Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия, антимонопольный орган) в составе:
_____________________________________
_________________________________________________
от заказчика: муниципальное казенное учреждение "Стройзаказчик" (далее также - заказчик, МКУ "Стройзаказчик") _________ по доверенности N36/2018 от 28.05.2018 г., _______ по доверенности N46/2018 от 02.10.2018 г.,
в отсутствии уполномоченного органа: извещено надлежащим образом о дате и времени рассмотрения дела,
от Общества с ограниченной ответственностью АльфаСтрой (далее - ООО "АльфаСтрой", заявитель) ________ по доверенности N б/н от 01.10.2018 г.,
рассмотрев в порядке, предусмотренном главой 6 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон о контрактной системе, Закон N44-ФЗ), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы (ФАС России) по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утв. Приказом ФАС России N 727/14 от 19.11.2014 г. жалобу Общества на действия аукционной комиссии при проведении электронного аукциона по определению исполнителя работ по объекту: Строительство сетей водоснабжения по ул. Кирова; Строительство сетей водоснабжения по ул. Ворошилова (реестровый номер закупки в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru 0167300002818000141),
УСТАНОВИЛА:
В Тюменское УФАС России 26.09.2018 г. поступила жалоба заявителя на действия аукционной комиссии при проведении электронного аукциона (реестровый номер закупки 0167300002818000141).
Указанная жалоба заявителя признана соответствующей требованиям, предусмотренным ст. 105 Закона о контрактной системе, и принята к рассмотрению.
Уведомления о месте и времени рассмотрения настоящей жалобы направлены в адрес заявителя, заказчика, уполномоченного учреждения. Информация о содержании жалобы, времени и месте ее рассмотрения размещены на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru).
По мнению заявителя, его права и законные интересы были нарушены действиями аукционной комиссии, принявшей необоснованное решение о признании заявки ООО "АльфаСтрой" не соответствующей требованиям аукционной документации в связи с не предоставлением информации, предусмотренной разделом 3.1 главы 1, разделом 3.2.1 главы 3 документации об электронном аукционе, описание объекта закупки - п. 47. Люки чугунные.
В качестве обоснования своих доводов заявитель указал, что в документации об электронном аукционе содержалось требование об указании конкретного значения, показателя Глубины установки крышки в корпусе, при этом паспорт изделия не содержит информации о Глубине установки крышки в корпусе. Требуемый показатель не возможно указать без закупки товара и замера данной глубины с помощью линейки непосредственно по конкретной партии товара.
Таким образом, без наличия в паспорте таких сведений, участник не может заполнить заявку одновременно и конкретно, и достоверно.
Представители заказчика, уполномоченного органа на заседании Комиссии не согласились с доводами жалобы, представили письменное возражение (в материалах дела имеется).
Исследовав материалы дела, заслушав представителя заказчика, уполномоченного органа, представителя заявителя, исследовав и оценив в совокупности представленные документы, Комиссия по результатам проведенной внеплановой проверки по жалобе заявителя приходит к следующим выводам.
Из материалов дела усматривается, что администрация города Ялуторовска выступила организатором проведения электронного аукциона по определению исполнителя работ по объекту: Строительство сетей водоснабжения по ул. Кирова; Строительство сетей водоснабжения по ул. Ворошилова, с начальной (максимальной) ценой контракта 20 843 470,00 рублей, в интересах МКУ "Стройзаказчик".
Информация об электронном аукционе была размещена 04.09.2018 г. на официальном сайте ЕИС в сфере закупок: http://zakupki.gov.ru, с реестровым номером закупки 0167300002818000141.
Как следует из части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Статьей 64. Закона о контрактной системе установлены требования к содержанию документации об электронном аукционе.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
Согласно ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Положения части 2 статьи 33, подпункта "б" пункта 3 части 3 статьи 66, части 1 статьи 67 Закона о контрактной системе предусматривают, что аукционная документация должна содержать информацию, позволяющую аукционной комиссии обеспечить отбор участников закупки, чьи первые части заявки соответствуют требованиям установленным документацией об аукционе в отношении закупаемых товаров и работ. При этом пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе установлен запрет на установление таких требований к содержанию заявки и инструкции по ее заполнению, которые влекут за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в аукционе.
Как установлено материалами дела, предметом закупки является "Строительство сетей водоснабжения по ул. Кирова; Строительство сетей водоснабжения по ул. Ворошилова".
В соответствии с п. 3 ст. 3 Закона о контрактной системе закупка товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд - совокупность действий, осуществляемых в установленном Законом о контрактной системе порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд. Согласно определению слова "нужда" из словаря Ожегова С.И. - это потребность, недостаток в необходимом. Таким образом, требования, устанавливаемые заказчиками к объекту закупки, не могут быть произвольными, должны быть обусловлены наличием у заказчиков соответствующей, доказанной потребности и необходимости в чем-то конкретном.
Таким образом, Заказчик вправе включить в документацию о закупке такие требования, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих государственных или муниципальных функций. При этом заказчик вправе детализировать предмет закупок, однако, такая детализация должна быть обусловлена конкретными потребностями заказчика. Заказчик устанавливает требования к техническим характеристикам (потребительским свойствам) товара с учетом, в том числе его потребностей, специфики его деятельности и в целях обеспечения эффективного использования бюджетных средств. Законом о контрактной системе не предусмотрено ограничений по включению в документацию требований к товару, являющихся значимыми для заказчика. Однако необходимо учитывать тот факт, что право заказчика устанавливать требования к показателям товара не является абсолютным и подлежит применению с учетом действующего законодательства.
