Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО "АКСИ" (далее - Заявитель) на действия Федеральной службы государственной статистики (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком, ЗАО "Сбербанк-АСТ" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения государственного контракта на адресную поставку оборудования для системы электроснабжения компонентов информационно-вычислительной системы Росстата (ИВС Росстата) предназначенных для обеспечения проведения пробной переписи населения 2018 года (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) 0173100011918000108) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:
1. В документации об Аукционе неправомерно установлены требования к техническим характеристикам системы электроснабжения, которые ограничивают количество участников закупки и соответствуют продукции единственного производителя Vertiv;
2. Размещенные в ЕИС разъяснения положений документации об Аукционе изменяют суть документации об Аукционе.
Представители Заказчика не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение о проведении Аукциона размещено в ЕИС - 26.09.2018;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 37 170 000 рублей;
3) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
4) дата окончания подачи заявок на участие в Аукционе - 12.10.2018;
5) дата окончания рассмотрения первых частей заявок участников - 19.10.2018.
1. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком неправомерно установлены в документации об Аукционе требования к техническим характеристикам системы электроснабжения, которые ограничивают количество участников закупки и соответствуют продукции единственного производителя Vertiv.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с технической частью документации об Аукционе Заказчиком установлены требования к техническим характеристикам системы электроснабжения, в том числе следующие: "Оборудование для системы электроснабжения должно обеспечивать непрерывный круглосуточный режим эксплуатации с учетом времени на техническое обслуживание. Оборудование для системы электроснабжения должно удовлетворять требованиям компактности, доступности и гибкости в управлении, простоты контроля. Основные узлы и компоненты оборудования для системы электроснабжения должны быть легкодоступны для проведения пуско-наладочных и профилактических работ, а также работ по техническому обслуживанию".
Представители Заказчика на заседании Комиссии пояснили, что указанным в техническом задании документации об Аукционе характеристикам системы электроснабжения для поставки оборудования для системы электроснабжения компонентов информационно-вычислительной системы Росстата (ИВС Росстата), предназначенных для обеспечения проведения пробной переписи населения 2018 года соответствуют товары трех производителей, в том числе, Vertiv, Huawei, Delta и установлены в соответствии с потребностью Заказчика.
Кроме того, согласно пояснениям представителей Заказчика, на участие в Аукционе подано 3 заявки, в составе заявок которых предложены различные наименования оборудования для системы электроснабжения, а именно: Vertiv, Huawei.
Вместе с тем, Заявитель на заседание Комиссии явку представителей не обеспечил, в составе жалобы не представил доказательств, подтверждающих обоснованность своего довода, в связи с чем указанный довод подтверждения не нашел.
2. Согласно доводу жалобы Заявителя, размещенные в ЕИС разъяснения положений документации об Аукционе изменяют суть документации об Аукционе.
В соответствии с частью 3 статьи 65 Закона о контрактной системе любой участник электронного аукциона, зарегистрированный в единой информационной системе и аккредитованный на электронной площадке, вправе направить с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе.
Согласно части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
В ответ на запрос о разъяснении положений документации об Аукционе в ЕИС размещено разъяснение положений документации об Аукционе от 10.10.2018 N РД1, а именно:
Вопрос: "Уважаемый Заказчик, Изучив технические характеристики требуемого оборудования, предполагаем, что техническое задание составлено с нарушениями положений закона 44-ФЗ, а именно указывает на заинтересованность заказчика в поставке конкретной марки оборудования, при том, что имеются аналоги с лучшими характеристиками, чем указаны в техническом задании. Просим указать хотя бы три торговые марки оборудования, подходящего под требуемые характеристики, либо расширить диапазоны характеристик. В соответствии со статьей 33 Закона 44-ФЗ: Описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). Заказчики, осуществляющие закупку в соответствии с положениями Закона, при описании объекта закупки должны таким образом зафиксировать требования к товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны повысить шансы на приобретение товара именно с такими характеристиками, которые необходимы, а с другой стороны, не ограничить количество участников закупки. Просим дать разъяснение по данному запросу, а так же внести соответствующие изменения в техническое задание, во избежание нарушения законодательства РФ".
