Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по контролю закупок (далее также - Комиссия), в составе:
<_> - заместителя начальника отдела контроля закупок Якутского УФАС России, заместителя председателя Комиссии;
<_> - главного государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии,
<_> - государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии,
от заявителя общества с ограниченной ответственностью "Строй лес" (далее - ООО "Строй лес", заявитель): не явились, уведомлены надлежащим образом;
от заявителя общества с ограниченной ответственностью "Контракт" (далее - ООО "Контракт", заявитель): не явились, уведомлены надлежащим образом;
от заказчика Администрации муниципального образования "поселок Сангар" Кобяйского улуса (района) Республики Саха (Якутия) (далее также - АМО "поселок Сангар", заказчик): не явились, уведомлены надлежащим образом;
рассмотрев жалобы ООО "Строй лес" и ООО "Контракт" на действия заказчика АМО "поселок Сангар" при проведении электронного аукциона на реконструкцию здания МБУ "Дом культуры "Шахтер" п.Сангар (извещение N 0116300027418000025) проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Закон о контрактной системе, Закон N 44-ФЗ) внеплановую проверку осуществления закупки, действуя в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 года N 727/14,
у с т а н о в и л а:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступили жалобы ООО "Строй лес" и ООО "Контракт".
Из сути жалобы ООО "Строй лес" следует, что
1. В требованиях, установленных заказчиком, не отражено, что член саморегулируемой организации имеет право выполнять строительство, в том случае, если совокупный размер обязательств по договорам подряда, заключаемым с использованием конкурентных способов заключения договоров, не превышает предельный размер обязательств, исходя из которого участник закупки внес взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств, что нарушает требования статьи 55.8 Градостроительного кодекса РФ.
2. В пункте 5.7 проекта контракта установлено, что подрядчик обязан предоставить новое обеспечение исполнения контракта в тех же условиях и в той же сумме без уменьшения на размер выполненных обязательств.
3. Допущены разночтения в сроках окончания исполнения контракта в проекте контракта и в плане графике закупки.
4. Заказчик использовал в описании объекта закупки некорректные характеристики бетона.
5. В позиции "Светильники" заказчик установил нестандартную единицу измерения С.
Из сути жалобы ООО "Контракт" следует, что
1. Нарушены сроки подачи заявок на участие.
2. В описании объекта закупки установлены некорректные требования к позициям "антисептик", "шпаклевка" и "стекло зеркальное".
3. В описании объекта закупки установлены требования к товарам, значения которых определяются путем проведения испытаний.
Из письменных пояснений заказчика следует, с доводами жалоб не согласны, просят признать жалобы заявителей необоснованными.
Комиссия, изучив имеющиеся в деле документы, установила следующее.
1) извещение об осуществлении закупки размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 28.08.2018 г.;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 4 000 000, 00 руб.;
4) окончание срока подачи заявок: 14.09.2018 г.;
5) проведение электронного аукциона 17.09.2018 г.;
6) подано три заявки на участие в электронном аукционе.
7) двое участника закупок допущены к участию в аукционе;
8) на основании требования Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), в соответствии с частью 7 статьи 106 Закона о контрактной системе, закупка в части подписания контракта приостановлена до рассмотрения жалоб по существу.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) признала жалобу ООО "Строй лес" частично обоснованной на основании следующего.
1. Довод о том, что в требованиях, установленных заказчиком, не отражено, что член саморегулируемой организации имеет право выполнять строительство признать необоснованным в силу следующего.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки в соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки;
Согласно части 1 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс) юридическое лицо может иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительном документе, и нести связанные с этой деятельностью обязанности.
В случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности только на основании специального разрешения (лицензии), членства в саморегулируемой организации или выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ.
Согласно части 1 статьи 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) индивидуальный предприниматель или юридическое лицо имеет право выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, по договору подряда на осуществление сноса, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором, при условии, что такой индивидуальный предприниматель или такое юридическое лицо является членом соответственно саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящим Кодексом.
