Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по контролю закупок (далее также - Комиссия), в составе:
<_> - начальника отдела контроля закупок Якутского УФАС России, заместителя председателя Комиссии;
<_> - главного государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии,
<_> - государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии,
от заявителя общества с ограниченной ответственностью "Строй Лес" (далее - ООО "Строй Лес", заявитель): не явился, уведомлены надлежащим образом;
от заказчика Муниципального дошкольного образовательного учреждения N29 "Ласточка" поселка Чульман Нерюнгринского района Республики Саха (Якутия) (далее также - МДОУ N29 "Ласточка", заказчик): не явились, уведомлены надлежащим образом;
от уполномоченного учреждения Муниципального казенного учреждения "Управление муниципальной собственностью и закупками Нерюнгринского района" Республики Саха (Якутия) (далее также - МКУ "Управление муниципальной собственностью и закупками", уполномоченное учреждение): не явились, уведомлены надлежащим образом;
рассмотрев жалобу ООО "Строй Лес" на действия заказчика МДОУ N29 "Ласточка" при проведении электронного аукциона на замену оконных блоков на блоке ПВХ в здании МДОУ N 29 "Ласточка" для размещения начальной школы (извещение N 0816300017018000298), проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Закон о контрактной системе, Закон N 44-ФЗ) внеплановую проверку осуществления закупки, действуя в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 года N 727/14,
у с т а н о в и л а:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступила жалоба ООО "Строй Лес".
Из сути жалобы ООО "Строй Лес" следует, что
1. Заказчик установил некорректный срок рассмотрения первых частей заявок.
2. Заказчик размещает документацию без учета изменений в действующем законодательстве в части установления преимущества субъектам малого предпринимательства.
3. Заказчик установил некорректный размер обеспечения исполнения контракта в информационной карте.
4. В извещении о проведении электронного аукциона не установлен порядок внесения денежных средств в качестве обеспечения заявок и порядок предоставления обеспечения исполнения контракта, требования к обеспечению, информация о банковском сопровождении контракта.
5. Заказчик не установил конкретный срок действия контракта.
6. В ведомости материалов установлены требования к цементу и его добавкам с указанием ГОСТ.
Из письменного пояснения уполномоченного учреждения следует, что с доводами жалобы не согласны. Довод в части указания некорректного размера обеспечения исполнения контракта в информационной карте признается уполномоченным учреждением как опечатка в указании процента обеспечения.
Комиссия, изучив имеющиеся в деле документы, установила следующее.
1) извещение об осуществлении закупки размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 19.09.2018 г.
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион.
3) начальная (максимальная) цена контракта - 2 435 000,00 руб.
4) срок окончания подачи заявок участников закупки - 28.09.2018 г.
5) дата рассмотрения первых частей заявок участников закупки - 01.10.2018 г.
6) на момент рассмотрения жалобы, на участие в электронном аукционе были поданы 5 заявок. Все участники допущены к электронному аукциону.
7) на основании требования Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), в соответствии с частью 7 статьи 106 Закона о контрактной системе, закупка в части подписания контракта приостановлена до рассмотрения жалобы по существу.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) признала жалобу ООО "Строй Лес" частично обоснованной на основании следующего.
1. Довод в части установки некорректного срока рассмотрения первых частей заявок признан необоснованным в силу следующего.
Согласно части 2 статьи 63 Закона о контрактной системе в случае, если начальная (максимальная) цена контракта не превышает три миллиона рублей, заказчик размещает в единой информационной системе извещение о проведении электронного аукциона не менее чем за семь дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Извещение о проведении электронного аукциона размещено в ЕИС 19.09.2018 года.
Согласно части 2 статьи 67 Закона о контрактной системе срок рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе не может превышать семь дней с даты окончания срока подачи указанных заявок, а в случае, если начальная (максимальная) цена контракта не превышает три миллиона рублей, такой срок не может превышать один рабочий день с даты окончания срока подачи указанных заявок.
Дата окончания срока подачи заявок в извещении о проведении электронного аукциона установлена 28.09.2018 года (пятница).
Дата рассмотрения первых частей заявок участников закупки установлена 01.10.2018 года (понедельник).
Таким образом, первым рабочим днем после даты окончания срока подачи заявок является понедельник 01.10.2018 года. Следовательно, нарушения Закона о контрактной системе отсутствуют.
2. Довод в части размещения заказчиком аукционной документации без учета изменений в действующем законодательстве в части установления преимущества субъектам малого предпринимательства признан необоснованным в силу следующего.
Заявитель указывает, что заказчик установил в извещении о проведении электронного аукциона преимущества субъектам малого предпринимательства, социально ориентированным некоммерческим организациям. После 1 июля 2018 года понятие преимущества для субъектов малого предпринимательства законом не предусмотрено.
