Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан по контролю в сфере закупок
(далее - Комиссия УФАС)
Присутствующие стороны: представители ООО ТД "Виал" не явились уведомлены надлежащим образом; в присутствии представителя по доверенности от ГБУЗ РБ ГКБ N13 г.Уфа (далее - Заказчик, Аукционная комиссия Заказчика) - Фахразиевой Г.Т.
рассмотрев жалобу Заявителя на действия членов Аукционной комиссии, (номер извещения 0301300022618000450) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан поступила жалоба Заявителя на действия членов Аукционной комиссии Заказчика.
По мнению Заявителя указанному в жалобе и к пояснениям по жалобе, его права и законные интересы нарушены нижеследующим:
Заявителем оспариваются действия Аукционной комиссии Заказчика вследствие неправомерного отказа в допуске заявке подателя жалобы.
Представитель Заказчика с доводами жалобы не согласился, по основаниям, изложенным в возражениях.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее. В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - <Аукцион>;
3) начальная (максимальная) цена контракта - < 405 192 ,00 > рублей;
4) на участие в Аукционе подано <4> заявки.
5) дата окончания рассмотрения первых частей заявок < 11.09.2018>;
6) по результатам рассмотрения заявке с номером "209" было отказано в допуске.
7) по результатам Аукцион победителем закупки была признана заявка ООО БИСКОМ с НМЦК 291338.04 руб.
8) Жалоба подана в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе.
9) Информация о поступлении жалобы в соответствии с ч.1 ст.106 Закона о контрактной системе размещена в единой информационной системе.
10) В соответствии с выданным Башкортостанским УФАС России уведомлением о приостановлении процедуры определения поставщика до рассмотрения жалобы по существу и запросом необходимой информации, Заказчиком была представлена информация по Аукциону.
31.08.2018 на официальном сайте http://zakupki.gov.ru было размещено извещение о проведении электронного аукциона N 0301300022618000450 на закупку лекарственного средства (Омепразол).
Разделом II. Техническое задание (Наименование и описание объекта закупки) установлено:
N п/п |
Международное непатентованное или химическое, группировочное наименование |
Лекарственная форма |
Дозировка |
Единица измерения в соответствии с формой выпуска |
Количество в единицах измерения в соответствии с формой выпуска |
1 |
2 |
3 |
5 |
7 |
8 |
1 |
Омепразол |
лиофилизат для приготовления раствора для инфузий* |
40 мг |
шт |
2 400 |
2 |
Омепразол |
капсулы |
20 мг |
шт |
72 000 |
или | |||||
10 мг |
шт |
144 000 |
Примечание:
*Профилактика аспирации кислого содержимого желудка в дыхательные пути во время общей анестезии (Синдром Мендельсона).
Участник закупки вправе предложить товар:
- в эквивалентной лекарственной форме;
- в кратной дозировке, а также с возможностью поставки лекарственного препарата в некратных эквивалентных дозировках, позволяющих достичь одинакового терапевтического эффекта;
- в количестве (объеме) в соответствии с первичной упаковкой в кратной дозировке;
- в двойном количестве (в случае поставки лекарственного препарата в кратной дозировке);
- возможность поставки однокомпонентных лекарственных препаратов, в случае закупки многокомпонентных (комбинированных) лекарственных препаратов, представляющих собой комбинацию 2 или более активных веществ (то есть активных веществ, входящих в состав комбинированного лекарственного препарата и зарегистрированных в составе однокомпонентных лекарственных препаратов), а также наборов зарегистрированных лекарственных препаратов;
- возможность поставки отдельных компонентов лекарственных препаратов, в случае закупки лекарственных препаратов в комплектации с растворителем или устройством для разведения и введения лекарственного препарата;
- возможность поставки лекарственного препарата с устройством введения, соответствующим объему вводимого лекарственного препарата, лекарственных препаратов в формах выпуска: "шприц", "преднаполненный шприц", "шприц-тюбик", "шприц-ручка" (например, при закупке преднаполненного шприца объемом 1 мл может быть указана форма выпуска "ампула" с поставкой шприца объемом 1 мл или 2 мл).
Поставщик должен обеспечить целостность упаковки, обеспечивающей сохранность товара при перевозке с учетом возможных перегрузок, складирования, продолжительности и способов транспортировки, при надлежащем и обычном способе обращения с грузом, а также предохраняющей товар от атмосферных воздействий.
Качество поставляемого товара должно соответствовать требованиям ГОСТов и настоящего Контракта, изложенных в показателях качества технической характеристики (технического задания), должно подтверждаться Поставщиком Сертификатом соответствия качества, оформленным по Правилам Системы сертификации ГОСТ России или Сертификатом качества завода - изготовителя, регистрационным удостоверением выданным Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения (Росздравнадзор). Соответствие требованиям нормативных документов, соответствие Российским стандартам.
Все характеристики объекта закупки, указанные в техническом задании документации об электронном аукционе, обязательны для предоставления в первой части заявки на участие в электронном аукционе в соответствии с вышеуказанными требованиями.
