Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев жалобу ООО "Белый город" (далее - Заявитель) на действия аукционной комиссии Федерального агентства по делам национальностей (далее - Аукционная комиссия) при проведении Федеральным агентством по делам национальностей (далее - Заказчик), Аукционной комиссией, АО "ЭТС" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по текущему ремонту помещений (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) 0195100001018000036) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Аукционной комиссии при проведении Заказчиком, Аукционной комиссией, Оператором электронной площадки Аукциона.
Согласно доводу жалобы Заявителя, Аукционной комиссией неправомерно принято решение об отказе Заявителю в допуске к участию в Аукционе.
Представители Заказчика на заседании Комиссии не согласились с доводом Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Заказчик, Аукционная комиссия действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки в части действий Заказчика Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1. извещение об осуществлении закупки размещено в ЕИС - 28.09.2018;
2. способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3. начальная (максимальная) цена контракта - 3 996 030 рублей;
4. дата окончания подачи заявок на участие в Аукционе - 16.10.2018;
5. на участие в Аукционе подано 13 заявок от участников закупки;
6. к участию в Аукционе допущено 2 заявки от участников закупки;
7. дата проведения Аукциона - 19.10.2018;
8. в период проведения Аукциона предложения о цене контракта подавали 2 участника Аукциона;
9. победителем Аукциона признано ООО "С.К.Р." с минимальным предложением о цене контракта 3 836 188,80 рублей.
1. Согласно доводу жалобы Заявителя, Аукционной комиссией неправомерно принято решение об отказе Заявителю в допуске к участию в Аукционе.
Согласно части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) не предоставления информации, предусмотренной частью 3
статьи 66 Закона о контрактной системе, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе.
Согласно части 5 статьи 67 Закона о контрактной системе отказ в допуске к участию в электронном аукционе по основаниям, не предусмотренным частью 4 статьи 67 Закона о контрактной системе, не допускается.
В соответствии с частью 1 статьи 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при осуществлении закупки товара или закупки работы, услуги, для выполнения, оказания которых используется товар должна содержать конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в Аукционе
от 16.10.2018 N 0195100001018000036-1-1 (далее - Протокол рассмотрения заявок) заявке с порядковым номером "8" (Заявителю) отказано в допуске по следующему основанию: "Позиция товара N 32 "Каболка" по показателю "материал каболки:" в техническом задании предусмотрено значение "Льняная, пеньковая или джутовая прядь. Прядь одно, двух и трех прядная." в заявке указано значение "Льняная прядь. Прядь одно, двух и трех прядная". В тоже время согласно Инструкции "В случае если после наименования характеристики показателя стоит знак двоеточия ":" перед словами (знаками) "и", ",", то участник обязан указать конкретный показатель товара путем выбора значения из числа заданных".
В соответствии с частью I "Общие условия" документации об Аукционе первая часть заявки на участие в Аукционе должна содержать "конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара".
В пункте 5 части VII "Техническая часть" документации об Аукционе
(далее - Техническое задание) содержится информация в табличной форме, согласно которой по позиции 32 "Каболка", по показателю "Материал каболки:", столбец "требуемое значение" следующие характеристики товара: "Льняная, пеньковая или джутовая прядь. Прядь одно, двух и трех прядная".
Согласно инструкции по заполнению заявки на участие в Аукционе документации о проведении Аукциона (далее - Инструкция) "в случае если после наименования характеристики показателя стоит знак двоеточия ":" перед словами (знаками) "и", ",", то участник обязан указать конкретный показатель товара путем выбора значения из числа заданных".
Представители Заказчика пояснили, что в соответствии с Инструкцией по вышеуказанному показателю необходимо указать точное значение количества прядей каболки (одна, две или три).
На заседании Комиссии представители Заказчика представили заявку Заявителя, в которой, в том числе указано: "Льняная Прядь одно, двух и трех прядная".
Вместе с тем, на заседании Комиссии представитель Заявителя не представил документов и сведений, подтверждающих обоснованность довода, в связи с чем, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
Кроме того, в результате проведения внеплановой проверки Комиссией установлено следующее.
