На основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в соответствии с приказом ФАС России от 15.08.2018 N 1146/18 "О создании комиссии по контролю в сфере закупок" Комиссия ФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), представители Государственного комитета конкурентной политики Республики Крым, Департамента городского хозяйства Администрации города Евпатории Республики Крым, АО "Единая электронная торговая площадка", ООО "МЦТК "Эксперт" на заседание Комиссии не явились, о дате, времени и месте проведения внеплановой проверки уведомлены надлежащим образом, рассмотрев обращение ООО "МЦТК "Эксперт" (далее - Заявитель), содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Департамента городского хозяйства Администрации города Евпатории Республики Крым (далее - Заказчик), Государственного комитета конкурентной политики Республики Крым (далее - Уполномоченный орган) при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, АО "Единая электронная торговая площадка" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по реконструкции улично-дорожной сети г. Евпатории, Республика Крым" Этап II, лот 2 (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) 0175200000418000451) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, приказом ФАС России от 15.08.2018 N 1146/18,
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступило обращение Заявителя, содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Уполномоченного органа, Заказчика при проведении Уполномоченным органом, Заказчиком, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Уполномоченного органа, Заказчика:
1. По ряду пунктов технического задания документации об Аукционе установлены ненадлежащие требования к товарам, используемым при выполнении работ, которые вводят участников закупки в заблуждение;
2. Заказчиком, Уполномоченным органом установлены требования к товару "Геосетка", которые ограничивают количество участников закупки и соответствуют продукции только одного производителя;
3. В документации об Аукционе установлена ненадлежащая инструкция по заполнению заявки на участие в Аукционе, поскольку различные символы, используемых при описании требований к товарам, содержит одно описание их значений.
В результате осуществления в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона, документацией об Аукционе:
1) извещение о проведении конкурса в ограниченным участием размещено в ЕИС - 31.07.2018;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 1 132 849 350 рублей;
4) дата окончания подачи заявок на участие в Аукционе - 08.10.2018;
5) на участие в Аукционе подано 5 заявок от участников закупки;
6) к участию в Аукционе допущена 1 заявка от участников закупки.
1. Согласно доводу Заявителя, по ряду пунктов технического задания документации об Аукционе установлены ненадлежащие требования к товарам, используемым при выполнении работ, которые вводят участников закупки в заблуждение.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
1.1 В частности, согласно доводу жалобы Заявителя, описание товара "Гвозди строительные" не позволяет однозначным образом определить требуемые размеры товара, а также установить размеры наименьшем диаметре головки гвоздя строительного.
В соответствии с техническим заданием документации об Аукционе к товару "Гвозди строительные" установлены следующие требования: "Требуется соответствие ГОСТ 4028-63. Диаметр стержня (d), мм: 0.8 и/или 1.0 и/или 1.2 и/или 1.4 и/или 1.6 и/или 1.8 и/или 2.0 и/или 2.5 и/или 3.0. Наименьший диаметр головки (D), мм: 3.5 и/или 4.0 и/или 5.0 и/или 6.0 и/или 1.6 и/или 2.0 и/или 2.4 и/или 2.8 и/или 3.2. Головка должна быть коническая, плоская. Длина гвоздя (l), мм: 8 и/или 12 и/или 16 и/или 20 и/или 25 и/или 32 и/или 40 и/или 50 и/или 60 и/или 70 и/или 80. Наименьшая высота головки (h), мм: 0.72 и/или 1.2 и/или 1.5 и/или 0.84 и/или 0.96 и/или 1.08 и/или 1.8 и/или 0.48 и/или 0.6".
При этом, в соответствии с инструкцией по заполнению заявок на участие в Аукционе "Сочетание символов "и/или" разделяющих два значения показателя означает, что участник может предложить как оба значения, так и одно из них и участник при составлении первой части заявки должен: указать оба значения (соединенные союзом "и") или указать одно из значений".
Кроме того, согласно ГОСТ 4028-63 "Гвозди строительные. Конструкция и размеры" таблица 2 содержит сведения о наименьшем диаметре гвоздя в зависимости от других характеристик гвоздя строительного.
При этом, Заявитель на заседание Комиссии явку представителей не обеспечил и в составе жалобы не представил доказательств, однозначно свидетельствующих об обоснованности довода, в связи с чем довод не нашел своего подтверждения.
1.2 Также согласно доводу жалобы Заявителя, по товару "Плиты тротуарные" установлены требования к характеристикам товара, не позволяющие указать в заявке на участие в Аукционе значения показателей товаров, используемых при выполнении работ, одновременно соответствующие требованиям документации об Аукционе и значениям, предусмотренным ГОСТ.
В соответствии с техническим заданием документации об Аукционе к товару "Плиты тротуарные" установлены требования: "Требуется соответствие ГОСТ 17608-2017. Допускается использовать плиты с взаимозацепляемыми боковыми гранями. Допускается использование плит с пазогребневым соединением и с технологическим уклоном боковых граней, не превышающим 5 мм (показатель неизменный) в плане на каждую сторону".
