Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя Председателя Комиссии - заместителя начальника отдела обжалования государственных закупок Л.Н. Харченко,
Членов Комиссии:
Главного специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок К.А. Сомова,
Специалиста первого разряда отдела обжалования государственных закупок Д.А. Аносова,
при участии представителей:
ФГУП "РАДОН": Шелкова А.Е.,
ООО "АйСиДжиЭм Межрегиональная Консалтинговая Группа": Хатунцева П.В.,
рассмотрев жалобу ООО "АйСиДжиЭм Межрегиональная Консалтинговая Группа" (далее - Заявитель) на действия ФГУП "РАДОН" (далее - Заказчик) при проведении открытого конкурса на право заключения государственного контракта на оказание услуг по проведению исследования обоснованности и законности исчисления и уплаты земельного налога за 2014-2017 гг. (Закупка N0573100027718000233) (далее - открытый конкурс, конкурс) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении открытого конкурса.
На заседание Комиссии Управления Заказчиком представлены документы и сведения, запрашиваемые письмом Московского УФАС России NТФ/48864/18 от 11.10.2018.
Согласно доводам жалобы Заказчиком неправомерно направлен в адрес Заявителя протокол отказа от заключения контракта на основании Федерального закона от 14.11.2002 N161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" (далее - Закон о предприятиях), поскольку, по мнению Заявителя, вышеуказанное обоснование отказа от заключения контракта не предусмотрено положениями Закона о контрактной системе.
Согласно ч.2.1 ст.15 Закона о контрактной системе государственные, муниципальные унитарные предприятия осуществляют закупки в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе.
В соответствии с ч.6 ст.53 Закона о контрактной системе в случае, если по результатам рассмотрения заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия отклонила все такие заявки или только одна такая заявка соответствует требованиям, указанным в конкурсной документации, конкурс признается несостоявшимся.
В силу п.25 ч.1 ст.93 Закона о контрактной системе закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в случае признания несостоявшимися открытого конкурса, конкурса с ограниченным участием, двухэтапного конкурса, повторного конкурса, запроса котировок, запроса предложений в соответствии с частями 1 и 7 статьи 55, частями 1 и 3 статьи 79, частью 18 статьи 83 Закона о контрактной системе. Согласование заключения контракта в указанных случаях, за исключением случаев заключения контрактов в соответствии с частями 4 и 5 статьи 15, частями 1 и 3 статьи 79 Закона о контрактной системе, проводится при осуществлении закупок для обеспечения федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации, муниципальных нужд соответственно с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок, или контрольным органом в сфере государственного оборонного заказа, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, уполномоченными на осуществление контроля в сфере закупок. В соответствии с настоящим пунктом контракт должен быть заключен с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) на условиях, предусмотренных документацией о закупке, по цене, предложенной участником закупки, с которым заключается контракт. Такая цена не должна превышать начальную (максимальную) цену контракта, цену контракта, предложенную в заявке соответствующего участника закупки. Обращение заказчика о согласовании заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) направляется в контрольный орган в сфере закупок в срок не позднее чем в течение десяти дней с даты размещения в единой информационной системе соответствующих протоколов, содержащих информацию о признании определения поставщика (подрядчика, исполнителя) несостоявшимся. При этом срок согласования не должен быть более чем десять рабочих дней с даты поступления указанного обращения. Контракт с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) заключается в срок не более чем двадцать дней с даты получения заказчиком такого согласования, или в случаях, предусмотренных частями 4 и 5 статьи 15 Закона о контрактной системе, в срок не более чем двадцать дней с даты размещения в единой информационной системе соответствующих протоколов, содержащих информацию о признании определения поставщика (подрядчика, исполнителя) несостоявшимся, или в случаях, предусмотренных частями 1 и 3 статьи 79 Закона о контрактной системе, в сроки, установленные частью 13 статьи 78 Закона о контрактной системе. Порядок согласования заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) устанавливается федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок. Для целей настоящего Федерального закона участник закупки, с которым заключается контракт в соответствии с настоящим пунктом, приравнивается к победителю определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Согласно протоколу рассмотрения единственной заявки на участие в открытом конкурсе от 13.08.2018 NПРЕ1 заявка ООО "АйСиДжиЭм Межрегиональная Консалтинговая Группа" признана соответствующей требованиям конкурсной документации с ценой контракта 29 000 000.00 рублей, Заказчиком принято решение о заключении государственного контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с п.25 ч.1 ст.93 Закона о контрактной системе.
Комиссией Управления установлено, что Заказчиком в адрес Московского УФАС России направлено обращение о согласовании заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем). Кроме того, согласно решению по делу N2-17-10952/77-18 от 30.08.18 о согласовании осуществления закупки у единственного поставщика Комиссия Управления решила согласовать ФГУП "РАДОН" закупку у ООО "АйСиДжиЭм Межрегиональная Консалтинговая Группа" как у единственного поставщика на оказание услуг по проведению исследования обоснованности и законности исчисления и уплаты земельного налога за 2014-2017 гг.
Вместе с тем Заказчиком 07.09.2018 в адрес Заявителя направлено письмо об отказе от заключения государственного контракта на основании положений Закона о предприятиях.
Согласно ч.2 ст.106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что ФГУП "РАДОН" осуществляет полномочия собственника имущества от имени Госкорпорации "Росатом" на основании указа Президента Российской Федерации от 20.03.2008 N 369 "О мерах по созданию Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом"".
