Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия Тюменского УФАС России, Комиссия, антимонопольный орган)
рассмотрев в порядке, предусмотренном главой 6 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон о контрактной системе, Закон N44-ФЗ) жалобу ООО Фирма "Технология-Стандарт" на действия заказчиков - ГБУЗ ТО "Госпиталь для ветеранов войн", ГБУЗ ТО "Областная клиническая больница N1", ГБУЗ ТО "ОКБ N2", ГБУЗ ТО "Перинатальный центр", уполномоченного органа- Управления государственных закупок Тюменской области при проведении совместного электронного аукциона на поставку реагентов и расходного материала для выполнения лабораторных исследований на коагулологических анализаторах (реестровый номер закупки в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru 0167200003418005065 (далее также - электронный аукцион),
УСТАНОВИЛА:
В Тюменское УФАС России 01.10.2018 в порядке, предусмотренном главой 6 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Закон о контрактной системе) поступила жалоба заявителя на действия заказчиков, уполномоченного органа при проведении совместного электронного аукциона на поставку реагентов и расходного материала для выполнения лабораторных исследований на коагулологических анализаторах.
Согласно жалобе Заявитель считает, что документация об аукционе составлена с нарушениями Закона о контрактной системе и приводит следующие доводы:
Техническое задание Аукционной документации содержит указание на наличие на флаконе реагента штрих-кода (п.1-4,6,9,13,16,18,20-21,23), при этом отечественные реагенты штрих-кода не содержат, срок годности указывается в сопроводительных документах и на коробке флакона, информация о калибровочной кривой, стабильности реагента, номере лота, объеме флакона и аттестованные значения для контрольных и калибровочных плазм содержится в инструкциях к набору. Заявитель указывает, поскольку наличие штрих - кода на товаре не позволяет участвовать в закупке, необходимо выделить в отдельный лот реагенты, на флаконе которых содержаться штрих-код в отдельную закупку;
Также Заявитель считает неправомерным объединение в один лот принадлежностей к анализатору (промывочный раствор) и реагентов для работы на нем, поскольку принадлежности к анализатору не включены в перечень медицинских изделий, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 05.02.2015 N 102.
Присутствующий в заседании Комиссии представитель заказчика, не согласился с доводами заявителя по основаниям, изложенным в письменных возражениях, согласно которым документация об электронном аукционе на поставку реагентов и расходного материала для выполнения лабораторных исследований на коагулологических анализаторах не противоречит требованиям законодательства РФ о контрактной системе.
Пояснил, что объектом закупки является приобретение реагентов и расходного материала для выполнения лабораторных исследований на имеющихся у заказчика коагулологических анализаторах линии STA, производства "Стаго". Объединение в один лот промывающих растворов (п.22, 24 Описания объекта закупки) с реагентами для работы на анализаторе обусловлено тем, что исследования являются составляющими единого технологического процесса лабораторных исследований. Технологический процесс по исследованию анализаторов неразрывно связан с применением различных реагентов и расходного материала. Так, после того как выполнено лабораторное исследование с применением определенного реагента осуществляется промывка анализатора соответствующим раствором и лишь только после этого проводится следующее исследование, все это осуществляется автоматически. Проведение исследований возможно после установки всех необходимых реагентов на борт анализатора, а также при наличии в нем промывочного раствора. Штрих-код реагента и расходного материала дает возможность автоматизировать ввод данных. Штрих-код на флаконе реагента, содержит информацию о данных калибровочной кривой, сроке годности и стабильности реагента, номере лота и объеме флаконов. Загрузка реагентов и флаконов с вспомогательными растворами осуществляется путем поднесения флакона с реактивом штрих кодом к сканеру анализатора, анализатор считывает реагент, его лот, срок годности и время стабильности на борту. Целевое назначение всех закупаемых заказчиком товаров является достижение единой цели - проведение соответствующих лабораторных исследований на коагулологических анализаторах в связи с чем указанные товары объединены в один лот.
Представитель уполномоченного органа позицию заказчика поддержал, считает доводы жалобы не состоятельными не подлежащими удовлетворению, пояснил, что реагенты и расходные материалы, являющиеся предметом закупки электронного аукциона, не входят в перечень видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 05.02.2015 N 102 "Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Помимо этого, уполномоченным органом представлены материалы и документы по проведению обозначенного совместного электронного аукциона.
