Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя председателя Комиссии - главного государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок С.И. Казарина,
Членов Комиссии:
Ведущего специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Г.А. Радочинского,
Специалиста первого разряда отдела обжалования государственных закупок К.А. Сафиуллиной,
при участии представителей:
ГКУ "Дирекция ОДОТСЗН г. Москвы": А.В. Захарова,
ООО ПТП "Белые росы": В.О. Лукашика,
рассмотрев жалобу ООО ПТП "Белые росы" (далее - Заявитель) на действия ГКУ "Дирекция ОДОТСЗН г. Москвы" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку одежды в 2018 году (Закупка N0373200041518001444) (далее - Аукцион) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом ФАС по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении электронного аукциона.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены документы и сведения, запрашиваемые письмом Московского УФАС России исх. NТФ/48168/18 от 09.10.2018.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления установила следующее.
На основании п.1-2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе, а также требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч.3-6 ст.66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Кроме того, согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
1. Согласно доводам Заявителя, Заказчиком в аукционной документации неправомерно установлены требования к показателям товаров, значения которых невозможно определить на этапе подготовки заявки на участие в аукционе.
По мнению Заявителя, Заказчиком неправомерно установлены следующие требования к товарам:
- п.2 "Безрукавка из плащевки мужская": "Вид поверхности центральной застежки-молнии из коррозийно-стойких материалов": "без ржавчины, окалин и других посторонних пятен или параметр не применяется",
- п.9 "Брюки спортивные эластик женские": "Число стежков на 5,0 см": "строчки при обметывание низа изделия из начесного полотна не менее 18 шт",
- п.12 "Ветровка мужская":
- "Вид поверхности застежки-молнии из коррозийно-стойких материалов на центральной застежке": "без ржавчины, окалин и других посторонних пятен или параметр не применяется",
- "Вид поверхности застежки-молнии из стали крепления капюшона": "с защитно-декоративным покрытием (покрытие сплошное, гладкое, равномерное, без пузырей, подтеков и посторонних включений) или параметр не применяется",
- Вид поверхности застежки-молнии из стали на центральной застежке": "с защитно-декоративным покрытием (покрытие сплошное, гладкое, равномерное, без пузырей, подтеков и посторонних включений) или параметр не применяется",
- п.16 "Джинсы мужские": "Защитно-декоративное покрытие застежки молнии": "покрытие сплошное, гладкое, равномерное, без пузырей, подтеков и посторонних включений, имеет прочное сцепление с основным материалом, стойкое к перепаду температур, трению и влаге или параметр не применяется",
- п.18 "Костюм классика мужской": "Вид поверхности застежки-молнии из стали ширинки на брюках": "с защитно-декоративным покрытием (покрытие сплошное, гладкое, равномерное, без пузырей, подтеков и посторонних включений) или параметр не применяется",
- п.20 "Куртка демисезонная женская": "Вид поверхности застежки-молнии из коррозийно-стойких материалов для крепления капюшона": "без ржавчины, окалин и других посторонних пятен или параметр не применяется",
- п.21 "Куртка демисезонная мужская", п.22 "Куртка демисезонная женская", п.23 "Куртка зимняя мужская":
- "Вид поверхности застежки-молнии из коррозийно-стойких материалов для крепления капюшона": "без ржавчины, окалин и других посторонних пятен или параметр не применяется",
- "Вид поверхности застежки-молнии из стали для крепления капюшона": "с защитно-декоративным покрытием (покрытие сплошное, гладкое, равномерное, без пузырей, подтеков и посторонних включений) или параметр не применяется",
- "Вид поверхности застежки-молнии для застегивания изделия из коррозийно-стойких материалов": "без ржавчины, окалин и других посторонних пятен или параметр не применяется",
- Вид поверхности застежки-молнии из стали для застегивания изделия": "с защитно-декоративным покрытием (покрытие сплошное, гладкое, равномерное, без пузырей, подтеков и посторонних включений) или параметр не применяется",
- п.25 "Ночная сорочка х/б трикотаж женская":
- "Число стежков на 5 см строчки, шва в подгибку": "не менее 22 шт",
- "Число стежков на 5 см строчки, при настрачивании концов бретелей": "не менее 26 шт",
- п.26 "Пальто демисезонное женское": "Количество потайных застежек низа планки": "не более 4 или параметр не применяется".