В соответствии с разделом 2 порядка взаимодействия осуществления Госкорпорацией "Росатом" прав собственник имущества подведомственных федеральных государственных унитарных предприятий и учреждений, утвержденнго приказом Госкорпорации "Росатом" от 20.12.2012 N 1/1227-П крупной сделкой признается сделка или несколько взаимосвязанных сделок, связанных с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения подведомственным предприятием прямо либо косвенно имущества, стоимость которого составляет более десяти процентов уставного фонда подведомственного предприятия или превышает 20 миллионов рублей.
Согласно ч.3 ст.23 Закона о предприятиях решение о совершении крупной сделки принимается с согласия собственника имущества унитарного предприятия.
На основании вышеизложенного, ФГУП "РАДОН" обратилось в адрес Госкорпорации "Росатом" с письмом о согласовании совершения крупной сделки в рамках указанной процедуры (письмо N 335-01/3971 от 24.08.2018), в ответе на которое (письмо N 1-2/38234 от 06.09.2018) Госкорпорацией "Росатом" отказано ФГУП "РАДОН" в заключении государственного контракта с победителей ООО "АйСиДжиЭм Межрегиональная Консалтинговая Группа".
В силу ч.3 ст.54 Закона о контрактной системе в течение десяти дней с даты размещения в единой информационной системе протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе или при проведении закрытого конкурса с даты подписания такого протокола победитель конкурса обязан подписать контракт и представить все экземпляры контракта заказчику. При этом победитель конкурса одновременно с контрактом обязан представить заказчику документы, подтверждающие предоставление обеспечения исполнения контракта в размере, который предусмотрен конкурсной документацией или частью 1 статьи 37 Закона о контрактной системе. В случае, если победителем конкурса не исполнены требования настоящей части, такой победитель признается уклонившимся от заключения контракта.
В соответствии с ч.9 ст.31 Закона о контрактной системе отстранение участника закупки от участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) или отказ от заключения контракта с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя) осуществляется в любой момент до заключения контракта, если заказчик или комиссия по осуществлению закупок обнаружит, что участник закупки не соответствует требованиям, указанным в части 1, частях 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) ст.31 Закона о контрактной системе, или предоставил недостоверную информацию в отношении своего соответствия указанным требованиям.
Таким образом, Комиссией Управления установлено, что указанные Заказчиком в протоколе отказа от заключения контракта основания не предусмотрены положениями Закона о контрактной системе, в связи с чем действия Заказчика нарушают положения ст.54 Закона о контрактной системе.
2. Вместе с тем, в ходе проведения внеплановой проверки Комиссией Управления установлено следующее.
Согласно извещению о проведении открытого конкурса от 20.07.2018 N0573100027718000233 объектом закупки является оказание услуг по проведению исследования обоснованности и законности исчисления и уплаты земельного налога за 2014-2017 гг., начальная (максимальная) цена контракта составляет 29 000 000,00 рублей.
В силу ч.1 ст.23 Закона о предприятиях крупной сделкой является сделка или несколько взаимосвязанных сделок, связанных с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения унитарным предприятием прямо либо косвенно имущества, стоимость которого составляет более десяти процентов уставного фонда унитарного предприятия или более чем в 50 тысяч раз превышает установленный федеральным законом минимальный размер оплаты труда, если иное не установлено федеральными законами или принятыми в соответствии с ними правовыми актами.
В соответствии с ч.4 ст.18 Закона о предприятиях государственное или муниципальное предприятие не вправе без согласия собственника совершать сделки, связанные с предоставлением займов, поручительств, получением банковских гарантий, с иными обременениями, уступкой требований, переводом долга, а также заключать договоры простого товарищества.
Комиссией Управления установлено, что п.15 раздела 5 Устава ФГУП "РАДОН" обязывает предприятие в обязательном порядке получать согласие Госкорпорации "Росатом" на заключение крупных сделок, поскольку совершение таких сделок не может осуществляться без согласия собственника имущества предприятия.
В силу п.1 ч.1 ст.50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Согласно ч.1 ст.17 Закона о контрактной системе планы закупок формируются заказчиками исходя из целей осуществления закупок, определенных с учетом положений статьи 13 Закона о контрактной системе, а также с учетом установленных статьей 19 Закона о контрактной системе требований к закупаемым заказчиками товарам, работам, услугам (в том числе предельной цены товаров, работ, услуг) и (или) нормативных затрат на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, муниципальных органов.
Комиссия Управления установлено, что на этапе планирования Заказчику было доподлинно известно о невозможности заключения государственного контракта без получения согласия собственника имущества предприятия на совершение крупной сделки с учетом установления начальной (максимальной) цены контракта в размере 29 000 000,00 рублей.
Комиссия Управления отмечает, установление начальной (максимальной) цены в размере, превышающем более 20 млн. рублей, свидетельствует об обязательном получения согласия собственника имущества предприятия на совершение крупной сделки, таким образом, подобные условия вынуждают участников закупки необоснованно снижать цену контракта для возможности заключения государственного контракта.
Таким образом, Комиссия Управления приходи к выводу о том, что Заказчиком нарушены положения п.1 ч.1 ст.33, п.1 ч.1 ст.50 Закона о контрактной системе.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14, Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "АйСиДжиЭм Межрегиональная Консалтинговая Группа" на действия ФГУП "РАДОН" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п.1 ч.1 ст.33, п.1 ч.1 ст.50, ст.54 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, конкурсной комиссии Заказчика обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок.
Решение может быть обжаловано в Арбитражном суде г. Москвы в порядке, установленном гл. 24 АПК РФ, в течение 3 (трех) месяцев со дня его принятия.
Заместитель Председателя Комиссии Л.Н. Харченко
Члены Комиссии К.А. Сомов
Д.А. Аносов
Исп. К.А. Сомов (495) 784-75-05 (178)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 15 октября 2018 г. N 2-57-12821/77-18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.10.2018