Комиссия Московского областного УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Управление, Комиссия),
рассмотрев жалобу ООО "ЧОП "ОТРАЖЕНИЕ" (далее - Заявитель) на действия (бездействие) Государственного унитарного предприятия пассажирского автомобильного транспорта Московской области "МОСТРАНСАВТО" (далее - Заказчик) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения открытого конкурса на оказание услуг по охране объектов ГУП МО "МОСТРАНСАВТО" (Сделка 1) (извещения N 0548500002518000212 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт)) (далее - Конкурс) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) в части доводов жалобы Заявителя и в соответствии с Административным регламентом утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Управление поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, при проведении Конкурса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, установившего в Конкурсной документации неправомерные требования, что ограничивает количество участников закупки.
В соответствии с извещением о проведении Конкурса, Конкурсной документацией:
1) дата начала подачи заявок- 30.07.2018;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 101 723 326,08 рублей;
3) дата окончания подачи заявок - 16.10.2018;
4) дата и время вскрытия конвертов с заявками и (или) открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам -16.10.2018;
5) дата рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе - 23.10.2018.
1.В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе Конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать предусмотренные статьей 51 Закона о контрактной системе требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников открытого конкурса или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе.
В соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе, конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе.
Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком неправомерно завышен нестоимостнойкритерий оценки "Обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами_".
Согласно пункту 3.4. "Применение при охране Объекта", пункту З "Порядок оказанияуслуг" Технического задания Конкурсной документации Заказчиком установлено применение:
- собственных средств связи и защиты органов дыхания;
- оснащение постов охраны за счет средств Исполнителя ручным металлодетектором, ручными зеркалами для досмотра транспортного средства;
- собственной группы быстрого реагирования (далее - ГБР), вооруженной служебным оружием, для реагирования на сигналы тревоги (реагирование на экстренные ситуации на охраняемом объекте; усиление охраны при выявлении угроз на охраняемом объекте; взаимодействие с уполномоченными подразделениями ФСБ России и органами внутренних дел во время оперативных мероприятий; локализация возникающих угроз и задержание правонарушителей до приезда полиции). Численный состав сотрудников одного экипажа - не менее 2 (двух) человек. Минимальное количество экипажей ГБР - 17 единиц.
При этом согласно Приложению 1 к Информационной карте конкурсной документации по конкурсу обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки ГБР на автомобилях, имеющих специальную раскраску и информационные надписи и знаки на транспортных средствах, согласованные органом внутренних дел, оформленные согласно таблице сведения о наличии автотранспорта, имеющего специальную раскраску и информационные надписи и знаки, согласованные органом внутренних дел, подтверждаются копиями соответствующих документов:
- право распоряжения подтверждается: договорами аренды/субаренды (лизинга) транспортных средств (с приложением актов приема-передачи транспортных средств), свидетельства о регистрации транспортного средства (СТС), или иным документом подтверждающим право распоряжения на ином законном основании.
- право собственности подтверждается: свидетельством о регистрации
транспортного средства (СТС), или иным документом подтверждающим право собственности на ином законном основании.
- копиями заключений органов внутренних дел о согласовании специальной раскраски и информационных надписей и знаков на транспортных средствах.
ПредставительЗаказчика на заседании Комиссии пояснил, что Заказчику требуется не менее 17 собственных ГБР, участники конкурса могут иметь собственные группы ГБР на автомобилях как в собственности, так и на основании договоров аренды/субаренды (лизинга), что не противоречит Закону о контрактной системе.
Следовательно, довод жалобы Заявителя является необоснованным.
2. Согласно доводу жалобы Заявителя, в приложении N 1 к Техническому заданию услугам охраны подлежат семнадцать Автоколонн, при этом многие автоколонны согласно адресному списку находятся близко к другдругу (в одном городе, в городах граничащих между собой, в одном направлении) и по мнению Заявителя одна машина ГБР может обслуживать несколько объектов.
В приложении N1 к Техническому заданию документации об Аукционе установлены адреса семнадцати автоколонн, требующих прибытия ГБР.
Представитель Заказчика на заседании Комиссии пояснил, что данное минимальное значение установлено исходя из возможности возникновения одновременно на 17 объектах, указанных в Приложении 1 к техническому заданию конкурсной документации ситуаций, требующих прибытия ГБР.