При этом, в соответствии с ГОСТ 17608-2017 "Межгосударственный стандарт. Плиты бетонные тротуарные. Технические условия" (далее - ГОСТ 17608-2017) допускается изготовление плит с пазогребневым соединением и с технологическим уклоном боковых граней, не превышающим 5 мм в плане на каждую сторону, за исключением плит с взаимозацепляемыми боковыми гранями.
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком, Уполномоченным органом ненадлежащим образом установлены характеристики товара "Плиты тротуарные", поскольку указать наличие у указанного товара одновременно пазогребневого соединения, технологического уклона боковых граней, а также взаимозацепляемых боковых граней в соответствии с ГОСТ 17608-2017 не представляется возможным, что вводит участников закупки в заблуждение и препятствует надлежащему заполнению заявки на участие в закупке.
Таким образом, действия Заказчика, Уполномоченного органа, ненадлежащем образом установивших требования к товарам, используемым при выполнении работ, нарушают пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в настоящем решении содержатся примеры, указание которых не является исчерпывающим).
2. Согласно жалобе Заявителя, Заказчиком, Уполномоченным органом установлены требования к товару "Геосетка", которые ограничивают количество участников закупки и соответствуют продукции только одного производителя.
Техническим заданием документации об Аукционе "Геосетка. Материал - стекловолокно" "Размер ячеек, мм: 25х25, 37,5x37,5, 50x50. Ширина рулона: 120/240 см. Длина рулона 75-150-м с шагом 5-м".
При этом, Заявитель на заседание Комиссии явку представителей не обеспечил и в составе жалобы не представил доказательств, однозначно свидетельствующих об обоснованности довода, в связи с чем довод не нашел своего подтверждения.
3. Согласно доводу жалобы Заявителя, в документации об Аукционе установлена ненадлежащая инструкция по заполнению заявки на участие в Аукционе, поскольку различные символы, используемые при описании требований к товарам, содержат одно описание их значений.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
На заседании Комиссии установлено, что документация об Аукционе содержит инструкцию по заполнению заявок на участие в Аукционе, при этом из материалов жалобы не представляется однозначным образом прийти к выводу, что установленные в инструкции по заполнению заявок на участие в Аукционе разные символы, используемые при описании требований к товарам, содержат одно описание их значений.
При этом, Заявитель явку представителей на заседание Комиссии не обеспечил, и не представил доказательств однозначно подтверждающих, что документация об Аукционе содержит ненадлежащую инструкцию по заполнению заявок на участие в Аукционе, в связи с чем, Комиссия считает довод Заявителя не нашедшим своего подтверждения.
Вместе с тем, в соответствии с решением Комиссией ФАС России от 19.10.2018 по делу N 18/44/105/1052 в действиях Заказчика, Уполномоченного органа выявлено, в том числе, нарушение пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, выразившееся в не установлении порядка указания сведений о характеристике наименования марки "МБР-90/100" товара "Мастика битумно-резиновая изоляционная".
3. Решением Комиссии ФАС России по контролю в сфере закупок от 19.10.2018 по делу N 18/44/105/1383 в действиях Заказчика, Уполномоченного органа, Аукционной комиссии выявлены нарушения:
- пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, выразившееся в установлении требований к товарам, используемым при выполнении работ, не позволяющих указать в заявке на участие в Аукционе значения характеристик товаров, одновременно соответствующие требованиям технического задания документации об Аукционе и значениям, предусмотренным ГОСТ;
- пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, выразившееся в неправомерном установлении требований к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе помимо конкретных показателей товаров, используемых при выполнении работ, конкретных показателей химического и компонентного состава товара, результатов испытаний таких товаров;
- части 5 статьи 67 Закона о контрактной системе, выразившееся в неправомерном принятии решения об отказе участнику закупки с идентификационным номером "3" к участию в Аукционе;
- пункта 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе, выразившееся в исполнении предписания от 20.08.2018 по делу N 18/44/105/1052 не в полном объеме.
В связи с чем, Заказчику, Уполномоченному органу выдано предписание, в том числе, отменить протокол рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 15.10.2018 N 0175200000418000451-1, протокол рассмотрения заявки единственного участника электронного аукциона от 18.10.2018 N 0175200000418000451-3, а также привести документацию об Аукционе в соответствие с требованиями законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок и с учетом решения от 19.10.2018 по делу 18/44/105/1383 и разместить соответствующую документацию в ЕИС.
Срок исполнения предписания по делу от 19.10.2018 N 18/44/105/1383 установлен до 02.11.2018.
На основании изложенного, руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, приказом ФАС России от 15.08.2018 N 1146/18, Комиссия
РЕШИЛА
1. Признать в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушения пунктов 1, 2 части 1 статьи 64, пункта 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе.
2. Признать в действиях Аукционной комиссии нарушение части 5 статьи 67 Закона о контрактной системе.
3. В связи с тем, что по выявленным нарушениям выдано предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок от 19.10.2018 по делу N 18/44/105/1383, по данному делу предписание не выдавать.
4. В связи с тем, что материалы по выявленным нарушениям переданы на основании решения от 19.10.2018 по делу N 18/44/105/1383 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России, материалы по настоящему делу для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях не передавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 19 октября 2018 г. N 18/44/99/459
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 25.10.2018