Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя председателя Комиссии - заместителя начальника отдела обжалования государственных закупок Л.Н. Харченко,
Членов Комиссии:
главного специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок К.А. Сомова,
главного специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Е.А. Мироновой,
при участии представителей:
ФГБОУ ВО "МПГУ": А.О. Самохина (доверенность от 28.12.2017 N175), А.В. Лубкова (доверенность от 28.12.2017 N 188),
ООО "АБ-МОТОРС": Н.А. Балакиной (доверенность от 11.10.2018
N б/н),
рассмотрев жалобу ООО "АБ-МОТОРС" (далее - Заявитель) на действия ФГБОУ ВО "МПГУ" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на оказание услуг по комплексному содержанию помещений и прилегающей территории объектов МПГУ на 2-ое полугодие 2018 года (Закупка N0373100116218000032) (далее - аукцион), в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении вышеуказанного электронного аукциона.
Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в утверждении аукционной документации в нарушение норм Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, запрашиваемые письмом Московского УФАС России от 09.10.2018 N ТФ/48433/18, Комиссия Управления установила следующее.
В результате рассмотрения жалобы Комиссия Управления установила следующее.
На основании п.1-2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе, а также требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч.3-6 ст.66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Кроме того, согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация, о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
1. Согласно доводам жалобы Заказчиком в составе аукционной документации размещена Инструкция по заполнению заявки на участие в электронном аукционе (далее - Инструкция), положения которой вводят в заблуждение участников закупки и не позволяют беспрепятственно сформировать заявку на участие в аукционе, а именно:
- "в случае установления соответствующего максимального и минимального значения показателя товара (требование к нижней и верхней границе диапазона значений) с использованием слов/словосочетаний/символов: "в температурном диапазоне _", "в диапазоне конкретных значений", "в диапазоне _", "не менее_ - не более_.", "более _. - не более_", "не менее_ - менее_.", "более_ - менее_.", "выше _. - не выше_", "выше _. - ниже_", "не ниже _. - не выше_", "не ниже _. - ниже_", а также в случае установления одновременно соответствующих и максимального, и минимального значений показателя товара с использованием вышеперечисленных слов/словосочетаний/символов в любом порядке, разделенных знаком "-", участник закупки в первой части заявки на участие в электронном аукционе обязан указать диапазон значений показателя (нижнюю и верхнюю границу диапазона, требования к которым соответственно разделены знаком "-"). Установление показателей, которые определяются диапазоном значений, обусловлено тем, что необходимый товар обладает/имеет интервальные значения ряда показателей в соответствии с потребностями Заказчика и/или техническими регламентами, стандартами, и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.
Одновременно с вышеуказанным положением установлены следующие:
- "в случае установления одновременно соответствующих и минимального, и максимального значений показателя товара с использованием вышеперечисленных слов/словосочетаний/символов, в любом порядке, разделенных пробелом или знаком "," или союзом "и", участник закупки в первой части заявки на участие в электронном аукционе обязан указать единицу измерения показателя, конкретное значение показателя, соответствующее одновременно установленным и минимальному, и максимальному значениям показателя товара, если документацией об аукционе в электронной форме и настоящей инструкцией не предусмотрено иное";
- "исключением из выше описанного порядка предоставления сведений о конкретных значениях показателей товаров (материалов) являются случаи установления требований одновременно к минимальному и максимальному значению показателей (требование к нижней и верхней границе диапазона значений) с использованием слов/словосочетаний/символов: "не менее_", "не ниже", "
", "не <
", "не более
", "не выше
", "
", "не >
", "более
", "выше
", ">
", "не
", "менее
", "ниже
", "не
", "<" в любом порядке, разделенные между собой союзом "и" и при этом единица измерения стоит и у минимального, и у максимального значений показателя (верхней и нижней границы диапазона значений), участник закупки в первой части заявки на участие в электронном аукционе обязан указать единицу измерения показателя, диапазон конкретных значений показателя (нижнюю и верхнюю границу диапазона)".
По мнению Заявителя, вышеуказанные положения Инструкции имеют противоречивый характер, поскольку в первом случае Заказчик указывает, что участнику необходимо предоставить конкретное значение показателя, соответствующее одновременно установленным минимальному и максимальному значениям показателя товара, в другом случае, что участнику необходимо указать диапазон конкретных значений показателя (нижнюю и верхнюю границу диапазона).
Так, например, в Приложении N1 к Техническому заданию по п.13 "Моющее средство для стеклянных и зеркальных поверхностей" установлено в том числе следующее требование: "Средство применимо: в температурном диапазоне с нижним значением не выше минус 10°C и верхним значением выше плюс 35°C", при этом, с учетом положений Инструкции, описание данного требования отвечает трем вышеуказанным положениям Инструкции, что вводит в заблуждение участников закупки и не позволяет однозначно определить потребность Заказчика.
