Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по контролю закупок (далее также - Комиссия), в составе:
<_> - заместителя начальника отдела контроля закупок Якутского УФАС России, заместителя председателя Комиссии;
<_> - главного государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии,
<_> - государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии,
от заявителя общества с ограниченной ответственностью "Земкадастр" (далее - ООО "Земкадастр", заявитель): <_> (по доверенности);
от заявителя индивидуального предпринимателя Ким Анны Геннадьевны (далее - ИП Ким А.Г., заявитель): не явилась, уведомлены надлежащим образом;
от уполномоченного органа Окружной администрации города Якутска (далее - Администрация города Якутска, уполномоченный орган): <_> (по доверенности), <_> (по доверенности);
от заказчика Муниципального казенного учреждения "Агентство земельных отношений" городского округа "город Якутск" (далее также - МКУ "Агентство земельных отношений", заказчик): <_> (по доверенности), <_> (по доверенности), <_> (по доверенности);
рассмотрев жалобы ООО "Земкадастр" и индивидуального предпринимателя Ким А.Г. на действия заказчика Муниципального казенного учреждения "Агентство земельных отношений" городского округа "город Якутск", уполномоченного органа Окружной администрации города Якутска при проведении открытого конкурса на выполнение кадастровых работ на автомобильные дороги общего пользования местного значения, расположенные на территории городского округа "город Якутск" (извещение N 0116300000118001089), проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Закон о контрактной системе, Закон N 44-ФЗ) внеплановую проверку осуществления закупки, действуя в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 года N 727/14,
у с т а н о в и л а:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступили жалобы ООО "Земкадастр" и ИП Ким А.Г.
Из сути жалобы ООО "Земкадастр" следует, что установленный заказчиком срок выполнения работ является необоснованным и неразумным.
Из сути жалобы ИП Ким А.Г. следует, что:
1. Отсутствуют требования к лицам, осуществляющим работы по межеванию земельного участка.
2. Установленный заказчиком срок выполнения работ является некорректным.
3. Заказчик установил некорректные требования к опыту работы участника, исходя из оценки значимости нестоимостных критериев.
Из письменных пояснений заказчика и уполномоченного органа следует, что с доводами жалоб не согласны, просят признать жалобы заявителей необоснованными.
Комиссия, заслушав лиц, участвующих в деле, изучив имеющиеся в деле документы, установила следующее:
1) извещение об осуществлении закупки размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 27.08.2018 г.;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - открытый конкурс;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 6 200 000, 00 руб.;
4) на момент рассмотрения дела срок подачи заявок не истек;
5) на основании требования Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), в соответствии с частью 7 статьи 106 Закона о контрактной системе, закупка в части подписания контракта приостановлена до рассмотрения жалоб по существу.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) признала жалобу ООО "Земкадастр" необоснованной на основании следующего.
Заказчиком установлен срок выполнения работ в конкурсной документации: 8 (восемь) календарных дней с момента заключения муниципального контракта.
Заявителем утверждается, что установленный срок выполнения работ является необоснованным и неразумным, в доказательство чего, заявитель ссылается на пункт 2.6 части 3 "Описание объекта закупки" конкурсной документации:
Утверждение схемы расположения земельного участка (земельных участков) на кадастровом плане территории в Департаменте имущественных и земельных отношений Окружной администрации г. Якутска, подготовка электронного варианта утвержденной схемы расположения земельного участка (земельных участков) на кадастровом плане территории для заверения электронной подписью.
Заявитель утверждает, что данное утверждение схемы производится через сайт Госуслуги в срок 44 рабочих дня.
Согласно части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация должная содержать информацию, указанную в извещении о проведении открытого конкурса.
Согласно пункта 1 части 3 статьи 49 Закона о контрактной системе в извещении о проведении открытого конкурса заказчик указывает информацию, предусмотренную статьей 42 настоящего Федерального закона.
В пункте 2 статьи 42 Закона о контрактной системе указано, что заказчик обязан разместить извещение об осуществлении закупки в единой информационной системе, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. В извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 настоящего Федерального закона, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.