При предоставлении конкретных показателей, соответствующих значениям, установленным в документации об электронном аукционе, участники закупки должны руководствоваться инструкцией по заполнению заявки на участие в электронном аукционе, указанной в пункте 27 Раздела I настоящей документации об электронном аукционе.
В соответствии с протоколом рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 11.09.2018 N0301300022618000450-1 ООО "ТОРГОВЫЙ ДОМ "ВИАЛ" (регистрационный N 209) было отказано в допуске по следующим основаниям: "Отказать в допуске к участию в открытом аукционе в электронной форме участнику размещения заказа: на основании п.1 ч.4 ст.67 Закона 44-ФЗ; (Заявка на участие в электронном аукционе не соответствует требованиям, установленным документацией об электронном аукционе, на основании п. 1 ч. 4 ст. 67 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), а именно: предоставление недостоверной информации: первая часть заявки на участие в электронном аукционе содержит согласие поставить товар на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе, при этом по п. 1 технического задания участником закупки предложены лекарственные средства (МНН, наименование) Омепразол "Омал" 40 мг, лиофилизат для приготовления раствора для внутривенного введения. По состоянию на 11.09.2018 г. в Государственном реестре лекарственных средств (http://grls.rosminzdrav.ru) зарегистрированы лекарственные средства под торговыми наименованиями "Омал" лиофилизат для приготовления раствора для внутривенного введения 40 мг, флаконы (регистрационный номер: ЛП 003416 от 18.01.2016 г). Первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующую информацию: конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией об электронном аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии); п. 18 Раздела I Информация об электронном аукционе - Информация, содержащаяся в заявке на участие в электронном аукционе, не должна допускать двусмысленных толкований (разночтений), должна трактоваться однозначно)).В инструкции по медицинскому применению лекарственного препарата "Омал" в разделе "Показания к применению" отсутствуют показания: профилактика аспирации кислого содержимого желудка в дыхательные пути во время общей анестезии (Синдром Мендельсона), что не соответствует п.1* технического задания.)".
Согласно пункту "б" части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар должна содержать согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
В соответствии с частью 1 статьи 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
Согласно пунктам 1, 2 части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, или предоставления недостоверной информации, и в случае несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, требованиям документации о таком аукционе.
В соответствии с частью 5 статьи 67 Закона о контрактной системе отказ в допуске к участию в электронном аукционе по основаниям, не предусмотренным частью 4 настоящей статьи, не допускается.
В аукционной документации Заказчик установил требования к участникам электронного аукциона.
Так, первая часть заявки должна содержать конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
В силу вышеуказанного раздела аукционной документации заказчиком установлены следующие требования к лекарственному средству (МНН, наименование) Омепразол 40 мг, лиофилизат для приготовления раствора для внутривенного введения. *Профилактика аспирации кислого содержимого желудка в дыхательные пути во время общей анестезии (Синдром Мендельсона).
Однако ООО "ТОРГОВЫЙ ДОМ "ВИАЛ" в своего заявке указывает Омепразол "Омал" 40 мг, лиофилизат для приготовления раствора для внутривенного введения, в инструкции по медицинскому применению которого в разделе "Показания к применению" отсутствуют показания: профилактика аспирации кислого содержимого желудка в дыхательные пути во время общей анестезии (Синдром Мендельсона), что не соответствует п.1* технического задания.
Таким образом, ООО "ТОРГОВЫЙ ДОМ "ВИАЛ" в своей заявке указало товар, не соответствующий требованиям аукционной документации, следовательно, аукционная комиссия обоснованно отказала участнику в участии в электронном аукционе.
Раздел II. Техническое задание (Наименование и описание объекта закупки) сформирован в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Описание объекта закупки данного электронного аукциона сформировано заказчиком с учетом Особенностей описания лекарственных препаратов для медицинского применения, являющихся объектом закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 1380.
Согласно пп. "и" п. 5 указанных Особенностей при описании объекта закупки не допускается указывать иные характеристики лекарственных препаратов, содержащиеся в инструкциях по применению лекарственных препаратов, указывающие на конкретного производителя лекарственного препарата.
При этом, в соответствии пп. "а" п. 6 Особенностей обоснование необходимости указания характеристик в документации о закупке необходимо в случае, если установлены характеристики лекарственных препаратов, содержащиеся в инструкциях по применению лекарственных препаратов, указывающие на конкретного производителя лекарственного препарата.
В соответствии с информацией, размещенной в государственном реестре лекарственных средств, установленным заказчиком в техническом задании требованиям соответствуют как минимум два лекарственных средства, допущенных для применения на территории РФ и включенных в перечень ЖНВЛП:
1. Лекарственное средство с торговым наименованием "ОмезR" производства Д-р Редди'с Лабораторис Лтд - Индия.
2. Лекарственное средство с торговым наименованием "Омепразол" производства ООО "Лайф Сайнсес ОХФК" (Россия).
