Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
в присутствии представителей:
СПб ГБСУСО "Специнтернат для инвалидов и граждан пенсионного возраста, освобождённых из мест лишения свободы" (далее - Заказчик):
в отсутствие представителей:
ООО "ВСП Партнер" (далее - Заявитель), надлежащим образом уведомленного о времени и месте заседания Комиссии УФАС;
рассмотрев жалобу Заявителя (вх. 25574/18 от 11.10.2018) на действия аукционной комиссии Заказчика при определении поставщика путем проведения электронного аукциона на выполнение работ по текущему ремонту водомерного узла в СПб ГБСУСО "Специнтернат" по адресу: Санкт-Петербург, г. Колпино, ул. Загородная, д. 35, лит. А (извещение номер 0372200213418000053) (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении электронного аукциона размещено 19.09.2018 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0372200213418000053. Начальная (максимальная) цена контракта - 458 458,00 рублей.
В жалобе ООО "Тандем" указывает на неправомерные действия аукционной комиссии Заказчика, выразившиеся, по мнению Заявителя, в неправомерном отказе ему в допуске к участию в электронном аукционе по результатам рассмотрения первых частей заявок.
Заказчик с доводами жалобы не согласен и считает ее необоснованной.
Информация, изложенная в жалобе, пояснения представителей сторон, представленные документы подтверждают следующие обстоятельства.
1. В соответствии с ч. 1 ст. 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Частью 2 ст. 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно ч. 4 ст. 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе.
Отказ в допуске к участию в электронном аукционе по иным основаниям в соответствии с ч. 5 ст. 67 Закона о контрактной системе не допускается.
Согласно ч.ч. 6 и 7 ст. 67 Закона о контрактной системе по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе аукционная комиссия оформляет протокол рассмотрения заявок на участие в таком аукционе, подписываемый всеми присутствующими на заседании аукционной комиссии ее членами не позднее даты окончания срока рассмотрения данных заявок. Указанный протокол должен содержать информацию:
1) об идентификационных номерах заявок на участие в таком аукционе;
2) о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, которой присвоен соответствующий идентификационный номер, к участию в таком аукционе и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе с обоснованием этого решения, в том числе с указанием положений документации о таком аукционе, которым не соответствует заявка на участие в нем, положений заявки на участие в таком аукционе, которые не соответствуют требованиям, установленным документацией о нем;
3) о решении каждого члена аукционной комиссии в отношении каждого участника такого аукциона о допуске к участию в нем и о признании его участником или об отказе в допуске к участию в таком аукционе;
4) о наличии среди предложений участников закупки, признанных участниками электронного аукциона, предложений о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если условия, запреты, ограничения допуска товаров, работ, услуг установлены заказчиком в документации об электронном аукционе в соответствии со ст. 14 Закона о контрактной системе.
Вышеуказанный протокол не позднее даты окончания срока рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе направляется заказчиком оператору электронной площадки и размещается в единой информационной системе.
Согласно сведениям протокола рассмотрения первых частей заявок N 0372200213418000053-1-1 от 05.10.2018 Заявителю отказано в допуске к участию в электронном аукционе в соответствии с п.п. 1 и 2 ч. 4 ст. 67 Закона о контрактной системе по следующим основаниям:
"1. п.3 раздел 6, п.7.1 раздел 2 - Саморез (клоп), п. 2 раздел 8 -Мешки, п. 7.3 раздел 7 -Дюбели пластмассовые, п. 6.1 раздел 7 -Кабель-канал, п. 4.1 раздел 6- Плитка кафельная, п. 6.1 раздел 2 -Кран шаровой, п. 5.1 раздел 2 -Манометр, п. 5.1 раздел 2-3-х ходовой кран под манометры, п. 3.3 раздел 2 - Клапан обратный, п.6.2 раздел 2 -Резина техническая (для прокладок), п.2 раздел 4- Грунтовка, п.3.4 раздел 2 -Фланцы (заглушки), п.6.2 раздел 2 - Прокладки для запорной арматуры, п.3 раздел 4- Краска, п.8.1 раздел 7- Кабель тип 1, п.2 раздел 3- Труба тип 1, п.5.2 раздел 2 - Паронит (для прокладок), п. 13 раздел 7- Розетка, п. 6.1 раздел 7- Кабель-канал, п.4.2 раздел 6- Смесь сухая (клей), п.3.7 раздел 2- Набивка, п.9.1 раздел 7- Кабель тип 2, п. 11.1 раздел 7- Автоматический выключатель, п. 10.1 раздел 7- Бокс модульный, п. 1.1 раздел 3- Цилиндры кашированные алюминиевой фольгой, п. 13.1 раздел 7- Розетка, п. 1.1 раздел 7- Выключатель, п. 14.1 раздел 7- Крепление светильника, п. 2 раздел 7- Коробка распределительная, п. 7.1 раздел 7- Металлорукав, п. 3.2 раздел 6- ГКЛВ, п. 12.1 раздел 7- Устройство защитного отключения, раздел 4- Теплоизоляция трубная, п. 1 раздел 7- Коробка монтажная, п. 7.1 раздел 2- Уголок стальной равнополочный, п. 4 раздел 6- Праймер, п. 1.1 раздел 2- Датчик импульсов, п. 6 раздел 2- Лен сантехнический, п. 6 раздел 2- Уплотнительная паста, п. 5.2 раздел 2- Прокладка, п. 3.5 раздел 2- Болт, п. 3 раздел 2- Шайба кузовная, п. 3.1 раздел 2- Шайба пружинная (гровер), п. 3.6 раздел 2- Гайка.