Согласно пункта 4 статьи 42 Закона о контрактной системе заказчик обязан разместить извещение об осуществлении закупки в единой информационной системе, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. В извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, следующая информация: ограничение участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), установленное в соответствии с настоящим Федеральным законом (в случае, если такое ограничение установлено заказчиком).
Согласно части 4 статьи 27 Закона о контрактной системе преимущества в соответствии со статьями 28 - 30 настоящего Федерального закона предоставляются при осуществлении закупок:
1) учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы;
2) организациям инвалидов;
3) субъектам малого предпринимательства;
4) социально ориентированным некоммерческим организациям.
Согласно пункта 1 части 1 статьи 30 Закона о контрактной системе заказчики обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее чем пятнадцать процентов совокупного годового объема закупок, рассчитанного с учетом части 1.1 настоящей статьи, путем проведения открытых конкурсов, конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, электронных аукционов, запросов котировок, запросов предложений, в которых участниками закупок являются только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. При этом начальная (максимальная) цена контракта не должна превышать двадцать миллионов рублей.
Согласно части 1.2 статьи 30 Закона о контрактной системе заказчики вправе осуществлять закупки, указанные в пунктах 1, 4 и 5 части 1.1 настоящей статьи, у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в соответствии с частью 1 настоящей статьи.
В извещении о проведении электронного аукциона установлено:
Преимущества |
Субъектам малого предпринимательства, социально ориентированным некоммерческим организациям |
Требования к участникам |
1 Единые требования к участникам (в соответствии с частью 1 Статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ) Дополнительная информация к требованию отсутствует 2 Требования к участникам закупок в соответствии с частью 1.1 статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ Дополнительная информация к требованию отсутствует |
Ограничения и запреты |
1 Закупка у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций К участию в закупке допускаются только субъекты малого предпринимательства и социально ориентированные некоммерческие организации |
Таким образом, заказчик установил, что в данной закупке могут принять участие только СМП и СОНО. Комиссия не обнаружила нарушений Закона о контрактной системе.
3. Довод в части установки некорректного размера обеспечения исполнения контракта в информационной карте признан обоснованным в силу следующего.
Согласно пункта 8 статьи 42 Закона о контрактной системе заказчик обязан разместить извещение об осуществлении закупки в единой информационной системе, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. В извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, следующая информация: размер обеспечения исполнения контракта, порядок предоставления такого обеспечения, требования к такому обеспечению (если установление требования обеспечения исполнения контракта предусмотрено статьей 96 настоящего Федерального закона), а также информация о банковском сопровождении контракта в соответствии со статьей 35 настоящего Федерального закона.
Согласно пункта 8 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: размер обеспечения исполнения контракта, срок и порядок предоставления указанного обеспечения, требования к обеспечению исполнения контракта.
В извещении о проведении электронного аукциона установлено:
Размер обеспечения исполнения контракта |
730500.00 |
Тогда как в информационной карте аукционной документации установлено:
38 |
Размер обеспечения исполнения контракта |
5% от начальной (максимальной) цены контракта, что составляет 730 500,00 (семьсот тридцать тысяч пятьсот) рублей 00 копеек.. В случае, если предложенная в заявке участника закупки цена снижена на двадцать пять и более процентов по отношению к начальной (максимальной) цене контракта, участник закупки, с которым заключается контракт, предоставляет обеспечение исполнения контракта с учетом положений статьи 37 "Антидемпинговые меры при проведении конкурса и аукциона" Федерального закона N 44-ФЗ от 05.04.2013 г.
Срок предоставления обеспечения контракта - до момента заключения контракта. В случае если участником закупки, с которым заключается контракт, является казенное учреждение, требование о предоставлении обеспечения исполнения контракта к такому участнику не применяется в соответствии с N 44-ФЗ. |
В пункте 8.2 проекта контракта установлено:
Размер обеспечения исполнения Контракта составляет 5 процентов, что составляет ________________ рублей ____ копеек.
Из письменного пояснения уполномоченного учреждения следует, что в информационной карте произошла техническая опечатка в части указанного процента от начальной (максимальной) цены контракта (установили 5% вместо 30%). Размер обеспечения исполнения контракта в извещении о проведении электронного аукциона и в аукционной документации соответствует 730 500 рублям.
Согласно части 3 статьи 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Таким образом, заказчик нарушил часть 3 статьи 7 Закона о контрактной системе.
4. Довод жалобы о том, что в извещении о проведении электронного аукциона не установлен порядок внесения денежных средств в качестве обеспечения заявок и порядок предоставления обеспечения исполнения контракта, требования к обеспечению, информация о банковском сопровождении контракта признан необоснованным в силу следующего.