Исследовав материалы дела, заслушав представителя заказчика, уполномоченного органа и оценив в совокупности представленные документы, Комиссия по результатам проведенной внеплановой проверки по жалобе заявителя приходит к следующим выводам.
Из материалов дела усматривается, что Управление государственных закупок по Тюменской области, являясь уполномоченным органом, выступило организатором проведения электронного совместного аукциона на поставку реагентов и расходного материала для выполнения лабораторных исследований на коагулологических анализаторах в интересах заказчиков: ГБУЗ ТО "Областная клиническая больница N 1" ,ГБУЗ ТО "Госпиталь для ветеранов войн", ГБУЗ ТО "Областная клиническая больница N1", ГБУЗ ТО "ОКБ N2", ГБУЗ ТО "Перинатальный центр.
Информация об электронном аукционе 26.09.2018 года была размещена на официальном сайте ЕИС в сфере закупок: http://zakupki.gov.ru, с реестровым номером закупки: 0167200003418005065.
Согласно пункту 4 Извещения о проведении совместного электронного аукциона предметом контракта является поставка реагентов и расходного материала для выполнения лабораторных исследований на коагулологических анализаторах.
Приложение N 1 к аукционной документации содержит описание объекта закупки, включающее в себя поставку следующего товара: набор реагентов для определения фибриногена (п.1), набор реагентов для определения протромбинового времени (п.2), набор реагентов для определения антитромбина III (п.3), набор реагентов для определения протеина С (п.4), набор реагентов для определения свободного протеина S (п.5), скрининговый тест активированного парциального тромбопластинового времени для определения волчаночного антикоагулянта (п.6), скрининговый тест для определения волчаночного антикоагулянта с ядом гадюки Рассела (п.7), контрольные плазмы для определения волчаночного антикоагулянта (п.8), набор реагентов для определения плазминогена, (п.9), набор реагентов для определения Д-Димера (п.10), набор реагентов для определения антиплазмина (п.11), набор реагентов системная универсальная калибровочная плазма(п.12), набор реагентов для определения тромбинового времени (п.13), системная контрольная плазма для ПВ, АПТВ,ТТ, фибриногена и АТIII, норма и патология (п.14), плазма контрольная (п.15), аденозиндифосфат (п.16), системная универсальная контрольная плазма, норма и патология (п.17), набор реагентов для определения активированного парциального тромбопластинового (п.18), калибровочная плазма для определения антигена фактора фон Виллебранда (п.19), системный реагент для определения активированного парциального тромбопластинового времени с кремниевым активатором (п.20), раствор хлорида кальция (п.21), депротеинизирующий раствор (п.22), уфер для разведения (п.23), раствор промывающий (п.24).
По позициям N1,2,3,4,9,10,1112,13,14,15,17,18,19,21,22,23 требуется наличие штрих кода на каждом флаконе реагента, содержащий информацию о данных калибровочной кривой, сроке годности и стабильности реагента, номере лота и объеме флакона.
В части довода заявителя о выделить в отдельный лот реагентов, на флаконе которых содержаться штрих-код в отдельную закупку, Комиссия указывает следующее.
Как следует из части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
В частью 1 статьи 64 Закона о контрактной системе указано, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать в том числе, наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Исходя из совокупности вышеуказанных норм, Заказчик формирует требования к подлежащему поставке товару, исходя из своих потребностей, соблюдая ограничения, установленные положениями Закона о контрактной системе
Материалами дела установлено, что реагенты и расходный материал закупаются для выполнения лабораторных исследований на имеющихся у заказчика коагулологических анализаторах линии STA, производства "Стаго" (что также следует из описания объекта закупки).
Согласно представленному заказчиком письму Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения от 05.02.2016 года в соответствии с частью 3 статьи 38 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в РФ" производитель (изготовитель) медицинского изделия разрабатывает техническую и (или) эксплуатационную документацию, в соответствии с которой осуществляется производство, изготовление, хранение, транспортировка, монтаж, наладка, применение, эксплуатация, в том числе техническое обслуживание, а также ремонт, утилизация или уничтожение медицинского изделия.