Также в своей жалобе Заявитель указывает, что в Приложении N1 к Техническому заданию по п.14 "Моющее средство от нефтяных и масляных загрязнений", Заказчиком установлены в том числе следующие требования: "Уровень pH средства: в интервале 7 - 8,9", при этом согласно положениям Инструкции:
- "Наименование показателя товара указывается Заказчиком перед знаком ":" (двоеточие), требование Заказчика к значению показателя указывается после знака ":" (двоеточие); в случае отсутствия в предложении знака ":", предложение изменению не подлежит, участник закупки в первой части заявки на участие в электронном аукционе, должен предоставить значения таких показателей без изменений- это положение инструкции является приоритетным перед всеми остальными положениями";
- "Числовые показатели значений со словами в их описании "от", "свыше", "до", "не превышает", "превышает", "_", "\", ";", а также все значения и выражения, заключенные в скобки и/или следующие после словосочетаний "должен(-но;-ны;-на) быть", "в интервале" не могут изменяться; указываются без изменения, в соответствии с требованиями, установленными в описании объекта закупки";
- "В случае установления требований к значению показателя со знаком "-" (тире, дефис) между двумя числовыми значениями, участнику закупки необходимо указать единственное конкретное значение в пределах указанного интервала, при этом указанные значения не являются включенными в обозначенные предельные величины числовых значений, если документацией об аукционе в электронной форме и настоящей инструкцией не предусмотрено иное".
По мнению Заявителя, однозначно определить потребность Заказчика и сформировать предложение по данному товару участник не имеет возможности, поскольку вышеуказанное требование отвечает одновременно трем положениям Инструкции, так как установлено после знака двоеточие ":", что свидетельствует о том, что значение является изменяемым,а также со словосочетанием "в интервале", что указывает на то, что значение является неизменяемым и символом "-", что подразумевает о необходимости представить конкретное значение в пределах указанного интервала.
Комиссия Управления отмечает, что подобное формирование требований к необходимым товарам, с учетом положений Инструкции, может вводить участников закупки в заблуждение и привести к возникновению ошибок технического характера при заполнении и формировании заявок на участие, что в свою очередь может привести к признанию таких заявок не соответствующими установленным заказчиком требованиям.
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления приходит к выводу об обоснованности данных доводов жалобы и нарушении Заказчиком п.1 ч.1 ст.33, п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе.
2. В своей жалобе Заявитель указывает, что в Инструкции установлено два различных положения с применением одного символа "-" (тире):
- "в случае установления соответствующего максимального и минимального значения показателя товара (требование к нижней и верхней границе диапазона значений) с использованием слов/словосочетаний/символов: "в температурном диапазоне _", "в диапазоне конкретных значений", "в диапазоне _", "не менее_ - не более_.", "более _. - не более_", "не менее_ - менее_.", "более_ - менее_.", "выше _. - не выше_", "выше _. - ниже_", "не ниже _. - не выше_", "не ниже _. - ниже_", а также в случае установления одновременно соответствующих и максимального, и минимального значений показателя товара в любом порядке, разделенных знаком "-", участник закупки в первой части заявки на участие в электронном аукционе обязан указать диапазон значений показателя (нижнюю и верхнюю границу диапазона, требования к которым соответственно разделены знаком "-"). Установление показателей, которые определяются диапазоном значений, обусловлено тем, что необходимый товар обладает/имеет интервальные значения ряда показателей в соответствии с потребностями Заказчика и/или техническими регламентами, стандартами, и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании".
- "в случае установления требований к значению показателя со знаком "-" (тире, дефис) между числовыми значениями, участнику закупки необходимо выбрать единственное конкретное значение в пределах указанного интервала, при этом указанные значения являются включенными в обозначенные предельные величины минимальных и максимальных значений. Исключением из настоящего положения являются показатели с наименованиями: "Показатель pH 1% раствора", "Уровень pH 1% раствора", "Плотность при 20°С" значения которых являются неконкретными, и не могут изменяться; указываются без изменения, в соответствии с требованиями, установленными в описании объекта закупки. Так же исключением из настоящего положения является показатель с наименованием "Значение pH в концентрате", когда участник должен указать конкретное значение показателя, при этом указанные значения не являются включенными в обозначенные предельные величины минимальных и максимальных значений".
На заседании Комиссии Управления представитель Заявителя также пояснил, что 04.09.2018 Комиссией Московского УФАС России рассмотрена жалоба ООО "Капитал строй" на действия Заказчика при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на оказание услуг по комплексному содержанию помещений и прилегающей территории объектов МПГУ на 2-ое полугодие 2018 года (Закупка N0373100116218000032), которая содержит аналогичный довод в части неправомерности установления вышеуказанных положений Инструкции.