Конкурсной документацией в разделе 3 "Описание объекта закупки" установлено:
2. Содержание работ
2.1 Подготовительные работы: сбор, анализ и изучение информации о земельных участках;
2.2 Получение топографической съемки для использования при подготовке межевания земельных участков;
2.3 Определение координат поворотных точек участка, вычисление длин его сторон и общей площади земельного участка;
2.4 Подготовка проекта схемы расположения земельного участка (земельных участков) на кадастровом плане территории;
2.5 Согласование проекта схемы расположения земельного участка (земельных участков) на кадастровом плане территории в Управлении архитектуры и градостроительной политики Окружной администрации г. Якутска;
2.6 Утверждение схемы расположения земельного участка (земельных участков) на кадастровом плане территории в Департаменте имущественных и земельных отношений Окружной администрации г. Якутска, подготовка электронного варианта утвержденной схемы расположения земельного участка (земельных участков) на кадастровом плане территории для заверения электронной подписью;
2.7 Изготовление межевого плана в соответствии с Федеральным законом N 218-ФЗ от 13.07.2015 г. "О государственной регистрации недвижимости".
3. Сроки проведения работ
3.1 Подрядчик выполняет работы указанные в пунктах 2.1, 2.2, 2.3, 2.4 настоящего Технического задания в течении 3 (трех) календарных дней со дня подписания муниципального контракта;
3.2 Работы, указанные в пунктах 2.5, 2.6 подрядчик выполняет в течении 2 (двух) календарных дней после проведения работ согласно п.3.1 настоящего Технического задания;
3.3 Работы, указанные в п. 2.7 подрядчик выполняет в течение 3 (трех) календарных дней после проведения работ согласно п. 3.2 настоящего Технического задания.
В письменном пояснении заказчика утверждается, что заявителем допускается неверное толкование пункта 2.6 части 3 "Описание объекта закупки", которым определено, что утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории происходит в Департаменте имущественных и земельных отношений Окружной администрации г.Якутска, а не через муниципальную услугу "Мои документы".
Также заказчиком были представлены письма от АО "Сахагипрозем" и ООО "СахаГеоКадастр" в ответ на запрос заказчика о сроках подготовки межевых планов. Согласно этим письмам срок выполнения данных объемов работ составляет 8 календарных дней.
Согласно части 1 статьи 12 Закона о контрактной системе государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Любой довод жалобы, если его обоснованность прямо не следует из положений Закона о контрактной системе, нуждается в доказывании. На это, в частности, указывает часть 9 статьи 105 Закона о контрактной системе: участник закупки, подавший жалобу на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, обязан приложить к жалобе документы, подтверждающие обоснованность доводов жалобы.
Между тем, заявителем не приведены доказательства невозможности исполнения контракта в установленный конкурсной документацией срок.
Таким образом, довод заявителя не нашел своего подтверждения.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) признала жалобу ИП Ким А.Г. частично обоснованной на основании следующего.
1. Довод в части отсутствия требований к лицам, осуществляющим работы по межеванию земельного участка признан обоснованным в силу следующего.
В пункте 2 части 3 статьи 49 Закона о контрактной системе установлено, что в извещении о проведении открытого конкурса заказчик указывает требования, предъявляемые к участникам открытого конкурса, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками открытого конкурса в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам открытого конкурса в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Согласно пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки в соответствии требованиям, установленным законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Согласно части 4 статьи 1 Федерального закона N221 от 24.07.2007 года "О кадастровой деятельности" (далее - Закон о кадастровой деятельности) кадастровой деятельностью являются выполнение работ в отношении недвижимого имущества в соответствии с установленными федеральным законом требованиями, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества (далее - кадастровый учет) сведения о таком недвижимом имуществе (далее - кадастровые работы), и оказание услуг в установленных федеральным законом случаях. Специальным правом на осуществление кадастровой деятельности обладает лицо, указанное в статье 29 настоящего Федерального закона (далее - кадастровый инженер).
Согласно части 1 статьи 29 Закона о кадастровой деятельности кадастровым инженером признается физическое лицо, являющееся членом саморегулируемой организации кадастровых инженеров. Кадастровый инженер может быть членом только одной саморегулируемой организации кадастровых инженеров.
В части 1 статьи 31 Закона о кадастровой деятельности установлено, что кадастровый инженер может выбрать одну из следующих форм организации своей кадастровой деятельности:
1) в качестве индивидуального предпринимателя;
2) в качестве работника юридического лица на основании трудового договора с таким юридическим лицом.
