Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя председателя Комиссии - главного государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок Д.С. Грешневой,
Членов Комиссии:
Старшего государственного инспектора отдела обжалования закупок
Д.А. Сологова,
Главного специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок А.С. Спиряковой,
при участии представителей:
ФГБУ "Управление по эксплуатации зданий высших органов власти":
Л.М. Шпановой, доверенность NУЭЗОВ-15/67 от 10.01.2018, А.М. Шпанова, доверенность NУЭЗОВ-15/66 от 10.01.2018,
РЭОФ "Гражданин": К.С. Дроновой, доверенность Nб/н от 17.10.2018,
рассмотрев жалобу РЭОФ "Гражданин" (далее - Заявитель) на действия ФГБУ "Управление по эксплуатации зданий высших органов власти" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку противогололедных материалов (ПГМ) в 2018-2019 гг. (Закупка N 0373100066818000120) (далее - Аукцион) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом ФАС по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении электронного аукциона.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены документы и сведения, запрашиваемые письмом Московского УФАС России NТФ/49588/18 от 16.10.2018.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления установила следующее.
В составе жалобы указано, что Заказчиком не установлено требование к участникам закупки о предоставлении в составе второй части заявки на участие в электронном аукционе положительного заключения государственной экологической экспертизы федерального уровня на техническую документацию (технические условия, стандарты организаций) на противогололедный реагент, проведенной центральным аппаратом федерального органа исполнительной власти по контролю и надзору в сфере природопользования или его территориальным органом, осуществляющим отдельные функции федерального органа исполнительной власти по контролю и надзору в сфере природопользования на территории Москвы и Московской области, выданного уполномоченным органом, проводившим такую экспертизу, разрешающего применять предлагаемый противогололедный реагент в пределах административных границ города Москвы, предусмотренного Постановлением Правительства Москвы от 10.04.2007 N242-ПП "О Порядке допуска к применению противогололедных реагентов для зимней уборки объектов дорожного хозяйства и дворовых территорий в городе Москве" (далее - Постановление N242).
Также в составе жалобы указано, что невключение в аукционную документацию требования о предоставлении положительного заключения государственной экологической экспертизы противоречит п.2(1).30 Постановлению Правительства Москвы от 10.04.2007 N242 "О порядке допуска к применению противогололедных реагентов для зимней уборки объектов дорожного хозяйства и дворовых территорий в городе Москве" (далее - Постановление Правительства Москвы N242), согласно которому в документации о закупке противогололедных реагентов в качестве одного из обязательных требований указывается представление участником закупки при подаче заявки на участие в закупке действующего положительного заключения государственной экологической экспертизы федерального уровня на техническую документацию (технические условия, стандарты организаций) на противогололедный реагент, проведенной центральным аппаратом федерального органа исполнительной власти по контролю и надзору в сфере природопользования или его территориальным органом, осуществляющим отдельные функции федерального органа исполнительной власти по контролю и надзору в сфере природопользования на территории Москвы и Московской области, выданного уполномоченным органом, проводившим такую экспертизу, разрешающего применять предлагаемый противогололедный реагент в пределах административных границ города Москвы, а также представление паспорта безопасности вещества (материала) на противогололедный реагент. Кроме того, в составе жалобы также указано, что вышеуказанное заключение государственной экологической экспертизы федерального уровня требуется, если химический состав предлагаемого к закупке противогололедного реагента, физико-химические свойства и иные его характеристики соответствуют утвержденной Технологии зимней уборки, но техническая документация такого реагента не проходила государственную экологическую экспертизу федерального уровня в составе заключения государственной экологической экспертизы на действующую Технологию зимней уборки.
Согласно п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч.3 - ч.6 ст.66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В силу п.3 ч.5 ст.66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать копии документов, подтверждающих соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге и представление указанных документов предусмотрено документацией об электронном аукционе. При этом не допускается требовать представление указанных документов, если в соответствии с законодательством Российской Федерации они передаются вместе с товаром.
Установлено, что в соответствии со ст.33 Федерального закона от 10.01.2002 N7-ФЗ "Об охране окружающей среды" экологическая экспертиза проводится в целях установления соответствия документов и (или) документации, обосновывающих планируемую хозяйственную и иную деятельность, требованиям в области охраны окружающей среды. Порядок проведения экологической экспертизы устанавливается федеральным законом об экологической экспертизе.
На основании ч.5 ст.11 Федерального закона от 23.11.1995 г. N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе" проекты технической документации на новые технику, технологию, использование которых может оказать воздействие на окружающую среду, а также технической документации на новые вещества, которые могут поступать в природную среду, подлежат государственной экологической экспертизе федерального уровня.
Комиссия Управления отмечает, что из п.2(1).30 Постановления Правительства Москвы N242 следует, что положительное заключение экологической экспертизы требуется на техническую документацию противогололедного реагента, который не предусмотрен действующей на территории города Москвы Технологией зимней уборки и который ранее не применялся на объектах дорожного хозяйства города Москвы. Таким образом, если предметом закупки является поставка противогололедного реагента, то Заказчик должен в аукционной документации установить требование о предоставлении действующего положительного заключения государственной экологической экспертизы федерального уровня на техническую документацию (технические условия, стандарты организаций) на противогололедный реагент.
На заседании Комиссии Управления установлено, что согласно Извещению о проведении электронного аукциона объектом закупки является поставка противогололедных материалов (ПГМ) в 2018-2019 гг.
