Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по контролю закупок (далее - Комиссия Якутского УФАС России), в составе:
<_> - заместителя начальника отдела контроля закупок Якутского УФАС России, заместителя председателя Комиссии;
<_>- старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
<_>. - старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии,
при участии:
от заявителя общества с ограниченной ответственностью "Аспект" (далее - ООО "Аспект"): не явились, о времени и месте надлежащим образом уведомлены;
от заявителя общества с ограниченной ответственностью "Строй Лес" (далее - ООО "Строй Лес") не явились, о времени и месте надлежащим образом уведомлены;
от заказчика муниципального казенного учреждения "Служба единого заказчика" муниципального района "Таттинский улус" Республики Саха (Якутия) (далее - МКУ "СЕЗ" МР "Таттинский улус" РС(Я), заказчик): не явились, уведомлены надлежащим образом;
от уполномоченного учреждения муниципального казенного учреждения "Комитет по размещению муниципальных заказов" муниципального района "Таттинского улуса" Республики Саха (Якутия) (далее - МКУ "КРМЗ" МР "Таттинского улуса" РС(Я), уполномоченное учреждение"): не явились, представлены письменные пояснения,
рассмотрев жалобы ООО "Строй Лес", ООО "Аспект" на действия заказчика МКУ "СЕЗ" МР "Таттинский улус" РС(Я), уполномоченного учреждения МКУ "КРМЗ" МР "Таттинского улуса" РС(Я) при проведении электронного аукциона на строительство борцовского зала в с. Боробул (извещение N 0816300018718000063), проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон N 44-ФЗ) внеплановую проверку осуществления закупки, действуя в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России N 727/14 от 19.11.2014 г.
у с т а н о в и л а:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступили жалобы ООО "Строй Лес", ООО "Аспект".
Из текста жалобы ООО "Строй Лес" следует, что заявитель обжалует следующее:
1. В нарушение Закона о контрактной системе ненадлежащий срок предоставления разъяснений на запрос от участников закупки.
2. В извещении о проведении электронного аукциона установлено преимущество субъектам малого предпринимательства, социально ориентированным некоммерческим организациям, при этом с 01.07.2018 года Законом о контрактной системе не предусмотрено понятие "преимущество".
3. В нарушение Закона о контрактной системе установлены некорректные требования к применяемым материалам в таблице "Требования к основным используемым товарам, материалам" технического задания аукционной документации.
Просят признать жалобу обоснованной.
Из текста жалобы ООО "Аспект" следует, что заявитель обжалует следующее:
1. В нарушение требований Закона о контрактной системе заказчик установил излишние требования к применяемым материалам, значения которых становятся известными после проведения испытаний.
2. В нарушение Закона о контрактной системе не установлено требование к участникам закупки, предусмотренное пунктом 11 частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
3. В нарушение Закона о контрактной системе в аукционной документации ненадлежащий срок предоставления разъяснений на запрос по положению аукционной документации.
Просят признать жалобу обоснованной.
Из письменных пояснений уполномоченного учреждения следует, что не согласны с доводами жалобы и просят признать жалобу необоснованной.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), изучив имеющиеся в деле документы, установила следующее:
1) извещение N 0816300018718000063 об осуществлении закупки размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС), а также на сайте оператора электронной площадки АО "ЭТС" - 02.09.2018 года;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 5 250 000, 00 рублей;
4) единственный участник закупки признан соответствующим требованиям аукционной документации и Закону о контрактной системе.
5) электронный аукцион признан несостоявшимся.
На основании требования Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), в соответствии с частью 7 статьи 106 Закона о контрактной системе, закупка в части подписания контракта приостановлена до рассмотрения жалоб по существу.
Комиссия считает жалобу ООО "Строй Лес" частично обоснованной на основании следующего.
1. Довод в части установления некорректной даты окончания предоставления разъяснений положений аукционной документации подлежит признанию необоснованным по следующим основаниям.
Пунктом 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе.