Согласно части 3 статьи 55.8 ГрК РФ член саморегулируемой организации имеет право выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, по договору подряда на осуществление сноса, заключаемым с использованием конкурентных способов заключения договоров, при соблюдении в совокупности следующих условий:
1) наличие у саморегулируемой организации, членом которой является такое лицо, компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств, сформированного в соответствии со статьями 55.4 и 55.16 настоящего Кодекса;
2) если совокупный размер обязательств по указанным в абзаце первом настоящей части договорам не превышает предельный размер обязательств, исходя из которого таким лицом был внесен взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств в соответствии счастью 11 или 13 статьи 55.16 настоящего Кодекса. Количество договоров подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, договоров строительного подряда, договоров подряда на осуществление сноса, которые могут быть заключены членом саморегулируемой организации с использованием конкурентных способов заключения договоров, не ограничивается.
Заказчиком в пункте 30 информационной карты установлено:
Требования, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации, к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работ, оказание услуг являющихся объектом закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона N44-ФЗ, а также дополнительные требования в соответствии с частями 2, 2.1 статьи 31 Закона N44-ФЗ. |
1) Требование в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона N44-ФЗ: Участник закупки должен являться членом саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства (за исключением случаев, перечисленных в ч. 2.2 ст. 52 Градостроительного кодекса РФ, а также случая, предусмотренного ч. 2.1 ст. 52 Градостроительного кодекса РФ при снижении участником закупки ценового предложения до 3 млн. рублей и менее), с правом выполнения строительства, реконструкции, капитального ремонта: а) в отношении объектов капитального строительства (кроме особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, объектов использования атомной энергии); При этом уровень ответственности члена саморегулируемой организации по обязательствам по договорам строительного подряда, заключаемым с использованием конкурентных способов заключения договоров должен соответствовать предполагаемой цене контракта согласно ст. 55.16 Градостроительного кодекса РФ. Соответствие требованиям подтверждается действующей на день подачи заявки выпиской из реестра членов саморегулируемой организации по утвержденной форме. |
Исходя из вышесказанного, заказчик установил требования к участникам закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Таким образом, нарушений Закона о контрактной системе не обнаружено.
2. Довод о том, что в пункте 5.7 проекта контракта установлено, что подрядчик обязан предоставить новое обеспечение исполнения контракта в тех же условиях и в той же сумме без уменьшения на размер выполненных обязательств признан необоснованным в силу следующего.
Согласно части 6 статьи 96 Закона о контрактной системе размер обеспечения исполнения контракта должен составлять от пяти до тридцати процентов начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки. В случае, если начальная (максимальная) цена контракта превышает пятьдесят миллионов рублей, заказчик обязан установить требование обеспечения исполнения контракта в размере от десяти до тридцати процентов начальной (максимальной) цены контракта, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса). В случае, если аванс превышает тридцать процентов начальной (максимальной) цены контракта, размер обеспечения исполнения контракта устанавливается в размере аванса. В случае, если предложенная в заявке участника закупки цена снижена на двадцать пять и более процентов по отношению к начальной (максимальной) цене контракта, участник закупки, с которым заключается контракт, предоставляет обеспечение исполнения контракта с учетом положений статьи 37 настоящего Федерального закона.
В соответствии с частью 3 статьи 96 Закона о контрактной системе исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 настоящего Федерального закона, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
В положении 5.6 проекта контракта установлено, что
В ходе исполнения Контракта Подрядчик вправе предоставить Заказчику обеспечение исполнения Контракта, уменьшенное на размер выполненных обязательств, предусмотренных Контрактом, взамен ранее предоставленного обеспечения исполнения Контракта. При этом может быть изменен способ обеспечения исполнения Контракта
В пункте 5.7 проекта контракта установлено следующее:
В случае, если по каким-либо причинам обеспечение исполнения обязательств по Контракту перестало быть действительным, закончило свое действие или иным образом перестало обеспечивать исполнение Подрядчиком своих обязательств по Контракту, Подрядчик обязуется в течение 5 (пяти) рабочих дней предоставить Заказчику иное (новое) надлежащее обеспечение исполнения обязательств по Контракту в соответствии с условиями, которые указаны в настоящем разделе.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Согласно статьям 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями, односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
В соответствии с частью 1 статьи 329 ГК РФ исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием имущества должника, поручительством, банковской гарантией, задатком и другими способами, предусмотренными законом или договором.
