Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее - Комиссия),
рассмотрев жалобу ООО "Сурская ярмарка" (далее - Заявитель) на действия ГКУ ПК "ФХУ" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на поставку изделий медицинского назначения (вакуумный электроотсос) (изв. N0856200000418000017),
УСТАНОВИЛА:
Согласно извещению N 0856200000418000017 Заказчиком проводился электронный аукцион на поставку изделий медицинского назначения (вакуумный электроотсос).
Заявитель полагает, что нормы Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках) нарушены действиями Заказчика.
В ходе рассмотрения жалобы и в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч. 3 ст. 99 Закона о закупках, в соответствии "Административным регламентом федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, установлено следующее.
Согласно п.1 ч.1 ст.64 Закона о закупках, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В п.1 ч.1 ст.33 Закона о закупках установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с ч.2 ст.33 Закона о закупках, документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно ч.3 ст.33 Закона о закупках, не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
Из приведенных норм следует, что действующее законодательство в сфере осуществления закупок допускает самостоятельное формирование Заказчиком объекта закупки, исходя из целей осуществления закупки и потребностей последнего.
При этом, потребность Заказчика является определяющим фактором при формировании объекта закупки.
В соответствии с п.п.1, 2, 3 ч.1 ст.1 Закона о закупках настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в части, касающейся планирования закупок товаров, работ, услуг; определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей); заключения гражданско-правового договора, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества), от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, а также бюджетным учреждением либо иным юридическим лицом в соответствии с частями 1, 4 и 5 статьи 15 настоящего Федерального закона (далее - контракт).
Согласно п.2 ст.3 Закона о закупках определение поставщика (подрядчика, исполнителя) - совокупность действий, которые осуществляются заказчиками в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, начиная с размещения извещения об осуществлении закупки товара, работы, услуги для обеспечения государственных нужд (федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации) или муниципальных нужд либо в установленных настоящим Федеральным законом случаях с направления приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершаются заключением контракта.
В п.3 названной статьи обозначено, что закупка товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд (далее - закупка) - совокупность действий, осуществляемых в установленном настоящим Федеральным законом порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд. Закупка начинается с определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершается исполнением обязательств сторонами контракта. В случае, если в соответствии с настоящим Федеральным законом не предусмотрено размещение извещения об осуществлении закупки или направление приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), закупка начинается с заключения контракта и завершается исполнением обязательств сторонами контракта;
Из указанного следует, что целью осуществления закупки является удовлетворение, в данном случае, государственной нужды, которая заключается в поставке изделий медицинского назначения (вакуумный электроотсос).
Так, в п.2. Раздела 4 информационной карты аукционной документации указано, что описание объекта закупки указано в Приложении 2 "Техническое задание" (Спецификация), в Приложении 2 "Проект контракта".
В п/п 6 п.3. раздела 8 аукционной документации установлено, что при осуществлении закупки товара или закупки работы, услуги, для выполнения, оказания которых используется товар, в заявке на участие в аукционе должна быть указана информация в отношении всех установленных в Техническом задании (Спецификации) (Приложение 2 к документации) показателей с учетом положений, указанных в Приложении 4 к документации "Инструкция по заполнению заявки".
Из указанного следует, что участнику закупки в составе первой части заявки на участие в электронном аукционе следует указать, конкретные показатели поставляемого товара, указание на которые содержится в` Приложении` 2` "Техническое` задание` (Спецификация)" (далее - ТЗ).
В п. 11 ч. 1 ст. 64 Закона о закупках установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе:
11) порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе.
В соответствии с положениями аукционной документации (раздел 7):
- срок` подачи` запроса` о` предоставлении` разъяснений: с "28" сентября 2018 г по "11" октября 2018 г.;
- дата` начала` и` окончания` срока` предоставления` участникам` аукциона` разъяснений` положений` документации - дата начала: "28" сентября 2018 г, дата окончания: "15" октября 2018 г.