В соответствии с частью 3 статьи 65 Закона о контрактной системе любой участник электронного аукциона, зарегистрированный в единой информационной системе и аккредитованный на электронной площадке, вправе направить с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе.
Согласно части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 статьи 65 Закона о контрактной системе запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Согласно информации с извещения о проведении электронного аукциона, размещенной в ЕИС, дата окончания подачи заявок на участие в электронном аукционе - 18.09.2018 г.
Пунктом 14 информационной карты аукционной документации установлено: "Дата начала и окончания предоставления разъяснений положений документации об электронном аукционе": с 02.09.2018 г. по 14.09.2018 г.
Таким образом, заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе указанный запрос поступил заказчику не позднее чем 07 сентября 2018 года включительно, при этом аукционная документация устанавливает, что датой окончания предоставления разъяснений положений аукционной документации является также 07 сентября 2018 года.
Следовательно, установленная дата окончания предоставления разъяснений положений аукционной документации не противоречит положениям части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе.
Довод признан необоснованным.
2. Довод в части установления в извещении о проведении электронного аукциона преимущества субъектам малого предпринимательства, социально ориентированным некоммерческим организациям подлежит признанию необоснованным по следующим основаниям.
Согласно части 4 статьи 27 Закона о контрактной системе преимущества в соответствии со статьями 28 - 30 настоящего Федерального закона предоставляются при осуществлении закупок:
1) учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы;
2) организациям инвалидов;
3) субъектам малого предпринимательства;
4) социально ориентированным некоммерческим организациям.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Закона о контрактной системе заказчики обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее чем пятнадцать процентов совокупного годового объема закупок, рассчитанного с учетом части 1.1 настоящей статьи, путем проведения открытых конкурсов, конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, электронных аукционов, запросов котировок, запросов предложений, в которых участниками закупок являются только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. При этом начальная (максимальная) цена контракта не должна превышать двадцать миллионов рублей.
Извещением о проведении электронного аукциона установлены ограничения и запреты "К участию в закупке допускаются только субъекты малого предпринимательства и социально ориентированные некоммерческие организации", также установлены преимущества: "Субъектам малого предпринимательства, социально ориентированным некоммерческим организациям".
Любой довод жалобы, если его обоснованность прямо не следует из положений Закона о контрактной системе, нуждается в доказывании. На это, в частности, указывает часть 9 статьи 105 Закона о контрактной системе: участник закупки, подавший жалобу на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, обязан приложить к жалобе документы, подтверждающие обоснованность доводов жалобы.
Между тем, заявителем жалобы в материалы дела не представлены доказательства нарушения Закона о контрактной системе, также отсутствует указание каким образом указанные требования вводят в заблуждение участников закупки.
Довод заявителя не нашел своего подтверждения и признан необоснованным.
3. Довод в части установления некорректного требования к применяемым материалам в таблице "Требования к основным используемым товарам, материалам" технического задания аукционной документации подлежит признанию обоснованным по следующим основаниям.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующим правилом: описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Согласно пункту 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующим правилом: использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации.
Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Материалами дела установлено, что в таблице "Требования к основным используемым товарам, материалам" технического задания аукционной документации установлено следующее:
12. |
Гравий для строительных работ, |
Марка 400, от 300 до 1200,фракция в диапазоне 5(3)-10 мм, 20-40 мм в соответствии с гос. стандартом |
16. |
Раствор готовый кладочный цементный |
Марки не ниже 100, вода должна быть без примесей, песок присутствует в смеси в качестве наполнителя, его фракции зерен должны быть не более 2 мм. |
31. |
Рубероид кровельный с мелкой посыпкой РМ-350 |
Ширина, мм, от 1000 до 1050, допускаемые отклонения по ширине полотна |
33. |
Изделия теплоизоляционные из пенопласта |
В виде цилиндра или полуцилиндра или сегментов длиной от 900 до 2000 мм, с интервалом до 100 мм, в соответствии с гос. стандартом, внутренний диаметр, от 45 до 535 мм, наружный диаметр, мм, от 40 до 535 толщина, мм, в диапазоне 30-80, |
Согласно сведениям с официального сайта Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в настоящее время действуют:
- ГОСТ 8267-93 "Щебень и гравий из плотных горных пород для строительных работ. Технические условия";
- ГОСТ 28013-98 "Растворы строительные. Общие технические условия";
- ГОСТ 10923-93 "Рубероид. Технические условия";
- ГОСТ 22546-77 "Изделия теплоизоляционные из пенопласта ФРП-1. Технические условия"
Пунктом 4.2.1 ГОСТ 8267-93 установлено, что щебень и гравий выпускают в виде следующих основных фракций: от 5(3) до 10 мм; св. 10 до 15 мм; св. 10 до 20 мм; св. 15 до 20 мм; св. 20 до 40 мм; св. 40 до 80(70) мм и смеси фракций от 5(3) до 20 мм.
