Комиссия Ленинградского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
в присутствии представителей:
Государственного казенного учреждения Ленинградской области "Управление автомобильных дорог Ленинградской области" (далее - Заказчик) Крюк А.С.,Супрунчук Д.С.,
Комитета государственного заказа Ленинградской области (далее - Уполномоченный орган): Базановой Я.И.,
Адвокатского бюро Красноярского края "Ибрагимовы" (далее - Заявитель): никто не явился, уведомлен надлежащим образом,
рассмотрев в соответствии с Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Положением о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденным приказом ФАС России от 23.07.2015 N 649/15, жалобу Заявителя и в результате проведения в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) внеплановой проверки,
УСТАНОВИЛА:
В Ленинградское УФАС России поступила жалоба Заявителя (вх. N 8625 от 01.10.2018 г.) на действия заказчика при проведении открытого конкурса на право заключения контракта наоказание комплекса юридических услуг по защите прав и законных интересов в арбитражных судах и судах общей юрисдикции(далее - конкурс).
Извещение о проведении конкурса, конкурсная документация размещены 26.09.2018 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт).
Начальная (максимальная) цена муниципального контракта: 1 647 613,66 руб.
Источник финансирования - Областной бюджет Ленинградской области.
Заявитель полагает, что конкурсная документация не соответствует части 2 статьи 8, пункту 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе.
Более подробно позиция Заявителя изложена в жалобе, файл с которой размещен на официальном сайте.
Представители Заказчика и Уполномоченного органа возражали против доводов Заявителя и просил признать жалобу необоснованной.
На момент рассмотрения жалобы контракт не заключен.
Рассмотрев представленные документы, заслушав доводы представителей сторон, Комиссия пришла к следующим выводам.
Законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из Закона о контрактной системе и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 Закона о контрактной системе (часть 1 статьи 2 Закона о контрактной системе).
В соответствии с частью 1 статьи 8 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Частью 2 рассматриваемой статьи определено, что конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно части 1 статьи 48 Закона о контрактной системе под открытым конкурсом понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого конкурса, конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые требования.
В силу пункта 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
В соответствии с пунктом 4 Правил для оценки заявок (предложений) заказчик устанавливает в документации о закупке следующие критерии оценки:
а) стоимостные критерии оценки, в том числе цена контракта;
б) нестоимостные критерии оценки:
- качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
- квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации (далее - квалификация участников закупки).
Пунктом 10 Правил установлено, что в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели раскрывающие содержание нестоимотных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
Кроме того, пунктом 11 Правил установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-бальная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и форма расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок определения.
В случае осуществления закупки, по результатам которой заключается контракт, предусматривающий оказание комплекса юридических услуг по защите прав и законных интересов в арбитражных судах и судах общей юрисдикции, заказчик вправе установить показатель "Деловая репутация участника закупки" критерия "Квалификация участника закупки"
В силу пункта 27 Правил определено, что показателями нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" могут быть:
а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;
б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;
в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;
г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;
д) деловая репутация участника закупки.
При этом в законодательстве Российской Федерации отсутствуют ограничения или приоритеты, которые бы в зависимости от закупки устанавливали обязанность использовать те или иные показатели, раскрывающие содержание нестоимотных критериев оценки.
В соответствии с пунктом 29 Правил для использования в целях оценки заявок (предложений) шкалы оценки заказчик в документации о закупке должен установить количество баллов, присуждаемое за определенное значение критерия оценки (показателя), предложенное участником закупки. В случае если используется несколько показателей, значение, определенное в соответствии со шкалой оценки, должно быть скорректировано с учетом коэффициента значимости показателя.
Иными словами, при представлении определенных сведений участникам закупки и конкурсной комиссии должно быть четко понятно, за какие сведения и какие баллы ими будут присвоены по установленным показателям.
Согласно пункту 3 Правил "оценка" - процесс выявления по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Учитывая вышеприведенное, порядок оценки, в целях выявления лучшего условия исполнения контракта, документация о закупке должен включать в себя:
- предмет оценки, позволяющий определить исчерпывающий перечень сведений, подлежащих оценке конкурсной комиссией и соответственно подлежащих представлению участникам закупки в своих заявках для получения оценки по нестоимостным критериям;
- зависимость (формула расчета количества баллов или шкала оценки) между количеством присваиваемых баллов и представляемыми сведениями по критерию "качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" (показателям критерия;
- пропорциональную зависимость (формула расчета количества баллов или шкала оценки) между количеством присваиваемых баллов и представляемыми сведениями по критерию "квалификация участников закупки" (показателям критерия), учитывая, что в отношении сведений, представляемых по указанному критерию возможна количественная оценка;
- инструкцию по заполнению заявки, позволяющую определить какие именно сведения подлежат описанию и предоставлению участниками закупки для оценки конкурсной комиссией.
Согласно пункту 13.8 раздела 2 конкурсной документации при оценке заявок применяются следующие критерии:
N п/п |
Наименование критерия (показатель) |
Значимость критерия, % |
Значимость показателя,% |
1 |
Цена контракта |
40 |
- |
2 |
Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации |
60 |
|
2.1 |
Деловая репутация участника закупки |
|
100 |
Пунктом 13.11 рассматриваемого раздела определен порядок оценки заявок по критерию "Квалификация участника закупки".
Деловая репутация участника закупки установлена в качестве показателя, раскрывающего вышеуказанный нестоимостной критерий. Значимость показателя 100 %.
