Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев жалобу ООО "Астрапром" (далее - Заявитель) на действия ООО "РТС-тендер" (далее - Оператор электронной площадки) при проведении Администрацией города Челябинска (далее - Заказчик), аукционной комиссией Администрации города Челябинска (далее - Аукционная комиссия), Управлением муниципальных закупок Администрации города Челябинска (далее - Уполномоченный орган), Оператором электронной площадки электронного аукциона на право заключения государственного контракта оказание услуг по профессиональной уборке - клининговые услуги помещений здания Администрации города Челябинска (номер извещения - 0169300000118002586) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в части действий Оператора электронной площадки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Оператора электронной площадки при проведении Заказчиком, Аукционной комиссией, Уполномоченным органом, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Оператора электронной площадки, возвратившего заявку Заявителя в связи с отсутствием денежных средств на лицевом счете Заявителя в размере обеспечения заявки на участие в Аукционе в период после окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе.
Представитель Оператора электронной площадки на заседании Комиссии не согласился с доводом Заявителя, и сообщил, что при проведении Аукциона Оператор электронной площадки действовал в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки в части действий Оператора электронной площадки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru - 27.09.2018;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 5 506 666,67 рублей;
4) дата окончания подачи заявок на участие в Аукционе - 15.10.2018;
5) на участие в Аукционе подано 6 заявок от участников закупки;
6) к участию в Аукционе допущено 6 заявок от участников закупки;
7) дата проведения Аукциона - 19.10.2018;
8) в период проведения Аукциона предложения о цене контракта подавало 5 участников Аукциона;
9) победителем Аукциона признан Семернин Дмитрий Владимирович - с предложением о цене контракта - 1 800 000 рублей.
Согласно доводу жалобы Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Оператора электронной площадки, возвратившего заявку Заявителя в связи с отсутствием денежных средств на лицевом счете Заявителя в размере обеспечения заявки на участие в Аукционе в период после окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе.
Согласно части 13 статьи 24.1 Закона о контрактной системе Оператор электронной площадки, оператор специализированной электронной площадки обязаны обеспечить непрерывность проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур, надежность функционирования программно-аппаратных средств, используемых для их проведения, равный доступ участников закупок к участию в электронных процедурах, закрытых электронных процедурах, неизменность подписанных усиленной электронной подписью документов.
В соответствии с частью 1 статьи 44 Закона о контрактной системе заказчик обязан установить требование к обеспечению заявок на участие в конкурсах и аукционах при условии, что начальная (максимальная) цена контракта превышает пять миллионов рублей, если Правительством Российской Федерации не установлено иное. При этом, согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 12.04.2018 об утверждении значения начальной (максимальной) цены контракта, при превышении которого заказчик обязан установить требование к обеспечению заявок на участие в конкурсах и аукционах, при превышении начальной (максимальной) цены контракта в размере 1 млн. рублей заказчик обязан установить требование к обеспечению заявок на участие в конкурсах и аукционах.
Согласно части 20 статьи 44 Закона о контрактной системе блокирование денежных средств не осуществляется в случае отсутствия на специальном счете участника закупки незаблокированных денежных средств в размере обеспечения данной заявки, информация о котором направлена оператором электронной площадки. Оператор электронной площадки обязан вернуть заявку подавшему ее участнику в течение одного часа с даты и времени окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе если на специальном счете участника закупки отсутствуют незаблокированные денежные средства в размере обеспечения заявки либо блокирование денежных средств на специальном счете не может быть осуществлено в связи с приостановлением операций по такому счету в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с частью 10.1 статьи 112 Закона о контрактной системе до даты начала функционирования операторов электронных площадок, определенных Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 3 статьи 24.1 Закона о контрактной системе, закупки товаров, работ, услуг путем проведения электронных процедур осуществляются на ранее прошедших отбор электронных площадках. При этом сохраняется порядок функционирования таких площадок, ранее установленный федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативное правовое регулирование в сфере размещения заказов, совместно с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере размещения заказов, до дня вступления в силу Закона о контрактной системе. Порядок проведения электронных процедур на таких площадках должен соответствовать требованиям Закона о контрактной системе.
Согласно извещению о проведении Аукциона Заказчиком установлено обеспечение заявки на участие в Аукционе в размере - 27 533,33 рублей.
Извещение о проведении Аукциона размещено 27.09.2018, то есть до начала функционирования Операторов электронных площадок, определенных в соответствии с частью 3 статьи 24.1 Закона о контрактной системе и функционирования специальных счетов.
Вместе с тем, представитель Оператора электронной площадки на заседании Комиссии не представил доказательств, позволяющих Комиссии прийти к выводу о том, что действия Оператора электронной площадки, выразившиеся в возврате заявки Заявителя в связи с отсутствием денежных средств на лицевом счете Заявителя в размере обеспечения заявки на участие в Аукционе, соответствуют Закону о контрактной системе.
Кроме того, решением ФАС России от 15.10.2018 по делу N 18/44/105/1342 в действиях Оператора электронной площадки выявлено нарушение части 13 статьи 24.1 Закона о контрактной системе, выразившиеся в размещении информационного сообщения на сайте Оператора электронной площадки, согласно которому денежные средства для обеспечения заявок с 01.10.2018 необходимо вносить на специальный счет, что может ввести участников закупок в заблуждение.
На основании изложенного Комиссия приходит к выводу, что указанные действия Оператора электронной площадки, не обеспечившего равный доступ к участию в Аукционе нарушают часть 13 статьи 24.1 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 5 статьи 7.31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, пунктом 14 информационной карты установлено следующее: "Денежные средства, предназначенные для обеспечения заявок, вносятся участниками закупок на специальные счета, открытые ими в банках, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации (далее - специальный счет)".
При этом, Комиссия усматривает в действиях Заказчика признаки нарушения Закона о контрактной системе в связи с установлением в документации об Аукционе положения о возможности внесения участниками закупки денежных средств на специальные счета, открытые ими в банках, перечень которых определяется Правительством Российской Федерации, в качестве обеспечения заявки на участие в Аукционе.
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу о необходимости передачи материалов от 22.10.2018 по делу N 18/44/105/1397 в адрес Челябинского УФАС России для рассмотрения вопроса о проведении внеплановой проверки в отношении действий Заказчика.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Астрапром" обоснованной.
2. Признать в действиях Оператора электронной площадки нарушение части 13 статьи 24.1 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Уполномоченному органу, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки, предписание об устранении выявленного нарушения Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы от 22.10.2018 по делу N 18/44/105/1397 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
5. Передать материалы от 22.10.2018 по делу N 18/44/105/1397 в адрес Челябинского УФАС России для рассмотрения вопроса о проведении внеплановой проверки в отношении действий Заказчика, Уполномоченного органа.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 22 октября 2018 г. N 18/44/105/1397
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 25.10.2018