Согласно части 2 статьи 374 ГК РФ требование бенефициара об уплате денежной суммы по банковской гарантии должно быть представлено гаранту до окончания определенного в гарантии срока, на который она выдана.
В пункте 2 части 1 статьи 378 ГК РФ обязательство гаранта перед бенефициаром по гарантии прекращается окончанием определенного в гарантии срока, на который она выдана.
Таким образом, Комиссия, изучив материалы дела, пришла к выводу, что Закон о контрактной системе не запрещает установления заказчиком в проекте контракта требования о замене банковской гарантии в случае прекращения ее действия и указанное заказчиком в пункте 5.7 проекта контракта не противоречит положениям Закона о контрактной системе.
Таким образом, довод жалобы признан необоснованным.
3. Довод в том, что допущены разночтения в сроках окончания исполнения контракта в проекте контракта и в плане графике закупки признан необоснованным в силу следующего.
Согласно пункту 2 части 3 статьи 21 Закона о контрактной системе в план-график включается следующая информация в отношении каждой закупки: наименование и описание объекта закупки с указанием характеристик такого объекта с учетом положений статьи 33 настоящего Федерального закона, количество поставляемого товара, объем выполняемой работы, оказываемой услуги, планируемые сроки, периодичность поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, начальная (максимальная) цена контракта, цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), обоснование закупки в соответствии со статьей 18 настоящего Федерального закона, размер аванса (если предусмотрена выплата аванса), этапы оплаты (если исполнение контракта и его оплата предусмотрены поэтапно).
В соответствии с пунктом 2 статьи 42, части 5 статьи 63, части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, извещение о проведении электронного аукциона и аукционная документация должны содержать сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг.
Согласно части 4 статьи 64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
Также, в соответствии с ч. 3 ст. 7 вышеуказанного Закона, информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
В соответствии с ч. 3 ст. 21 Закона о контрактной системе в план-график включается следующая информация в отношении каждой закупки: наименование и описание объекта закупки с указанием характеристик такого объекта с учетом положений статьи 33 настоящего Федерального закона, количество поставляемого товара, объем выполняемой работы, оказываемой услуги, планируемые сроки, периодичность поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, начальная (максимальная) цена контракта, цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), обоснование закупки в соответствии со статьей 18 настоящего Федерального закона, размер аванса (если предусмотрена выплата аванса), этапы оплаты (если исполнение контракта и его оплата предусмотрены поэтапно).
В плане-графике указан планируемый срок окончания исполнения контракта - ноябрь 2018 года.
Согласно п. 2 ст. 42, ч. 5 ст. 63, ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должна содержаться краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных ст. 33 настоящего Федерального закона, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования. В случае, если при заключении контракта объем подлежащих выполнению работ по техническому обслуживанию и (или) ремонту техники, оборудования, оказанию услуг связи, юридических услуг, медицинских услуг, образовательных услуг, услуг общественного питания, услуг переводчика, услуг по перевозкам грузов, пассажиров и багажа, гостиничных услуг, услуг по проведению оценки невозможно определить, в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке заказчик указывает цену запасных частей или каждой запасной части к технике, оборудованию, цену единицы работы или услуги. В случае, если контрактом предусматривается выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, допускается оплата такого контракта исходя из фактически выполненного объема данных работ, но не превышающего объема работ, подлежащих выполнению в соответствии с контрактом. При этом в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке должно быть указано, что оплата выполнения работы или оказания услуги осуществляется по цене единицы работы или услуги исходя из объема фактически выполненной работы или оказанной услуги, по цене каждой запасной части к технике, оборудованию исходя из количества запасных частей, поставки которых будут осуществлены в ходе исполнения контракта, но в размере, не превышающем начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
Согласно п. 7.1 раздела "7. Срок действия контракта и условия его расторжения" проекта контракта - контракт вступает в силу со дня его заключения и действует до 31 декабря 2018 г.