2. В заявке участника: Задвижки с обрезиненным клином невыдвижным шпинделем фланцевые чугунные 30ч39р, номинальный диаметр 50 мм, номинальное (условное) давление, PN=1,6 (16) МПа (кгс/см2), рабочая среда (вода) по СанПиН 2.1.4.1074, температура рабочей среды, от 5 до 75°С, температура окружающего воздуха, от минус 15 до плюс 40°С, присоединение к трубопроводу фланцевое по ГОСТ 12815, управление ручное, рабочее положение задвижки любое, кроме маховиком вниз, направление подачи рабочей среды - любое, материал: корпусных деталей и клина - чугун, уплотнений шпинделя - резиновая смесь, закладной гайки - сталь коррозионно-стойкая, бронза, наружное покрытие задвижки - эпоксидно-порошковое.
Согласно инструкции по заполнению первых частей заявки:
- "при установлении требований к минимальному значению показателей Заказчиком использованы такие слова как "более", "от", "свыше", ">" участник закупки должен представить значение строго больше установленного в требованиях";
- "при установлении требований к максимальному значению показателей Заказчиком использованы такие слова как "менее", "до", "<" участник закупки должен представить значение строго меньше установленного в требованиях".
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч.ч. 3 - 6 ст. 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с п. 3 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки товара или закупки работы, услуги, для выполнения, оказания которых используется товар первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать:
- наименование страны происхождения товара (в случае установления заказчиком в извещении о проведении электронного аукциона, документации об электронном аукционе условий, запретов, ограничений допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, в соответствии со ст. 14 Закона о контрактной системе);
- конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.
Требования к товарам, которые используются при выполнении работ, установлены Заказчиком в Приложении N 4 "Требования к значениям показателей (характеристик) товара, или эквивалентности предлагаемого товара, используемого для выполнения работ, позволяющие определить соответствие установленным заказчиком требованиям" к Техническому заданию документации об аукционе.
Данное приложение содержит описание ряда товаров, в том числе, "Саморез (клоп)", "Мешки", "Дюбели пластмассовые" "Кабель-канал", "Плитка кафельная" и др.
Анализ первой части заявки Заявителя показал, что сведения о конкретных показателях вышеуказанных товаров в составе первой части заявки - отсутствуют.
Согласно ч. 1 ст. 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
На основании вышеизложенного Комиссия УФАС приходит к выводу, что аукционная комиссия Заказчика имела основания для отказа Заявителю в допуске к участию в электронном аукционе (по основаниям, изложенным в протоколе рассмотрения первых частей заявок) в соответствии с п. 2 ч. 4 ст. 67 Закона о контрактной системе, следовательно, доводы жалобы являются необоснованными.
В результате проведения внеплановой проверки закупки (на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе) были установлены следующие обстоятельства.
2. Наименования товаров перечислены Заказчиком в Приложении N 3 "Список товаров, для которых установлены требования к значениям показателей (характеристик) товара, или эквивалентности товара, используемого для выполнения работ, позволяющие определить соответствие установленным заказчиком требованиям" к Техническому заданию документации об аукционе.
Требования к значениям конкретных показателей товаров установлены Заказчиком в Приложении N 4 "Требования к значениям показателей (характеристик) товара, или эквивалентности предлагаемого товара, используемого для выполнения работ, позволяющие определить соответствие установленным заказчиком требованиям" к Техническому заданию документации об аукционе.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч.ч. 3 - 6 ст. 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Действующим законодательством о контрактной системе не установлено четких критериев и требований к инструкции по заполнению заявки на участие в аукционе. Указывая минимальные, максимальные значения показателей товаров, а также значения показателей товаров, которые не могут изменяться, заказчик тем самым определяет требования к содержанию первых частей заявок. При этом заказчик должен учитывать запрет, установленный п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе на установление требований к содержанию заявок, ограничивающих круг участников, а также необходимость разработки инструкции, позволяющей заполнить первую часть заявки в соответствии с потребностями заказчика.
