 33, статьи 42, части 1 статьи 64, части 6 статьи 65 и частей 3, 5 статьи 66 Закона о контрактной системе, допущенные заказчиком, являются существенными и повлияли на результаты электронного аукциона.
Данные нарушения необходимо устранить путём внесения изменений в извещение об осуществлении закупки и документацию об электронном аукционе, что свидетельствует о необходимости выдачи ФКУ "ГБ МСЭ по Нижегородской области" соответствующего предписания.
Единой комиссии выдаётся предписание об отмене протокола рассмотрения заявки единственного участника закупки.
Также выдаётся предписание оператору электронной площадки (ЗАО "Сбербанк-АСТ") об обеспечении возможности исполнения предписания заказчиком и единой комиссией.
С учётом изложенного, руководствуясь частью 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по контролю в сфере закупок
решила:
1. Признать жалобу ООО ТД "Айболит" на действия ФКУ "ГБ МСЭ по Нижегородской области" при проведении электронного аукциона на право заключения контракта на поставку медицинского инвентаря (ширмы, кушетки, банкетки), номер извещения 0332100021918000069, обоснованной.
2. Признать заказчика нарушившим требования частей 1, 3 статьи 33, статьи 42, части 1 статьи 64, части 6 статьи 65 и частей 3, 5 статьи 66 Закона о контрактной системе.
3. Выдать заказчику, единой комиссии и оператору электронной площадки предписание об устранении допущенных нарушений.
4. Направить материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возможности возбуждения административного производства по признакам совершения административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
В соответствии с частью 9 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня его принятия.
Заместитель председателя комиссии С.Е. Кирьякова
Члены комиссии Д.В. Рыжов
Е.А. Лазарева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области от 9 октября 2018 г. N 2159
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.10.2018