Комиссия Красноярского УФАС России по контролю в сфере размещения закупок в составе: Председателя комиссии - О.П. Харченко, заместителя руководителя управления, членов Комиссии - А.А. Кирилловой, начальника отдела, Т.Э. Жуковой, старшего государственного инспектора (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО "СМУ 12" на действия заказчика - Муниципального автономного учреждения дополнительного образования детский оздоровительно-образовательный центр "Орбита" (далее - заказчик) при проведении электронного аукциона "Строительство модульного здания корпуса для реализации образовательных программ, расположенного по адресу: 662970, Красноярский край, ЗАТО Железногорск, г. Железногорск, в районе ул. Большая Кантатская, 11" (далее - электронный аукцион), размещенного на электронной площадке РТС-тендер (далее - оператор электронной площадки), извещение N 1019600001818000001, установила следующее.
В адрес Красноярского УФАС России поступила жалоба ООО "СМУ 12" (далее - податель жалобы) на действия заказчика при проведении электронного аукциона (далее - жалоба).
Существо жалобы: документация о проведении электронного аукциона составлена с нарушением требований законодательства о контрактной системе.
Жалоба была подана в Красноярское УФАС России в срок, установленный частью 4 статьи 105 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), соответствовала требованиям частей 8, 9, 10 статьи 105 указанного закона, в связи с чем была принята к рассмотрению по существу.
Красноярским УФАС России в адрес заказчика, подателя жалобы, оператора электронной площадки было направлено уведомление о содержании жалобы и сообщение о месте и времени ее рассмотрения.
Заказчику было предложено предоставить в адрес Красноярского УФАС России документы и сведения, необходимые для рассмотрения жалобы.
На заседании Комиссии по рассмотрению жалобы присутствовал представитель заказчика - Перцев Д.В. (доверенность от 15.10.2018 N 6, удостоверение личности).
Явку своего представителя на заседание Комиссии по рассмотрению жалобы по существу податель жалобы не обеспечил.
Из содержания жалобы следует, что, по мнению подателя жалобы, заказчиком установлены требования об указании в первой части заявки на участие в электронном аукционе конкретных показателей товара (материала) "Бетон тяжелый" - "марка по морозостойкости", "водонепроницаемость" (позиция 10 ТЗ 2.1.1), значения которых становятся известными только при испытании определенной партии товара после его производства.
В адрес Красноярского УФАС России также поступили письменные пояснения заказчика, из которых следует, что заказчик не согласен с доводами подателя жалобы и считают жалобу необоснованной.
Рассмотрев существо жалобы, документы и сведения, представленные сторонами и размещенные на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, проведя внеплановую проверку определения поставщика (подрядчика, исполнителя) на предмет соответствия требованиям законодательства о контрактной системе, Комиссия установила следующие обстоятельства.
В связи с возникшей потребностью у заказчика были совершены действия по определению поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона.
В силу пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Статья 33 Закона о контрактной системе предписывает заказчику при описании в документации о закупке объекта закупки руководствоваться правилами, изложенными в указанной статье.
Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Пункт 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе предписывает использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе определено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с пунктом 2.3 части 2 "Техническая часть" аукционной документации неотъемлемой частью технического задания и аукционной документации являются наименование, вид, объем необходимых работ, наименование, требуемые характеристики материалов, характеристики основных материалов представленных в виде отдельных файлов, поименованных "ТЗ том 2.1", "ТЗ том 2.1.1" и т.д.
Комиссией установлено, что в Техническом задании (ТЗ том 2.1.1) аукционной документации установлены технические характеристики материалов, в числе следующие требования к товару (материалу) "Бетон тяжелый" (позиция 10):
"Бетон тяжелый, класс В20 (М250), наибольшая крупность заполнителя (щебень, щебень из гравия и гравий из плотных горных пород, или щебень из изверженных и метаморфических пород или из осадочных пород ) должна быть 20 мм. Содержание отдельных фракций щебень, щебень из гравия и гравий из плотных горных пород или щебень из отсевов дробления плотных горных пород в крупном заполнителе должно быть (в % общего объема): - фракция от 5 до 10 мм. - в диапазоне значений 5-75 (%), - фракция свыше 10 до 20 мм. - в диапазоне значений 15-75 (%), - фракция свыше 20 до 40 мм. - в диапазоне значений 0-65 (%). Марка по дробимости крупного заполнителя в бетонной смеси должна быть выше 800, по истираемости И-I или И-II. Марка по морозостойкости должна быть выше F150. Содержание пылевидных и глинистых частиц в крупном заполнителе, % по массе, должно быть менее 3 %. Водонепроницаемость должна быть более 0,4 МПа, маркой по водонепроницаемости не ниже чем W6".
