Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия Тюменского УФАС России, Комиссия, антимонопольный орган)
рассмотрев в порядке, предусмотренном главой 6 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон о контрактной системе, Закон N44-ФЗ) жалобу ООО "Группа СТК" на действия заказчика - ФГБУ "Федеральный центр нейрохирургии" Министерства здравоохранения РФ (г.Тюмень) при проведении электронного аукциона (реестровый номер закупки в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru 0367100000818000298) на поставку одноразовых медицинских изделий для осуществления сестринского ухода (далее также - электронный аукцион),
УСТАНОВИЛА:
В Тюменское УФАС России 20.09.2018 поступила жалоба заявителя на действия заказчика при проведении обозначенного электронного аукциона.
Указанная жалоба заявителя признана соответствующей требованиям, предусмотренным ст. 105 Закона о контрактной системе, и принята к рассмотрению. Уведомления о месте и времени рассмотрения настоящей жалобы направлены в адрес заказчика и заявителя.
Заявитель, будучи уведомленным надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения жалобы, на заседание Комиссии не явился, направил ходатайство о рассмотрении жалобы в его отсутствие, в связи, с чем дело рассмотрено в отсутствие заявителя.
1.Согласно доводам жалобы, в состав одного лота наряду с шприцами включены иные изделия медицинского назначения (иглы спинальные, лезвия, скальпели, системы для переливания инфузионных растворов, системы для переливания крови, катетеры, зонды), которые технологически и функционально не связаны между собой, поскольку каждый товар имеет свою технологию применения, свое функциональное предназначение, производство одних из вышеуказанных товаров не преследует цель обеспечить, осуществление функций других товаров, что в свою очередь ведет к ограничению количества участников закупки.
2. Кроме того, Заявитель указывает, что аукционной документацией установлено ограничение на допуск отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств. Так, аукционной документации к поставе требуется "шприц одноразовый Перфузор 50 мл", который должен быть совместим с имеющимся у заказчика оборудованием производства BBraun: Перфузор Спейс. Однако к поставке можно предложить шприцы лишь зарубежных производителей, в связи с чем соблюсти ограничение, установленное аукционной документацией не возможно.
Присутствовавший в заседании представитель заказчика не согласился с доводами заявителя, считает жалобу несостоятельной и не подлежащей удовлетворению, пояснил, что товары, указанные в аукционной документации, имеют функциональную связь, обусловленную достижением одной цели- обеспечение непрерывного процесса оказания качественной высокотехнологичной медицинской помощи в учреждении. Закупаемые товары, указанные в аукционной документации, сгруппированы по принципу их функциональной и технологической взаимосвязи в целях возможности обеспечения непрерывного процесса оказания медицинской помощи в учреждении. Наличие всего комплекса изделий медицинского назначения является обязательным. Отсутствие у заказчика какого-либо из изделий может нарушить процесс оказания медицинской помощи.
Также пояснил, что предметом закупки является, в том числе поставка шприцов, совместимыми с насосами "Перфузор", имеющихся у заказчика. Инфузионные насосы используются для проведения высокоточных инфузий растворов в микродозировках. Отличие шприцов, используемых с инфузионными насосами от инъекционных шприцов заключается в большом объемы шприца, используемого с насосом (50-100 мл) и винтовым креплением иглы к цилиндру (Луер-Лок), так как только такое соединение обеспечивает устойчивость к давлению во время использования шприцов при введении лекарственных препаратов пациенту с помощью инфузионных насосов. Шприцы объемом 50 мл с соединением Луер-Лок производятся также отечественными производителями, такими как: ООО "МПК"Елец" (РЗН 2015/2974, ФСР 2008/0388), ООО "Стерин" (РЗН 2015/2656), ООО "МИМ" (РЗН 2016/4326).
Исследовав материалы дела, заслушав представителя заказчика и оценив в совокупности представленные документы, Комиссия по результатам проведенной внеплановой проверки по жалобе заявителя приходит к следующим выводам.
Из материалов дела усматривается, что ФГБУ "Федеральный центр нейрохирургии" Министерства здравоохранения РФ (Г.Тюмень), являясь заказчиком, выступило организатором проведения электронного аукциона на поставку одноразовых медицинских изделий для осуществления сестринского ухода.
Информация об электронном аукционе была 20.09.2018 года размещена на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок: http://zakupki.gov.ru, с реестровым номером закупки 0367100000818000298. Начальная (максимальная) цена контракта составила - 3 092 593,90 рублей.
Разделом 5 аукционной документацией на поставку одноразовых медицинских изделий для осуществления сестринского ухода определен перечень медицинских изделий, закупаемых заказчиком, в частности к поставке требуются: зонды желудочные, зонды ректальные, иглы спинальные, канюли в/в с дополнительным инъекционным портом, катетеры, лезвия для скальпеля, скальпели, системы для переливания крови и инфузионных растворов, удлинители к ШОП Перфузор, шприцы общего назначения, одноразового использования.