В целях обеспечения возможности участникам закупки надлежащим образом заполнить заявку и указать требуемые показатели заказчик устанавливает в документации о закупке инструкцию по заполнению заявок, в которой целесообразно:
1) указать на раздел и (или) пункт документации о закупке, в котором содержатся показатели, предусмотренные ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе, в отношении которых участники закупки делают предложение в своих заявках;
2) определить, в отношении каких именно показателей заказчиком установлены максимальные и (или) минимальные значения, а также порядок их указания участниками закупки в своих заявках (в виде одного значения показателя или диапазона значений показателя);
3) определить, в отношении каких именно показателей заказчиком установлены значения, которые не могут изменяться, и соответственно подлежат указанию участниками закупки в своих заявках без каких-либо изменений;
4) сопоставить требования технических регламентов, стандартов и иных документов, предусмотренных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании (далее - Стандарты), с показателями, значения которых подлежат указанию в заявке (в случае установления заказчиком в документации о закупке требования о соответствии таких показателей значениям, установленным Стандартами).
Соблюдение данных требований и запретов направлено на исключение возможности субъективного восприятия требований заказчика участниками закупки и членами аукционной комиссии.
Инструкция по заполнению первой части заявки установлена Заказчиком в Приложении N 6 "Инструкция по заполнению заявки на участие в аукционе в электронной форме документации об аукционе" к Техническому заданию документации об аукционе. Наименования товаров перечислены Заказчиком в Приложении N 3 "Список товаров, для которых установлены требования к значениям показателей (характеристик) товара, или эквивалентности товара, используемого для выполнения работ, позволяющие определить соответствие установленным заказчиком требованиям" к Техническому заданию документации об аукционе.
Требования к значениям конкретных показателей товаров установлены Заказчиком в Приложении N 4 "Требования к значениям показателей (характеристик) товара, или эквивалентности предлагаемого товара, используемого для выполнения работ, позволяющие определить соответствие установленным заказчиком требованиям" к Техническому заданию документации об аукционе.
Документация об аукционе сформирована Заказчиком таким образом, что для подачи заявки участнику закупки необходимо соотнести показатели товаров с пунктами локальной сметы, которые в свою очередь позволяют определить наименования товаров, к которым установлены соответствующие требования.
При этом ряд требований, например, к товару "п.3.4 раздел 2", установлены в Приложении N 4 "Требования к значениям показателей (характеристик) товара, или эквивалентности предлагаемого товара, используемого для выполнения работ, позволяющие определить соответствие установленным заказчиком требованиям" к Техническому заданию документации об аукционе неупорядоченно, описание товара носит бессистемный и хаотичный характер, что создает избыточную сложность при заполнении первой части заявки и имеет своей целью спровоцировать ошибки участников закупки при формировании заявки в чем усматривается нарушение п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
3. В отношении товара "п. 3.1 раздел 2" (Шайба пружинная (гровер) Заказчиком установлены требования: "Предел текучести стали должен быть не менее 785 Мпа. Номинальный внутренний диаметр шайбы должен быть до 16,2 мм. Массовая доля кремния в стали должна быть 0,17%...0,37 (ноль целых тридцать семь сотых) %. Массовая доля остаточной меди не должна превышать 0,20 (ноль целых двух десятых) %, а остаточного никеля 0,25 (ноль целых двадцать пять сотых) %. Массовая доля марганца в стали должна быть 0,9 (ноль целых девять десятых) %...1,2 (одна целая две десятых) %. Массовая доля углерода в стали должна быть 0,62 (ноль целых шестьдесят две сотые) %_0,70 (ноль целых семь десятых) %. Относительное удлинение для стали должно быть 8 (восьми)%".
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч.ч. 3 - 6 ст. 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с положениями ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе участник закупки обязан указать в заявке сведения о показателях товаров, предлагаемых к поставке. При этом в силу указанной нормы заказчик вправе предъявлять в аукционной документации требования исключительно к техническим характеристикам самого товара (объекта закупки), а не к его составляющим компонентам, тем более к таким составляющим компонентам, которые невозможно проверить ни в ходе приемки, ни в ходе его эксплуатации.
Частью 6 ст. 66 Закона о контрактной системе запрещается требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных ч.ч. 3 и 5 ст. 66 Закона о контрактной системе документов и информации.
Государственные стандарты описывают процесс подготовки и проведения испытаний по определению значений спорных характеристик, следовательно, конкретные значения спорных показателей возможно определить только путем проведения испытаний на определенные партии товара.
Учитывая, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар, подлежащий описанию в соответствии с требованиями документации, вышеприведенные примеры подробного изложения в документации об аукционе требований к описанию участниками закупок испытательных характеристик либо химических элементов и компонентов товара ограничивают возможность участников закупки предоставить надлежащее и достоверное предложение в составе заявки на участие в аукционе, в чем усматривается нарушение п. 2 ч. 1 ст. 64 (ч. 6 ст. 66) Закона о контрактной системе, а данные доводы жалобы являются обоснованными.
Выявленные в действиях Заказчика нарушения являются существенными, что дает основания для выдачи обязательного для исполнения предписания об их устранении.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 64, 66, 67, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ВСП Партнер" необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п. 2 ч. 1 ст. 64 и ч. 6 ст. 66 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, его аукционной комиссии и оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении выявленного нарушения.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 18 октября 2018 г. N 44-4723/18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.10.2018