Для Заказчика условием исполнения контракта является наличие у участника закупки собственных ГБР в необходимом количестве, так как это снижает риски, возникающие при исполнении контракта.
Следовательно, довод жалобы Заявителя является необоснованным.
3. Согласно доводу жалобы Заявителя, требования к составу заявки на участие в Конкурсе содержат противоречивые сведения.
На заседании Комиссии установлено, что в Конкурсной документации в редакции от 26.09.2018, форма "Предложение о качественных, функциональных и экологических характеристиках объекта закупки, оформляемое в соответствии с Формой 2 части III"ОБРАЗЦЫ ФОРМ И ДОКУМЕНТОВ ДЛЯ ЗАПОЛНЕНИЯ УЧАСТНИКАМИ КОНКУРСА" отсутствует.
В подпункте 4 пункта 23 Информационной карты конкурсной документации установлено требование к участникам закупки в части предоставления в составе заявок на участие в закупке предложение участника открытого конкурса в отношении объекта закупки, в силу пункта 2 части 2 статьи 51 Федерального закона N 44-ФЗ, а так же приведена форма такого предложения в составе Конкурсной документации.
Следовательно, довод жалобы Заявителя является необоснованным.
4. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком в требованиях к участникам закупки установлены противоречивыетребования к виду охранной услуги.
Пунктом 17 Информационной карты определены единые требования к участникам закупки, установленные Законом N 44-ФЗ, а также заказчиком, а именно:
- наличие лицензии на осуществление частной охранной деятельности, действующей на момент подачи заявки на участие в конкурсе, с приложением перечня разрешенных видов охранных услуг (часть 1 статьи 11 Закона Российской Федерации от 11 марта 1992 г. N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" (в действующей редакции), постановление Правительства Российской Федерации от 23 июня 2011 г. N 498 "О некоторых вопросах осуществления частной детективной (сыскной) и частной охранной деятельности" (в действующей редакции)):
- охрана объектов и (или) имущества (в том числе при его транспортировке), находящихся в собственности, во владении, в пользовании, хозяйственном ведении, оперативном управлении или доверительном управлении, за исключением объектов и (или) имущества, предусмотренных пунктом 7 части 3 статьи 3 Закона Российской Федерации от 11 марта 1992 г. N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации";
- обеспечение порядка в местах массового пребывания граждан;
- охрана объектов и (или) имущества на объектах с осуществлением работ по проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию технических средств охраны, перечень видов которых устанавливается Правительством Российской Федерации, и (или) с принятием соответствующих мер реагирования на их сигнальную информацию;
- охрана объектов и (или) имущества, а также обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, в отношении которых установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности, за исключением объектов, предусмотренных частью 3 статьи 11 Закона "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации.
Согласно пункту 17 "Единые требования к участникам закупки, установленные Законом N 44-ФЗ, а также заказчиком" Информационной карты Конкурсной документации, размещенной на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в редакции от 26.09.2018, установлено следующее требование о наличии лицензии:
- наличие лицензии на осуществление частной охранной деятельности, действующей на момент подачи заявки на участие в конкурсе, с приложением перечня разрешенных видов охранных услуг (часть 1 статьи 11 Закона Российской Федерации от 11 марта 1992 г. N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" (в действующей редакции), постановление Правительства Российской Федерации от 23 июня 2011 г. N 498 "О некоторых вопросах осуществления частной детективной (сыскной) и частной охранной деятельности" (в действующей редакции)):
- В целях охраны участник закупки должен соответствовать лицензионным требованиям и иметь право осуществлять следующие виды охранных услуг:
1) защита жизни и здоровья граждан;
2) охрана объектов и (или) имущества (в том числе при его транспортировке), находящихся в собственности, во владении, в пользовании, хозяйственном ведении, оперативном управлении или доверительном управлении, за исключением объектов и (или) имущества, предусмотренных пунктом 7 настоящей части;
3) охрана объектов и (или) имущества на объектах с осуществлением работ по проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию технических средств , охраны, перечень видов которых устанавливается Правительством Российской Федерации, и (или) с принятием соответствующих мер реагирования на их сигнальную информацию;
4) консультирование и подготовка рекомендаций клиентам по вопросам правомерной защиты от противоправных посягательств;
5) обеспечение порядка в местах проведения массовых мероприятий;
6) обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, за исключением объектов, предусмотренных пунктом 7 настоящей части;
7) охрана объектов и (или) имущества, а также обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, в отношении которых установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности, за исключением объектов, предусмотренных частью третьей статьи 11 Закона Российской Федерации от 11 марта 1992 г. N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" (в действующей редакции), что не противоречит Закону о контрактной системе.