Согласно части 1 статьи 33 Закона о кадастровой деятельности кадастровый инженер вправе осуществлять кадастровую деятельность на основании трудового договора с юридическим лицом в качестве работника такого юридического лица. Договоры подряда на выполнение кадастровых работ заключаются таким юридическим лицом. Данные работы вправе выполнять только кадастровый инженер - работник такого юридического лица.
Согласно части 2 статьи 33 Закона о кадастровой деятельности указанное в части 1 настоящей статьи юридическое лицо обязано:
1) иметь в штате не менее двух кадастровых инженеров, которые вправе осуществлять кадастровую деятельность;
2) обеспечивать сохранность документов, получаемых от заказчика и третьих лиц при выполнении соответствующих кадастровых работ;
3) отстранить от выполнения кадастровых работ (не допускать к выполнению кадастровых работ) кадастрового инженера:
а) не прошедшего в установленном порядке обучения по дополнительной профессиональной программе повышения квалификации;
б) исключенного из саморегулируемой организации кадастровых инженеров;
в) привлеченного в качестве обвиняемого, в отношении которого судом вынесено постановление о его временном отстранении от должности в соответствии с положениями уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации.
Заказчиком размещено извещение о проведении открытого конкурса на проведение кадастровых работ на автомобильные дороги общего пользования местного значения, расположенные на территории городского округа "город Якутск".
Проанализировав конкурсную документацию, Комиссией было установлено, что заказчик не установил требования к участникам закупки о наличии соответствующей правоспособности.
Следовательно, заказчик нарушил пункт 1 части 1 статьи 31 и пункт 2 части 2 статьи 49 Закона о контрактной системе.
2. Довод о том, что установленный заказчиком срок выполнения работ является некорректным, признан необоснованным.
Данный довод аналогичен доводу ООО "Земкадастр", который Комиссия признала необоснованным. Оценка аналогичному доводу дана на стр.2-3 данного решения.
3. Довод о том, что заказчик установил некорректные требования к опыту работы участника, исходя из оценки значимости нестоимостных критериев, признан необоснованным.
Пунктом 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе предусмотрено, что конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с указанным Федеральным законом.
Согласно части 7 статьи 53 Закона о контрактной системе на основании результатов оценки заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия присваивает каждой заявке на участие в конкурсе порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения контракта. Заявке на участие в конкурсе, в которой содержатся лучшие условия исполнения контракта, присваивается первый номер.
Частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе определено, что для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:
1) цена контракта;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе, порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 (далее - Правила N 1085). Согласно пункту 1 указанного нормативного акта, настоящие Правила определяют порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в целях выявления лучших из предложенных условий исполнения контракта при проведении закупки, а также предельные величины значимости каждого критерия оценки заявок, окончательных предложений участников закупки.
В силу пункта 2 Правил N 1085 они применяются в отношении всех закупок, за исключением закупок, осуществляемых путем проведения аукциона, запроса котировок, у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), а также путем проведения запроса предложений, если заказчиком установлены иные критерии оценки заявок, не предусмотренные частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе.
Пунктом 3 Правил N 1085 определено, что оценка - это процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Согласно пункта 10 Правил N 1085 в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
Согласно пункта 27 Правил N 1085 Показателями нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" могут быть:
а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;
б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;
в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;
г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;
д) деловая репутация участника закупки.
Таким образом, в конкурсной документации должны быть указаны критерии оценки заявок участников конкурса и прописан четкий порядок оценки заявки участника по предусмотренным критериям, показателям каждого из критериев.
В конкурсной документации в части 4 "Требования к содержанию заявки на участие в открытом конкурсе и критерии оценок" критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе установлены следующим образом:
Критерий "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации"
(Рассчитывается в соответствии с пунктами 27 б), 28 раздела III Правил, утвержденных постановлением N 1085).
С целью оценки заявок на участие в открытом конкурсе устанавливается значимость критерия "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" в размере 40%.
