Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя председателя Комиссии - главного государственного инспектора отдела проверок государственных закупок Д.С. Грешневой,
Членов Комиссии:
Главного специалиста эксперта отдела обжалования государственных закупок А.С. Спиряковой,
Специалиста первого разряда отдела обжалования государственных закупок А.А. Кутейникова,
при участии представителей ГБУ "Автомобильные дороги ЮВАО": А.Т. Трошева, Ю.В. Зайцевой,
а также в отсутствие представителей ООО "ТД "Бирюза", о времени, месте рассмотрения жалобы уведомлены письмом Московского УФАС России (исх. N ТФ/46669/18 от 28.09.2018),
рассмотрев жалобу ООО "ТД "Бирюза" (далее - Заявитель) на действия ГБУ "Автомобильные дороги ЮВАО" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение ремонтно-строительных работ в рамках проведения капитального ремонта на территории приютов для безнадзорных и бесхозяйных животных ЮВАО г. Москвы в 2018 году (Закупка N 0373200041118000819) (далее - аукцион), в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок
товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении вышеуказанного электронного аукциона.
По результатам рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, запрашиваемые письмом Московского УФАС России (исх. N ТФ/46669/18 от 28.09.2018), Комиссия Управления установила следующее.
Заявитель обжалует действия аукционной комиссии Заказчика, выразившиеся в отказе в допуске Заявителю к участию в вышеуказанном аукционе.
В соответствии с Протоколом рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 13.09.2018 N0373200041118000819-1, заявка Заявителя N 4 признана не соответствующей требованиям аукционной документации, а именно на следующем основании: "1.Труба прямоугольная стальная электросварная. Требование к показателям материала установлено п.4 формы N2Участник размещения заказа неверно указал значение по показателю "Марка стали". Участник указывает только одно значение. Согласно инструкции по предоставлению первых частей заявок "В случае, если наименование требуемого параметра, сопровождается знаком * (звездочка), то участник должен предоставить не менее двух конкретных значений". Таким образом, предложение Участника не соответствует требованиям, установленным формой 2 и аукционной документацией.2.Доски обрезные хвойных пород. Требование к показателям материала установлено п.6 формы N2Участник размещения заказа неверно указал значение по показателю "Ширина доски". Участник указывает только одно значение. Согласно инструкции по предоставлению первых частей заявок "В случае, если наименование требуемого параметра, сопровождается знаком * (звездочка), то участник должен предоставить не менее двух конкретных значений". Таким образом, предложение Участника не соответствует требованиям, установленным формой 2 и аукционной документацией.3.Щебень из естественного камня. Требование к показателям материала установлено п.11 формы N2Участник размещения заказа неверно указал значение по показателю "Щебень". Участник указывает только одно значение. Согласно инструкции по предоставлению первых частей заявок "В случае, если наименование требуемого параметра, сопровождается знаком * (звездочка), то участник должен предоставить не менее двух конкретных значений". Таким образом, предложение Участника не соответствует требованиям, установленным формой 2 и аукционной документацией.4.Смеси бетонные. Требование к показателям материала установлено п.13 формы N2Участник размещения заказа неверно указал значение по показателю "Марка по удобоукладываемости". Участник указывает только одно значение. Согласно инструкции по предоставлению первых частей заявок "В случае, если наименование требуемого параметра, сопровождается знаком * (звездочка), то участник должен предоставить не менее двух конкретных значений". Таким образом, предложение Участника не соответствует требованиям, установленным формой 2 и аукционной документацией.5.Краски масляные цветные, сурик железный готовые к применению. Требование к показателям материала установлено п.14 формы N2Участник размещения заказа неверно указал значение по показателю "Укрывистость невысушенной пленки краски". Участник указывает значения укрывистости только для красок цветных и не указывает значение по параметру "укрывистость" для сурика железного. Таким образом, предложение Участника не соответствует требованиям ГОСТ 10503-71, не соответствует требованиям, установленным формой 2 и аукционной документацией.6.