Комиссия Ленинградского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
В присутствии представителей по доверенностям:
Заказчика - ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ "УПРАВЛЕНИЕ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ"-
Уполномоченного органа - Комитет государственного заказа Ленинградской области-
Заявителя -ООО "КТПИ "Газпроект" (далее - Заявитель) -
рассмотрев в соответствии с Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, п.п. 5.4-5.6. Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного приказом ФАС России от 23.07.2015 N 649/15, жалобу Заявителя и в результате проведения в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) внеплановой проверки
УСТАНОВИЛА:
В Ленинградское УФАС России поступила жалоба Заявителя (вх. N 8463 от 24.09.2018) на действия заказчика при проведении открытого конкурса на право заключения контракта на выполнение работ по актуализации проектной документации и разработке рабочей документации по объекту: "Строительство перехода через реку Волхов на подъезде к г. Кириши в Киришском районе Ленинградской области" (далее - Конкурс).
Извещение о проведении конкурса, конкурсная документация размещены Заказчиком 29.08.2018на официальном сайте единой информационной системы (далее - ЕИС) в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт).
Начальная (максимальная) цена контракта - 110 000 000,00 рублей.
Источник финансирования - Областной бюджет Ленинградской области.
Как следует из жалобы, Заявитель оспаривает действия Заказчика при проведенииоткрытого конкурса.
Представитель Заказчика возражал против доводов Заявителя ипросил признать жалобу необоснованной.
Рассмотрев представленные документы, Комиссия пришла к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 48 Закона о контрактной системе под открытым конкурсом понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого конкурса, конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые требования.
В силу положений статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация должна содержать информацию, предусмотренную пунктами 1- 13 части 1 указанной статьи, в том числе, критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке, в числе прочих, устанавливает следующие критерии:
- квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно Правилам оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утвержденыПостановлением Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2013 г. N 1085 "Об утверждении правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупкитоваров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд") (далее - Правила) в целях настоящих Правил для оценки заявок (предложений) заказчик устанавливает в документации о закупке следующие критерии оценки:
а) характеризующиеся как стоимостные критерии оценки:
цена контракта;
расходы на эксплуатацию и ремонт товаров (объектов), использование результатов работ;
стоимость жизненного цикла товара (объекта), созданного в результате выполнения работы в случаях, предусмотренных пунктом 5 настоящих Правил (далее - стоимость жизненного цикла);
предложение о сумме соответствующих расходов заказчика, которые заказчик осуществит или понесет по энергосервисному контракту;
б) характеризующиеся как нестоимостные критерии оценки:
качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно пункту 10 Правил в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
В соответствии с абзацем 2 пункта 11 Правил для оценки заявок (предложений) по нестоимостным критериям оценки (показателям) заказчик вправе устанавливать предельно необходимое минимальное или максимальное количественное значение качественных, функциональных, экологических и квалификационных характеристик, которые подлежат оценке в рамках указанных критериев. В этом случае при оценке заявок (предложений) по таким критериям (показателям) участникам закупки, сделавшим предложение, соответствующее такому значению, или лучшее предложение, присваивается 100 баллов.
Согласно пункту 27 Правил показателемнестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки", в числе прочих показателей, может быть деловая репутация участника закупки.
В соответствии с пунктом 28 Правил оценка заявок (предложений) по нестоимостному критерию оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" производится в случае установления в документации о закупке в соответствии с пунктом 10 настоящих Правил показателей, раскрывающих содержание соответствующего критерия оценки, с указанием (при необходимости) предельно необходимого заказчику минимального или максимального значения, предусмотренного абзацем вторым пункта 11 настоящих Правил.
Согласно пункту 29 Правил для использования в целях оценки заявок (предложений) шкалы оценки заказчик в документации о закупке должен установить количество баллов, присуждаемое за определенное значение критерия оценки (показателя), предложенное участником закупки. В случае если используется несколько показателей, значение, определенное в соответствии со шкалой оценки, должно быть скорректировано с учетом коэффициента значимости показателя.
В силу пункта 6 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе в случае, если в конкурсной документации указан такой критерий оценки заявок на участие в конкурсе, как квалификация участника открытого конкурса, заявка участника открытого конкурса может содержать также документы, подтверждающие его квалификацию, при этом отсутствие указанных документов не является основанием для признания заявки не соответствующей требованиям настоящего Федерального закона.
Как следует из конкурсной документации, Заказчиком установлен следующий порядок оценки заявок на участие в Конкурсе:
1) Цена контракта - значимость критерия 60%;
2) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации (далее - квалификация участника) - значимость критерия 40%.
В соответствии с пунктом 10 Правил в отношении нестоимостного критерия квалификации участника предусмотрен следующий показатель, раскрывающий содержание критерия и учитывающий особенности оценки по критерию:
- деловая репутация участника закупки - значимость показателя 100%.