Следовательно, довод жалобы Заявителя является необоснованным.
5. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчик проводит закупку не на оказание услуг по охране объектов, а на обеспечение транспортной безопасности, что противоречит Закону о контрактной системе.
В соответствии с статьей 95 Закона о контрактной системе "Изменение, расторжение контракта" Заказчик вправе уменьшить объем выполняемой работы или оказываемой услуги не более чем на десять процентов если возможность изменения условий контракта была предусмотрена документацией о закупке и контрактом. В рамках указанного нормативного права, Заказчик предусмотрел его реализацию в техническом задании и в контракте в пределах 10 % .
Кроме того, Участники открытого конкурса оказывают услуги по охране объектов в соответствии с Законом РФ от 11.03.1992 N2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в РФ" ( далее - Закон РФ от 11.03.1992 N2487-1) на основании лицензии на осуществление частной охранной деятельности, в Приложении к которой указывается Перечень разрешенных видов услуг.
На основании абзаца 5 статьи 11 Закона РФ от 11.03.1992 N2487-1 оказание охранных услуг на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах осуществляется с учетом требований законодательства Российской Федерации о транспортной безопасности.
Согласно пп. 9 ст. 1 Федерального закона от 09.02.2007 N16-ФЗ "О транспортной безопасности" субъекты транспортной инфраструктуры - юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств или использующие их на ином законном основании.
Таким образом, оказание услуг охраны в соответствии ФЗ от 11.03.1992 N2487-1 с учетом соблюдения Федерального закона N 16-ФЗ от 09.02.2007 не противоречит Федеральному закону N 16-ФЗ от 09.02.2007 "О транспортной безопасности".
Следовательно, довод жалобы Заявителя является необоснованным.
6. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком не раскрыто понятие и перечень чрезвычайных ситуаций в Конкурсной документации, что вводит участников закупки в заблуждение.
Представитель Заказчика на заседании Комиссии пояснил, что понятие чрезвычайных ситуаций раскрывается в действующих нормативных актах РФ, а именно:
в абз. 1 части 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ (ред. от 23.06.2016) "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
Пункт 24 ст. 3 Федерального закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации": чрезвычайная ситуация - обстановка, сложившаяся в результате аварии или опасного природного явления, вызвавших приостановление работы отдельных видов транспорта, временное ограничение движения транспортных средств по автомобильным дорогам или по размещенным на них и используемым для осуществления регулярных перевозок искусственным дорожным сооружениям либо прекращение функционирования объектов транспортной инфраструктуры;
Пункты 6 ст. 265 Налогового кодекса РФ (часть вторая) потери от стихийных бедствий, пожаров, аварий и других чрезвычайных ситуаций, включая затраты, связанные с предотвращением или ликвидацией последствий стихийных бедствий или чрезвычайных ситуаций;
"ГОСТ Р 22.0.02-2016. Национальный стандарт Российской Федерации. Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Термины и определения" (утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 12.09.2016 N 1111-ст) чрезвычайная ситуация; ЧС: Обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
Следовательно, довод жалобы Заявителя является необоснованным.
7. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком в Конкурсной документации неправомерноустановлено два вида услуг: охрана объектов и (или) имущества на объектах и осуществление работ по проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию технических средств охраны.
В техническом задании документации об Аукционе установлено:
- охрана объектов и (или) имущества (в том числе при его транспортировке), находящихся в собственности, во владении, в пользовании, хозяйственном ведении, оперативном управлении или доверительном управлении, за исключением объектов и (или) имущества, предусмотренных пунктом 7 части 3 статьи 3 Закона Российской Федерации от 11.03.1992 г. N2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в РФ" (далее - охрана объектов и имущества);
- охрана объектов и (или) имущества на объектах с осуществлением работ по проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию технических средств охраны, перечень видов которых устанавливается Правительством Российской Федерации, и (или) с принятием соответствующих мер реагирования на их сигнальную информацию (далее - охрана объектов и имущества с реагированием на сигналы тревоги);
Пунктом 32 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Федеральный закон N 99-ФЗ) установлено, что частная охранная деятельность подлежит лицензированию.
