Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя председателя Комиссии - заместителя начальника отдела обжалования государственных закупок Л.Н. Харченко,
Членов Комиссии:
главного специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Е.А. Мироновой,
специалиста первого разряда отдела обжалования государственных закупок Д.А. Аносова,
при участии представителей ГБУ "МОСГОРГЕОТРЕСТ": А.А. Павлюк (доверенность от 30.08.2018 N 127), С.Г. Чуднакова (доверенность от 30.08.2018 N 126),
в отсутствие представителей ИП Крылова С.А., о времени и месте заседания Комиссии уведомлены письмом Московского УФАС России от 15.10.2018 NТФ/49195/18,
рассмотрев жалобу ИП Крылова С.А. (далее - Заявитель) на действия ГБУ "МОСГОРГЕОТРЕСТ" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на оказание услуг по комплексной уборке авторемонтных мастерских, производственных цехов, производственных помещений, территорий Отдела механизации изыскательных работ (Закупка N0373500001418000077) (далее - электронный аукцион, аукцион) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ
"О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении электронного аукциона.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены документы и сведения, запрашиваемые письмом Московского УФАС России от 15.10.2018 NТФ/49195/18.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления установила следующее.
На основании п.1-2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, а также требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч.3-6 ст.66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
1. Согласно доводам жалобы Заказчиком изложены требования к техническим характеристикам необходимых при оказании услуг товаров в двух частях аукционной документации, а именно: в Приложение N 3 к Техническому заданию "Перечень расходных материалов" и Приложение N 5 к Техническому заданию "Сведения о качестве технических характеристик товара, его безопасности, функциональных характеристиках (потребительских свойствах) товара, размере, упаковке, отгрузке товара и иные сведения о товаре, предоставление которых предусмотрено документацией об аукционе в электронной форме". При этом требования к показателям используемых при оказании услуг товаров установленные в данных формах противоречат друг другу.
Так, например, в Приложении N 3 к Техническому заданию установлены следующие требования к товару п. "Моющее средство": "средство не должно оставлять следов и разводов на обработанной поверхности. Должно обладать дезинфицирующим эффектом. Должно быть биоразлагаемо и не должно воздействовать на органы дыхания. Допускается отсутствие в составе хлора, фосфора, кислот и других токсичных веществ. Значение рН менее 13.Допускается средство, которое не контактирует с кожей рук. Товар должен соответствовать ГОСТ 32478-2013)".
Наряду с этим Приложение N 5 к Техническому заданию содержит следующие требования к товару п. "Моющее средство": "Доля в составе средства этилендиаминтетрауксусная кислоты <9 %", "Значение рН < 13 единиц", "Предельно допустимая концентрация вредных веществ в воздухе рабочей зоны 1,1 мг/м3", "Средняя смертельная концентрация в воздухе
5001 мг/м3", "Плотность >0,6 г/см куб", "Наличие изопропилового спирта в составе моющего средства Да; Нет", "Концентрация рабочих растворов
2 %", "Средняя смертельная доза при введении в желудок >150 мг/кг", "Время воздействия < 10 мин", "Коэффициент возможности ингаляционного отравления (КВИО)
29", "Зона хронического действия
4,9", "Кислотность щелочное; кислое", "классу опасности средства по степени воздействия на организм 3; 4", "АПАВ в составе
35 %", "НПАВ в составе
45 %", "Безопасность контакта с кожей рук Да; Нет", "Сертификация ГОСТ 32478-2013"
Таким образом, установление требований вышеуказанным образом вводит в заблуждение участников закупки и препятствует формированию заявки на участие в аукционе.
В силу ч.2 ст.106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика согласился с данным доводам жалобы и пояснил, что данные разночтения установлены ввиду технической ошибки.
Таким образом Комиссия Управления приходит к выводу об обоснованности данного довода жалобы и нарушении Заказчиком п.1 ч.1 и ч.2 ст.33, п.1 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе.