Так, процедура определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) путем проведения открытого аукциона в электронной форме регламентирована разделом 2 главы 3 Закона о контрактной системе.
Как следует из части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
В частью 1 статьи 64 Закона о контрактной системе указано, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать в том числе, наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Комиссия указывает, что контрактная система в сфере закупок основывается на принципах, обеспечивающих гласность и прозрачность осуществления государственных и муниципальных закупок и направленных на недопущение ограничения конкуренции (ст.6 Закона о контрактной системе).
В силу статьи 8 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок.
Данная норма корреспондирует требованиям части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее- Закон о защите конкуренции), устанавливающей запрет при проведении торгов на действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
В соответствии с частью 3 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд запрещается ограничение конкуренции между участниками торгов путем включения в состав лотов продукции (товаров, работ, услуг), технологически и функционально не связанных с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов.
Комиссия отмечает, что объединение в один лот различных по функциональным характеристикам товаров при проведении закупки ведет к сокращению числа участников закупки, которые могут принять участие в закупках по отдельным товарам или группам таких товаров.
Комиссия, изучив перечень медицинских изделий, закупаемых заказчиком, считает, что товары, включенные в состав одного лота, такие как зонды желудочные, ректальный, иглы спинальные, канюли, катетеры, лезвия для скальпеля, скальпели, системы для переливания крови и инфузионных растворов, шприцы общего назначения, одноразового использования имеют различные функциональные свойства и не связаны технологически между собой в смысле, придаваемом частью 3 статьи 17 Закона о защите конкуренции.
Так, зонд желудочный применяется для желудочного зондирования (исследования), промывания и гипотермии желудка, используется, как катетер для желудочного доступа, аспирации, забора и введения лекарственных веществ, а также для энтерального питания, зонд ректальный, относится к инструментам проктологии и используется для введения в прямую кишку лекарственных препаратов; игла спинальная предназначена для проведения спинальной (субарахноидальной) анестезии, канюли применяются при внутривенных инъекциях для введения препаратов непосредственно в кровоток; катетер предназначен для соединения естественных каналов, полостей тела, сосудов с внешней средой с целью их опорожнения, введения в них жидкостей, промывания, либо проведения через них хирургических инструментов; лезвия, скальпели предназначены для проведения сложных медицинских процедур - выполнения операций, рассечения тканей; шприцы являются средством введения внутримышечных и внутривенных инъекций; системы переливания крови и инфузионных растворов используются для взятия крови у донора, для вливания реципиенту растворов и переливания крови и ее компонентов, а также кровезаменителей и других трансфузионных сред из стеклянных и полимерных емкостей.
Комиссия считает, что производство одних из вышеуказанных товаров не преследует цель обеспечить работоспособность, осуществление функций других товаров, включенных в лот. Данные товары могут использоваться (функционировать) самостоятельно.
Данная закупка различных видов продукции в рамках одного лота не позволяет участникам закупки, специализирующимся на поставках определенных видов товаров, участвовать в аукционе, что в свою очередь приводит к ограничению количества участников закупки, так как исключает возможность поставки отдельных видов товаров, указанных в аукционной документации.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что заказчиком объединены в один лот товары, технологически и функционально не связанные между собой, такие действия влекут ограничение количества участников закупки, что является нарушением пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, части 3 статьи 17 Закона о защите конкуренции.
Довод заявителя о том, что включение в аукционную документацию товара (шприц одноразовый Перфузор 50 мл), зарубежного производителя, влечет ограничение количества участников закупки и не позволяет отечественным производителям принять участие в закупке, Комиссия признает несостоятельным, учитывая следующее.
Пунктом 41 Раздела 5 аукционной документации (Описание объекта закупки) к поставке требуется шприц общего назначения, одноразового использования, со следующими характеристиками: коннектор - Луер-лок, Объем: 30.1 и
50 (см[3];^мл), тип шприца: 2-х и более компонентные, шприц с предустановленной иглой (размер G14, длина не более 30 мм), с винтовой насадкой Луер-Лок, положение канюли: центральное. Должен быть совместим с имеющимся у заказчика оборудованием производства BBraun: Перфузор Спейс.
Согласно пояснениям представителя заказчика шприцы объемом 50 мл с соединением Луер-Лок, соответствующие установленным заказчиком характеристикам, производятся также отечественными производителями: ООО "МПК"Елец", ООО "Стерин", ООО "МИМ".
