Комиссия Белгородского УФАС России по контролю в сфере закупок, созданная в соответствии с приказом Белгородского УФАС России от 25.09.2018 N 399 "О создании комиссии по контролю в сфере закупок для рассмотрения жалоб ООО "Контракт" и ООО "Строительные технологии" (далее - Комиссия), при участии представителей заказчика - МКУ "Отдел капитального строительства администрации Белгородского района"; уполномоченного органа - администрации Белгородского района, в отсутствие представителей заявителя - ООО "Контракт" (о времени и месте рассмотрения жалобы надлежаще уведомлено), рассмотрев материалы дела N 611-18-Т по жалобе ООО "Контракт" на положения документации при проведении электронного аукциона на выполнение строительно-монтажных работ по объекту: "Капитальный ремонт СОШ в с. Пушкарное" (закупка N 0126300029118000568) (далее -Аукцион), проведя внеплановую проверку в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Белгородское УФАС России поступила жалоба ООО "Контракт" на положения документации об Аукционе.
Из жалобы ООО "Контракт" (далее - заявитель) следует, что документация об Аукционе не соответствует требованиям Закона о контрактной системе, а именно:
1) в части 36 Раздела II "Информационная карта электронного аукциона" документации об Аукционе указана ненадлежащая дата окончания срока предоставления участникам аукциона разъяснений положений документации об Аукционе - 21.09.2018 года;
2) в извещении и документации об Аукционе не установлены дополнительные требования к участникам закупки в соответствии с требованиями статьи 31 Закона о контрактной системе и постановления Правительства РФ от 14 февраля 2015 года N 99;
3) в Описании объекта закупки (Приложение N 1 к документации об Аукционе) установлены требования к компонентам товара и (или) испытаниям товара и (или) показателям, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, что приводит к ограничению количества участников закупки и ограничивает возможность участников закупки предоставлять надлежащее предложение в составе заявок на участие в Аукционе, а именно:
- "Преобразователь ржавчины" - Должен пропитывать слои ржавчины арматуры толщиной не менее чем до 150 мкм;
- "Линолеум" - Изменение линейных размеров: не выше 0.40 %.
По мнению заявителя, аналогичные требования к химическому составу и (или) компонентам товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, установлены по ряду иных позиций с товарами закупочной документации.
Заказчик и уполномоченный орган представили письменный отзыв на жалобу ООО "Контракт", из которого следует, что второй довод заявителя является обоснованным, первый и третий доводы заявителя считают необоснованными.
На заседании Комиссии представители заказчика и уполномоченного органа признали первый и второй доводы заявителя обоснованными, третий довод считают необоснованным, так как инструкция по заполнению первой части заявки на участие в аукционе содержит информацию, позволяющую не указывать конкретные значения параметров (показателей) товара.
Комиссия, рассмотрев жалобу ООО "Контракт", письменный отзыв заказчика и уполномоченного органа, заслушав доводы участвующих лиц, проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку, приходит к следующим выводам.
На официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru размещены: 31.08.2018 извещение и документация об Аукционе; 07.09.2018 - извещение и документация об Аукционе с изменениями.
Объект закупки - выполнение строительно-монтажных работ по объекту: "Капитальный ремонт СОШ в с. Пушкарное".
Начальная (максимальная) цена контракта - 38 324 680,0 рублей.
На момент рассмотрения жалобы ООО "Контракт" контракт по результатам Аукциона не заключен.
Доводы жалобы ООО "Контракт" Комиссия считает частично обоснованными по следующим основаниям.
1. В соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе.
Согласно части 3 статьи 65 Закона о контрактной системе любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе.
Из части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе следует, что в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
В извещении и документации об Аукционе с изменениями установлена дата окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе - 24 сентября 2018 года 09-00 часов. При таких обстоятельствах, с учетом положений части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе, датой окончания срока подачи участниками аукциона запроса о даче разъяснений положений документации об Аукционе является 20 сентября 2018 года, а датой окончания срока предоставления участникам аукциона разъяснений положений документации об Аукционе - 22 сентября 2018 года.
При этом в части 36 Раздела II "Информационная карта аукциона" документации об Аукционе указана иная дата окончания срока предоставления участникам аукциона разъяснений положений документации об Аукционе - 21 сентября 2018 года.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о нарушении пункта 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Утверждение документации об аукционе с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе, указывает на событие административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
При указанных обстоятельствах первый довод жалобы ООО "Контракт" является обоснованным.
При этом за разъяснениями документации об Электронном аукционе на основании части 3 статьи 65 Закона о контрактной системе участники закупки не обращались.
Таким образом, допущенное заказчиком нарушение Закона о контрактной системе не повлияло на результаты определения подрядчика.
2. Из пункта 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе следует, что в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 настоящего Федерального закона, указываются требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе в документации об электронном аукционе, среди всего прочего, должны содержаться требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению.
В силу пункта 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) Закона о контрактной системе, или копии этих документов.
Частью 3 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Из пункта 3 части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе следует, что Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации
Согласно части 3 статьи 31 Закона о контрактной системе перечень документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, указанным в частях 2 и 2.1 настоящей статьи, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчик, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее - Постановление N 99) к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, предъявляются дополнительные требования согласно Приложению N 1. Соответствие участников закупки указанным требованиям подтверждается документами, предусмотренными Приложением N 1 к вышеуказанному постановлению.
