Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО "ЗащитаИнфоТранс" (далее - Заявитель) на действия Федерального дорожного агентства (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком открытого конкурса на право заключения государственного контракта на право заключения государственных контрактов на выполнение работ (услуг) по реализации тематики плана по развитию современных систем связи и информатизации на автомобильных дорогах общего пользования федерального значения на 2018-2020 годы (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) 0173100005718000017)(далее - Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 административного регламента, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:
1. Заказчиком в Конкурсной документации ненадлежащим образом установлен порядок оценки заявок по показателю "Качество работ" критерия "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки";
2. Заказчиком в Конкурсной документации не установлены надлежащим образом требования к объему работ, подлежащих выполнению в рамках исполнения государственного контракта.
Представители Заказчика на заседании Комиссии не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Конкурса Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В ходе рассмотрения жалобы Заявителя на действия Заказчика 15.10.2018 Комиссией в целях полного и всестороннего рассмотрения жалобы в заседании Комиссии объявлен перерыв, в соответствии с пунктом 3.32 Административного регламента, заседание продолжилось 16.10.2018.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение о проведении Конкурса размещено в ЕИС - 25.09.2018;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Конкурс;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 406 900 000 рублей;
4) дата окончания срока подачи заявок на участие в Конкурсе - 15.10.2018;
5) на участие в Конкурсе по лоту N 1 подана 1 заявка от участника Конкурса, по лоту N 2 подано две заявки от участников Конкурса, по лоту N 3 подано 2 заявки от участников Конкурса, по лоту N 4 подано 2 заявки от участников Конкурса;
6) дата окончания рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе - 16.10.2018.
1. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком в Конкурсной документации ненадлежащим образом установлен порядок оценки заявок по показателю "Качество работ" (далее - Показатель N 1) критерия "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" (далее - Критерий N 2), поскольку в нем отсутствует порядок оценки заявок в случае, если максимальное предельное предложение из предложений участников закупки по Показателю N 1 меньше предельного необходимого Заказчику значения характеристик по Показателю N 1.
В соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с частью 5 статьи 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации.
Согласно части 7 статьи 53 Закона о контрактной системе на основании результатов оценки заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия присваивает каждой заявке на участие в конкурсе порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности, содержащихся в них условий исполнения контракта.
В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии: 1) цена контракта; 2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ; 3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки; 4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
При этом согласно пункту 3 Правил, "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Пунктом 11 Правил установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
В соответствии с частью 2 статьи 53 Закона о контрактной системе Конкурсная комиссия проверяет заявку на участие в конкурсе в том числе, на соответствие требованиям Закона о контрактной системе, извещению об осуществлении закупки и конкурсной документации.
Приложением 1 к информационной карте Конкурсной документации Заказчиком установлены следующие критерии оценки заявок на участие в Конкурсе:
- Критерий "Цена контракта" (далее - Критерий N 1): значимость критерия - 30 %;
- Критерий N 2: значимость критерия - 40%;
- Критерий "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" (далее - Критерий N 3): значимость критерия - 40%.
В рамках оценки Критерия N 2 установлен Показатель N 1.
В рамках Показателя N 1 Критерия N 2, установлено, что "Лучшим условием исполнения контракта по показателю для заказчика является наибольшее значение показателя.
В рамках данного показателя оценивается и учитывается: в составе заявки представлено предложение о качестве выполнения работ, то есть представлено указание методов или способов исполнения всех обязательств, предусмотренных пунктами/подпунктами связанных с выполнением работ пункта 9 Технического задания для лота N 1 (часть VI. Конкурсной документации).
Предельно необходимое заказчику значение указание методов или способов исполнения всех обязательств, пунктами/подпунктами связанных с выполнением работ пункта 9 Технического задания для лота N 1 (часть VI. Конкурсной документации):
(Kпред) = 29
При этом предельно необходимое заказчику значение указание методов или способов исполнения всех обязательств, предусмотренных:
- подпунктом 9.1 пункта 9 Технического задания для лота N 1 (часть VI. Конкурсной документации) - 9;
- подпунктом 9.2 пункта 9 Технического задания для лота N 1 (часть VI. Конкурсной документации) - 12;
- подпунктом 9.3 пункта 9 Технического задания для лота N 1 (часть VI. Конкурсной документации) - 7;
- подпунктом 9.4 пункта 9 Технического задания для лота N 1 (часть VI. Конкурсной документации) - 1.