Так анализ ГОСТ 26633-2015 "Межгосударственный стандарт. Бетоны тяжелые и мелкозернистые. Технические условия" показал Комиссии, что в соответствии с пунктом 4.3.1 по показателям качества бетоны подразделяют:
- по морозостойкости:
на марки по первому базовому методу: F150, F175, F1100, F1150, F1200, F1300, F1400, F1500, F1600, F1800, F11000;
на марки по второму базовому методу: F2100, F2150, F2200, F2300, F2400, F2500;
- по водонепроницаемости на марки: W2, W4, W6, W8, W10, W12, W14, W16, W18, W20.
Значение показателя "водонепроницаемости" зависит от марки по водонепроницаемости.
В соответствии с пунктом 4.3.2 ГОСТ 26633-2015 классы бетона по прочности, марки по морозостойкости, водонепроницаемости и истираемости устанавливают в соответствии с нормами проектирования и указывают в проектной и технологической документации, стандартах и технических условиях на изделия и конструкции.
Таким образом, установленные заказчиком значения показателей товара (материала) указаны в соответствии с требованиями ГОСТ, а также не относятся к характеристикам, значения которых могут быть указаны в диапазоне.
Проанализировав аукционную документацию, Комиссия установила факт наличия в ее составе инструкции по заполнению заявок (раздел 6), содержащей, в том числе следующие положения: "Правила чтения символов: требования "от" и "до" следует читать как "не менее" и "не более" соответственно, "свыше" следует читать как более".
Таким образом, заказчиком не установлены конкретные значения показателей "марки по морозостойкости", "водонепроницаемости", а указано что по показателю "марка по морозостойкости" значение должно быть выше F150, по показателю "водонепроницаемость" - значение должно быть более 0,4 МПа.
Учитывая вышеизложенное, и тот факт, что Комиссия не установила, что требования к необходимым для использования товарам (материалам) установлены заказчиком не в соответствии с техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании и/или документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, Комиссия приходи к выводу, что заказчик не требует конкретного указания каких-либо показателей товара (материала) "Бетон тяжелый" (позиция 10), становящихся известными только при обладании такими товарами (материалами).
Кроме того, Комиссия отмечает, что системное толкование норм права Закона о контрактной системе позволяет сделать вывод о том, что заказчик вправе определять такие требования к качеству, техническим и функциональным характеристикам товаров, которые соответствуют его потребностям с учетом специфики его деятельности и обеспечивают эффективное использование бюджетных средств. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать объект закупки, уточнить его характеристики, поскольку потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении соответствующих требований.
Действующее законодательство о контрактной системе Российской Федерации не ограничивает право заказчика приобретать товары, работы и услуги в соответствии со своими нуждами и спецификой деятельности. Заказчик вправе самостоятельно формулировать объект закупки, исходя из своих потребностей. При описании товара заказчик вправе указывать технические, функциональные, эксплуатационные, качественные параметры объекта закупки, которые являются определяющими для него. Заказчик не лишен возможности более точно и четко указывать требования к закупаемым товарам.
Закон о контрактной системе не предусматривает ограничения по включению в документацию электронного аукциона требований к товарам, являющихся значимыми для заказчика, равно как и не предусмотрена обязанность заказчика обосновывать свои потребности при установлении требований к товарам и их характеристикам. В данном случае Закон о контрактной системе не предусматривает обязанности для заказчика обосновывать в аукционной документации причины, по которым им было включено в описание объекта закупки, имеющее для него значение требования.
Кроме того, податель жалобы явку представителя на заседание Комиссии не обеспечил, не представил допустимых доказательств, свидетельствующих о том, что оспариваемые им требования описания объекта закупки создали одному участнику закупки преимущество перед другими, либо являются непреодолимыми, неисполнимыми для потенциальных участников закупки, а также каким-либо образом повлекли за собой ограничение количества участников закупки.
Установленные обстоятельства в совокупности свидетельствуют о недоказанности подателем жалобы наличия в действиях заказчика нарушений требований Закона о контрактной системе в части описания объекта закупки.
На основании вышеизложенных обстоятельств, в результате рассмотрения жалобы по существу и проведения внеплановой проверки определения исполнителя путем проведения электронного аукциона, руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Красноярского УФАС России приняла решение о признании жалобы ООО "СМУ 12" необоснованной.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель Комиссии |
О.П. Харченко |
|
|
Члены Комиссии |
А.А. Кириллова |
|
Т.Э. Жукова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 18 октября 2018 г. N 1215
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.10.2018