Согласно пункту 2 Приложения N 1 к Постановлению N 99 при выполнении работ строительных, включенных в коды 41.2, 42, 43 (кроме кода 43.13) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей к участникам закупки предъявляются дополнительные требования наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение соответствующих <*> работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе или аукционе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка.
В силу части 4 статьи 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе в сфере закупок дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Согласно части 5 статьи 31 Закона о контрактной системе информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1 и 2 настоящей статьи указываются заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
Комиссией установлено, что объектом закупки при проведении Аукциона является выполнение строительно-монтажных работ по объекту: "Капитальный ремонт СОШ в с. Пушкарное".
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 38 324 680,0 рублей, в связи с чем в извещении и документации об Аукционе заказчик обязан установить дополнительные требования, предусмотренные пунктом 2 Приложения N 1 к Постановлению N 99.
Согласно извещению о проведении Аукциона объектом закупки являются строительно-монтажные работы, включенные в код 41.2 ОКПД2 (код по ОКПД2 - 41.20.40.900).
При этом в извещении не установлены требования к участникам Аукциона, предусмотренные пунктом 2 Приложения N 1 к Постановлению N 99, что является нарушением пункта 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе.
Документация об Аукционе также не содержит дополнительные требования к участникам Аукциона, предусмотренные пунктом 2 Приложения N 1 к Постановлению N 99, и перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона во вторых частях заявок на участие в Аукционе для подтверждения соответствия указанным дополнительным требованиям, что является нарушением части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При указанных обстоятельствах второй довод жалобы ООО "Контракт" является обоснованным.
Из протокола рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе 0126300029118000568-1 от 25.09.2018 следует, что по окончании срока подачи заявок подано 2 заявки участников закупки с идентификационными номерами: N 103813675, 103809687; Единой комиссией отказано участнику закупки с идентификационными номером 103809687 в допуске к участию в электронном аукционе.
При рассмотрении второй части заявки с идентификационным номером 103813675 (ООО "Архстрой Инвест") на участие в Аукционе Комиссией установлено, что вторая часть заявки содержит копии документов, предусмотренные Постановлением N 99, а именно: копию договора N 131-0217-СМР/ОБ на выполнение работ по капитальному ремонту на объекте: МОУ "Кругловская основная общеобразовательная школа имени А.М. Жданова" в с. Круглое Красненского района Белгородской области. При этом стоимость ранее исполненного контракта (67 889 420,0 рублей) составляет более 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, на право заключить который проводится закупка.
Следовательно, ООО "Архстрой Инвест" подтвердило наличие опыта исполнения контракта на выполнение соответствующих работ за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в Аукционе, что соответствует дополнительному требованию, установленному Постановлением N 99.
При таких обстоятельствах Комиссия приходит к выводу о том, что допущенное заказчиком нарушение Закона о контрактной системе не повлияло на результаты определения подрядчика.
За разъяснениями документации об Электронном аукционе на основании части 3 статьи 65 Закона о контрактной системе участники закупки не обращались.
3. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно пункту 1 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки).
Из подпункта "б" пункта 2 части 3 Закона о контрактной системе следует, что при осуществлении закупки товара или закупки работы, услуги, для выполнения, оказания которых используется товар, первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.
Из пунктов 1.1 и 1.2 части 26 Раздела III "Информационная карта электронного аукциона" документации об Аукционе (с изменениями) следует, что первая часть заявки на участие в Электронном аукционе должна содержать согласие участника электронного аукциона на выполнение работы на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);
Конкретные показатели товара, используемого при выполнении работ, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.
Кроме того, в части 26 Раздела III "Информационная карта электронного аукциона" документации об Аукционе (с изменениями) указано, что Инструкция по заполнению заявки на участие в аукционе изложена в части 8 раздела 1 "Общие положения", а так же в приложении N1 "Описание объекта закупки".
Приложение N 1 "Описание объекта закупки" к документации об Аукционе содержит следующее содержание Инструкции по заполнению первой части заявки: "В случае, когда предлагаемый товар не может иметь конкретное значение параметра (конкретный показатель) в соответствии со сведениями, предоставляемыми производителями таких товаров, либо если конкретное значение становится известным при испытании определенной партии товара после его производства, допускается указать неконкретное значение показателя".
При таких обстоятельствах, довод заявителя об установлении в Приложении N 1 "Описание объекта закупки" к документации об Аукционе требования к компонентам товара и (или) испытаниям товара и (или) показателям, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, не нашел своего подтверждения.
Учитывая изложенное, руководствуясь статьями 99 и 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Контракт" обоснованной в части первого и второго доводов жалобы.
2. Признать в действиях заказчика - МКУ "Отдел капитального строительства администрации Белгородского района" нарушения пункта 6 части 5 статьи 63, пункта 11 части 1, части 3 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. В связи с тем, что выявленные нарушения Закона о контрактной системе не повлияли на результаты определения поставщика, предписание о выявленных нарушениях не выдавать.
4. Передать материалы настоящего дела должностному лицу Белгородского УФАС России, уполномоченному на составление протоколов об административных правонарушениях, для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении по основаниям, предусмотренным в мотивировочной части настоящего решения.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Белгородской области от 1 октября 2018 г. N 3435/2
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 04.10.2018