Заказчиком представлено в материалы дела письмо от 07.05.2018 года производителя анализаторов линии STA, согласно которому проведение исследований на указанном оборудовании осуществляется в том числе, путем загрузки реагентов и автоматическом введении необходимой информации с помощью штрих-кодов.
Комиссия приходит к выводу, что требование заказчика о наличии штрих-кода на флаконе товара обусловлено имеющимся у заказчика оборудовании, которое автоматически считывает (при наличии штрих кода на товаре) необходимую информацию для осуществляния лабораторного исследования, что в свою очередь позволяет сократить временные затраты на мануальное выполнение данных манипуляций. Проведение исследований на имеющихся у заказчика коагулологических анализаторах возможно лишь после установки всех необходимых реагентов на борт анализатора, а также при наличии в нем промывочного раствора (депротеинизирующий раствор, раствор промывающий, п.22, 24 Описания объекта закупки).
Комиссия, указывает, что Закон о контрактной системе не содержит требований в части формирования лотов, равно как и понятие технологической и функциональной взаимосвязи. Функциональную и технологическую взаимосвязь следует рассматривать с точки зрения потребителя и возможности участия производителей на поставку определенного товара. Основными критериями для определения технологической и функциональной взаимосвязи являются единая сфера применения товаров, их целевое назначение, сходная специфика и методы работы.
Заявителем в материалы дела не представлено доказательств, свидетельствующих о невозможности поставки товаров с характеристиками, установленными Заказчиком.
Комиссия считает, что формирование объекта закупки направлено на применение закупаемых товаров как единого комплекса, в качестве единой технологической цепочки для выполнения лабораторных исследований, в связи с чем довод заявителя о том, что штрих - код на товаре не позволяет участвовать в закупке, в связи с чем необходимо выделить в отдельный лот реагенты, на флаконе которых содержаться штрих-код в отдельную закупку, Комиссия признает несостоятельным.
Кроме того, довод заявителя о нарушении требований Постановления Правительства РФ от 05.02.2015 N 102 "Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление Правительства N 102), Комиссия признает несостоятельным, учитывая следующее.
Так, в Извещении о проведении электронного аукциона, аукционной документации на поставку реагентов и расходного материала для выполнения лабораторных исследований на коагулологических анализаторах (0167200003418005065) ограничения допуска товаров в соответствии с Постановлением Правительства N 102 не устанавлены.
Согласно пояснениям представителя уполномоченного органа, реагенты и расходные материалы, являющиеся предметом закупки электронного аукциона, не входят в перечень видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный Постановлением Правительства N 102.
Материалами дела установлено, что Заказчиком закупаются препараты диагностические (реагенты) микробного и вирусного происхождения, наборы диагностические, код в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности- 21.10.60.196.
Комиссией установлено, что в перечень отдельных медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный Постановлением Правительства N 102 включены иные наборы реагентов (для количественного определения гормонов, для неонатального скрининга, для выявления инфекционных агентов методом полимеразной цепной реакции).
Учитывая изложенное, а также, что Заявителем на заседании Комиссии явка не обеспечена и не представлено сведений, подтверждающих обоснованность довода Заявителя, Комиссия приходит к выводу о том, что довод Заявителя о нарушении требований Постановления Правительства РФ от 05.02.2015 N 102 не нашел своего подтверждения.
На основании изложенного, руководствуясь частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия,
РЕШИЛА:
Признать жалобу Общества с ограниченной ответственностью Фирма "Технология-Стандарт" на действия заказчиков - ГБУЗ ТО "Областная клиническая больница N 1", ГБУЗ ТО "Госпиталь для ветеранов войн", ГБУЗ ТО "Областная клиническая больница N1", ГБУЗ ТО "ОКБ N2", ГБУЗ ТО "Перинатальный центр, уполномоченного органа - Управления государственных закупок по Тюменской области при проведении совместного электронного аукциона на поставку реагентов и расходного материала для выполнения лабораторных исследований на коагулологических анализаторах реестровый номер закупки (0167200003418005065) необоснованной.
В соответствии с ч. 9 ст. 106 Закона о контрактной системе настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области от 8 октября 2018 г. N фкс18/414
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.10.2018