Представителем заказчика представлено регистрационное удостоверение N РНЗ 2016/4326 от 04.07.2016 года на медицинское изделие - шприц однократного применения трехдетальный стерильный с номинальной вместимостью 50 мл для шприцевых насосов, выданное ООО "МИМ", регистрационное удостоверение N РНЗ 2015/2974 от 05.07.2018 года на медицинское изделие - шприцы инъекционные однократного применения стерильные с иглами инъекционными однократного применения, выданное ООО "МПК" "Елец".
Комиссия констатирует, что наличие шприцов, соответствующих характеристикам, установленным пунктом 41 Раздела 5 аукционной документации, выпускаемые отечественными производителями, опровергает довод заявителя об отсутствии возможности у участников закупки поставить отечественный товар.
Более того, Постановлением Правительства РФ от 05.02.2015 N 102 "Об ограничении и условиях допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее -Постановление Правительства N 102) не установлен запреет на поставку товара иностранного производства, как ошибочно полагает заявитель, постановление лишь предусматривает определенные случае ограничения допуска иностранных товаров. В связи с чем довод заявителя, о невозможности соблюдения требования Постановления Правительства N 102 является несостоятельным.
По смыслу части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе при выявлении нарушений требований законодательства РФ в сфере закупок уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок федеральный орган исполнительной власти вправе выдать специализированной организации, заказчику, аукционной комиссии, оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений в соответствии с законодательством РФ, в том числе об аннулировании определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
В этой связи, Комиссия считает необходимым выдать заказчику, оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении нарушения законодательства о контрактной системе путем аннулирования аукциона на поставку одноразовых медицинских изделий для осуществления сестринского ухода (0367100000818000298).
На основании изложенного, руководствуясь частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Группа СТК" на действия заказчика в лице ФГБУ "Федеральный центр нейрохирургии" Министерства здравоохранения РФ (Г.Тюмень) при проведении электронного аукциона (реестровый номер закупки: 0367100000818000298) на поставку одноразовых медицинских изделий для осуществления сестринского ухода обоснованной в части объединения в один лот товаров, технологически и функционально не связанных между собой.
2. Признать ФГБУ "Федеральный центр нейрохирургии" Министерства здравоохранения РФ (Г.Тюмень) нарушившим пункт 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, часть 3 статьи 17 Закона о защите конкуренции.
3. Выдать обязательное для исполнение предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе путем аннулирования аукциона на поставку одноразовых медицинских изделий для осуществления сестринского ухода (0367100000818000298).
4.Оператору электронной площадки ООО "РТС-тендер" (адрес в сети Интернет: http://www.rts-tender.ru/) обеспечить техническую возможность для осуществления действий по исполнению предписания и проведения электронного аукциона (N 0367100000818000298).
5. По фактам выявленных нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок передать материалы настоящего дела должностному лицу Тюменского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
В соответствии с ч. 9 ст. 106 Закона о контрактной системе настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
625048, г. Тюмень, ул. Холодильная, 58а тел. 50-31-55
П Р Е Д П И С А Н И Е
по делу N ФКС 18/399 о нарушении законодательства о контрактной системе
в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд
27 сентября 2018 г. Тюмень
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия, антимонопольный орган)
на основании решения от 27.09.2018 г. по делу N ФКС18/399 о нарушении законодательства о контрактной системе, принятого Комиссией Тюменского УФАС России по результатам рассмотрения жалобы ООО "Группа СТК" на действия заказчика - ФГБУ "Федеральный центр нейрохирургии" Министерства здравоохранения РФ (г.Тюмень) при проведении электронного аукциона на поставку одноразовых медицинских изделий для осуществления сестринского ухода (реестровый номер закупки 0367100000818000298), (далее также - аукцион), руководствуясь п.2 части 22 статьи 99, части 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
П Р Е Д П И С Ы В А Е Т :
1. ФГБУ "Федеральный центр нейрохирургии" Министерства здравоохранения РФ (г.Тюмень) устранить нарушение Закона о контрактной системе, допущенное при проведении электронного аукциона на поставку одноразовых медицинских изделий для осуществления сестринского ухода путем его аннулирования (N 0367100000818000298).
2. В срок до 19 октября 2018 года в адрес Тюменского УФАС России представить доказательства исполнения настоящего предписания, в том числе, скриншоты с официального сайта ЕИС в сфере закупок.
3.Оператору электронной площадки ООО "РТС-тендер" (адрес в сети Интернет: http://www.rts-tender.ru/) обеспечить техническую возможность для осуществления действий по исполнению предписания по делу N ФКС 18/399 (N 0367100000818000298).
Настоящее предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его вынесения согласно части 9 статьи 106 Закона о контрактной системе. Обжалование предписания в судебном порядке не приостанавливает действия предписания.
В случае неисполнения настоящего предписания. Тюменское УФАС России вправе применить меры ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области от 27 сентября 2018 г. N фкс18/399
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 04.10.2018