2. Согласно Протоколу рассмотрения заявок заявке с порядковым номером "6" отказано в допуске к участию в Аукционе по следующим основаниям "По позиции товара N 30 "Смазка универсальная WD-40" страной происхождения товара указана Россия. Однако, согласно официальным данным Федеральной таможенной службы, содержащимся в п. 6.2. Письма ФТС России от 09.04.2014 N 14-40/16236 "О товарных знаках компании "WD-40 Manufacturing Company", оригинальная продукция, обозначенная товарными знаками правообладателя (компании "WD-40 Manufacturing Company"), импортируются в Российскую Федерацию из Великобритании; производителем оригинальной продукции, предназначенной к ввозу в Российскую Федерацию, обозначенной товарными знаками правообладателя (компании "WD-40 Manufacturing Company"), является компания "WD-40 Company Ltd" в Великобритании".
На заседании Комиссии установлено, что заявка с порядковым номером "6" содержит следующее предложение по позиции N 23 "Смазка универсальная WD-40, страна происхождения товара Россия, товарный знак отсутствует".
Вместе с тем, Комиссии не представлено доказательств, позволяющих прийти к однозначному выводу, что данная продукция не производится в Российской Федерации.
Заявке с порядковым номером "12", согласно Протоколу рассмотрения заявок, отказано в допуске к участию в Аукционе по следующему основанию: "Позиция товара N 29 "Очес льняной" по показателю "сорт волокна:" в техническом задании предусмотрено значение "4, 6, 8, 10, 12, 14" в заявке указано значение "4, 6, 8, 10, 12, 14". В тоже время согласно Инструкции "В случае если после наименования характеристики показателя стоит знак двоеточия ":" перед словами (знаками) "и", ",", то участник обязан указать конкретный показатель товара путем выбора значения из числа заданных".
Вместе с тем, в заявке с порядковым номером "12", представленной Заказчиком на заседании Комиссии, в том числе, содержатся следующие значение показателя: "сорт волокна:": "6". Вместе с тем, Комиссии не представлено доказательств, позволяющих прийти к однозначному выводу, что заявка с порядковым номером "12" противоречит требованиям Инструкции, Технического задания документации об Аукционе.
Согласно Протоколу рассмотрения заявок, заявке с порядковым номером "15" отказано в допуске к участию в Аукционе по следующим основаниям: "Позиция товара N 23 "Грунтовка", N 30 "Смазка универсальная" наименование товара указано в заявке с обозначением товарного знака "Нортекс-Грунт" и "WD-40" в сопровождении слов "или эквивалент". Согласно Инструкции "Информация, которая содержится в заявках участников, не должна допускать разночтения или двусмысленное толкование". Наличие слов "или эквивалент" не позволяет однозначно идентифицировать предложение участника закупки. Позиция товара N 18 по показателю "мощность одной лампы" "в техническом задании предусмотрено значение "не > 4" в заявке указано значение "6". В тоже время согласно Инструкции "В случае если после наименования характеристики показателя стоит знак двоеточия ":" перед словами (знаками) "и", ",", то участник обязан указать конкретный показатель товара путем выбора значения из числа заданных".
На заседании Комиссии установлено, что заявка с порядковым номером "15" содержит, в том числе следующее: N 18 "Мощность одной лампы":"4", N 23 "Грунтовка "Нортекс-Грунт", слова "или эквивалент" отсутствуют, N 30 "Смазка универсальная WD-40", слова "или эквивалент" отсутствуют. Вместе с тем, Комиссии не представлено доказательств, позволяющих прийти к однозначному выводу, что заявка с порядковым N 15 противоречит требованиям Инструкции, технического задания документации об Аукционе.
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу, что действия Аукционной комиссии, выразившиеся в принятии решения об отказе участникам закупки с порядковыми номерами заявок 6, 12, 15 в допуске к участию в Аукционе нарушают часть 5 статьи 67 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
3. На заседании Комиссии также установлено, что в ряде подпунктов технической части документации об Аукционе установлены, в том числе, следующие требования к товарам:
- пункт 10 "Клей плиточный": "время твердения не>24";
- пункт 14 "Затирка": "время твердения не>24";
- пункт 14 "Клей плиточный": "время жизни раствора после замешивания 1".