В соответствии с частью 2 статьи 12 Федерального закона N 99-ФЗ положениями о лицензировании конкретных видов деятельности устанавливаются исчерпывающие перечни выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности, в случае если указанные перечни не установлены федеральными законами.
В статье 3 Закона Российской Федерации от 11.03.1992 N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 2487- 1) установлен перечень видов услуг по охране, состоящий из 7 видов, а именно:
1) защита жизни и здоровья граждан;
2) охрана объектов и (или) имущества (в том числе при его транспортировке), находящихся в собственности, во владении, в пользовании, хозяйственном ведении, оперативном управлении или доверительном управлении, за исключением объектов и (или) имущества, предусмотренных пунктом 7 части 3 статьи 3 Закона N 2487-1;
3) охрана объектов и (или) имущества на объектах с осуществлением работ по проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию технических средств охраны, перечень видов которых устанавливается Правительством Российской Федерации, и (или) с принятием соответствующих мер реагирования на их сигнальную информацию;
4) консультирование и подготовка рекомендаций клиентам по вопросам правомерной защиты от противоправных посягательств;
5) обеспечение порядка в местах проведения массовых мероприятий;
6) обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, за исключением объектов, предусмотренных пунктом 7 части 3 статьи 3 Закона N 2487-1;
7) охрана объектов и (или) имущества, а также обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, в отношении которых установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности, за исключением объектов, предусмотренных частью 3 статьи 11 Закона N 2487-1.
В соответствии со статьей 11.2 Закона N 2487-1, предоставление лицензий на осуществление частной охранной деятельности производится федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере частной охранной деятельности, или его территориальным органом. Лицензия предоставляется сроком на пять лет и действует на всей территории Российской Федерации. В лицензии указывается (указываются) вид (виды) охранных услуг, которые может оказывать лицензиат. Решение о предоставлении либо об отказе в предоставлении лицензии принимается в срок не более сорока пяти дней.
Таким образом, для оказания услуг, предусмотренных техническим заданием документации Конкурса, необходимо иметь лицензию на осуществление частной охранной деятельности, с конкретными требуемыми видами деятельности установленных Заказчиком, из числа установленных в статье 3 Закона N 2487-1.
Представитель Заказчика на заседании Комиссии пояснил, что Заказчиком предъявлены единые требования для всех участников конкурса на равных условиях, любой участник закупки не лишен права и возможности иметь/получить лицензию на осуществление охранных услуг с необходимыми видами.
Заявителем в жалобе изложены доводы об объединении в один лот двух видов охранных услуг: охрана объектов и имущества; охрана объектов и имущества с реагированием на сигналы тревоги.
При осуществлении закупки заказчик наделен правом самостоятельного выделения отдельных лотов, правом выставления предмета закупки единым лотом, а также правом определения его содержания.
При этом, поскольку Законом о контрактной системе не раскрывается понятие функциональной и технологической взаимосвязи работ (услуг), являющихся предметом торгов, вопрос об объединении работ (услуг) в один лот рассматривается в каждой конкретной ситуации исходя из функциональных характеристик конкретных работ (услуг).
Оценивая положения конкурсной документации, а также учитывая специфику оказываемых услуг, их взаимосвязанность и необходимость обеспечения оптимального баланса между интересами потенциальных участников торгов и интересами заказчика, Заказчик объединил в одном лоте однотипные, технологически и функционально связанные с предметом закупки услуги.
Объединение в одном лоте охраны объектов и имущества и охраны объектов и имущества с реагированием на сигналы тревоги не противоречит Закону о контрактной системе, объединение указанных услуг позволяет Заказчику эффективно и рационально использовать финансовые бюджетные средства. Объединение в один лот указанных видов является потребностью Заказчика.
Следовательно, довод жалобы Заявителя является необоснованным.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ЧОП "ОТРАЖЕНИЕ"необоснованной.
2. Требование о приостановке определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в части подписания контракта, установленное Управлением на основании части 7 статьи 106 Закона о контрактной системе, отменить.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области от 1 октября 2018 г. N 07-24-26226эп/18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 04.10.2018