Ответ: "При разработке Технического задания Заказчик руководствовался пунктом 1 части 1 статьи 33 44-ФЗ от 05.04.2013, в том числе: "_ в описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований и т.д.". Вместе с тем, считаем возможным сообщить, что в характеристики, указанные в Техническом задании попадают такие торговые марки как Vertiv APM 300, EATON 93PM 300КВА, Huawei UPS5000-E-320K и другие, с указанными характеристиками".
На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что в техническом задании документации об Аукционе не установлены товарные знаки оборудования, а потому вышеуказанные примеры торговых марок, которые соответствуют техническим характеристикам систем электроснабжения, не изменяют суть документации об Аукционе, при этом вышеуказанные разъяснения представлены Заказчиком в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, Заявитель на заседание Комиссии явку представителей не обеспечил, в составе жалобы не представил доказательств, подтверждающих обоснованность своего довода, в связи с чем указанный довод подтверждения не нашел.
В результате проведения внеплановой проверки Комиссией установлено следующее.
3. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии со статьей 9 документации об Аукционе установлены требования к содержанию, составу заявки на участие в Аукционе, в том числе, пунктом 9.4 установлены следующие требования к составу второй части заявки на участие в Аукционе: "1) наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения (для юридического лица), почтовый адрес участника аукциона, фамилия, имя, отчество (при наличии), паспортные данные, место жительства (для физического лица), номер контактного телефона, идентификационный номер налогоплательщика участника аукциона или в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика участника такого аукциона (для иностранного лица), идентификационный номер налогоплательщика (при наличии) учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника такого аукциона;
2) документы, указанные в Информационной карте аукциона, подтверждающие соответствие участника аукциона требованиям, установленным подпунктом 1 пункта 15.1 статьи 15 настоящей документации (при наличии таких требований), или копии этих документов, а также декларацию о соответствии участника аукциона требованиям, установленным подпунктами 2-8 пункта 15.1 статьи 15 настоящей документации (указанная декларация предоставляется с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки);
3) копии документов, подтверждающих соответствие Товара требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к Товару и представление указанных документов предусмотрено Информационной картой аукциона;
4) решение об одобрении или о совершении крупной сделки либо копия данного решения в случае, если требование о необходимости наличия данного решения для совершения крупной сделки установлено федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и (или) учредительными документами юридического лица и для участника аукциона заключаемый контракт или предоставление обеспечения заявки на участие в аукционе, обеспечения исполнения контракта является крупной сделкой;
5) документы, подтверждающие право участника аукциона на получение преимущества в соответствии со статьёй 6 настоящей документации, указанные в Информационной карте аукциона, если участник аукциона заявил о получении указанных преимуществ, или копии таких документов;
6) декларацию о принадлежности участника к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям в соответствии с ограничениями, установленными статьей 5 настоящей документации (указанная декларация предоставляется с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки);
7) документы, указанные в Информационной карте аукциона, предусмотренные нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ, в случае закупки Заказчиком, в соответствии со статьей 7 настоящей аукционной документации, товаров, работ, услуг, на которые распространяется действие указанных нормативных правовых актов, или копии таких документов. При отсутствии в заявке на участие в электронном аукционе документов, предусмотренных настоящим пунктом, или копий таких документов эта заявка приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами".
Вместе с тем, положениями информационной карты документации об Аукционе требование о предоставлении в составе второй части вышеуказанных документов отсутствует.
Представители Заказчика на заседании Комиссии пояснили, что вышеуказанное разночтение является технической ошибкой, при этом в составе второй части заявки на участие в Аукционе необходимо представить документы в соответствии со статьей 9 документации об Аукционе.
На основании изложенного Комиссия приходит к выводу, что указанные действия Заказчика не соответствуют пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, Комиссии не представляется возможным прийти к однозначному выводу о влиянии вышеуказанного нарушения на результат определения поставщика (подрядчика, исполнителя), поскольку итоговый протокол отсутствует, но в составе заявок участников, которые представлены на заседании Комиссии, присутствуют необходимые документы в соответствии с Законом о контрактной системе.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "АКСИ" необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. В связи с тем, что выявленное нарушение не повлияло на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя), предписание не выдавать.
4. Передать материалы дела от 18.10.2018 N 18/44/105/1381 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 18 октября 2018 г. N 18/44/105/1381
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.10.2018