В соответствии с ч. 3 ст. 65 Закона о закупках любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.
В течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе (ч. 4 ст. 65 Закона о закупах).
Разъяснения положений документации об электронном аукционе не должны изменять ее суть (ч. 5 ст. 65 Закона о закупках).
Частью 6 ст. 65 Закона о закупках предусмотрено, что Заказчик по собственной инициативе или в соответствии с поступившим запросом о даче разъяснений положений документации об электронном аукционе вправе принять решение о внесении изменений в документацию о таком аукционе не позднее чем за два дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе. Изменение объекта закупки и увеличение размера обеспечения данных заявок не допускаются. В течение одного дня с даты принятия указанного решения изменения, внесенные в документацию о таком аукционе, размещаются заказчиком в единой информационной системе. При этом срок подачи заявок на участие в таком аукционе должен быть продлен так, чтобы с даты размещения изменений до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе этот срок составлял не менее чем пятнадцать дней или, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) не превышает три миллиона рублей, не менее чем семь дней.
1. ТЗ Заказчиком установлены требования к вакуумному электроотсосу, в частности:
- в п.2.5 ТЗ установлено: максимальный вакуум - не менее 75 кПа;
- в п.2.6 ТЗ установлено: шкала манометра - в диапазоне от 0 до - 1 Бар.
11.10.2018 г. Заказчику был подан запрос о разъяснении положений аукционной документации, согласно п.2 которого участник просит изменить ТЗ в п/п 2.5. и п/п 2.6., а именно сделать одинаковые единицы измерения.
13.10.2018 г. в 15:57 ч (по местному времени Заказчика) Заказчик разместил ответ на поступивший запрос разъяснений положений документации об электронном аукционе, согласно п.2 которого:
"следует отметить, что общепринятыми во всем мире и объединенные в систему измерений "СИ" единицами измерения давления являются "Паскаль" (Па), "Бар" (бар), "Атмосфера" (атм), миллиметры водного столба (мм.вд.ст), миллиметры ртутного столба (мм.рт.ст). Данные единицы синонимичны и имеют таблицы для перевода, которые находятся в открытом доступе для изучения. "Шкала манометра" может быть маркирована производителем как в единицах Бар, так и в кПа, а могут быть указаны и обе единицы, данные вариации для заказчика не важны, а важно лишь наличие понятной маркировки".
Заявитель полагает, что данный ответ Заказчика изменил суть аукционной документации, вместе с тем изменения в аукционную документацию внесены не были.
Представитель Заказчика пояснила, что у разных производителей маркировка обозначена по-разному. Для Заказчика важно лишь наличие понятной маркировки. Получатели и пользователи товара могут разобраться с принятыми международными единицами измерения. Разница в маркировке международных единиц не может кардинально изменить суть ТЗ.
На основании указанного выше, Комиссия приходит к выводу, что в данном случае в действиях Заказчика нарушений Закона о закупках не имеется.
2. В п.2.7 ТЗ установлено следующее требование к вакуумному электроотсосу: максимальный поток - не менее 16 л/мин.
11.10.2018 г. Заказчику был подан запрос о разъяснении положений аукционной документации, согласно п.3 которого участник просит разъяснить: 16 л/мин это значение для потока воздуха или для потока воды?
13.10.2018 г. в 15:57 ч (по местному времени Заказчика) Заказчик разместил ответ на поступивший запрос разъяснений положений документации об электронном аукционе, согласно п.3 которого:
"в данном случае для аспираторов рассматривается понятие "Производительность" как скорость всасывания воздуха, измеренная в литрах в минуту".
Заявитель полагает, что данный ответ Заказчика изменил суть аукционной документации, вместе с тем изменения в аукционную документацию внесены не были.
Представитель Заказчика пояснила, что у разных производителей по разному указаны данные о "производительности". Скорость всасывания воздуха в единицах измерения "л/мин" используется производителями аспираторов, о чем в материалы жалобы приложены соответствующие документы.