В силу ч. 2 ст. 106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что в адрес Заказчика направлен запрос о даче разъяснений положений аукционной документации от 01.10.2018 NРД1, содержащий следующий вопрос: "Также участником не было обнаружено требование документации об обязательном наличии у поставщика положительного заключения государственной экологической экспертизы федерального уровня технической документации на предлагаемый к поставке товар (противогололедный реагент) на стадии подачи заявки. В соответствии с требованиями Федерального закона "Об охране окружающей природной среды" экологическая экспертиза - установление соответствия документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды, в целях предотвращения негативного воздействия такой деятельности на окружающую среду. Экологическая экспертиза проводится в целях установления соответствия документов и (или) документации, обосновывающих планируемую хозяйственную и иную деятельность, требованиям в области охраны окружающей среды. Требование к закупаемому товару об обязательном наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы федерального уровня на техническую документацию установлено положениями Федерального закона от 23.11.1995 N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе".
В силу ст. 10 Федерального закона от 23.11.1995 года N174-ФЗ "Об экологической экспертизе" государственная экологическая экспертиза организуется и проводится федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном указанным Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В силу ч. 5 ст. 11 Федерального закона от 23.11.1995 N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе", объектами государственной экологической экспертизы федерального уровня являются, в числе прочих, и проекты технической документации на новые технику, технологию, использование которых может оказать воздействие на окружающую среду, а также технической документации на новые вещества, которые могут поступать в природную среду.
Противогололедные реагенты, ранее не применявшиеся на соответствующей территории, относятся к новым веществам, которые могут поступать в природную среду. Следовательно, техническая документация на такие реагенты, согласно ч.5 ст.11 указанного федерального закона, является самостоятельным объектом экологической экспертизы.
При этом необходимо отметить, что поданному вопросу, имеется официальная позиция ФАС России, изложенная в письме ФАС России от 23.07.2018 г. N АК/57142/18 (прилагается к настоящему запросу), которая указывает о необходимости предоставления положительного заключения государственной экологической экспертизы федерального уровня на техническую документацию на Товар, проведенной федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы на стадии подачи заявки (во второй части).
В связи с чем, просим разъяснить, в силу чего, в нарушение требований действующего законодательства в документации отсутствует условие об обязательном наличии у поставщика положительного заключения государственной экологической экспертизы федерального уровня технической документации на предлагаемый к поставке товар (противогололедный реагент) на стадии подачи заявки?".
При этом Заказчиком в ответе указано следуюшее: "последний абзац Технического задания изложить в следующей редакции: Согласно п.2, ч.1, ст. 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" при описании объектов закупки, в связи с отсутствием соответствующих технических регламентов, стандартов и иных требований в законодательстве Российской Федерации о техническом регулировании Заказчик установил требования, исходя из Постановления Правительства Москвы от 10.04.2007 N 242-ПП "О порядке допуска к применению противогололедных реагентов для зимней уборки объектов дорожного хозяйства в городе Москве" и Распоряжения департамента жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы Правительства Москвы от 28.09.2011 г. N 05-14-650/1 "Об утверждении технологии зимней уборки проезжей части магистралей, улиц, проездов и площадей (объектов дорожного хозяйства г. Москвы) с применением противогололедных реагентов и гранитного щебня фракции 2-5 мм (на зимние периоды с 2010-2011 гг. и далее)".
Кроме того представитель Заказчика также пояснил, что 01.10.2018 Заказчиком сформированы изменения извещения о проведении электронного аукциона с учетом положений, изложенных в запросе о даче разъяснений положений аукционной документации от 01.10.2018 NРД1, при этом ввиду неисправности Единой информационной системы указанные изменения не были опубликованы на официальной сайте Единой информационной системы.
Согласно ст.3 Федерального закона от 23.11.1995 N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе" (далее - Федеральный закон N174) экологическая экспертиза основывается, в том числе, на принципах обязательности проведения государственной экологической экспертизы до принятия решений о реализации объекта экологической экспертизы.
В силу ч.5 ст.11 Федерального закона N174 объектами государственной экологической экспертизы федерального уровня являются, в числе прочих, и проекты технической документации на новые технику, технологию, использование которых может оказать воздействие на окружающую среду, а также технической документации на новые вещества, которые могут поступать в природную среду.
Таким образом, Комиссия Управления отмечает, что в случае, если объектом закупки является поставка противогололедного реагента, то Заказчик обязан устанавливать требование о предоставлении в составе заявки положительного заключения государственной экологической экспертизы федерального уровня.
Кроме того, постановлением девятого арбитражного апелляционного суда от 25 июня 2018 г. N 09АП-23643/2018 по делу N А40-245886/17 определено, что действия Заказчика по невключению в документацию о закупке требования о включении положительного заключения государственной экологической экспертизы федерального уровня в состав заявок на участие в закупке фактически предоставляют возможность любым участникам товарного рынка средства для внедрения и реализации товара, не отвечающего требованиям законодательства, а также в ущерб интересам добросовестных участников закупки.
На основании вышеизложенного Комиссия Управления приходит к выводу, что в нарушение п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе в аукционной документации Заказчика отсутствует требование о предоставлении участниками закупки в составе второй части заявки на участие в электронном аукционе положительного заключения государственной экологической экспертизы федерального уровня на техническую документацию (технические условия, стандарты организаций) на противогололедный реагент.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь Административным регламентом, Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу РЭОФ "Гражданин" на действия ФГБУ "Управление по эксплуатации зданий высших органов власти" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в Арбитражном суде г.Москвы в течение 3 (трех) месяцев с даты его принятия в порядке, установленным гл. 24 АПК РФ.
Заместитель председателя Комиссии Д.С. Грешнева
Члены Комиссии: А.С. Спирякова
Д.А. Сологов
Исп.Спирякова А.С. 495 784-75-05 (доб.077-189)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 18 октября 2018 г. N 2-57-13024/77-18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.10.2018