Частью 1 статьи 2 Закона о контрактной системе установлено, что законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в ч. 1 ст. 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
В соответствии с п. 1 ст. 325 ГК РФ если обязательство предусматривает или позволяет определить день его исполнения либо период, в течение которого оно должно быть исполнено (в том числе в случае, если этот период исчисляется с момента исполнения обязанностей другой стороной или наступления иных обстоятельств, предусмотренных законом или договором), обязательство подлежит исполнению в этот день или соответственно в любой момент в пределах такого периода.
Согласно п. 3 ст. 425 ГК РФ законом или договором может быть предусмотрено, что окончание срока действия договора влечет прекращение обязательств сторон по договору.
Следовательно, момент окончания срока действия контракта не равнозначен времени исполнения обязательств. Таким образом, планируемый срок исполнения контракта обеими сторонами правоотношений - октябрь 2018 года, а срок действия контракта - 30 декабря 2019 года, что не является нарушением Закона о контрактной системе.
4. Довод в том, что заказчик использовал в описании объекта закупки некорректные характеристики бетона признан обоснованным в силу следующего.
Согласно пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться правилами использования при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии;
В приложении N1 к Техническому заданию заказчиком установлено
|
Бетон тяжелый |
Класс |
В25 (М350), В15 (М200), В7,5 (М100), В15 (М200), В7,5 (М100) |
|
Крупность заполнителя, в диапазоне |
От 10 до 40 |
мм |
Согласно информации на сайте Росстандарта, для бетона тяжелого действует ГОСТ 26633-2015.
Согласно ГОСТ 26633-2015 "Межгосударственный стандарт. Бетоны тяжелые и мелкозернистые. Технические условия" класс прочности на сжатие бетона подразделяются на B3,5; B5; B7,5; B10; B12,5; B15; B20; B22,5; B25; B27,5; B30; B35; B40; B45; B50; B55; B60; B70; B80; B90; B100; B110; B120.
Обозначения класса прочности "М***" применялось в недействующем ГОСТ 26633-91 "Бетоны тяжелые и мелкозернистые. Технические условия". Тем самым, заказчик допустил использование некорректных обозначений класса бетона.
Между тем, заказчик одновременно указал класс бетона согласно действующего ГОСТа.
Также заказчиком указывается параметр бетона "крупность заполнителя, в диапазоне".
В ГОСТ 26633-2015 установлен показатель "наибольшая крупность заполнителя", которая является диапазонным значением.
Следовательно, заказчиком нарушены требования пункта 2 части 1 статьи 33, пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
5. Довод в том, что в позиции "Светильники" заказчик установил нестандартную единицу измерения "С" признан обоснованным в силу следующего.
Согласно пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться правилами использования при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии;
Заказчиком в приложении N1 к Техническому заданию установлено
|
Светильники люминесцентные с зеркальной параболической решеткой встраиваемые |
Цоколь |
G13 |
|
Мощность светильника |
Не менее 36 |
Вт |
||
Коэффициент мощности (cosFi) |
> 0,96 |
|
||
Коэффициент пульсации |
<5 |
% |
||
Степень защиты (IP) |
IP20 |
|
||
Цвет корпуса |
Должен быть белый |
|
||
|
от +5 до +35 |
C |
Заявитель указывает, что заказчиком используется единица измерений "С", несоответствующая ГОСТ 8.417-2002.
По сведении сайта Росстандарта, ГОСТ 8.417-2002 "Государственная система обеспечения единства измерений. Единицы величин" является действующим.
