Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее - Комиссия),
рассмотрев жалобу ИП Брагаря А.В. (далее - Заявитель) на действия ГБУЗ ПК "ДКБ N13" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на поставку оборудования сенсорной комнаты (изв. N0356500002118000137),
УСТАНОВИЛА:
Согласно извещению N 0356500002118000137 Заказчиком проводился электронный аукцион на поставку оборудования сенсорной комнаты.
Заявитель полагает, что нормы Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках) нарушены действиями Заказчика.
В ходе рассмотрения жалобы и в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч. 3 ст. 99 Закона о закупках, в соответствии "Административным регламентом федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, установлено следующее.
Согласно п.1 ч.1 ст.64 Закона о закупках, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно п.2 ч.1 ст.64 Закона о закупках, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В п.1 ч.1 ст.33 Закона о закупках установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с ч.2 ст.33 Закона о закупках, документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно ч.3 ст.33 Закона о закупках, не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
Из приведенных норм следует, что действующее законодательство в сфере осуществления закупок допускает самостоятельное формирование Заказчиком объекта закупки, исходя из целей осуществления закупки и потребностей последнего.
При этом, потребность Заказчика является определяющим фактором при формировании объекта закупки. В частности, при описании объекта закупки Заказчик вправе указывать такие требования к товарам, которые являются определяющими для него, но при этом не ограничивающими количество потенциальных участников закупок.
В данном случае, исполнением требований Закона о закупках, должно являться наличие на рынке как минимум двух производителей, товар которых соответствует всем требованиям, обозначенным в аукционной документации.
В п.2. Раздела 4 информационной карты аукционной документации указано, что описание объекта закупки указано в Приложении 2 "Техническое задание" (Спецификация), в Приложении 3 "Проект контракта".
В п/п 6 п.3. раздела 8 аукционной документации установлено, что при осуществлении закупки товара или закупки работы, услуги, для выполнения, оказания которых используется товар, в заявке на участие в аукционе должна быть указана информация в отношении всех установленных в Техническом задании (Спецификации) (Приложение 2 к документации) показателей с учетом положений, указанных в Приложении 4 к документации "Инструкция по заполнению заявки".
Из указанного следует, что участнику закупки в составе первой части заявки на участие в электронном аукционе следует указать, конкретные показатели поставляемого товара, указание на которые содержится в` Приложении` 2` "Техническое` задание` (Спецификация)" (далее - ТЗ).
1. Заявитель полагает, что нормы закона нарушены Заказчиком, поскольку в Техническом задании аукционной документации содержится требование о поставке товара конкретных производителей без указания термина "или эквивалент", в частности:
- в п. 1 ТЗ к поставке требуется методическое пособие по работе с сенсорным оборудованием от компании "Звездное детство";
- в п. 21 ТЗ к поставке требуется световой стол-парта "Непоседа мульти" двухместный.
Данное обстоятельство не было опровергнуто Заказчиком.
Таким образом, поскольку в аукционной документации имеется указание на товарный знак без сопровождения словами "или эквивалент", Заказчиком нарушено требование п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о закупках.
В действиях Заказчика имеются признаки правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.4.2 ст. 7.30 КоАП РФ.
2. В п. 24 ТЗ Заказчиком установлены требования к обучающему видеофильму "Песочная терапия".
По мнению Заявителя, установленным в ТЗ характеристикам данного товара соответствует товар единственного производителя ООО "Звездное детство".
Данное обстоятельство не было опровергнуто Заказчиком.
Исходя из изложенного, Комиссия приходит к выводу, что Заказчик ограничил количество возможных участников закупки, тем самым нарушив требования п.1 ч.1 ст.64 Закона о закупках.
В указанных действиях должностных лиц Заказчика присутствуют признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч.4.1 ст.7.30 КоАП РФ.
3. В п. 11 ч. 1 ст. 64 Закона о закупках установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе:
11) порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе.