Согласно пункта 3 статьи 44 Закона о контрактной системе в конкурсной документации, документации об аукционе заказчиком должны быть указаны размер обеспечения заявок в соответствии с настоящим Федеральным законом и условия банковской гарантии (если такой способ обеспечения заявок применим в соответствии с настоящим Федеральным законом).
В извещении о проведении электронного аукциона установлено следующее:
Обеспечение заявок | |
Требуется обеспечение заявок |
|
Размер обеспечения заявок |
24350.00 |
Порядок внесения денежных средств в качестве обеспечения заявок |
Обеспечение заявки |
Платежные реквизиты для перечисления денежных средств при уклонении участника закупки от заключения контракта |
"Номер расчётного счёта" 40302810998495000001 "Номер лицевого счёта" 55663034039 "БИК" 049849000 |
Обеспечение исполнения контракта |
|
Требуется обеспечение исполнения контракта |
|
Размер обеспечения исполнения контракта |
730500.00 |
Порядок предоставления обеспечения исполнения контракта, требования к обеспечению, информация о банковском сопровождении контракта |
Обеспечение контракта |
Платежные реквизиты для обеспечения исполнения контракта |
"Номер расчётного счёта" 40302810998495000001 "Номер лицевого счёта" 55663034039 "БИК" 049849000 |
В информационной карте аукционной документации установлено
34 |
Обеспечение заявки |
|
35 |
Размер обеспечения |
1% от начальной (максимальной) цены контракта, что составляет 24 350,00 (двадцать четыре тысячи триста пятьдесят) рублей 00 копеек |
36 |
Способы обеспечения |
Денежные средства перечисляются по банковским реквизитам оператора электронной площадки в соответствии с инструкцией, находящейся по адресу: https://www.sberbank-ast.ru/ Требование об обеспечении заявки на участие в определении подрядчика в равной мере относится ко всем участникам закупки, за исключением казенных учреждений, которые не предоставляют обеспечение подаваемых ими заявок на участие в определении подрядчика. |
37 |
Обеспечение исполнения контракта: |
|
38 |
Размер обеспечения исполнения контракта |
5% от начальной (максимальной) цены контракта, что составляет 730 500,00 (семьсот тридцать тысяч пятьсот) рублей 00 копеек.. В случае, если предложенная в заявке участника закупки цена снижена на двадцать пять и более процентов по отношению к начальной (максимальной) цене контракта, участник закупки, с которым заключается контракт, предоставляет обеспечение исполнения контракта с учетом положений статьи 37 "Антидемпинговые меры при проведении конкурса и аукциона" Федерального закона N 44-ФЗ от 05.04.2013 г.
Срок предоставления обеспечения контракта - до момента заключения контракта. В случае если участником закупки, с которым заключается контракт, является казенное учреждение, требование о предоставлении обеспечения исполнения контракта к такому участнику не применяется в соответствии с N 44-ФЗ. |
39 |
Реквизиты счета для внесения денежных средств в качестве обеспечения контракта |
Получатель: Управление финансов Нерюнгринской районной администрации (МДОУ N29 "Ласточка" пос. Чульман, лицевой счёт: л/с 55663034039). ИНН: 1434028459 КПП: 143401001 Банк получателя: РКЦ Нерюнгри, г. Нерюнгри Расчетный счёт: 40302810998495000001 БИК: 049849000, ОКТМО: 98660101
В случае обеспечения контракта банковской гарантией, банковская гарантия должна соответствовать требованиям статьи 45 N 44 - ФЗ. |
Таким образом, довод жалобы заявителя не нашел своего подтверждения и признан необоснованным.
5. Довод жалобы о том, что заказчик не установил конкретный срок действия контракта, признан необоснованным.
Заявитель указывает на отсутствие в проекте контракта конкретного срока действия контракта, что приводит к невозможности определения срока действия банковской гарантии, предоставляемой в обеспечение исполнения обязательств по контракту.
В соответствии с частью 3 статьи 96 Закона о контрактной системе исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 настоящего Федерального закона, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
Таким образом, частью 3 статьи 96 Закона о контрактной системе установлено, что срок действия банковской гарантии отсчитывается исключительно от срока действия контракта.
Пунктом 11.1 проекта контракта установлено, что настоящий муниципальный контракт вступает в силу со дня его подписания сторонами и действует до момента исполнения Сторонами своих обязательств по настоящему Контракту в полном объеме, т.е. до окончания гарантийного срока.
Проект контракта содержит также следующие условия, в том числе:
пункт 3.2. - Оплата производится в следующем порядке: безналичный расчет, по факту полного выполнения работ, после подписания акта КС-2 службой технического надзора, Заказчиком, в течение 10 рабочих дней, согласно полученному счету. Аванс не предусмотрен.