Комиссией Тюменского УФАС России установлено, что в таблице "Характеристики товаров (материалов), используемых при выполнении работ (Приложение N 1.2 к Техническому заданию) установлены требования к товарам, характеристикам товаров, используемых при выполнении работ, например:
Пункт 47 Люки чугунные ГОСТ 3634-99, Заказчик требует указать конкретные значения показателей: Глубина установки крышки в корпусе должна быть не менее 35 мм.
Согласно инструкции по заполнению первой части заявки на участие в аукционе (раздел 3.2.2. документации о проведении электронного аукциона) показатели и значения показателя товаров (материалов), установленные в требованиях аукционной документации, не применяются для указанного участником закупки типа, сорта, вида, класса, марки или конструктивного исполнения материала, а так же если в соответствии с требованиями ГОСТ, показатели и значения показателя товаров (материалов) предлагаемых Участником к использованию не установлены или не нормируются для указанного участником закупки типа, вида, класса, сорта, марки или конструктивного исполнения материала, участнику следует указать конкретное значение показателя.
Частью 2 статьи 66 Закона о контрактной системе установлено, что заявка на участие в электронном аукционе состоит из двух частей.
Согласно части 3 стать 66 Закона о контрактной системе, первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар, должна содержать, в том числе согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Статьей 67 Закона о контрактной системе установлен порядок рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе.
Частью 1 указанной статьи установлено, что аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную ч. 3 ст. 66 настоящего Федерального закона, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
Аукционной комиссией по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе принимается решение о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, к участию в нем и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены частью 4 настоящей статьи.
Частью 4 статьи 67 Закона о контрактной системе установлено, что участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, требованиям документации о таком аукционе.
Согласно ч. 6.1 ст.66 Закона о контрактной системе, в случае установления недостоверности информации, содержащейся в документах, представленных участником электронного аукциона в соответствии с частями 3 и 5 настоящей статьи, аукционная комиссия обязана отстранить такого участника от участия в электронном аукционе на любом этапе его проведения.
Как следует из решения аукционной комиссии по рассмотрению первых частей заявок на участие в электронном аукционе, оформленного Протоколом рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 24.09.2018 N1АЭ 0092/2018, заявка участника N2 (1083961) не допущена до участия в аукционе.
На основании изложенного следует, что участником закупки в составе первой части заявки на участие в электронном аукционе необходимо представить конкретные показатели используемого при выполнении работ товара.
В ходе внеплановой проверки Комиссией установлено, что в описание объекта закупки (Приложение N1 аукционной документации) содержатся функциональные, технические, качественные характеристики товаров, в том числе п. 47 Люки чугунные ГОСТ 3634-99, следующего содержания: Внутренний диаметр корпуса люка - не>840 мм; Тип люка - Тяжелый; Высота корпуса люка - не>120 мм; Вес корпуса люка - не более 60 кг; Диаметр крышки люка - не<600 мм; __..; Глубина установки крышки в корпусе - должна быть не менее 35 мм.
Комиссия, исследовав заявки участника N2 установила, что данным участником в п. 47 заявки указано: Внутренний диаметр корпуса люка - не нормируется; Тип люка - Тяжелый; Высота корпуса люка - не нормируется; Вес корпуса люка - 60 кг; Диаметр крышки люка - не нормируется; __..; Глубина установки крышки в корпусе - не нормируется.
Довод заявителя о том, что якобы данный геометрический размер не указывается в паспорте на данный товар не подтверждается, так как информация о люках и их геометрических размерах не ограничивается только паспортом на данный товар, а содержится кроме всего прочего на официальных сайтах товаропроизводителей, так же данный размер люка может быть запрошен у производителей люков, поставщиков.
При этом, заказчик предоставил общедоступную информацию сети Интернет (в материалах дела имеются) из которых следует, что можно указать конкретную глубину люка чугунного. На этапе подготовки заявки, у участника имелась возможность обратиться к различным источникам, производителям.
Между тем, жалоба заявителя не содержит доказательств, подтверждающих нарушение заказчиком Закона о контрактной системе при подготовке документации, так же заявителем не подавалась жалоба на положения документации, следовательно заявителю на момент подачи заявок были понятны все установленные требования заказчика, при этом такие требования не нарушали законных прав участника закупки.
С учетом изложенного Комиссия приходит к выводу, что действия аукционной комиссии правомерны, жалобу признать необоснованной.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 ст. 99, части 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "АльфаСтрой" на действия аукционной комиссии Администрации г. Ялуторовска при проведении электронного аукциона по определению исполнителя работ по объекту: Строительство сетей водоснабжения по ул. Кирова; Строительство сетей водоснабжения по ул. Ворошилова (реестровый номер 0167300002818000141) необоснованной.
В соответствии с ч. 9 ст. 106 Закона о контрактной системе настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии __________
Члены Комиссии _____________
________________
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области от 3 октября 2018 г. N ФКС 18/406
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 08.10.2018