В соответствии с положениями аукционной документации (раздел 7):
- срок` подачи` запроса` о` предоставлении` разъяснений: с "08" октября 2018 г по "12" октября 2018 г.;
- дата` начала` и` окончания` срока` предоставления` участникам` аукциона` разъяснений` положений` документации - дата начала: "09" октября 2018 г, дата окончания: "14" октября 2018 г.
В соответствии с ч. 3 ст. 65 Закона о закупках любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.
В течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе (ч. 4 ст. 65 Закона о закупах).
Разъяснения положений документации об электронном аукционе не должны изменять ее суть (ч. 5 ст. 65 Закона о закупках).
Частью 6 ст. 65 Закона о закупках предусмотрено, что Заказчик по собственной инициативе или в соответствии с поступившим запросом о даче разъяснений положений документации об электронном аукционе вправе принять решение о внесении изменений в документацию о таком аукционе не позднее чем за два дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе. Изменение объекта закупки и увеличение размера обеспечения данных заявок не допускаются. В течение одного дня с даты принятия указанного решения изменения, внесенные в документацию о таком аукционе, размещаются заказчиком в единой информационной системе. При этом срок подачи заявок на участие в таком аукционе должен быть продлен так, чтобы с даты размещения изменений до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе этот срок составлял не менее чем пятнадцать дней или, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) не превышает три миллиона рублей, не менее чем семь дней.
Согласно представленным Заказчиком в материалы жалобы документам 09.10.2018 г. и 10.10.2018 г. Заказчику были поданы запросы о разъяснении положений аукционной документации.
10.10.2018 г. Заказчиком были даны ответы на поступившие запросы разъяснений положений документации об электронном аукционе, согласно которым Заказчиком было принято решение о внесении соответствующих изменений в аукционную документацию.
Комиссия отмечает, что разъяснения положений аукционной документации на поступившие запросы Заказчиком в ЕИС размещены не были, изменения в аукционную документацию не внесены.
Представитель Заказчика пояснила, что разъяснения положений аукционной документации были размещены в регламентированный Законом о закупках срок (11.10.2018 г.) в Региональной информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд Пермского края (РИС-закупки), о чем в материалы жалобы представлены соответствующие документы (скриншоты). Отсутствие данной информации в открытой части ЕИС связано с особенностью интеграции информации из РИС-закупки в ЕИС.
Комиссия отмечает, что из положений ч. 4 ст. 65 Закона о закупках следует, что разъяснения положений документации об электронном аукционе должны быть размещены в ЕИС.
Вместе с тем, ввиду того, что разъяснения положений документации об электронном аукционе в ЕИС отсутствуют, Комиссия усматривает в действиях Заказчика нарушение требований ч. 4 ст. 65 Закона о закупках.
Представитель Заказчика также пояснила, что 12.10.2018 г. Заказчиком ошибочно была переведена закупка на статус "Работа комиссии", в связи с чем внести изменения в аукционную документацию не представлялось возможным. 12.10.2018 г. Заказчиком было направлено обращение в УФАС по Пермскому краю (исх.1147) о выдаче предписания для возврата закупки на этап "подача заявок".
Таким образом, Комиссия усматривает в действиях Заказчика нарушение требования ч. 6 ст. 65 Закона о закупках
В действиях должностных лиц имеются признаки правонарушения, ответственность за которые предусмотрена ч. 1.4 ст.7.30 КоАП РФ.
На основании статей 99, 106 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Брагаря А.В. на действия Заказчика при проведении электронного аукциона на поставку оборудования сенсорной комнаты (изв. N0356500002118000137) обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения п. 1 ч. 1 ст. 64, ч. 4,6 ст. 65 Закона о закупках, выявленные в ходе рассмотрения жалобы.
3. В целях устранения нарушения требований Закона о закупках, выдать предписание Заказчику, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки.
4. Передать материалы настоящей жалобы должностному лицу Пермского УФАС России для принятия решения о привлечении должностных лиц Заказчика к административной ответственности за допущенные нарушения Закона о закупках.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 19 октября 2018 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.10.2018