2. Заявитель в своей жалобе также указывает, что в Приложении N 5 к Техническому заданию, Заказчиком установлены требования в том числе к следующим товарам: "Средство для полировки мебели", "Средство для ухода за мебелью", "Чистящее и полирующее средство для деревянной мебели", "Пятновыводитель для ковров и покрытий", "Шампунь для ковров и ковролина", "Щелочное средство для глубокой чистки плитки", "Средство для кафеля и плитки", "Препарат для чистки деревянных поверхностей", "Средство для удаления загрязнений с керамических и эмалированных поверхностей", "Средство для глубокой чистки керамогранита", "Моющее средство для очистки каменных и плиточных поверхностей", "Моющее средство для деликатной чистки сантехники", "Средство для чистки унитазов, писсуаров и биде", "Препарат для чистки сантехники", "Препарат для чистки изделий из меди, бронзы, латуни", "Средство для деликатной стирки штор и тюля", "Полирующий препарат для изделий из гладкой кожи".
При этом в составе аукционной документации отсутствует информация о необходимом количестве (объеме) используемых при оказании услуг товаров, что не позволяет однозначно определить потребность Заказчика и сформировать свое ценовое предложение.
В соответствии п.2 ст. 42 Закона о контрактной системе, в извещении о проведении закупки должна содержаться следующая информация: краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных ст. 33 Закона о контрактной системе, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.
В силу ч.2 ст.106 Закона о контрактной системе, на заседании Комиссии Управления представитель Заказчика согласился с данным доводом жалобы.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу об обоснованности данного довода жалобы и нарушении Заказчиком п.2 ст.42 Закона о контрактной системе, поскольку в аукционной документации установлены требования к товарам, применяемых при оказании услуг без указания их необходимого количества (объемов), что вводит участников закупки в заблуждение и препятствует формированию заявки на участие в аукционе.
3. На заседании Комиссии Управления также рассмотрены доводы жалобы о неправомерном установлении в аукционной документации требований к показателям товаров, применяемым при выполнении работ, значения которых определяются в ходе проведения испытаний над определенной партией товара, в частности, по пп. "Кальцинированная сода марки А и Б", "Пастообразное моющее и дезактивирующее средство", "Препарат для чистки изделий из меди, бронзы, латуни", "Моющее средство для очистки каменных и плиточных поверхностей", "Средство для деликатной стирки штор и тюля", "Средство для глубокой очистки пористых поверхностей", "Средство для мытья зеркал", "Препарат для мойки лестничных маршей и площадок", "Препарат для мытья напольных покрытий", "Обезжиривающий препарат концентрированный", "Полирующий препарат для изделий из гладкой кожи", "Средство для мойки стеклянных поверхностей", "Нейтральное пенное средство" и др.
Так например, по п. "Препарат для чистки изделий из меди, бронзы, латуни" установлено следующее требование: "Плотность при 20 град С:
> 1,50 г/см3". При этом ГОСТ 18995.1-73 (СТ СЭВ 1504-79) "Продукты химические жидкие. Методы определения плотности" установлено определение плотности жидкости с помощью ареометра, определение плотности жидкости с помощью пикнометра.
В силу с ч.2 ст.106 Закона о контрактной системе, на заседании Комиссии Управления представителем Заказчика не представлено документов и сведений, подтверждающих, что участники закупки при формировании первой части заявки на участие в аукционе имеют возможность указать конкретные значения вышеуказанных характеристик применяемых товаров, без проведения испытаний определенной партии товара. Также представитель Заказчика согласился с неправомерностью установления избыточных требований к вышеуказанным товарам.
Кроме того, Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара и (или) показатели технологии производства, испытания товара и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления приходит к выводу о нарушении Заказчиком п.1-2 ч.1 и ч.2 ст.33, п.1 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе при установлении избыточных требований к товарам, так как установление требований подобным образом может вводить в заблуждение участников закупки и повлечь за собой ограничение количества участников закупки.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14, Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ИП Крылова С.А. на действия
ГБУ "МОСГОРГЕОТРЕСТ" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика п.1,2 ч.1,2 ст.33 и п.2 ст.42, п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок.
Решение может быть обжаловано в Арбитражном суде г. Москвы в порядке, установленном гл. 24 АПК РФ, в течение 3 (трех) месяцев со дня его принятия.
Заместитель председателя Комиссии: Л.Н. Харченко
Члены Комиссии: Е.А. Миронова
Д.А. Аносов
Исп. Миронова Е.А.
8 (495) 784-75-05 доб. 077-179
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 17 октября 2018 г. N 2-57-12886/77-18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.10.2018