Таким образом, установленные заказчиком требования, в том числе, к наличию терапевтически значимых характеристик (профилактика аспирации кислого содержимого желудка в дыхательные пути во время общей анестезии (Синдром Мендельсона)) не указывают на конкретного производителя лекарственного препарата. Наличие на рынке продукции минимум двух производителей не позволяет сделать вывод о необъективности установления данных характеристик заказчиком по закупаемым лекарственным препаратам.
Из вышеприведенного, с учетом Закона о контрактной системе и Особенностей описания лекарственных препаратов для медицинского применения, являющихся объектом закупки следует, что установление требований к поставляемому товару - прерогатива Заказчика.
Следовательно, Заказчик вправе установить требования к поставляемым товарам таким образом, чтобы они соответствовали его потребностям. Более того, Закон о контрактной системе не содержит положений, которые бы обязывали Заказчика устанавливать требовании к поставляемым товарам таким образом, чтобы им отвечало максимальное количество наименований, какой бы то ни было продукции.
Таким образом, указанные положения норм Закона о контрактной системе устанавливают, что потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований, являющихся значимыми для заказчика.
В данном аукционе все требования к объекту закупки обоснованы и имеют четкое клиническое обоснование. Пациентам, получающим лечение, назначение лекарственных препаратов должно проводиться с осторожностью, так как имеется риск развития нарушений функций основных систем организма.
Таким образом, Заказчиком в аукционной документации установлены требования к лекарственному препарату с учетом собственных потребностей и исходя из специфики осуществляемого вида деятельности, и не может рассматриваться как ограничение доступа к участию в аукционе.
Установленное в описание объекта закупки требование об профилактике аспирации кислого содержимого желудка в дыхательные пути во время общей анестезии (Синдром Мендельсона) обусловлено потребностью заказчика в связи с наличием противопоказаний у пациентов.
Лекарственное средство (Омепразол 40 мг, лиофилизат для приготовления раствора для внутривенного введения), поставка которого является предметом аукциона, свободно обращается на фармацевтическом рынке, поставка препарата может осуществляться лицами, имеющими действующую лицензию на осуществление фармацевтической деятельности или производство лекарственных средств. В связи с этим любой хозяйствующий субъект при условии получения им необходимой лицензии имеет возможность осуществлять поставку лекарственного препарата, требующегося заказчику.
В силу статьи 6 Закона о контрактной системе к числу основных принципов контрактной системы относятся принцип ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд и принцип эффективности осуществления закупки (эффективного использования источников финансирования), который должен соблюдаться наряду с принципом обеспечения конкуренции.
Возможное сужение круга участников закупки с одновременным повышением эффективности использования финансирования (обеспечением его экономии), исходя из положений пункта 1 статьи 1 Закона о контрактной системе, не может само по себе рассматриваться в качестве нарушения требований Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Согласно Обзору судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный Президиумом Верховного Суда Российской Федерации "28" июня 2017 года, подтверждает доводы заказчика, так как указание заказчиком в аукционной документации особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки. Аналогичное значение для заказчика могут иметь дозировка и фасовка лекарственного препарата, например, по причине необходимости применения определенной дозы препарата, исходя из потребностей пациентов и невозможности хранить его неиспользованные остатки.
Заказчик вправе включить в документацию об аукционе такие технические и функциональные характеристики товаров, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих функций. Заказчик вправе в необходимой степени детализировать предмет закупок. Поставка товара, не соответствующего требованиям Заказчика, может отрицательно отобразиться на качестве оказания медицинской помощи, состоянии здоровья как пациентов, а также привести к срыву лечебного процесса.
Требования документации не ограничивают число участников размещения заказа еще в связи и с тем, что предметом аукциона является поставка, а не производство (изготовление) товара. Поставщиком медицинских препаратов может выступить любое физическое либо юридическое лицо, имеющее лицензию на соответствующий вид деятельности, готовое поставить продукцию, отвечающую требованиям документации и удовлетворяющее потребности заказчика. Извещение о проведении электронного аукциона так же не содержит ограничений возможности участия в размещении заказов только производителей, т.е. участником размещения заказа может быть любой поставщик.
В Российской Федерации отсутствует документ, который ограничивает рынок лекарственных средств с МНН - Омепразол, данный рынок открыт. К тому же, нормы законодательства РФ не запрещают выходить с предложением на участие в торгах нескольким претендентам с продукцией одного производителя, поэтому принимать участие в торгах может неограниченное количество потенциальных участников закупок, вследствие, указанные требования к лекарственным средствам с Омепразол не могут оказать влияние на сужение круга потенциальных участников аукциона или привести к ограничению доступа лекарственных средств с МНН Омепразол.
На основании вышеизложенного не усматривается нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок в действиях заказчика и членов аукционной комиссии ГБУЗ РБ ГКБ N 13 г. Уфа, в связи с этим, доводы жалобы Заявителя являются необоснованными.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.99 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Башкортостанского УФАС России по контролю в сфере закупок
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО ТД "Виал" на действия аукционной комиссии ГБУЗ РБ ГКБ N13 г.Уфы при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона извещение N 0301300022618000450, необоснованной.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан от 21 сентября 2018 г. N ГЗ-985/18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 11.10.2018