Таким образом, ГОСТ 8267-93 не предусматривает щебень с указанными фракциями по установленными заказчиком к материалу "Гравий для строительных работ".
Пунктами 4.10, 4.11 ГОСТ 8267-93 установлено, что прочность растворов на сжатие в проектном возрасте характеризуют марками: М4, М10, М25, М50, М75, М100, М150, М200. Марку по прочности на сжатие назначают и контролируют для всех видов растворов. Морозостойкость растворов характеризуют марками. Для растворов установлены следующие марки по морозостойкости: F10, F15, F25, F35, F50, F75, F100, F150, F200.
При этом заказчик не конкретизирует марку применяемого материала в соответствии с ГОСТ 8267-93.
Вместе с тем, из письменных пояснений заказчика следует, что необходимо предоставить применяемый материал "Раствор готовый кладочный цементный" марку по прочности не ниже 100.
Согласно пункту 3.1 ГОСТ 10923-93 в зависимости от марки картона, назначения и вида посыпки рубероид подразделяют на марки, указанные в таблице 1. Вместе с тем, указанная заказчиком марка РМ-350 отсутствует в указанной таблице.
Вместе с тем, из письменных пояснений заказчика следует, что необходимо предоставить материал "Рубероид кровельный с мелкой посыпкой" марки РКП-350.
Формы и размеры изделий теплоизоляционных из пенопласта должны соответствовать ГОСТ 22546-77. Согласно указанному государственному стандарту не существует такого размера материала, когда внутренний диаметр больше наружного диаметра.
Таким образом, нарушены положения пункта 2 части 1 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Довод признан обоснованным.
4. Довод в части неправомерного установления заказчиком требования к таре применяемых материалов подлежит признанию обоснованным на следующем основании.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться правилами, в том числе: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Материалами дела установлено, что в таблице "Требования к основным используемым товарам, материалам" технического задания аукционной документации установлено следующее:
Уайт-спирит |
Должен быть в соответствии с требованиями ГОСТ 3134-78, цвет не темнее эталонного раствора, должен быть в бутылке вместимостью 0,25-0,50 дм3 |
При этом Комиссия отмечает, что требования к упаковке товара не относятся к функциональным, техническим и качественным характеристикам объекта закупки.
Следовательно, Заказчик в документации об аукционе установил некорректные требования к товару.
Установленное в документации об аукционе требование к упаковке товара ведет к ограничению количества участников закупки, способных поставить товар с иной формой упаковки.
Таким образом, Заказчик нарушил требование пункта 1 части 1 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Жалоба ООО "Строй Лес" признана частично обоснованной.
Комиссия считает жалобу ООО "Аспект" частично обоснованной на основании следующего.
1. Довод в части установления излишних требований к применяемым материалам, значения которых станут известны после проведения испытаний, подлежит признанию необоснованным по следующим основаниям.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующим правилом: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Согласно пункту 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующим правилом: использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации.
Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Материалами дела установлено, что в таблице "Требования к основным используемым товарам, материалам" технического задания аукционной документации установлено следующее:
3. |
Очес льняной (ГОСТ Р 53486-2009) |
Нормированная влажность льняного очеса должна быть менее 15 %, сорт 4 ил 6 или 8 или 10 или 12 или 14, тип грубый или мягкий, масса должна быть менее 3 кг |
38. |
Лак БТ-783 или эквивалент |
Внешний вид покрытия - прозрачное, с глянцевым блеском, влажность не менее 80% |
Согласно сведениям с официального сайта Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в настоящее время действуют ГОСТ Р 53486-2009 "Очес льняной. Технические условия", ГОСТ 1347-77 "Лак БТ - 783. Технические условия".
Пунктом 7.1.2 ГОСТ Р 53486-2009 при массе партии льняного очеса до 3 т включительно объединенные пробы для испытаний отбирают ориентировочной массой и в количестве согласно таблице 6*. Согласно таблице 6 ГОСТ Р 53486-2009 методом испытаний определяют следующие свойства льняного очеса: разрывная нагрузка ленточки, расщепленность, массовая доля инкрустов, массодлина, шишковатость, массовая доля костры и сорных примесей, влажность.
Таким образом, значение показателя "влажность льняного очеса" станет известно только после проведений испытаний.
По материалу "Лак БТ-783" заявителем жалобы не представлено достаточных доказательств, свидетельствующих о том, что содержащиеся в Техническом задании аукционной документации требования к товару станут известны после проведения испытаний указанного материала.
Таким образом, нарушено положение пункта 1 части 1 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Довод признан обоснованным.
2. Довод в части отсутствия требования к участникам закупки, предусмотренного пунктом 11 частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе подлежит признанию обоснованным по следующим основаниям.
Пунктом 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе установлено, что в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 настоящего Федерального закона, указываются требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Согласно части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Пунктом 11 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе предусмотрено, что при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки, а именно отсутствие у участника закупки ограничений для участия в закупках, установленных законодательством Российской Федерации.
В пункте 30 Информационной карты аукционной документации указано, что требования к участникам закупки в соответствии с пунктами 3-5, 7-11 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе установлено.
Аналогичные требования установлены в извещении о проведении электронного аукциона.
Таким образом, довод не нашел своего подтверждения и признан необоснованным.
3. Довод в части установления некорректной даты окончания предоставления разъяснений положений аукционной документации подлежит признанию необоснованным по следующим основаниям.
Данный довод ООО "Аспект" аналогичен первому доводу ООО "Строй Лес". Оценка довода дана на стр. 2-3 настоящего решения и признан необоснованным.
Жалоба ООО "Аспект" признана частично обоснованной.
В ходе внеплановой проверки установлено следующее.
1. Пунктом 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе предусмотрено, что в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 настоящего Федерального закона, указываются требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Частью 3 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
В силу пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно части 2 статьи 52 Градостроительного кодекса РФ (далее - ГрК РФ) работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором (далее также - договор строительного подряда), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций (далее - СРО) в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящей статьей. Выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства по таким договорам обеспечивается специалистами по организации строительства (главными инженерами проектов). Работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с иными лицами, могут выполняться индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, не являющимися членами таких саморегулируемых организаций.
Частью 1 статьи 55.8 ГрК РФ установлено, что индивидуальный предприниматель или юридическое лицо имеет право выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором, при условии, что такой индивидуальный предприниматель или такое юридическое лицо является членом соответственно саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено ГрК РФ.
Согласно извещению о проведении электронного аукциона предметом закупки является строительство борцовского зала в с. Боробул, начальная (максимальная) цена контракта - 5 250 000, 00 рублей.
Вместе с тем, материалами дела установлено, что в извещении о проведении электронного аукциона, аукционной документации не установлено требование к участникам закупки являться членом СРО.
Таким образом, нарушено пункт 1 части 1 статьи 31, пункт 6 части 5 статьи 63, часть 3 статьи 64 Закона о контрактной системе.
2. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению.
