Резолютивная часть решения объявлена 28 сентября 2018 года
В полном объеме решение изготовлено 03 октября 2018 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Ингушетия (далее - Управление) по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председатель комиссии: Р.В Евлоев - заместитель руководителя Управления;
Члены комиссии: А.А. Аушев - ведущий специалист-эксперт Управления; М.М. Халмурзиев - государственный инспектор Управления;
В отсутствии представителей заявителя - Общества с ограниченной ответственностью "МЕДПРОЕКТ" (далее - Заявитель);
в присутствии представителя заказчика- Государственного учреждения - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Ингушетия (далее - Заказчик)- З.Я. Могушкова (доверенность N2 от 27.09.2018 г.);
все стороны дела о времени и месте рассмотрения жалобы уведомлены надлежащим образом, до начала рассмотрения заявлений и ходатайств не поступало;
ранее, в связи необходимостью выяснения дополнительных обстоятельств дела, Комиссия Управления объявляла перерыв в рассмотрении жалобы по существу на 16:25, 28.09.18г.;
рассмотрев жалобу Заявителя на действия (бездействие) Заказчика при проведении процедуры закупки способом электронного аукциона N0214100000118000034 по определению поставщика для заключения государственного контракта на поставку слуховых аппаратов для обеспечения ими инвалидов в 2018 году (далее - Закупка) выразившиеся в нарушении норм Федерального закона N44-ФЗ от 05.04.2013 г. "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), и проведя внеплановую проверку в соответствии со статьями 99 и 106 Закона о контрактной системе
УСТАНОВИЛА:
Заказчиком в единой информационной системе в сети Интернет по размещению информации о размещении заказов www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) размещены извещение и документация о проведении Закупки.
Согласно жалобе, при осуществлении закупки допущены следующие нарушения требований Закона о контрактной системе к содержанию аукционной документации и извещению о проведении Закупки:
1) Установлено неправомерное требование о предоставлении участниками Закупки во второй части заявки лицензии на медицинскую деятельность по оказанию специализированной медицинской помощи, включающей работы (услуги) по сурдологии- оториноларингологии;
2) Описание объекта закупки не соответствует требованиям Закона о контрактной системе;
3) В позиции 1 части 4 технического задания в составе аукционной документации Заказчиком указаны характеристики частотного диапозона не в соответствии с медицинской документацией Получателя;
4) Заказчиком не установлено требование к участникам закупки о наличии лицензии на техническое обслуживание медицинской техники;
5) В аукционной документации отсутствует обоснование НМЦК.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении Закупки размещено на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru - 14.09.2018 г.;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 849 433 ,20 рублей;
4) дата и время окончания подачи заявок - 24.09.2018 09:00;
5) дата проведения аукциона в электронной форме - 28.09.2018.
1. Довод Заявителя о том, что Заказчиком незаконно установлено требование о наличии лицензии у участника или соисполнителя на занятие медицинской деятельностью по сурдологии- оториноларингологии на территории Республики Ингушетия.
Объектом закупки по рассматриваемому аукциону является поставка слуховых аппаратов для обеспечения ими инвалидов в 2018 году. В то же время поставщику необходимо осуществить настройку слуховых аппаратов для каждого получателя, поскольку без настройки такое медицинское изделие как слуховой аппарат не пригодно для эксплуатации. В свою очередь, настройка слухового аппарата является медицинской услугой. Следовательно, требование о наличии лицензии участника или соисполнителя основано на нормах законодательства.
В соответствии с пунктом 46 части 1 статьи 12 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" N 99-ФЗ от 04.05.2011 г. лицензированию подлежит медицинская деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково").
Перечень работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность, Приложения к Положению о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково"), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2012 г. N291, включает работы (услуги) по: сурдологии-оториноларингологии.
Номенклатура медицинских услуг, утвержденная приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 13 октября 2017 г. N804н, предусматривает такую услугу как настройка слухового аппарата (код услуги A23.25.004).
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки: соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В рассматриваемом случае поставка товара и его настройка имеют непосредственную взаимосвязь и подчинены общей цели - обеспечению инвалидов надлежащими средствами реабилитации для улучшения качества их жизни. Следовательно, поставка слухового аппарата и его индивидуальная настройка при обеспечении инвалидов слуховыми аппаратами технологически и функционально взаимосвязаны, каждая из которых является необходимой составной частью обеспечения инвалидов слуховыми аппаратами.
Как уже отмечено выше, без настройки такое медицинское изделие как слуховой аппарат не пригоден для эксплуатации. Следовательно, если Заказчик организует выдачу слуховых аппаратов получателям без их настройки, то это не приведет к достижению конечной цели - реабилитации и социализации людей с заболеваниями слуха.
Согласно части 1 статьи 12 Закона о контрактной системе, государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно письма ФАС России N АД/66737/15 от 25.11.2015 г. на запрос Фонда социального страхования Российской Федерации по вопросу обеспечения инвалидов слуховыми аппаратами региональные учреждения Фонда социального страхования Российской Федерации вправе проводить закупку слуховых аппаратов, индивидуальных ушных вкладышей и настройку слуховых аппаратов, в случае установления в документации возможности привлечения исполнителем субподрядчиков, имеющих соответствующую лицензию на данный вид деятельности.
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления приходит к выводу о необоснованности довода жалобы.
2. Рассмотрев второй и третий доводы жалобы Комиссия Управления установила, что согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в числе прочего, следующую информацию:
- наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться, наряду с остальным, следующим правилом:
- использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В части 4 технического задания в составе аукционной документации указано, что технические характеристики приведены в соответствии со стандартом ГОСТ Р МЭК 60118-7:2013 (измерения для 2-х кубовой камеры), идентичным международному стандарту IEC 60118-7:2005 для измерений с помощью камеры малого объема (2сс coupler data).
