Резолютивная часть оглашена
22.10.2018 г. г.о. Самара
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (Самарское УФАС России) по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Самарского УФАС) в составе:
рассмотрев в порядке, установленном статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Приказом ФАС России от 19 ноября 2014 г. N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченногооргана, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", жалобуООО "Перспектива" на положения аукционной документации при проведении электронного аукциона на выполнение специализированных строительных работ, не включенных в другие группировки (извещение N0742000000218000001, начальная (максимальная) цена контракта- 900 627 180,00 руб.)
в присутствии представителей:
УСТАНОВИЛА:
В Самарское УФАС России поступилажалобаООО "Перспектива" на положения аукционной документации при проведении электронного аукциона на выполнение специализированных строительных работ, не включенных в другие группировки (извещение N 0742000000218000001, начальная (максимальная) цена контракта- 900 627 180,00 руб.)
Исходя из доводов Заявителя следует:
- Условия изменения контракта не соответствуют действующему законодательству;
- Заявитель указывает на необоснованность предоставления по акту приема-передачи оригинала банковской гарантии;
- Заказчик не указал в проекте контракта Идентификационный код закупки.
Просит признать жалобу обоснованной, дать оценку правомерности действий Заказчика, выдать предписание об устранении выявленных нарушений законодательства.
ПредставительЗаказчикапротив доводов Заявителя возражал, указывая на правомерность принятого решения, просил отказать в удовлетворении жалобы, представил письменные возражения на жалобу, запрашиваемые документы.
Выслушав доводы сторон, изучив материалы жалобы, документацию об электронном аукционе, протоколы, заявки участников, проведя в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок внеплановую проверку, Комиссия Самарского УФАС России установила следующее.
Пункт 9.2 проект контракта содержится в ст.9. Форс-мажор не относится к порядку изменения контракта. Проектом контракта установлено, что срок исполнения обязательств по настоящему контракту отодвигается соразмерно времени, в течение которого действуют такие обстоятельства, а также последствия таких обстоятельств.
Согласно ч.3 ст.401 Гражданского кодекса Российской Федерации если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
В соответствии с ч.1 ст. 716 ГК РФ подрядчик обязан немедленно предупредить заказчика и до получения от него указаний приостановить работу при обнаружении:
непригодности или недоброкачественности предоставленных заказчиком материала, оборудования, технической документации или переданной для переработки (обработки) вещи;
возможных неблагоприятных для заказчика последствий выполнения его указаний о способе исполнения работы;
иных не зависящих от подрядчика обстоятельств, которые грозят годности или прочности результатов выполняемой работы либо создают невозможность ее завершения в срок.
Таким образом, срок выполнения работ, предусмотренных контрактом, определен, является неизменным.
Ст.95 Закона о контрактной системе не регламентирует требования к содержанию проекта контракта, в том числе в части установления срока выполнения работ.
В п.12.5. условие проекта контракта относится к условиям исполнения контракта и направлено на снижение возможных рисков заказчика, связанных с невозвратом аванса, к примеру, при аннулировании лицензии у банка, выдавшего банковскую гарантию в качестве обеспечения исполнения контракта.
Руководствуясь принципом свободы договора, закрепленным ст. 421 ГК, Заказчик определил порядок замены банковской гарантии в случае отзыва, прекращения срока действия или приостановления лицензии гаранта на осуществление банковской деятельности в проекте контракта как условие исполнения контракта.
В соответствии с ч.1 ст. 94 Закона о контрактной системе исполнение контракта включает в себя следующий комплекс мер, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Федеральным законом, в том числе:
1) приемку поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов поставки товара, выполнения работы, оказания услуги (далее - отдельный этап исполнения контракта), предусмотренных контрактом, включая проведение в соответствии с настоящим Федеральным законом экспертизы поставленного товара, результатов выполненной работы, оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта;
2) оплату заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта;
3) взаимодействие заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) при изменении, расторжении контракта в соответствии со статьей 95 настоящего Федерального закона, применении мер ответственности и совершении иных действий в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) или заказчиком условий контракта.
Пунктом 12.4 Приложения к документации о закупке "Проект контракта" определено, что "В случае отзыва, прекращения срока действия или приостановления лицензии гаранта на осуществление банковской деятельности полученная от такого гаранта банковская гарантия подлежит замене Подрядчиком. Подрядчик обязуется в течение 10 банковских дней с даты отзыва, прекращения срока действия или приостановления лицензии гаранта, предоставить новую банковскую гарантию с соблюдением всех условий, предусмотренных настоящим разделом".
Пунктом 12.5. Приложения к документации о закупке "Проект контракта" определено, что "Оригинал банковской гарантии передается между уполномоченными представителями Заказчика и Подрядчика с оформлением соответствующего акта приема-передачи. Датой исполнения обязательств Подрядчика по предоставлению либо замене банковской гарантии является дата подписания Сторонами акта приема-передачи, подтверждающего принятие банковской гарантии уполномоченным представителем Заказчика".
Однако в соответствии со ст. 309 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В соответствии с п.1 ст.329 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием вещи должника, поручительством, независимой гарантией, задатком, обеспечительным платежом и другими способами, предусмотренными законом или договором.
Следовательно, обеспечение исполнения контракта, в том числе в виде банковской гарантии, направлено на обеспечение исполнения подрядчиком обязательств по контракту в течение всего срока действия контракта.
Постановлением Правительства РФ от 08.11.2013 N 1005 утверждены дополнительные требования к банковской гарантии, используемой для целей указанного Закона, которыми, в частности, установлено, что банковская гарантия оформляется в письменной форме на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного усиленной неквалифицированной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени банка.
По мнению Заявителя Заказчик не указал в проекте контракта Идентификационный код закупки.
В соответствии с ч.1 ст.23 Закона о контрактной системе идентификационный код закупки указывается в плане закупок, плане-графике, извещении об осуществлении закупки, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), осуществляемом закрытым способом, документации о закупке, в контракте, а также в иных документах, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Идентификационный код закупки указан на титульном листе аукционной документации.
В преамбуле проекта контракта установлено место для заполнения ИКЗ.
Таким образом, Законом о контрактной системе установлено требование об указании ИКЗ в контракте, а не в проекте контракта, являющегося неотъемлемой частью аукционной документации.
Руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Самарского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Перспектива"необоснованной.
2. Оператору электронной площадки снять ограничение на подписание контракта Заказчиком.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области от 22 октября 2018 г. N 1355-11764-18/4
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 25.10.2018