Согласно части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать:
1) согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);
2) при осуществлении закупки товара или закупки работы, услуги, для выполнения, оказания которых используется товар:
а) наименование страны происхождения товара (в случае установления заказчиком в извещении о проведении электронного аукциона, документации об электронном аукционе условий, запретов, ограничений допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона);
б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.
Из материалов дела следует, что Инструкция по заполнению заявки аукционной документации установлена не в соответствии с действующей редакцией Закона о контрактной системе.
Согласно части 6 статьи 66 Закона о контрактной системе требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 настоящей статьи документов и информации, не допускается.
Заказчиком нарушены пункт 2 части 1 статьи 64, часть 6 статьи 66 Закона о контрактной системе.
3. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению.
В соответствии с частью 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующие документы и информацию:
1) наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения (для юридического лица), почтовый адрес участника такого аукциона, фамилия, имя, отчество (при наличии), паспортные данные, место жительства (для физического лица), номер контактного телефона, идентификационный номер налогоплательщика участника такого аукциона или в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика участника такого аукциона (для иностранного лица), идентификационный номер налогоплательщика (при наличии) учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника такого аукциона;
2) документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона (указанная декларация предоставляется с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки);
3) копии документов, подтверждающих соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге и представление указанных документов предусмотрено документацией об электронном аукционе. При этом не допускается требовать представление указанных документов, если в соответствии с законодательством Российской Федерации они передаются вместе с товаром;
4) решение об одобрении или о совершении крупной сделки либо копия данного решения в случае, если требование о необходимости наличия данного решения для совершения крупной сделки установлено федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и (или) учредительными документами юридического лица и для участника такого аукциона заключаемый контракт или предоставление обеспечения заявки на участие в таком аукционе, обеспечения исполнения контракта является крупной сделкой;
5) документы, подтверждающие право участника электронного аукциона на получение преимуществ в соответствии со статьями 28 и 29 настоящего Федерального закона (в случае, если участник электронного аукциона заявил о получении указанных преимуществ), или копии таких документов;
6) документы, предусмотренные нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона, в случае закупки товаров, работ, услуг, на которые распространяется действие указанных нормативных правовых актов, или копии таких документов. При отсутствии в заявке на участие в электронном аукционе документов, предусмотренных настоящим пунктом, или копий таких документов эта заявка приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами;
7) декларация о принадлежности участника такого аукциона к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям в случае установления заказчиком ограничения, предусмотренного частью 3 статьи 30 настоящего Федерального закона (указанная декларация предоставляется с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки).
Из материалов дела следует, что Инструкция по заполнению заявки аукционной документации установлена не в соответствии с действующей редакцией Закона о контрактной системе.
Согласно части 6 статьи 66 Закона о контрактной системе требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 настоящей статьи документов и информации, не допускается.
Заказчиком нарушены пункт 2 части 1 статьи 64, часть 6 статьи 66 Закона о контрактной системе.
4. Согласно части 2 статьи 110.2 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе установить виды и объем работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту.
Правительством Российской Федерации 15.05.2017 г. принято постановление N 570 "Об установлении видов и объемов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, и о внесении изменений в Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом" (далее также - Постановление N 570).
Постановлением N 570 установлен перечень видов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам.
Пунктом 2 Постановления N 570 установлено следующее:
а) возможные виды и объемы работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства из числа видов работ, утвержденных настоящим постановлением, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, подлежат включению заказчиком в документацию о закупке;
б) конкретные виды и объемы работ из числа видов и объемов работ, предусмотренных подпунктом "а" настоящего пункта, определенные по предложению подрядчика, включаются в государственный и (или) муниципальный контракт и исходя из сметной стоимости этих работ, предусмотренной проектной документацией, в совокупном стоимостном выражении должны составлять:
не менее 25 процентов цены государственного и (или) муниципального контракта - с 1 июля 2018 г.
Определения понятий "Объект капитального строительства", "Строительство", "Реконструкция", "Капитальный ремонт объекта капитального строительства" приведены в статье 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Так пунктом 10 части 1 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что под объектом капитального строительства понимается здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (далее - объекты незавершенного строительства), за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек.
