Комиссия Красноярского УФАС России по контролю в сфере размещения закупок в составе: Председателя комиссии - О.П. Харченко, заместителя руководителя управления, членов Комиссии - А.А. Кирилловой, начальника отдела, Т.Э. Жуковой, старшего государственного инспектора (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО "СТРОЙРЕСУРС" на действия заказчика - Муниципального автономного учреждения дополнительного образования детский оздоровительно-образовательный центр "Орбита" (далее - заказчик) при проведении электронного аукциона "Строительство модульного здания корпуса для реализации образовательных программ, расположенного по адресу: 662970, Красноярский край, ЗАТО Железногорск, г. Железногорск, в районе ул. Большая Кантатская, 11" (далее - электронный аукцион), размещенного на электронной площадке РТС-тендер (далее - оператор электронной площадки), извещение N 1019600001818000001, установила следующее.
В адрес Красноярского УФАС России поступила жалоба ООО "СТРОЙРЕСУРС" (далее - податель жалобы) на действия заказчика при проведении электронного аукциона (далее - жалоба).
Существо жалобы: документация о проведении электронного аукциона составлена с нарушением требований законодательства о контрактной системе.
Жалоба была подана в Красноярское УФАС России в срок, установленный частью 4 статьи 105 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), соответствовала требованиям частей 8, 9, 10 статьи 105 указанного закона, в связи с чем была принята к рассмотрению по существу.
Красноярским УФАС России в адрес заказчика, подателя жалобы, оператора электронной площадки было направлено уведомление о содержании жалобы и сообщение о месте и времени ее рассмотрения.
Заказчику было предложено предоставить в адрес Красноярского УФАС России документы и сведения, необходимые для рассмотрения жалобы.
На заседании Комиссии по рассмотрению жалобы присутствовал представитель заказчика - Перцев Д.В. (доверенность от 15.10.2018 N 6, удостоверение личности).
Явку своего представителя на заседание Комиссии по рассмотрению жалобы по существу податель жалобы не обеспечил.
Из содержания жалобы следует, что, по мнению подателя жалобы, при формировании документации о проведении электронного аукциона заказчиком были допущены следующие нарушения требований Закона о контрактной системе.
Во-первых, по позициям 13, 39 технического задания аукционной документации содержатся указания на товарные знаки без сопровождения "эквивалентности".
Во-вторых, заказчиком в проекте контракта при начислении пени за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, применена ставка рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, что не соответствует требованиям части 5 статьи 34 Закона о контрактной системе.
В-третьих, заказчиком не установлены требования к участникам закупки, предусмотренные пунктом 11 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
В адрес Красноярского УФАС России также поступили письменные пояснения заказчика, из которых следует, что заказчик не согласен с доводами подателя жалобы и считают жалобу необоснованной.
Рассмотрев существо жалобы, документы и сведения, представленные сторонами и размещенные на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, проведя внеплановую проверку определения поставщика (подрядчика, исполнителя) на предмет соответствия требованиям законодательства о контрактной системе, Комиссия установила следующие обстоятельства.
В связи с возникшей потребностью у заказчика были совершены действия по определению поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона.
В силу пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Статья 33 Закона о контрактной системе предписывает заказчику при описании в документации о закупке объекта закупки руководствоваться правилами, изложенными в указанной статье.
Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Анализ аукционной документации показал Комиссии, что согласно объекту закупки выполнение строительно-монтажных работ должно быть осуществлено в соответствии с Технической частью аукционной документации и проектно-сметной документацией (приложение к Технической части).
Комиссией установлено, что в Единой информационной системе к аукционной документации размещена проектная документация на строительство модульного здания корпуса для реализации образовательных программ.
Функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки должны соответствовать требованиям, указанным в части 2 "Техническая часть" аукционной документации, проектно-сметной документации, проекте контракта.
В соответствии с пунктом 2.3 части 2 "Техническая часть" аукционной документации неотъемлемой частью технического задания и аукционной документации являются наименование, вид, объем необходимых работ, наименование, требуемые характеристики материалов, характеристики основных материалов представленных в виде отдельных файлов, поименованных "ТЗ том 2.1", "ТЗ том 2.1.1" и т.д.
Комиссией установлено, что в Техническом задании (ТЗ том 2.3) аукционной документации установлены технические характеристики основных материалов.
По позиции 13 заказчиком указано: "Клеющая битумная многокомпонентная мастика типа "Технониколь" (или эквивалент). Полностью готовая к применению. Расход 1 кг на 1м2. Прочность сцепления с бетонным основанием не менее 0,1 МПа. Прочность на сдвиг клеевого соединения - не менее 2,0 Н/м.