Комиссией Управления установлено, что в результате рассмотрения жалобы ООО "Капитал строй" данный довод жалобы признан обоснованным, при этом Заказчику выдано обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок от 04.09.2018 по делу N 2-57-10960/77-18, в том чиле согласно которому Заказчик должен привести документацию об аукционе в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе и с учетом решения от 04.09.2018 по делу N 2-57-10960/77-18, и разместить соответствующую документацию в единой информационной системе.
На основании ч.22 ст.99 Закона о контрактной системе при выявлении в результате проведения контрольным органом в сфере закупок плановых и внеплановых проверок, а также в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок вправе выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе об аннулировании определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Вместе с тем на заседании Комиссии Управления установлено, что Заказчиком не совершены действия, указанные в Предписании от 04.09.2018 по делу N 2-57-10960/77-18, а именно: вышеуказанные положения в части описания использования символа "-" (тире) не изменены в действующей редакции аукционной документации, размещенной в единой информационной системе.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о нарушении Заказчиком ч. 22 ст. 99 Закона о контрактной системе в части неисполнения обязательного для исполнения предписания Комиссии Московского УФАС России, а также нарушении Заказчиком при формировании аукционной документации положений п.2 ч.1 ст.64, п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе.
3. В своей жалобе Заявитель также указывает, что в Приложении N1 к Техническому заданию Заказчиком установлены в том числе следующие требования: по п.72 "Стекло листовое": "предельное отклонение по толщине: не менее -0,3 - не более 0,3 мм"; по п.73 "Стеклопакет": "отклонение толщины стеклопакета: не менее -2 - не более 2 мм"; по п.81 "Плита керамогранитная тип 1": "предельное отклонение по толщине: не менее - 0,5 - не более 0,5 мм";по п.82 "Плитка керамогранитная тип 2": "предельное отклонение по толщине: не менее - 0,5 - не более 0,5 мм"; по п.90 "Линолеум поливинилхлоридный": "предельное отклонение по ширине: не менее -20 - не более 20 мм";по п.120 "Листовое изделие": "предельные отклонения по длине изделия: не менее -5 - не более 0 мм", "предельные отклонения по толщине изделия: не менее -0,5 - не более 0,5 мм".
При этом положениями Инструкции предусмотрено следующее: "в случае установления соответствующего максимального и минимального значения показателя товара (требование к нижней и верхней границе диапазона значений) с использованием слов/словосочетаний/символов: "в температурном диапазоне _", "в диапазоне конкретных значений", "в диапазоне _", "не менее_ - не более_.", "более _. - не более_", "не менее_ - менее_.", "более_ - менее_.", "выше _. - не выше_", "выше _. - ниже_", "не ниже _. - не выше_", "не ниже _. - ниже_", а также в случае установления одновременно соответствующих и максимального, и минимального значений показателя товара с использованием вышеперечисленных слов/словосочетаний/символов в любом порядке, разделенных знаком "-", участник закупки в первой части заявки на участие в электронном аукционе обязан указать диапазон значений показателя (нижнюю и верхнюю границу диапазона, требования к которым соответственно разделены знаком "-")".
По мнению Заявителя, установление требований подобным образом в отношении предельных отклонений параметров, с учетом положений Инструкции, не позволяет участнику закупки предложить к использованию при оказании услуг товар, который не имеет таких отклонений.
Вместе с тем на заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что требования в части предельных отклонений параметров необходимых при оказании услуг товаров установлены на основании положений нормативных стандартов, определяющих данную величину как разность между допустимым предельным и соответствующим номинальным значением параметра.
При этом Комиссия Управления также отмечает, что значение предельного отклонения характеристики товара не может быть конкретным, так как данная величина показывает насколько значения из множества могут отличаться от среднего значения в большую или меньшую сторону.
Согласно ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
На заседание Комиссии Управления, а также в материалах жалобы не представлены документы и сведения, свидетельствующие об обоснованности данного довода жалобы, в том числе подтверждающие, что требования сформированы таким образом, что не позволяют сформировать заявку на участие в аукционе, а также свидетельствующие о нарушении Заказчиком норм Закона о контрактной системе посредством описания объекта закупки подобным образом, с учетом того, что предельное отклонение характеристики товара не может быть представлено конкретным значений.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о необоснованности данного довода жалобы.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "АБ-МОТОРС" на действия ФГБОУ ВО "МПГУ" обоснованной в части установления ненадлежащей Инструкции, а также неисполнения обязательного для исполнения предписания Комиссии Московского УФАС.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п.2 ч.1 ст.64, п.1 ч.1 ст.33, ч. 22 ст. 99 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в Арбитражном суде г. Москвы в течение 3 (трех) месяцев с даты его принятия в порядке, установленным гл. 24 АПК РФ.
Заместитель председателя Комиссии Л.Н. Харченко
Члены Комиссии К.А. Сомов
Е.А. Миронова
Исп. Е.А. Миронова тел. 8-495-784-75-05, доб.077-179
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 12 октября 2018 г. N 2-57-12739/77-18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.10.2018