Как следует из материалов дела, предметом данной закупки является на строительство борцовского зала в с. Боробул.
Вместе с тем, пунктом 4.4.1 проекта контракта установлено, что подрядчик вправе привлечь к исполнению своих обязательств по контракту третьих лиц;
Следовательно, в данном случае заказчик должен включить в аукционную документацию условие, в соответствии с Постановлением N 570, об обязанности подрядчика выполнить работы, стоимость которых составляет не менее 25 процентов от цены муниципального контракта самостоятельно, с указанием видов предлагаемых работ, поскольку предметом закупки является строительство объекта капитального строительства.
Как следует из материалов дела, в аукционной документации отсутствуют виды и объемы работ, которые подрядчик должен выполнить самостоятельно без привлечения третьих лиц.
Кроме того, частью 4 статьи 64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
В силу части 8 статьи 34 Закона о контрактной системе штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 7 Правил, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30 августа 2017 г. N 1042 за ненадлежащее исполнение подрядчиком обязательств по выполнению видов и объемов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту, размер штрафа устанавливается в размере 5 процентов стоимости указанных работ.
Материалами дела установлено, что проект контракта не содержит ответственность подрядчика за ненадлежащее исполнение подрядчиком обязательств по выполнению видов и объемов работ по строительству, которые должен выполнить самостоятельно без привлечения третьих лиц.
Таким образом, нарушено положение части 8 статьи 34, части 2 статьи 110.2 Закона о контрактной системе, поскольку заказчик не установил в аукционной документации виды и объемы работ, которые подрядчик должен выполнит самостоятельно без привлечения третьих лиц и ответственность за их неисполнение.
На основании вышеуказанного, Комиссия, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия),
р е ш и л а:
1. Признать жалобу ООО "Строй Лес" на действия заказчика МКУ "СЕЗ" МР "Таттинский улус" РС(Я), уполномоченного учреждения МКУ "КРМЗ" МР "Таттинского улуса" РС(Я) при проведении электронного аукциона на строительство борцовского зала в с. Боробул (извещение N 0816300018718000063) частично обоснованной. Довод в части установления некорректного срока предоставления разъяснений на запрос от участников закупки, установления требований к применяемым материалам не в соответствии с действующими государственными стандартами, установления излишнего требования к таре применяемого товара обоснованным.
2. Признать жалобу ООО "Аспект" на действия заказчика МКУ "СЕЗ" МР "Таттинский улус" РС(Я), уполномоченного учреждения МКУ "КРМЗ" МР "Таттинского улуса" РС(Я) при проведении электронного аукциона на строительство борцовского зала в с. Боробул (извещение N 0816300018718000063) частично обоснованной. Довод в части установления излишних требований к показателям применяемых материалов, значения которых станут известны после проведения испытаний, установления некорректного срока предоставления разъяснений на запрос от участников закупки обоснованным.
3. Признать заказчика МКУ "СЕЗ" МР "Таттинский улус" РС(Я), уполномоченное учреждение МКУ "КРМЗ" МР "Таттинского улуса" РС(Я) нарушившими пункт 1 части 1 статьи 31, пункты 1, 2 части 1 статьи 33, часть 8 статьи 34, пункт 6 части 5 статьи 63, пункты 2, 11 части 1 статьи 64, часть 4 статьи 65, часть 6 статьи 66, часть 2 статьи 110.2 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
4. Выдать заказчику МКУ "СЕЗ" МР "Таттинский улус" РС(Я), уполномоченному учреждению МКУ "КРМЗ" МР "Таттинского улуса" РС(Я) предписание об устранении допущенных нарушений.
5. В сроки, определенные предписанием, уведомить Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) о выполнении положений предписания.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения.
Заместитель председателя комиссии <_>
Члены комиссии <_>
<_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 21 сентября 2018 г. N 06-1127/18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 10.10.2018