На основании указанного выше, Комиссия приходит к выводу, что в данном случае в действиях Заказчика нарушений Закона о закупках не имеется. Довод Заявителя не нашел подтверждения.
3. В п.2.25 ТЗ установлено следующее требование к вакуумному электроотсосу: тележка передвижная на пяти антистатических колесах, два тормоза - возможность.
11.10.2018 г. Заказчику был подан запрос о разъяснении положений аукционной документации, согласно п.6 которого участник просит разъяснить, в частности: что подразумевается под Тележка передвижная на пяти антистатических колесах, два тормоза возможность?
13.10.2018 г. в 15:59 ч (по местному времени Заказчика) Заказчик разместил ответ на поступивший запрос разъяснений положений документации об электронном аукционе, согласно п.6 которого:
"под описанием "Тележка передвижная на пяти антистатических колесах, два тормоза - возможность" указана возможность установки данного аспиратора на тележку".
Заявитель полагает, что данный ответ Заказчика изменил суть аукционной документации, вместе с тем изменения в аукционную документацию внесены не были.
Представитель Заказчика пояснила, что Заказчик указал термин "возможность", предоставив участникам закупки понимание, что в последствии какой-либо конечный пользователь решит самостоятельно закупить опциональную принадлежность.
На основании указанного выше, Комиссия приходит к выводу, что в данном случае в действиях Заказчика нарушений Закона о закупках не имеется. Довод Заявителя не нашел подтверждения.
4. В п.2.15 ТЗ установлено следующее требование к вакуумному электроотсосу: размеры не более 350 х 210 х 180 мм.
11.10.2018 г. Заказчику был подан запрос о разъяснении положений аукционной документации, согласно п.5 которого участник просит разъяснить, в частности: "что подразумевается под этими размерами? Это размеры аппарата без емкостей? Это размеры аппарата имеющего в составе емкости?".
13.10.2018 г. в 15:57 ч (по местному времени Заказчика) Заказчик разместил ответ на поступивший запрос разъяснений положений документации об электронном аукционе, согласно п.5 которого:
"при указании габаритов всегда подразумевается понятие: предельные внешние границы, очертания предметов, сооружений или устройств ".
Заявитель полагает, что данный ответ Заказчика не является конкретным.
Представитель Заказчика пояснила, что информация ответа Заказчика на запрос может трактоваться лишь в контексте границы самого предмета (изделия, устройства) и к его принадлежностям не имеет отношения, поскольку данные принадлежности могут изменяться, а само изделие не подвержено каким-либо изменениям в своих очертаниях.
На основании указанного выше, Комиссия приходит к выводу, что в данном случае в действиях Заказчика нарушений Закона о закупках не имеется.
5. Относительно довода Заявителя о том, что Заказчик опубликовал разъяснения 13.10.18г., Комиссия отмечает, что дата опубликования разъяснений положений документации об электронном аукционе коррелирует с нормами Закона о закупках.
Как следствие, нарушений Закона о закупках в данной части в действиях Заказчика не может быть установлено.
Кроме того, Комиссия отмечает, что Заявитель не обеспечил явку своего представителя, доказательств того, что спорные положения аукционной документации не позволили участнику подать заявку, Комиссии не представлено. Более того, Заявителем в нарушение требований ч.9 ст.105 Закона о закупках не представлены доказательства в подтверждение обоснованности доводов жалобы.
Таким образом, доказательства нарушения прав и законных интересов подателя жалобы в материалах дела отсутствуют.
Необходимо отметить, что согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 16.10.2018 г. на участие в закупке поступило две заявки, которые признаны соответствующими требованиям аукционной документации.
На основании статей 99, 106 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Сурская ярмарка" на действия Заказчика при проведении электронного аукциона на поставку изделий медицинского назначения (вакуумный электроотсос) (изв. N0856200000418000017) необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 17 октября 2018 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.10.2018