- п.27 "Пальто зимнее женское": "Высота зуба застежки молнии": "от 2,2 до 3,61 или параметр не применяется мм",
- п.32 "Рубашка фланель мужская": "Ширина среза шва вподгибку": "от 0,5 до 1,4 см",
- п.34 "Спортивный костюм х/б женский": "Защитно-декоративное покрытие металлический застежки-молнии": "покрытие сплошное, гладкое, равномерное, без пузырей, подтеков и посторонних включений, имеет прочное сцепление с основным материалом, стойкое к перепаду температур, трению и влаге или параметр не применяется",
- п.38 "Толстовка х/б мужская":
- "Вид поверхности металлической центральной застежки-молнии из коррозийно-стойких материалов": "без ржавчины, окалин и других посторонних пятен или параметр не применяется",
- "Вид поверхности металлической застежки-молнии из стали с защитно-декоративным покрытием": "покрытие сплошное, гладкое, равномерное, без пузырей, подтеков и посторонних включений или параметр не применяется",
- п.40 "Халат трикотажный женский": "Поверхность металлической застежки молнии": "ровная, гладкая, без заусенцев, следов ржавчины, точек, зазубрин или параметр не применяется".
Согласно доводам Заявителя, требования, установленные Заказчиком к вышеуказанным товарам могут препятствовать заполнению заявки на участие в электронном аукционе, поскольку, по мнению Заявителя, значения установленных характеристик не предоставляются производителями данных товаров и могут стать известны потребителю только после проведения испытаний определенной партии товара.
Согласно ч.2 ст.106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика затруднился обосновать необходимость установления требований к товарам, используемым при выполнении работ, вышеуказанным образом, а также не представил доказательств, подтверждающих возможность указания конкретных значений указанных характеристик на этапе подачи заявки на участие в электронном аукционе без проведения испытаний определенной партии товара после его производства.
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления приходит к выводу, что поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, требования Заказчика о подробном описании в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химического состава и (или) компонентов товара и (или) показателей технологии производства, испытаний товара и (или) показателей, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что требования к товарам установлены в нарушение п. 1, 2 ч. 1, ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе.
Кроме того, в жалобе Заявитель указывает на ряд требований к товарам по п.1-п.42, которые, по его мнению, являются завышенными и которые невозможно определить на этапе подготовки заявки на участие в аукционе, такие как, например:
- п.1 "Безрукавка из плащевки женская": "Тип молнии для крепления капюшона": "тракторная или спиральная или металлическая или параметр не применяется",
- п.2 "Безрукавка из плащевки мужская": "Тип воротника стойка или отложной или без воротника"
Комиссией Управления установлено, что указанные Заявителем характеристики являются качественными и функционально значимыми и, кроме того, Заявителем не представлено доказательств обратного.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о необоснованности данного довода жалобы.
2. Кроме того, в жалобе Заявитель указывает, что помимо приложения к техническому заданию (приложение N2 "Требования к качеству, техническим характеристикам товара, его безопасности, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, размеру товара и иные требования к товару") заказчик рекомендует форму N3 (требования к товарам) для заполнения, которая не содержит все характеристики из приложения N2, что в форме N3 прямо заявляется: "Вниманию Участника закупки: Приложение N 2 "Требования к качеству,техническим характеристикам товара, его безопасности, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, размеру, упаковке, отгрузке товара и иные требования к товару" - является приложением с полным описанием и требованиями к товару, которое содержит как обязательные требования к товару, так и значения, предлагаемые участником закупки. При составлении первой части заявки Участнику закупки требуется заполнить Приложение N 4 к Аукционной документации - Форму 3 "Сведения о качестве, технических характеристиках товара, его безопасности, функциональных характеристиках (потребительских свойствах) товара, размере, упаковке, отгрузке товара и иные сведения о товаре, принимая во внимание, что требования Приложения N 2 к Техническому заданию, не вынесенные в Приложение N 4 к Аукционной документации - Форму 3, при заключении Контракта останутся неизменными".
Согласно доводу жалобы установление требований к товарам в различных частях аукционной документации вводит участников закупки в заблуждение, поскольку препятствует корректному заполнению заявки на участие в аукционе и определению потребности Заказчика. Кроме того, Заявитель указывает, что в данном случае неизменяемые характеристики товаров, дополненные в приложении N2 к техническому заданию целесообразнее учесть в форме N3 с использованием положений инструкции в отношении символов "[ ]".
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика затруднился обосновать необходимость установления требований к необходимым к поставке товарам.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что требования к товарам установлены в нарушение п. 1, 2 ч. 1, ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе, что также может повлечь за собой ограничение количества участников закупки.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14, Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО ПТП "Белые росы" на действия ГКУ "Дирекция ОДОТСЗН г. Москвы" обоснованной в части установления неправомерных требований к товарам по п.2, п.9, п.12, п.16, п.18, п.20, п.21, п.23, п.25, п.26, п.27, п.32, п.34, п.38, п.40, а также в части формировании требований к товарам в различных частях аукционной документации.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п.1, п.2 ч.1, ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в Арбитражном суде г. Москвы в течение 3 (трех) месяцев с даты его принятия в порядке, установленном гл. 24 АПК РФ.
Заместитель председателя Комиссии С.И. Казарин
Члены Комиссии Г.А. Радочинский
К.А. Сафиуллина
Исп. Г.А. Радочинский
8 (495) 784-75-05 (доб. 077-124)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 11 октября 2018 г. N 2-57-12660/77-18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.10.2018