Деловая репутация участника закупки определяется индексом деловой репутации в соответствии с требованиями ГОСТ Р 66.0.01-2017 "Оценка опыта и деловой репутации субъектов предпринимательской деятельности. Национальная система стандартов. Общие положения, требования и руководящие принципы" и требованиями Стандарта организации Ассоциации аккредитованных лиц в области оценки соответствия Северо-западного Федерального округа СТО ААЛСЗ 66.9.11/ПБ-2018"Оценка опыта и деловой репутации лиц, осуществляющих деятельность в области права и бухгалтерского учета" (далее - СТО).
При оценке заявки участника закупки по показателю учитывается значение индекса деловой репутации, указанное в сертификате соответствия и оценивается в соответствии со шкалой:
Значение индекса деловой репутации |
Количество баллов по показателю деловая репутация участника закупки |
от 80 и выше |
100 |
от 70 менее 80 |
50 |
от 60 менее 70 |
25 |
от 50 менее 60 |
12 |
Ниже 50 (либо отсутствие сертификата) |
0 |
Индекс деловой репутации участника закупки подтверждается предоставлением копии сертификата со всеми приложениями, выданного в соответствии с требованиями ГОСТ Р 66.0.01-2015 и требованиями СТО. Индекс деловой репутации должен быть актуальным на дату подачи заявки на участие в конкурсе.
Сертификат соответствия должен быть выдан лицом, допущенным в систему добровольной сертификации, зарегистрированную в едином реестре зарегистрированных систем добровольной сертификации в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании (Федеральный закон от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании"). Сведения о системе добровольной сертификации должны содержаться в едином реестре зарегистрированных систем добровольной сертификации, расположенном на сайте Федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию в сети Интернет.
Лицо, допущенное в систему добровольной сертификации, должно иметь свидетельство о допуске к проведению работ по подтверждению соответствия в установленном СТО порядке, о чем должна содержаться запись в реестре лиц, допущенных к проведению работ по подтверждению соответствия, расположенном на сайте в сети Интернет (http://souzal.ru/standarti/).
Сертификат должен быть выдан в результате оценки деловой репутации участника закупки по следующему виду работ в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности ОК 029-2014 (КДЕС ред.2):
69.10 - "Деятельность в области права".
При отсутствии у участника закупки деловой репутации, выраженной индексом деловой репутации организации, рассчитанным по требованиям ГОСТ Р66.0.01-2017 и требованиями СТО, заявке участника закупки по данному показателю присваивается 0 баллов.
В случае несоответствия, разночтения сведений в представленных документах при определении количества баллов по данному показателю, такие сведения не учитываются.
Отсутствие документов, подтверждающих квалификацию участников закупки, не является основанием для отклонения заявки участника.
Отсутствие в составе заявки копии сертификата со всеми приложениями, выданного в соответствии с вышеуказанными требованиями, трактуется как непредоставление сертификата.
Для получения рейтинга заявки по данному показателю количество баллов, присуждаемых i-й заявке по указанному показателю, умножается на коэффициент значимости.
На основании результатов оценки и сопоставления заявок (предложений) конкурсной комиссией каждой заявке (предложению) относительно других по мере уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения контракта присваивается порядковый номер. Заявке (предложению), в которой содержатся лучшие условия исполнения контракта, выраженные в баллах, присваивается первый номер. В случае, если в нескольких заявках (предложениях) на участие в закупке содержатся одинаковые условия исполнения контракта, меньший порядковый номер присваивается заявке (предложению), которая поступила ранее других, содержащих такие условия.
Итоговый рейтинг заявки вычисляется как сумма рейтингов по каждому критерию оценки заявки. Победителем признается участник открытого конкурса, заявке которого присвоен самый высокий итоговый рейтинг. Заявке такого участника открытого конкурса присваивается первый порядковый номер.
Заявитель полагает, что указанное выше описание порядка оценки по нестоимостномукритерию противоречит требованиямчасти 2 статьи 8, пункта 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе, поскольку требование о наличии индекса деловой репутации, рассчитанного конкретной организацией или связанной с ней организациейв соответствии с ГОСТ Р 66.0.01-2015 и требованиями СТО, недопустимо и приводит к ограничению конкуренции, так как предполагает зависимость участника закупки от воли третьих лиц, а также не свидетельствует о более высоком уровне квалификации участника.
Между тем, Комиссия, проанализировав спорные положения конкурсной документации, учитывая аргументы жалобы, а также возражения Уполномоченного органа,не усматривает в действиях Заказчика нарушение части 2 статьи 8, пункта 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе, поскольку порядок оценки заявки по нестоимостному критерию содержит предмет оценки, пропорциональную зависимость (шкалу оценки) между количеством присваиваемых баллов и представляемыми сведениями по спорному критерию, инструкцию по заполнению заявки, позволяющую определить какие именно сведения подлежат описанию и предоставлению участниками закупки для оценки комиссией.
Помимо того, в нарушение положений части 1, пункта 4 части 8, части 9 статьи 105 Закона о контрактной системе Заявителем не представлено доказательств,свидетельствующих, что требование о наличии индекса деловой репутации, рассчитанного с учетом требований ГОСТ Р 66.0.01-2015 и СТО, также не соответствует положениям Закона о контрактной системе.
Так же, нормами действующего законодательства не предусмотрена обязанность Заказчика по установлению двух и более показателей, раскрывающих содержание нестоимостного критерия . Существует только обязанность по установлению не менее двух критериев оценки.
Доказательств обратного в материалах дела не содержится, Заявителем не представлено.
На основании изложенного и руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу Адвокатского бюро Красноярского края "Ибрагимовы"необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области от 8 октября 2018 г. N Р/03/1227
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.10.2018