Количество баллов, присуждаемых по показателю:
НЦБiQx = НЦБQxКоэф * 100 (Ki/Kпред)
где:
НЦБQxКоэф - коэффициент значимости показателя;
Ki- предложение участника закупки, заявка которого оценивается;
Kmax - максимальное предложение из предложений по критерию оценки, сделанных участниками закупки;
Kпред - предельно необходимое заказчику значение качество работ (Кпред = 29)".
На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что в соответствии пунктом 20 Правил оценка по нестоимостным критериям (показателям), за исключением случаев оценки по показателям, указанным в подпунктах "а" и "в" пункта 25 Правил, и случаев, когда заказчиком установлена шкала оценки, осуществляется в порядке, установленном пунктами 21 - 24 Правил.
При этом, подпунктом "а" пункта 25 Правил установлено, что Показателями нестоимостного критерия оценки "качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок" в том числе может быть качество товаров (качество работ, качество услуг), в связи с чем, согласно пояснениям представителей Заказчика, установление в Конкурсной документации вышеуказанного порядка оценки заявок по Показателю N 1 Критерия N 2 не противоречит положениям Закону о контрактной системе.
Вместе с тем, Заявитель на заседании Комиссии не представил доказательств, документов и сведений, подтверждающих, обоснованность довода, на основании чего довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
2. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком в Конкурсной документации не установлены надлежащим образом требования к объему работ, подлежащих выполнению в рамках исполнения государственного контракта.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе Конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать, в том числе наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Техническим заданием Конкурсной документации установлены, в том числе, следующие требования: "по Лотам N 1, 2, 3, 4: "Корректировка Частного технического задания на создание Модуля" - необходимо согласовать с ключевыми пользователями детализированный перечень требований к модифицируемому функционалу Модуля", по Лоту N 1: 9.1.7. "Модернизация структуры базы данных и интерфейса Модуля. Перевод на платформу HTML 5.0": "Необходимо осуществить миграцию данных из старой структуры базы данных в новую. Необходимо осуществить миграцию разработанных ранее отчетных форм на новую структуру базы данных. Необходимо обеспечить бесперебойную и эффективную работу со всеми ранее интегрированными системами", по Лотам N 1, 3 "Развитие в части возможности обеспечения интеграционных решений Модуля, в части перевода ранее реализованных сервисов взаимодействия на новую структуру в соответствии с требованиями, накладываемыми ПС ЦСУД АСУ Росавтодора", по Лотам N 1, 2, 3, 4: "Все изменения и обновления программного обеспечения Модуля должны согласовываться с информационными системами. В случае создания новых или изменения существующих систем и баз данных в рамках обеспечения деятельности Росавтодора, предполагающих интеграцию с Модулем, а также в случае необходимости предоставления данных в рамках реализации плана мероприятий "Открытые данные Российской Федерации" Открытого правительства, Исполнитель, по требованию Заказчика, обеспечивает выгрузки данных существующих в Модуле в формате, согласованном с Заказчиком, для интеграционного взаимодействия с новыми и изменяемыми существующими системами, и базами данных, а также в рамках реализации плана мероприятий "Открытые данные Российской Федерации" Открытого правительства" по Лоту N 2: 9.1.7 "Доработка механизма формирования инфокарт в части участков по местоположению" - Необходимо реализовать механизм формирования инфокарты при добавлении участка автомобильной дороги по аналогии как для участков автомобильных дорог, используемых на платной основе", по Лоту N 2: 9.1.4: "Миграция данных об автомобильных дорогах регионального, межмуниципального и местного значения из источника данных" - Необходимо реализовать возможность получения информации и отображения в интерфейсе (системе) информации о перенесенных из источника данных о дорогах всех уровней от федеральной до местной", по Лоту N 4 "16.4 - Все изменения и обновления программного обеспечения АИС УСПД должны согласовываться с системами, функционирующими в Росавтодоре и ФКУ".