пункт 5.1. - Срок выполнения (завершения) работ: до 20 ноября 2018 года, согласно графика выполнения работ, согласованного с Заказчиком.
пункт 6.1. - По окончании выполнения Работ Подрядчик обязан сообщить Заказчику о готовности к сдаче результата выполненных по контракту Работ и представить Заказчику в срок не позднее 2 рабочих дней с момента окончания срока выполнения Работ два экземпляра отчетной и исполнительной документации.
пункт 6.6. - Заказчик в течение 10 (десяти) рабочих дней после дня окончания Работ и предоставления Подрядчиком исполнительной и отчетной документации осуществляет приемку выполненных Работ и, в случае установления полного соответствия выполненных Работ требованиям настоящего контракта, подписывает двусторонний акт о приемке выполненных работ (форма N КС-2).
пункт 7.1. - Гарантия качества на общестроительные работы - в течение 2 (двух) лет с момента подписания акта приемки выполненных работ.
Проанализировав положения проекта контракта, Комиссия считает возможным установление срока действия контракта, поскольку проект контракта содержит конкретные сроки исполнения сторонами своих обязательств по настоящему контракту.
6. Довод жалобы о том, что заказчик в ведомости материалов установил требования к цементу и его добавкам с указанием ГОСТ признан необоснованным.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе;
В Ведомости материалов аукционной документации установлено:
6. |
Раствор тяжелый цементно-известковый |
Технические характеристики должны соответствовать ГОСТ 28013-98. Марка раствора по прочности: М50 - М150. Морозостойкость растворной смеси должна быть не менее F50. Предел прочности на сжатие на 28 сутки: должно быть обеспечено 100% прочности. Марка по подвижности Пк: Пк3. Песок, входящий в состав раствора, должен соответствовать требованиям ГОСТ 8736-2014. Песок входящий в состав растворной смеси должен быть природный или смесь песка природного и отсева дробления. Класс песка 1 или 2. Наибольшая крупность зерен заполнителя должна быть не более 2,5 мм. Цемент, входящий в состав раствора, должен быть с минеральными добавками или бездобавочный и соответствовать ГОСТ 10178-85. Обозначение цемента должно быть ПЦ-Д0 или ПЦ-Д5 или ПЦ-Д20 и марка 400 или 500 или 550 или 600. Известь строительная, входящая в состав раствора, должна соответствовать требованиям ГОСТ 9179-77. |
Заявитель утверждает, что указание ГОСТ для песка, извести и цемента является излишним.
ГОСТ 8736-2014, согласно информации с сайта Росстандарта www.gost.ru, действующий и применим к песку для строительных работ.
ГОСТ 9179-77, согласно информации с сайта Росстандарта www.gost.ru, действующий и применим к извести строительной.
ГОСТ 10178-85, согласно информации с сайта Росстандарта www.gost.ru, действующий и применим к портландцементу и шлакопортландцементу.
Согласно части 1 статьи 105 Закона о контрактной системе любой участник закупки, а также осуществляющие общественный контроль общественные объединения, объединения юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном настоящей главой, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.
Согласно части 9 статьи 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Вместе с тем, заявителем не представлены доказательства, подтверждающие, что нарушены права и законные интересы участников закупки обжалованными действиями заказчика, а также не указаны нарушения Закона о контрактной системе.
Таким образом, довод жалобы не нашел своего подтверждения.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия),
р е ш и л а:
1. Признать жалобу ООО "Строй Лес" частично обоснованной в части некорректного размера обеспечения исполнения контракта в информационной карте аукционной документации.
2. Признать заказчика Муниципального дошкольного образовательного учреждения N29 "Ласточка" поселка Чульман Нерюнгринского района Республики Саха (Якутия), уполномоченного учреждения Муниципального казенного учреждения "Управление муниципальной собственностью и закупками Нерюнгринского района" Республики Саха (Якутия) нарушившими части 3 статьи 7, части 6 статьи 96 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Выдать заказчику Муниципальному дошкольному образовательному учреждению N29 "Ласточка" поселка Чульман Нерюнгринского района Республики Саха (Якутия), уполномоченному учреждению Муниципальному казенному учреждению "Управление муниципальной собственностью и закупками Нерюнгринского района" Республики Саха (Якутия) предписание об устранении допущенных нарушений.
4. В сроки, определенные предписанием, уведомить Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) о выполнении положений предписания.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения
Заместитель председателя комиссии: <_>
Члены комиссии: <_>
<_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 5 октября 2018 г. N 06-1152/18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 11.10.2018