Деловая репутация участника закупки определяется индексом деловой репутации (ИДР) в соответствии с требованиями ГОСТ Р 66.0.01-2017 "Оценка опыта и деловой репутации субъектов предпринимательской деятельности. Национальная система стандартов. Общие положения, требования и руководящие принципы" (далее - ГОСТ) и требованиями Стандарта организации Ассоциации аккредитованных лиц в области оценки соответствия Северо-Западного Федерального округа СТО ААЛСЗ 66.1.07/Д-2018 "Оценка опыта и деловой репутации лиц, осуществляющих архитектурно-строительное проектирование автомобильных дорог" (далее - СТО).
При оценке показателя учитывается значение ИДР, указанное в сертификате соответствия. ИДР должен быть актуален на дату окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе. Количество баллов, присуждаемых заявке участника по данному показателю, определяется в соответствии со шкалой: значение ИДР от 80 и выше - 100 баллов; от 70 менее 80 - 50 баллов; от 60 менее 70 - 25 баллов; от 50 менее 60 - 12,5 баллов; ниже 50 (либо при отсутствии сертификата) - 0 баллов.
ИДР участника закупки подтверждается предоставлением копии сертификата, выданного в соответствии с требованиями ГОСТ и СТО. Сертификат соответствия должен быть выдан лицом, допущенным в систему добровольной сертификации, зарегистрированную в едином реестре зарегистрированных систем добровольной сертификации в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании с правом выдачи сертификатов соответствия.
Сертификат должен быть выдан в результате оценки деловой репутации участника закупки по следующему виду работ в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности ОК 029-2014 (КДЕС ред.2): 71.11.1 - "Деятельность в области архитектуры, связанная с созданием архитектурного объекта".
При отсутствии у участника закупки деловой репутации, выраженной ИДР организации, рассчитанным по требованиям ГОСТ и СТО, а также в случае непредставления подтверждающих документов, заявке участника по данному показателю присваивается 0 баллов.
Как следует из жалобы, Заявитель обжалует положения конкурсной документации, по его мнению, нарушающие положения пункта 4 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе и заключающиеся в установлении требования, ограничивающего количество участников. В этой связи Заявитель оспаривает положение, согласно которому деловая репутация участника закупки определяется индексом деловой репутации, указанным в сертификате, выданном по ГОСТ, исключительно по виду деятельности ОКВЭД 71.11.1 вместо 71.11.
Комиссия установила, что код 71.11 вида экономической деятельности "Деятельность в области архитектуры" включает в себя консультативные услуги в области архитектурных работ, включая разработку архитектурной концепции, подготовку архитектурных решений зданий и сооружений, градостроительное проектирование, включая ландшафтную архитектуру.
В то же время код 71.11 является корневым и включает в себя следующие виды работ:
71.11.1 Деятельность в области архитектуры, связанная с созданием архитектурного объекта
Эта группировка также включает:
- разработку проектной документации по консервации, ремонту, реставрации, приспособлению и воссозданию объектов культурного наследия
Эта группировка не включает:
- разработку проектной документации по консервации, ремонту, реставрации, приспособлению и воссозданию объектов культурного наследия (в части инженерно-технической проектной документации), см. 71.12.12;
- разработку проектной документации (как архитектурной, так и инженерно-технической) по консервации, ремонту, реставрации, приспособлению и воссозданию объектов культурного наследия (в части ландшафтной архитектуры), см. 71.11.3
71.11.2 Деятельность по территориальному планированию и планировке территории.
71.11.3 Деятельность в области ландшафтной архитектуры и консультативные услуги в области архитектуры
Эта группировка также включает:
- разработку проектной документации по консервации, ремонту, реставрации, приспособлению и воссозданию объектов культурного наследия.
Как установила Комиссия, в случае, если в сертификате соответствия указаны виды экономической деятельности применительно к нескольким кодам ОКВЭД, то значения индекса деловой репутации идентичны по всем кодам ОКВЭД, указанным в одном сертификате. Один сертификат соответствия выдается с указанием нескольких кодов ОКВЭД в том случае, если ИДР идентичен по таким кодам видов экономической деятельности. Если же в сертификате соответствия установлен индекс деловой репутации применительно к коду группы, то данный индекс применяется исключительно к коду группы и не распространяется на виды деятельности, входящие в данную группу, если они прямо не указаны в сертификате.
На основании изложенного Комиссия пришла к выводу, что оценка деловой репутации по коду 71.11 не может отражать значение индекса деловой репутации по коду 71.11.1.
Кроме того Комиссия отмечает, что в соответствии с пунктом 6 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе отсутствие у участника сертификата деловой репутации не может являться основаниям для отклонения заявки участника.
Довод Заявителя, касающийся значительных временных и финансовых затрат на получения сертификата, Комиссией не принимается. Представителем Заказчика были представлены соответствующие разъяснения органов по сертификации. Из разъяснений следует, что услуги по сертификации осуществляются на принципах равного и бездискриминационного доступа, а срок получения таких сертификатов не превышает срок окончания подачи заявок на участие в спорной закупке, причем такойсрок может быть дополнительно сокращен по запросу заявителя.
На основании изложенного и руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "КТПИ "Газпроект"необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области от 28 сентября 2018 г. N Р/03/1177
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 04.10.2018