Согласно ГОСТ 8.417-2002 единица температуры установлена следующим образом
Величина |
Единица |
||||
Наименование |
Размерность |
Наименование |
Обозначение |
Выражение через основные и производные единицы СИ |
|
международное |
русское |
||||
Температура Цельсия |
|
градус Цельсия |
°C |
°C |
K |
Таким образом, заказчик при заполнении технического задания допустил нарушение в использовании единицы измерения температуры, что нарушает пункт 2 части 1 статьи 33 и пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Довод жалобы признать обоснованным.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) признала жалобу ООО "Контракт" частично обоснованной на основании следующего.
1. Довод в том, что нарушены сроки подачи заявок на участие признан обоснованным в силу следующего.
Согласно части 3 статьи 63 Закона о контрактной системе в случае, если начальная (максимальная) цена контракта превышает три миллиона рублей, заказчик размещает в единой информационной системе извещение о проведении электронного аукциона не менее чем за пятнадцать дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Цена данного электронного аукциона - 4 000 000 руб.
Согласно статьи 191 Гражданского кодекса Российской Федерации течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.
Согласно статьи 194 Гражданского кодекса если срок установлен для совершения какого-либо действия, оно может быть выполнено до двадцати четырех часов последнего дня срока.
Заказчиком в аукционной документации установлено
Дата начала подачи заявок: 28.08.2018 12:12 (время размещения извещения в ЕИС)
Дата окончания подачи заявок: 12.09.2018 11:00
В соответствии требованиям Закона о контрактной системе и Гражданского кодекса дата окончания подачи заявок 12.09.2018 включительно.
Следовательно, заказчик нарушил часть 3 статьи 63 Закона о контрактной системе.
2. Довод о том, что в описании объекта закупки установлены необъективные требования к позициям "антисептик", "шпаклевка" и "стекло зеркальное" признан необоснованным в силу следующего.
Согласно части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться правилами: использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В аукционной документации заявитель указывает следующие товары и требования к ним:
Антисептик для лечения и защиты пористых поверхностей |
Срок сохранения антисептического эффекта снаружи помещений, не подверженных прямым атмосферным осадкам |
5 |
лет |
ШпаклевкаVetonit или эквивалент |
Время полного высыхания |
Нанесенный слой застывает в течение 3 ч, для полного высыхания следует подождать не менее суток, чем больше толщина слоя и количество слоев, тем больше времени требуется для высыхания. |
|
Стекло зеркальное |
коэффициент направленного пропускания света при толщине стекла 4 мм |
0,88. |
|
Заявителем оспаривается то, что в представленных товарах заказчик установил значения характеристик, которые препятствуют участнику в формировании заявки на участие в аукционе.
Проанализировав аукционную документацию, Комиссия пришла к выводу, что описание объекта закупки не противоречит статье 33 Закона о контрактной системе в части полноты представленной информации.
Между тем, заявитель в обосновании данного довода применил недействующую редакцию части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
3. Довод о том, что в описании объекта закупки установлены требования к товарам, значения которых определяются путем проведения испытаний, признан обоснованным в силу следующего.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч. ч. 3 - 6 ст. 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться правилами использования при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии;
Заявителем указаны следующие оспариваемые позиции в описании объекта закупки: шпаклевка Vetonit или эквивалент, стекло зеркальное, фасадные фиброцементные плиты.