По позиции 45 заказчиком указано: "Грунт универсальный на основе полимерной дисперсии готовый к применению товарного знака UNIS (или эквивалент). Расход не более 1 л. на 10 м2. Время высыхания для дальнейшей отделки должно быть не более 3 часов. Должен быть предназначен для выравнивания и снижения влагопоглощения поверхности, увеличения прочности сцепления между основанием и последующим к нанесению материалом. Время до нанесения второго слоя не должно превышать 30 минут".
Таким образом, заказчиком соблюдены требования пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, поскольку заказчиком установлены показатели эквивалентности, а также указан товарный знак, что позволяет предложить материал, соответствующий требованиям аукционной документации.
В соответствии с частью 4 статьи 64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
Согласно части 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
В соответствии с частью 5 статьи 34 Закона о контрактной системе в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы. Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В силу части 7 статьи 34 Закона о контрактной системе пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается контрактом в размере, определенном в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, но не менее чем одна трехсотая действующей на дату уплаты пени ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Разделом 9 проекта контракта электронного аукциона установлена ответственность сторон, в том числе:
"9.2. В случае просрочки исполнения Заказчиком обязательств, предусмотренных настоящим Контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения Заказчиком обязательств, предусмотренных настоящим Контрактом, Подрядчик вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней).
Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения Заказчиком обязательства, предусмотренного Контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного Контрактом срока исполнения обязательства. При этом размер пени устанавливается Контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы.
9.4. В случае просрочки исполнения Подрядчиком обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных настоящим Контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения Подрядчиком обязательств, предусмотренных Контрактом, Заказчик направляет Подрядчику требование об уплате неустоек (штрафов, пеней).
Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения Подрядчиком обязательства, предусмотренного Контрактом, и устанавливается в размере не менее одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены Контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных Контрактом и фактически исполненных Подрядчиком".
Комиссия принимает во внимание следующие обстоятельства.
Правилами определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 30.08.2017 N 1042, для расчета пени за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, применяется ставка рефинансирования Центрального банка Российской Федерации (пункт 10 правил).
Согласно указанию Центрального банка Российской Федерации от 11.12.2015 N 3894-У "О ставке рефинансирования Банка России и ключевой ставке Банка России" с 1 января 2016 года значение ставки рефинансирования Банка России приравнивается к значению ключевой ставки Банка России, определенному на соответствующую дату. С 1 января 2016 года Банком России не устанавливается самостоятельное значение ставки рефинансирования Банка России.
При этом, частями 5, 7 статьи 34 Закона о контрактной системе для формирования в проекте контракта электронного аукциона требований к расчету размера пени, начисляемой за просрочку обязательств, предусмотренных контрактом, установлено применение ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации.
Таким образом, действия заказчика, определившего в пунктах 9.2, 9.4 проекта контракта электронного аукциона условия о расчете размера пени исходя из ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, противоречат требованиям частей 5, 7 статьи 34 Закона о контрактной системе, а также правам и законным интересам исполнителя по контракту.
Частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки.
Согласно извещению о проведении электронного аукциона к участникам электронного аукциона установлены единые требования в соответствии с частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Комиссией установлено, что требование об отсутствии у участника закупки ограничений для участия в закупках, установленных законодательством Российской Федерации, предусмотренное пунктом 11 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, в документации о проведении электронного аукциона отсутствует.
При этом, Комиссия отмечает, что в соответствии с пунктом 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе декларированию подлежат требования, установленные пунктами 3-9 статьи 31 Закона о контрактной системе, таким образом, подавая заявку на участие в электронном аукционе, участник должен соответствовать требованию, предусмотренному пунктом 11 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, в силу закона.
На основании вышеизложенных обстоятельств, в результате рассмотрения жалобы по существу и проведения внеплановой проверки, руководствуясь частями 3, 15, 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, пунктом 3.34 Приказа ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, котировочной или аукционной комиссии, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Красноярского УФАС России приняла следующее решение:
1. Признать жалобу ООО "Стройресурс" частично обоснованной.
2. Признать заказчика нарушившим требования части 5 статьи 34 Закона о контрактной системе.
3. Выдать заказчику предписание об устранении выявленных нарушений путем внесения изменений в проект контракта на этапе заключения контракта с участником закупки, признанным победителем.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель Комиссии |
О.П. Харченко |
|
|
Члены Комиссии |
А.А. Кириллова |
|
Т.Э. Жукова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 18 октября 2018 г. N 1212
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.10.2018