Комиссия приходит к выводу, что документация об Аукционе устанавливает требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе помимо конкретных показателей товаров, используемых при выполнении работ, сведения о результатах испытаний таких товаров, не предусмотренные частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе, а также конкретные показатели веществ, материалов, применяемых при изготовлении указанных товаров.
Указанные требования приводят к ограничению количества участников закупки, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки при заполнении заявки иметь в наличии товар, предлагаемый к использованию при выполнении работ, для представления подробных сведений о веществах, результатах испытаний, материалах, применяемых при изготовлении такого товара (в настоящем решении содержатся примеры, указание которых не является исчерпывающим).
Таким образом, действия Заказчика, установившего в документации об Аукционе ненадлежащие требования к характеристикам товаров, используемым при выполнении работ в рамках исполнения контракта, нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
4. Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно Техническому заданию документации о проведении Аукциона, Заказчиком установлены требования о соответствии товара "Светильник" требованиям ГОСТ 14254-96.
Вместе с тем, на заседании Комиссии установлено, что указанный ГОСТ утратил силу с 1 марта 2017 года в связи с изданием Приказа Росстандарта от 10.06.2016 N 604-ст.
Таким образом, действия Заказчика, неправомерно установившего требование о соответствии товаров, используемых при выполнении работ, ГОСТ, утратившему силу, нарушают пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки содержат состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
5. В соответствии с пунктом 2 части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в редакции от 03.08.2018 в контракт включается обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате заказчиком юридическому лицу или физическому лицу, в том числе зарегистрированному в качестве индивидуального предпринимателя, на размер налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, связанных с оплатой контракта, если в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах такие налоги, сборы и иные обязательные платежи подлежат уплате в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации заказчиком.
При этом, пунктом 2.8. проекта государственного контракта документации о проведении Аукциона установлено, что "в случае если настоящий Государственный контракт будет заключен с физическим лицом сумма, подлежащая оплате такому физическому лицу уменьшается на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта".
На основании изложенного Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком в проекте государственного контракта документации об Аукционе условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате заказчиком юридическому лицу или физическому лицу, в том числе зарегистрированному в качестве индивидуального предпринимателя, на размер налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, связанных с оплатой контракта установлено не в соответствии с действующей редакцией Закона о контрактной системе, что нарушает пункт 2 часть 13 статьи 34 Закона о контрактной системе и содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
6. В соответствии с частью 13.1 статьи 34 закона о контрактной системе срок оплаты заказчиком поставленного товара, выполненной работы
(ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта должен составлять не более тридцати дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 Закона о контрактной системе, за исключением случая, указанного в части 8 статьи 30 Закона о контрактной системе, а также случаев, когда Правительством Российской Федерации в целях обеспечения обороноспособности и безопасности государства установлен иной срок оплаты.
В соответствии со статьей 190 Гражданского Кодекса Российской Федерации установленный законом, иными правовыми актами, сделкой или назначаемый судом срок определяется календарной датой или истечением периода времени, который исчисляется годами, месяцами, неделями, днями или часами.
В соответствии с пунктом 2.4 проекта государственного контракта документации об Аукционе установлено, в том числе, следующее: "Оплата производится в форме безналичного расчета, по факту выполнения работ, в течение в течение 10 (десяти) банковских дней с момента предоставления актов о приёмке выполненных работ по форме N КС-2, справок о стоимости выполненных работ и затрат по форме N КС-3. Аванс не предусмотрен".
Вместе с тем, понятие "банковский день" не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Таким образом, действия Заказчика, не установившего надлежащий срок оплаты Заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств, нарушают часть 13.1 статьи 34 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
7. В соответствии с частью 3 статьи 65 Закона о контрактной системе любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе.
В соответствии с частью 4 статьи 65 Закона о контрактной системе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 статьи 65 Закона о контрактной системе запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Согласно части 5 статьи 65 Закона о контрактной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе не должны изменять ее суть.
