Комиссия Московского областного УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Управление, Комиссия)
рассмотрев жалобу ООО ЧОО "Охрана"(далее - Заявитель) на действия (бездействие) Государственного казенного учреждения социального обслуживания Московской области "Клинский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних "Согласие"(далее - Заказчик), Комитета по конкурентной политике Московской области(далее - Уполномоченный орган) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения открытого конкурсанаоказание услуг по охране объектов и имущества, обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов в 2019 году (извещение N0148200005418000446 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок- www.zakupki.gov.ru) на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок Российской Федерации - www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт)) (далее - Конкурсы), и в результате осуществления внеплановой проверки в части доводов жалобы Заявителя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Управление поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Конкурса.
По мнению Заявителя его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, установившего в Конкурсной документации порядок оценки, не позволяющий выявить лучшее предложение участников закупки, а также ограничивающий число участников закупки..
В соответствии с извещением, Конкурсной документацией, протоколами, составленными при осуществлении закупки:
1) извещение о проведении Конкурса размещено на Официальном сайте - 02.10.2018;
2) начальная максимальная цена контракта - 25 435 056,00 руб.;
3) дата окончания подачи заявок- 24.10.2018;
4) дата рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе - 24.10.2018.
1. Согласно доводу жалобы Заявителя,показатель "2.1.1.Опыт участника по успешному оказанию услуг сопоставимого характера и объема" установлен неправомерно, не позволяет выявить лучшее предложение и ограничивает количество участников закупки.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок, документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В силу части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок, не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена Законом о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать предусмотренные статьей 51 Закона о контрактной системе требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников открытого конкурса или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе.
Согласно пункту 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе.
Согласно порядку оценки, установленному в Конкурсной документации:
2.1.1.Опыт участника по успешному оказанию услуг сопоставимого характера и объема.
По указанному показателю оценивается количество успешно исполненных (завершенных) контрактов (договоров).
В качестве подтверждения наличия опыта участника закупки по успешному оказанию услуг сопоставимого характера участник закупки предоставляет в составе заявки на участие в конкурсе копии ранее исполненных (завершенных) контрактов (договоров), включая все неотъемлемые приложения к ним, акт/акты оказанных услуг по таким контрактам (договорам), подписанные обеими сторонами, согласно которым Комиссия по рассмотрению заявок сможет сделать однозначный вывод о выполнении контрактов (договоров) в полном объеме, за период с 2015 года по настоящее время, с учетом требований, установленных в настоящем показателе критерия.
Под работами сопоставимого объема понимаются работы по исполненному контракту (договору) стоимость которого составляет не менее начальной (максимальной) цены закупки.
Комиссия приходит к выводу, что данный критерий позволяет выявить лучшее предложение от участников закупки, более того, Законом о контрактной системе не регламентированы ограничения в части представления сведений о работах сопоставимого характера по времени или стоимости.
Представитель Уполномоченного органа на заседании Комиссии пояснил, что данные требования установлены в соответствии с потребностью Заказчиков.
Следовательно, довод жалобы Заявителя является необоснованным.
2. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком по показателю "Обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки служебного огнестрельного оружия" ненадлежащим образом установлено требование о подтверждении наличия оружия документами.
Согласно порядку оценки, установленному в Конкурсной документации:
"2.1.2.Обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки служебного огнестрельного оружия
Значимость показателя критерия - 40%. Коэффициент значимости показателя критерия - 0,4.
Максимальное количество баллов по показателю - 100.
Оценка производится по количеству, имеющегося у участника закупки, служебного оружия и патронов к нему. Оцениваются предложения участников закупки, которые подтверждены документально на основании сведений, предоставленных в заявке Участника конкурса в Приложении N 2 к заявке на участие в конкурсе формы N 5, приведенной в части III.
В качестве документов, подтверждающих наличие служебного оружия и патронов к нему, должны быть предоставлены:
-копия удостоверения частного охранника (для каждого охранника);
- копия личной карточки охранника (для каждого охранника);
-разрешение на хранение и ношение служебного оружия и патронов к нему, выданное частному охраннику, с которым заключен трудовой договор или иной гражданско-правовой договор;
-список всех сотрудников охраны Исполнителя, которым выдано разрешение на хранение и ношение служебного оружия и патронов к нему, в Приложении N 2 к заявке на участие в конкурсе формы N 5, приведенной в части III .
Подтверждением наличия 1 единицы оружия будет считаться только предоставление вышеуказанных документов вместе (копия удостоверения частного охранника + копия личной карточки охранника+ разрешение на хранение и ношение служебного оружия и патронов к нему)
При этом документы должны быть представлены в виде неповторяющихся, полночитаемых копий, на которых видны необходимые сведения, подписи и печати.
Не предоставление информации, либо при отсутствии в заявке на участие в открытом конкурсе списка, всех сотрудников охраны Исполнителя, которым выдано разрешение на хранение и ношение служебного оружия и патронов к нему (форма 5 Приложение 2 к заявке на участие в конкурсе), а также документов, указанных выше, подтверждающих наличие огнестрельного оружия, участник открытого конкурса получает 0 баллов по данному показателю".