Вместе с тем, на заседании Комиссии установлено, что в техническом задании Конкурсной документации по Лотам N 1, 2, 3, 4 отсутствует определение "ключевых пользователей", с которыми необходимо согласовать детализированный перечень требований к модифицируемому функционалу Модуля, а также отсутствует порядок согласования таких требований, в техническом задании к Лоту N 1 отсутствуют функциональные и технические характеристики ролевой модели, технические параметры сервера базы данных модуля, подлежащего модернизации в соответствии пунктом 9.1.3. Конкурсной документации, в техническом задании по Лотам N 1, 3 отсутствуют состав и объем функций, описание функциональных характеристик "старой" структуры баз данных, необходимых для исполнения требований, установленных в пункте 9.1.7, отсутствует информация о требованиях, накладваемых ПС ЦСУД АСУ Росавтодора, в соответствии с которыми необходимо выполнить работы по развитию в части возможности обеспечения интеграционных решений Модуля в части перевода ранее реализованных сервисов взаимодействия на новую структуру в соответствии с пунктом 9.1.9.2 Конкурсной документации, в техническом задании по Лотам N 1, 2, 3, 4 отсутствуют параметры согласованности Модуля с информационными системами, а также перечень информационных систем, подлежащих согласованию с модулем в соответствии с пунктом 17.5 технического задания Конкурсной документации, в техническом задании Конкурсной документации по Лоту N 2 отсутствует описание "аналога", в соответствии с которым необходимо выполнить работы по пункту 9.1.7., в техническом задании по Лоту N 2 Конкурсной документации отсутствуют характеристики источника данных, указанного в пункте 9.1.4, а также характера информации, содержащегося в нем, в техническом задании по Лоту N 4 Конкурсной документации отсутствует перечень информационных систем, а также их функциональных, технических характеристик, подлежащих согласованию с АИС УСПД в соответствии с пунктом 16.4. (в настоящем решении содержатся примеры, указание которых не является исчерпывающим).
При этом, представителями Заказчика на заседании Комиссии не представлено доказательств, позволяющих Комиссии прийти к однозначному выводу о том, что Заказчиком в Конкурсной документации надлежащим образом установлены требования к объему работ, позволяющие потенциальным участникам закупки надлежащим образом сформировать предложение в отношении объекта закупки.
Таким образом, действия Заказчика нарушают пункт 1 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.1 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В ходе проведения внеплановой проверки Комиссией установлено следующее.
3. В соответствии с частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с Законом о контрактной системе извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
Согласно пункту 2 части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в редакции от 03.08.2018 в контракт включаются обязательные условия об уменьшении суммы, подлежащей уплате заказчиком юридическому лицу или физическому лицу, в том числе зарегистрированному в качестве индивидуального предпринимателя, на размер налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, связанных с оплатой контракта, если в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах такие налоги, сборы и иные обязательные платежи подлежат уплате в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации заказчиком.
При этом, пунктом 2.7. проекта государственного контракта документации об Аукционе установлено, что "В случае, если контракт заключается с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица, в контракт включается обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта".
На основании изложенного Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком в проекте государственного контракта документации об Аукционе условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате заказчиком юридическому лицу или физическому лицу, в том числе зарегистрированному в качестве индивидуального предпринимателя, на размер налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, связанных с оплатой контракта установлено не в соответствии с действующей редакцией Закона о контрактной системе, что нарушает часть 13 статьи 34 Закона о контрактной системе и содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99 частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ЗащитаИнфоТранс" обоснованной в части установления Заказчиком в Конкурсной документации ненадлежащим образом требования к объему работ, подлежащих выполнению в рамках исполнения государственного контракта.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения части 13 статьи 34, пункта 1 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России материалы дела от 16.10.2018 N 18/44/105/1368 для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 16 октября 2018 г. N 18/44/105/1368
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.10.2018