Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее - Комиссия),
рассмотрев жалобу ООО "Буматика" (далее - Заявитель) на действия Заказчика, Уполномоченного органа при проведении электронного аукциона на выполнение работ "Расчистка русла р. Большая Мотовилиха на территории г. Перми Пермского края (в т.ч. Притока р. Малая Мотовилиха, пруда на р. Большая Мотовилиха)" (изв. N 0156200009918000463),
УСТАНОВИЛА:
Согласно извещению N 0156200009918000463 Заказчиком, Уполномоченным органом проводился электронный аукцион на выполнение работ "Расчистка русла р. Большая Мотовилиха на территории г. Перми Пермского края (в т.ч. Притока р. Малая Мотовилиха, пруда на р. Большая Мотовилиха)".
Заявитель полагает, что нормы Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках) нарушены действиями Заказчика, Уполномоченного органа.
В ходе рассмотрения жалобы и в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч. 3 ст. 99 Закона о закупках, в соответствии "Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, установлено следующее.
В п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о закупках установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе, наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о закупках, заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о закупках обозначено, что документация об электронном аукционе должна содержать, в том числе требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В силу п. 2 ч. 5 ст. 66 Закона о закупках вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующие документы и информацию:
2) документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона (указанная декларация предоставляется с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки).
Пунктом 1 ч. 1 ст. 31 Закона о закупках установлено, что при осуществлении закупки заказчик устанавливает, в том числе единое требование к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 настоящей статьи документов и информации, не допускается (ч. 6 ст. 66 Закона о закупках).
Заявитель полагает, что, с учетом требований Технического задания, Заказчиком неправомерно не установлено требование о представлении во второй части заявки участниками закупки лицензии на сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание и размещение отходов I - IV классов опасности.
В соответствии с п. 30 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности подлежит лицензированию.
Правовое регулирование основ обращения с отходами производства и потребления осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ), а также Постановлением Правительства РФ от 03.10.2015 N 1062 "О лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности" (далее - Постановление N 1062).
В силу положений ст. 1 Закона N 89-ФЗ:
обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов;
размещение отходов - хранение и захоронение отходов;
сбор отходов - прием отходов в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения лицом, осуществляющим их обработку, утилизацию, обезвреживание, размещение;
транспортирование отходов - перемещение отходов с помощью транспортных средств вне границ земельного участка, находящегося в собственности юридического лица или индивидуального предпринимателя либо предоставленного им на иных правах.
В рамках рассмотрения жалобы Комиссией в адрес Управления Росприроднадзора по Пермскому краю направлен запрос (исх.N12172-18 от 15.10.2018 г.) о том, требуется ли для выполнения работ, поименованных в Техническом задании, а также предусмотренных проектом контракта, проектно-сметной документацией, исполнителю работ иметь лицензию на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности.
17.10.2018 г. в адрес Пермского УФАС России направлен ответ (вх.N014229), согласно которому Управление пояснило, что осуществление работ, предусмотренных Техническим заданием, т.е. работ по расчистке русла р. Большая Мотовилиха на территории г. Перми Пермского края (в т.ч. Притока р. Малая Мотовилиха, пруда на р. Большая Мотовилиха) под лицензируемый вид деятельности, предусмотренный ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" не подпадает.
Между тем, при выполнении работ по расчистке русла водных объектов, согласно Техническому заданию, планируется образование отходов древесно-кустарниковой растительности, иловых отложений и др.
В случае если указанные отходы включены в Федеральный классификационный каталог отходов, утвержденный приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 г. N 242, и относятся к I - IV классам опасности, осуществление работ по обращению с такими отходами (например, транспортирование) возможно при наличии соответствующей лицензии.