В Требованиях к качественным характеристикам услуг Технического задания установлено "6.2. Наличие у Исполнителя действующего разрешения на хранение и использование оружия и патронов к нему".
Вместе с тем, в пункте "3. Краткие характеристики оказываемых услуг" технического задания установлено:
"Охрана объектов и имущества, находящихся в собственности, во владении, в пользовании, хозяйственном ведении, оперативном управлении или доверительном управлении, за исключением Объектов и (или) имущества, предусмотренных пунктом 7 части 3 статьи 3 Закона Российской Федерации от 11.03.1992 N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации";
защита жизни и здоровья граждан;
консультирование и подготовка рекомендаций Заказчику по вопросам правомерной защиты от противоправных посягательств;
обеспечение порядка в местах проведения массовых мероприятий;
обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на Объектах, за исключением Объектов, предусмотренных пунктом 7 части 3 статьи 3 Закона Российской Федерации от 11.03.1992 N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации";
реализация иных мероприятий, предусмотренных законодательством Российской Федерации в сфере частной охранной деятельности (пункт 2.1. постановления Правительства Московской области от 12.07.2017 N 530/24 "Об утверждении Порядка организации охраны объектов Московской области, осуществляемой за счет средств бюджета Московской области")".
Таким образом, из характеристик установленных в техническом задании Конкурсной документации следует, что услуги охраны следует осуществлять без использования оружия.
В соответствии с приложением N5, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 14 августа 1992 г. N587, нормы обеспечения частных охранных организаций оружием и патронами:
- Пистолеты и револьверы служебные отечественного производства - из расчета не более 1 штуки на 4 охранника;
- Ружья и карабины гладкоствольные длинноствольные отечественного производства, сертифицированные в качестве служебного оружия - из расчета не более 1 штуки на 2 охранника;
- Пистолеты и револьверы служебные под патрон травматического действия, огнестрельное бесствольное и газовое оружие - из расчета по 1 штуке на каждого охранника.
Согласно статьи 12 Федерального закона от 13.12.1996 N 150-ФЗ (ред. от 05.12.2017) "Об оружии" частные охранные организации имеют право приобретать служебное огнестрельное оружие ограниченного поражения, гражданское оружие самообороны, за исключением огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия, а также получать в территориальных органах федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в сфере оборота оружия, во временное пользование служебное оружие в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Комиссия приходит к выводу, что согласно показателю "Обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки служебного огнестрельного оружия" количество единиц оружия исполнителя должно соответствовать количеству охранников, имеющих разрешение на хранение и ношение служебного оружия и патронов к нему, что противоречит действующему законодательству и не соответствует Закону о контрактной системе.
Представители Заказчика, Уполномоченного органа на заседании Комиссии пояснили, что наличие служебного оружия требуется только у групп быстрого реагирования.
Таким образом, порядок оценки по указанному показателю не позволяет выявить лучшее предложение об условиях исполнения контракта в связи с отсутствием предмета оценки, позволяющего определить перечень сведений, подлежащих оценке Конкурсной комиссией и, соответственно, подлежащих представлению участниками закупки в своих заявках для получения оценки.
Следовательно, довод жалобы Заявителя является обоснованным.
Таким образом, действия Заказчика, Уполномоченного органа нарушают пункты 4 и 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе в части утверждения Конкурсной документации, не содержащей надлежащий порядок оценки заявок на участие в Конкурсе.
3. Согласно доводу жалобы Заявителя, в порядке оценки Конкурсной документации Заказчиком не установлены предельно значимые величины по показателю "Обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки групп быстрого реагирования".
Согласно порядку оценки, установленному в Конкурсной документации:
"2.1.3.Обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки групп быстрого реагирования
Оценка производится по общему количеству, имеющихся у участника закупки, групп быстрого реагирования. Оцениваются предложения участников закупки, которые подтверждены документально на основании сведений, предоставленных в заявке Участника конкурса по форме 5 Приложение N 3к заявке на участие в конкурсе, приведенной в части III.
При этом группа быстрого реагирования (ГБР)должна включать не менее 3 (трех) вооруженных сотрудников охраны 6-го разряда и обязательно наличие не менее 1 (одного) собственного или арендованного транспортного средства".
Кроме того, в Приложении N1 "ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ НА ОКАЗАНИЕ ОХРАННЫХ УСЛУГ ПОДВЕДОМСТВЕННЫМ УЧРЕЖДНИЯМ МИНИСТЕРСТВА В 2019 ГОДУ" к техническому заданию установлены адреса учреждений с количеством постов и сроком оказания охранных услуг.
Таким образом, довод жалобы Заявителя не нашел своего подтверждения.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, частью 8 статьи 106, частью 1 статьи 112 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО ЧОО "Охрана" частичнообоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пунктов 4, 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных правонарушений.
4. Передать материалы дела от 15.10.2018 N 07-24-27291/18по выявленным нарушениям Закона о контрактной системе соответствующему должностному лицу Московского областного УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области от 15 октября 2018 г. N 07-24-27291/18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.10.2018