Шпаклевка в описании объекта закупки представлен следующим образом
Шпаклевка Vetonit или эквивалент |
Цвет готового состава |
Основными оттенками нанесенного слоя являются белый, серый или желтый, что соответствует цвету приобретаемой сухой смеси. |
Размер гранул |
Мелкофракционная порошкообразная смесь, размер которой 0,3-0,5 мм, фракция пастообразного вещества не более 0,06 мм. |
|
Температура |
Поверхность при обработке и температура окружающей среды должна быть в пределах от +5 до +25 градусов (для морозостойких видов от -10 градусов). |
|
Расход |
На поверхность площадью 1 м2 при нанесении слоя в 1 мм потребуется 1,2-1,4 кг сухого вещества, расход при заполнении швов - 100-200 гр/м2. |
|
Объем воды для затворения смеси. |
Для приготовления шпаклевки необходимо на 1 кг порошкообразного вещества добавить 290-350 мл воды. |
|
Жизнеспособность. |
Приготовленная цементная смесь должна быть использована в течение 2 ч, после чего она теряет свои качества, разводить повторно не рекомендуется, если в состав входят полимерные связующие то жизнеспособность готового раствора может составлять 12-24 часа, а при условии хранения в закрытой таре и до 2-х суток. |
|
Время полного высыхания |
Нанесенный слой застывает в течение 3 ч, для полного высыхания следует подождать не менее суток, чем больше толщина слоя и количество слоев, тем больше времени требуется для высыхания. |
|
Толщина наносимого слоя |
Рекомендуется наносить за один раз 1-3 мм (в зависимости от марки товара за один проход может быть нанесен слой до 5 мм). |
|
Морозостойкость |
Не менее 75 циклов заморозки / разморозки для порошкообразных изделий и не менее 10 циклов для готовых растворов. |
|
Коэффициент прочности |
По истечении одного месяца слой способен выдерживать механическую нагрузку до 10 МПа. |
|
Коэффициент адгезии |
Прочность сцепления с поверхностью приблизительно 0,9-1 МПа. |
|
Срок хранения |
Товар может сохранять свой качества в течение 12-18 месяцев, при сохранении в целостности заводской упаковки, а также при должных условиях хранения - сухое помещение, где влажность воздуха не более 60%. |
Заявителем утверждается, что значения параметров "Размер гранул" и "Коэффициент адгезии" становятся известными после проведения испытаний готовой партии.
Проанализировав указанные параметры, Комиссия установила, что данные значения соответствуют характеристикам шпатлевки Vetonit, которые размещены в свободном доступе. Согласно описанию шпатлевки марки Vetonit, данная смесь производится согласно ТУ изготовителя.
По сведениям Росстандарта для шпатлевочных смесей действует ГОСТ 33699-2015 "Смеси сухие строительные шпатлевочные на цементном вяжущем. Технические условия".
Согласно ГОСТ 33699-2015 наибольшую крупность зерен заполнителя и содержание зерен наибольшей крупности шпатлевочных смесей определяют по ГОСТ 8735-88.
Также прочность сцепления с бетонным основанием и морозостойкость контактной зоны затвердевших растворов определяют по ГОСТ 31356-2007.
Оба параметра определяются путем проведения инструментальных испытаний.
Таким образом, заказчик установил значения характеристик товара, которые становятся известными после проведения соответствующих испытаний.
Стекло зеркальное в описании объекта закупки представлено следующим образом
Стекло зеркальное |
марка |
М1 |
|
толщиной |
Не менее 6 |
мм |
|
количество воздушных пузырьков в толще стекла диаметром до 1 мм на кв. м |
не более одного |
|
|
длина царапин "волосяных" |
не более 100 |
мм; |
|
всего число дефектов ("пороков стекла") |
не более 4-х на кв. м; |
|
|
отклонения листа по толщине |
не более 0,2 мм в любую сторону |
|
|
коэффициент направленного пропускания света при толщине стекла 4 мм |
0,88. |
|
Термин "стекло зеркальное" отсутствует в национальных стандартах.
Согласно пункта 4.2 действующего ГОСТа 111-2014 "Стекло листовое бесцветное. Техническое условие" стекло в зависимости от оптических искажений, пороков, предельного отклонения по толщине и разнотолщинности подразделяют на марки М0, М1, М4, М7.