Оценка заявок на участие в открытом конкурсе по критерию "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" осуществляется с учетом показателя:
N п/п |
Показатель критерия "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" |
Максимальное значение в баллах |
Значимость показателя, % |
2.1. |
Опыт участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема Наличие опыта добросовестного исполнения государственных и/или муниципальных контрактов, договоров, соглашений с государственными и муниципальными предприятиями, учреждениями на выполнение аналогичных предмету открытого конкурса работ за период, с 01.08.2013 г. до даты окончания срока подачи заявок. Сумма каждого контракта, договора, соглашения, не менее 3 млн. рублей. (подтверждается копиями контрактов, договоров, соглашений с актами выполненных работ). Оценивается в штуках. - от 8 и более контрактов, договоров, соглашений - 100 баллов - от 5 до 7 (включительно) контрактов, договоров, соглашений - 50 баллов - от 1 до 4 (включительно) контрактов, договоров, соглашений - 10 баллов - отсутствие контрактов, договоров, соглашений - 0 баллов. |
100 |
100 |
Показатель 2.1. Лучшим условием исполнения контракта по данному показателю является наибольшее значение показателя оценки.
Данный показатель рассчитывается следующим образом:
Предельно необходимое максимальное значение для показателя () равно 60 баллам.
Количество баллов, присуждаемых по данному показателю, определяется:
1) в случае если ,- по формуле:
2) в случае если ,- по формуле:
при этом НЦБmax = ,
где:
КЗ - коэффициент значимости показателя;
Ki - предложение участника конкурса, которое оценивается;
Кmax - максимальное предложение из всех предложений участников конкурса по данному показателю;
НЦБmax - количество баллов по показателю, присуждаемых участникам конкурса, предложение которых превышает предельно необходимое максимальное значение.
Сведения и документы, которые могут быть установлены в качестве подтверждающих опыт работы, положениями Закона о контрактной системе не регламентированы.
Заказчик имеет право самостоятельно устанавливать порядок оценки для обеспечения выявления лучших условий исполнения контракта. Установленный заказчиком порядок оценки и показатель не является условием допуска к участию в конкурсе, таким образом, при проведении конкурса соблюдаются ценовые и неценовые условия конкуренции между участниками закупки. Показатель установлен в соответствии с пунктом 27 Постановления Правительства РФ N 1085 и не противоречит действующему законодательству о контрактной системе РФ.
Таким образом, спорный критерий оценки, установленный заказчиком в конкурсной документации, не препятствует участию в конкурсе, в данной ситуации направлен, прежде всего, на определения победителя конкурса - лица, наиболее соответствующего потребностям заказчика при поставке товаров по объекту закупки.
Следовательно, заказчиком в конкурсной документации установлены критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе и величины значимости таких критериев, которые не противоречат требованиям Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия),
р е ш и л а:
1. Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью "Земкадастр" на действия заказчика Муниципального казенного учреждения "Агентство земельных отношений" городского округа "город Якутск", уполномоченного органа Окружной администрации города Якутска при проведении открытого конкурса на выполнение кадастровых работ на автомобильные дороги общего пользования местного значения, расположенные на территории городского округа "город Якутск" (извещение N 0116300000118001089) необоснованной.
2. Признать жалобу индивидуального предпринимателя Ким Анны Геннадьевны на действия заказчика Муниципального казенного учреждения "Агентство земельных отношений" городского округа "город Якутск", уполномоченного органа Окружной администрации города Якутска при проведении открытого конкурса на выполнение кадастровых работ на автомобильные дороги общего пользования местного значения, расположенные на территории городского округа "город Якутск" (извещение N 0116300000118001089) частично обоснованной в части отсутствия требований к лицам, осуществляющим работы по межеванию земельного участка.
3. Признать заказчика Муниципальное казенное учреждение "Агентство земельных отношений" городского округа "город Якутск" нарушившим требования пункта 1 части 1 статьи 31, пункта 2 части 2 статьи 49 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
4. Выдать заказчику Муниципальному казенному учреждению "Агентство земельных отношений" городского округа "город Якутск", уполномоченному органу Окружной администрации города Якутска предписание об устранении допущенных нарушений.
5. В сроки, определенные предписанием, уведомить Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) о выполнении положений предписания.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения
Заместитель председателя комиссии: <_>
Члены комиссии: <_>
<_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 14 сентября 2018 г. N 06-1079/18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 04.10.2018