Вместе с тем, Комиссией Управления установлено, что следующие показатели, приведенные в техническом задании в составе аукционной документации не соответствуют ГОСТ Р МЭК 60118-7:2013:
- границы диапазона частот не более 0,1 и не менее 4,8 кГц;
- максимальное усиление не менее 81 дБ;
- границы диапазона частот не более 0,1 и не менее 6,0 кГц;
- максимальный ВУЗД 90 слуховых аппаратов должен быть не менее 136 дБ;
- максимальное усиление не более 67 дБ.
При этом Заказчиком в аукционной документации не представлено обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии, вследствие чего Заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология.
На основании вышеизложенного, Комиссией Управления второй и третий доводы жалобы Заявителя, в части нарушения Заказчиком при описании объекта закупки пункта 1 части 1 статьи 64 и пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе признаны обоснованными.
4. Согласно части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
В силу части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе, заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
В техническом задании в составе аукционной документации установлено, что при выдаче (передаче) инвалидам слуховых аппаратов производится настройка слуховых аппаратов, поскольку поставка слуховых аппаратов и оказание услуг по их настройке технологически и функционально взаимосвязаны.
При в этом в аукционной документации не указано, что поставщик обязан осуществлять ремонт и техническое обслуживание слуховых аппаратов.
Согласно технического задания, гарантийный срок эксплуатации слуховых аппаратов не менее 12 месяцев со дня ввода в эксплуатацию.
Далее в техническом задании указано, что обеспечение возможности ремонта и технического обслуживания, устранения недостатков при обеспечении инвалидов слуховыми аппаратами осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 07.02.1992г.N2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон о защите потребителей).
Закон о защите потребителей регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав.
Согласно части 1 статьи 1 Закона о контрактной системе, Закон о контрактной системе регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в части, касающейся:
1) планирования закупок товаров, работ, услуг;
2) определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей);
3) заключения гражданско-правового договора, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества), от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, а также бюджетным учреждением, государственным, муниципальным унитарными предприятиями либо иным юридическим лицом в соответствии с частями 1, 2.1, 4 и 5 статьи 15 настоящего Федерального закона (далее - контракт);
4) особенностей исполнения контрактов;
5) мониторинга закупок товаров, работ, услуг;
6) аудита в сфере закупок товаров, работ, услуг;
7) контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - контроль в сфере закупок).
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о контрактной системе, законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
В соответствии с частью 9 статьи 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. Из приведенной нормы Закона о контрактной системе следует, что обязанность доказывания нарушения своих прав и законных интересов лежит на подателе жалобы.
На рассмотрение жалобы по существу представитель Заявителя не явился, иных документов и информацию, подтверждающих обоснованность довода жалобы не представил.
Исходя из вышеизложенного, указание Заказчиком в техническом задании в составе аукционной документации на то, что обеспечение возможности ремонта и технического обслуживания, устранения недостатков при обеспечении инвалидов слуховыми аппаратами осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 07.02.1992г.N2300-1 "О защите прав потребителей", не противоречит требованиям Закона о контрактной системе и не подразумевает при это на необходимость наличия у участников Закупки лицензии на техническое обслуживание медицинской техники, в силу чего Комиссией Управления довод жалобы Заявителя признан необоснованным.
5. Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в числе прочего, следующую информацию:
- наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В пункте 2.7 информационной карты в составе аукционной документации указано, что обоснование начальной (максимальной) цены контракта приведено в приложение N 1 к документации.
Вместе с тем приложение N1 с обоснованием начальной (максимальной) цены контракта отсутствует в составе аукционной документации.
На основании вышеизложенного, Комиссией Управления установлено, что в нарушении пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе Заказчик не указал в аукционной документации обоснование начальной (максимальной) цены контракта, в силу чего довод жалобы Заявителя Комиссией Управления признан обоснованным.
По результатам проведения внеплановой проверки Комиссией Управления нарушения требований Закона о контрактной системе не выявила.
На основании вышеизложенного и руководствуясь статьей 99 и статьей 106 Закона о контрактной системе Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу Заявителя - Общества с ограниченной ответственностью "МЕДПРОЕКТ" частично обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения пункта 2 части 1 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать обязательное для исполнения предписание.
4. Передать материалы дела должностному лицу Управления для решения вопроса о привлечении виновных должностных лиц к административной ответственности.
5. В соответствии со статьей 106 Закона о контрактной системе направить настоящее решение Заявителю, Заказчику.
Председатель Комиссии: Р.В. Евлоев
Члены комиссии: М.М. Халмурзиев
А.А. Аушев
Настоящее решение (предписание) может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия в соответствии с требованиями Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с административным регламентом утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ АДМИНИСТРАТИВНОГО РЕГЛАМЕНТА ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ИСПОЛНЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ФУНКЦИИ ПО РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБ НА ДЕЙСТВИЯ (БЕЗДЕЙСТВИЕ) ЗАКАЗЧИКА, УПОЛНОМОЧЕННОГО ОРГАНА, СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ, КОНКУРСНОЙ, АУКЦИОННОЙ ИЛИ КОТИРОВОЧНОЙ КОМИССИИ, ОПЕРАТОРА ЭЛЕКТРОННОЙ ПЛОЩАДКИ ПРИ ОПРЕДЕЛЕНИИ ПОСТАВЩИКОВ (ПОДРЯДЧИКОВ, ИСПОЛНИТЕЛЕЙ)" заинтересованные лица вправе обжаловать действия (бездействие) контролирующего органа, его должностных лиц и решений, принятых (осуществляемых) ими в ходе исполнения государственной функции, в досудебном (внесудебном) порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Ингушетия от 28 сентября 2018 г. N 200-З/18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 04.10.2018