В ЕИС Заказчиком размещен ответ на запрос разъяснений от 03.10.2018 N 41-01.1-28, содержащий следующую информацию: "Федеральное агентство по делам национальностей в соответствии с Вашим запросом N 243367 от 01.10.2018 о разъяснении суммы обеспечения исполнения контракта сообщает. Сумма обеспечения исполнения контракта составляет 10% от начальной (максимальной) цены контракта и равна 399603,00 рубля и указана в извещении о Закупке N 0195100001018000036, размещенным в ЕИС 28.09.2018".
Вместе с тем, пунктом 15 информационной карты документации об Аукционе установлены, в том числе, следующие требования к обеспечению исполнения контракта: "Сумма обеспечения исполнения контракта предусмотрена в следующем размере: 30 % от начальной (максимальной) цены государственного контракта, что составляет: 1 198 809,00 рублей".
На основании изложенного Комиссия приходит к выводу, что разъяснения положений документации об Аукционе изменяют суть документации об Аукционе, что не соответствует части 5 статьи 65 Закона о контрактной системе и содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Кроме того, на заседании Комиссии установлено, что в ответе на запрос разъяснений не содержится указания на предмет запроса, а также ответ на запрос разъяснений содержит наименование участника Аукциона, подавшего данный запрос.
На основании изложенного Комиссия приходит к выводу, что разъяснения не содержат объект запроса, указан участник Аукциона подавший запрос о разъяснении положений Документации, а также Заказчиком сокращен срок предоставления разъяснений, что не соответствует части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе и содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, Комиссия проходит к выводу, что указанное нарушение Закона о контрактной системе не повлияло на определение поставщика (подрядчика, исполнителя).
8. Согласно пункту 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе.
Согласно извещению о проведении Аукциона и документации об Аукционе дата окончания подачи заявок 16.10.2018, срок окончания предоставления участниками Аукциона разъяснений положений документации об Аукционе - 10.10.2018.
В соответствии с частью 4 статьи 65 Закона о контрактной системе, Заказчик предоставляет разъяснения по запросам участников Аукциона при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе. Таким образом, Заказчиком установлен срок окончания предоставления разъяснений за 5 дней до даты окончания подачи заявок противоречит требованиям Закона о контрактной системе.
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика, ненадлежащим образом установившего дату окончания предоставления участникам закупки разъяснений положений документации об Аукционе, нарушают пункт 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
9. Согласно части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, при этом пунктом 11 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе установлено требование об отсутствии у участника закупки ограничений для участия в закупках, установленных законодательством Российской Федерации.
Вместе с тем, на заседании Комиссии установлено, что документация о проведении Аукциона не содержит установленного требования.
Таким образом, вышеуказанные действия Заказчика нарушают часть 1 статьи 31 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
10. В соответствии с пунктом 24 Информационной картой документации о проведении Аукциона установлены следующие требования к содержанию, составу заявки на участие в аукционе: "В соответствии с частью IV. инструкция по заполнению заявки на участие в электронном аукционе, а также части v. образцы форм для заполнения участниками аукциона настоящей документации".
Вместе с тем, на заседании Комиссии установлено, что часть IV Инструкция, не содержит требований к составу вторых частей заявок. При этом требования к составу вторых частей заявок установлены в Общей части документации о проведении Аукциона.
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу, что Инструкция не позволяет определить порядок предоставления сведений, входящих в состав вторых частей заявок на участие в Аукционе, что нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Белый город" необоснованной.
2. Признать в действиях Аукционной комиссии нарушение
части 5 статьи 67 Закона о контрактной системе.
3. Признать в действиях Заказчика нарушения части 1 статьи 31, пункта 2 части 13 статьи 34, части 13.1 статьи 34, пунктов 1, 2, 11 части 1 статьи 64, частей 4, 5 статьи 65 Закона о контрактной системе.
4. Выдать Заказчику, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки предписание об устранении выявленных нарушений Закона о контрактной системе.
5. Передать материалы от 22.10.2018 по делу N 18/44/105/1394 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 22 октября 2018 г. N 18/44/105/1394
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 25.10.2018