Комиссия отмечает, что согласно п. 1.2 проекта контракта требования к работе, являющейся предметом контракта, а также содержание и сроки выполнения работы определяются настоящим контрактом, проектной документацией "Расчистка русла р. Большая Мотовилиха на территории г. Перми Пермского края (в том числе притока р. Малая Мотовилиха, пруда на р. Большая Мотовилиха", техническим заданием (приложение 1), графиком выполнения работ (приложение 2), сводным сметным расчетом на выполнение работ (приложение 3), локальными сметными расчетами на выполнение работ (приложение 4), сводным сметным расчетом на выполнение объема работ 2018 года (приложение 5) и локальными сметными расчетами на выполнение объема работ 2018 года (приложение 6), являющимися неотъемлемыми частями контракта.
Пункты 5.1.2, 5.1.3 Технического задания к содержанию работ относят, в том числе:
5.1.2. работы I этапа: очистка русел рек от древесно-кустарниковой и водной растительности с дальнейшим вывозом порубочных остатков на полигон ТБО (располагается на расстоянии 25 км от участка производства работ (1,2 км юго-западнее д. Устиново)), а также очистка русел рек от бытового мусора и автомобильных покрышек. Устройство открытой осушительной системы.
5.1.3. работы II этапа: работы по расчистке русла реки Большая Мотовилиха и дна Мотовилихинского пруда от иловых отложений с использованием землеройной техники (экскаваторов, экскаватора-погрузчика) с погрузкой в автосамосвалы и вывозом на площадку постоянного складирования грунта (выполняются в зимний период после обезвоживания и промерзания (обезвоживания) слоя иловых отложений).
В п. 6.1 Технического задания указано, что работы "Расчистка русла р. Большая Мотовилиха в г. Перми Пермского края (в т. ч. притока р. Малая Мотовилиха, пруда на р. Большая Мотовилиха) должны соответствовать требованиям проектной документации, объемы работ должны быть выполнены в соответствии с локальными сметными расчетами.
Комиссией установлено, что проектно-сметной документацией предусмотрено наличие отходов IV класса опасности в объеме 255 т (лист 21 тома 7 ПСД). К работам, необходимым к выполнению также, в том числе, относятся работы по погрузке и перевозке мусора и автомобильных покрышек на полигон ТБО на расстояние 20 км (лист 5 тома 5 ПСД).
Таким образом, с учетом анализа приведенных выше положений проектно-сметной документации, проекта контракта, Технического задания применительно к обстоятельствам данного дела, Комиссия приходит к выводу, что работы, предусмотренные документацией об аукционе, могут выполнять организации, имеющие соответствующую лицензию на транспортирование отходов.
Доводы представителей Заказчика о том, что аукционной документацией, в том числе проектом контракта, не установлен запрет на привлечение субподрядных организаций, а также о том, что работы, выполнение которых возможно только при наличии соответствующей лицензии, будут выполняться подрядной организацией по муниципальному контракту от 26.06.2018 г., заключенному между МКУ "Благоустройство Мотовилихинского района" и ООО "Буматика", отклоняются как несостоятельные, ввиду того, что предусмотренные документацией работы являются единым и неделимым комплексом взаимосвязанных услуг. Иного не доказано.
Как следствие, Комиссия усматривает в действиях Заказчика, Уполномоченного органа, не установивших требование к участникам закупки о представлении в составе второй части заявки лицензии на деятельность по транспортированию отходов I - IV классов опасности, нарушение требований п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о закупках.
В действиях Заказчика имеются признаки правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ.
На основании статей 99, 106 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Буматика" на действия Заказчика, Уполномоченного органа при проведении электронного аукциона на выполнение работ "Расчистка русла р. Большая Мотовилиха на территории г. Перми Пермского края (в т.ч. Притока р. Малая Мотовилиха, пруда на р. Большая Мотовилиха)" (изв. N 0156200009918000463) обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушение требований п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о закупках, выявленное в ходе рассмотрения жалобы.
3. В целях устранения выявленных нарушений Заказчику, Уполномоченному органу, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки выдать предписание.
4. Передать материалы настоящей жалобы должностному лицу Пермского УФАС России для принятия решения о привлечении должностных лиц Заказчика, Уполномоченного органа к административной ответственности за допущенное нарушение Закона о закупках.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 22 октября 2018 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.10.2018