В таблице 5 ГОСТ 111-2014 установлено следующее:
Количество и размеры неразрушающих пороков стекла
Марка стекла |
Категория размеров стекла |
Локальные пороки (кроме сколов, выступов, отбитых углов) |
Линейные пороки |
||||
Размер, мм |
Количество, шт., не более, на один лист стекла площадью, м2 |
Размер, мм |
Количество, шт., на один лист стекла |
||||
до 5 включ. |
св. 5 до 10 включ. |
св. 10 |
|||||
М1 |
СВР (стекло свободных размеров) |
До 0,5 включ. |
Не нормируются |
До 10 включ. |
Включают в общее количество локальных пороков, но не более 2 |
||
Св. 0,5 до 1,0 включ. |
2 |
3 |
5 |
||||
Св. 1,0 до 3,0 включ. |
0 |
1 |
1 |
||||
Св. 3,0 до 5,0 включ. |
0 |
0 |
1 |
||||
Св. 5,0 |
0 |
0 |
0 |
Св. 10 |
0 |
||
ТР (стекло твердых размеров) |
До 0,5 включ. |
Не нормируются |
Не допускаются |
||||
Св. 0,5 до 1,0 включ. |
1 |
2 |
4 |
||||
Св. 1,0 до 3,0 включ. |
0 |
1 |
1 |
||||
Св. 3,0 |
0 |
0 |
0 |
Пунктом 7.2 ГОСТ 111-2014 указано, что пороки стекла контролируются по ГОСТ 32557-2013 "Межгосударственный стандарт. Стекло и изделия из него. Методы контроля геометрических параметров и показателей внешнего вида".
Согласно ГОСТ 32557-2013 определение дефектов стекла (пороков) производится инструментальным методом. Следовательно, указанный заказчиком значения характеристики "Стекло зеркальное" определяется путем проведения контрольных инструментальных измерений.
Фасадные фиброцементные плиты в описании объекта закупки представлено следующим образом
Фасадные фиброцементные плиты |
Фракция каменной крошки может быть различной |
от очень мелкой 1-3 мм в диаметре до крупной - 5 мм в диаметре |
|
|
Плотность, не менее |
1,55 |
г/см3 |
|
Ударная вязкость |
не менее 2 |
кДж/м2 |
|
Водопоглащение, не более |
20 |
% |
|
Предел прочности при изгибе не менее |
22 |
МПа |
|
Адгезия после воздействия климатических факторов:баллов, не ниже МПа, не менее |
20,4 |
|
Фасадные фиброцементные плиты изготавливаются согласно действующего ГОСТ 8747-88 "Изделия асбестоцементные листовые. Методы испытаний".
Согласно пунктам 7 и 8 ГОСТ 8747-88 значения параметров "ударная вязкость" и "водопоглощение" определяются путем проведение инструментальных испытаний. Таким образом, заказчик указал испытуемые значения параметров товара.
Следовательно, довод жалобы заявителя признан обоснованным и заказчик нарушил пункт 1 части 1 статьи 33 и пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия),
р е ш и л а:
1. Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью "Строй лес" на действия заказчика Администрацию муниципального образования "поселок Сангар" Кобяйского улуса (района) Республики Саха (Якутия) при проведении электронного аукциона на реконструкцию здания МБУ "Дом культуры "Шахтер" п.Сангар (извещение N 0116300027418000025) частично обоснованным в части использования некорректных показателей и характеристик в описании объекта закупки.
2. Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью "Контракт" на действия заказчика Администрацию муниципального образования "поселок Сангар" Кобяйского улуса (района) Республики Саха (Якутия) при проведении электронного аукциона на реконструкцию здания МБУ "Дом культуры "Шахтер" п.Сангар (извещение N 0116300027418000025) частично обоснованным в части некорректного срока подачи заявок и показателей характеристик товаров, значения которых определяются путем проведения испытаний.
3. Признать заказчика Администрацию муниципального образования "поселок Сангар" Кобяйского улуса (района) Республики Саха (Якутия) нарушившей требования пунктов 1 и 2 части 1 статьи 33, пункта 2 части 1 статьи 64, части 3 статьи 63 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
4. Предписание об устранении допущенных нарушений не выдавать, поскольку доказательства того, что они повлияли на результаты закупки, отсутствуют.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения
Заместитель председателя комиссии: <_>
Члены комиссии: <_>
<_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 20 сентября 2018 г. N 06-1103/18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 04.10.2018