Краски масляные цветные, белила цинковые готовые к применению. Требование к показателям материала установлено п.33 формы N2Участник размещения заказа неверно указал значение по показателю "Укрывистость невысушенной пленки краски". Участник указывает значения укрывистости только для красок цветных и не указывает значение по параметру "укрывистость" для белил цинковых. Таким образом, предложение Участника не соответствует требованиям ГОСТ 10503-71, не соответствует требованиям, установленным формой 2 и аукционной документацией.7.Листы гипсокартонные. Требование к показателям материала установлено п.42 формы N2Участник размещения заказа неверно указал значение по показателю "Длина листа". Участник указывает только одно значение. Согласно инструкции по предоставлению первых частей заявок "В случае, если наименование требуемого параметра, сопровождается знаком * (звездочка), то участник должен предоставить не менее двух конкретных значений". Таким образом, предложение Участника не соответствует требованиям, установленным формой 2 и аукционной документацией.8.Резина техническая прессованная. Требование к показателям материала установлено п.47 формы N2Участник размещения заказа неверно указал значение по показателю "Толщина". Участник указывает только одно значение. Согласно инструкции по предоставлению первых частей заявок "В случае, если наименование требуемого параметра, сопровождается знаком * (звездочка), то участник должен предоставить не менее двух конкретных значений". Таким образом, предложение Участника не соответствует требованиям, установленным формой 2 и аукционной документацией".
В соответствии с п.1-2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе, а также требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч.3-6 ст.66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
В соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе, документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Заказчиком в технической части аукционной документации установлены, в частности следующие требования:
- п.4 "Труба прямоугольная стальная электросварная: Марка стали*: 10; 20; Ст4кп;
- п.6 "Доски обрезные хвойных пород": Ширина доски*: от 75* до 200 мм;
- п.11 "Щебень из естественного камня": Щебень*: из осадочных пород; из метаморфических пород; из изверженных интрузивных пород; из изверженных эффузивных пород;
- п.13 "Смеси бетонные": Марка по удобоукладываемости*: от П1* до П4*;
- п.14 "Краски масляные цветные, сурик железный готовые к применению": Укрывистость невысушенной пленки краски: не более 160 г/м2;
- п.33 "Краски масляные цветные, белила цинковые готовые к применению": Укрывистость невысушенной пленки краски: не более 235 г/м2;
- п.42 "Листы гипсокартонные": Длина листа*: от 2000* до 4000* мм;
- п.47 "Резина техническая прессованная": Толщина*: от 1* до 60* мм.
Согласно инструкции по предоставлению сведений в первой части заявки на участие в электронном аукционе о конкретных показателях используемых участником закупки товаров (материалов) (далее - Инструкция):
"В случае, если значения или диапазоны значений параметра указаны с использованием символа "точка с запятой", союза "или", союз "либо" - участнику закупки необходимо предоставить одно из указанных значений или диапазонов значений, указанных через данный символ";
"В случае если требуемое значение параметра товара сопровождается словами: "от" и "до", "от" или "до", то участнику закупки необходимо предоставить конкретный(-ые) показатель (-и) из данного диапазона не включая крайние значения";
"Слова "не более", "не свыше" - означает что, участнику следует предоставить в заявке конкретный показатель, менее указанного значения или равный ему";
"В случае, если требуемое значение параметра сопровождается знаком * (звездочка), в том числе значение, включенное в диапазон значений, то участник вправе указать любое крайнее значение требуемого параметра";
"В случае, если наименование требуемого параметра, сопровождается знаком * (звездочка), то участник должен предоставить не менее двух конкретных значений".
В соответствии с ч.3 ст.66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать:
1) согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);
2) при осуществлении закупки товара или закупки работы, услуги, для выполнения, оказания которых используется товар:
а) наименование страны происхождения товара (в случае установления заказчиком в извещении о проведении электронного аукциона, документации об электронном аукционе условий, запретов, ограничений допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе);
б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.
На заседании Комиссии Управления установлено, что в составе заявки Заявителя дано согласие на выполнение работ на условиях аукционной документации, а также отражена, в частности следующая информация:
- п.4 "Труба прямоугольная стальная электросварная: Марка стали*: Ст4кп;
- п.6 "Доски обрезные хвойных пород": Ширина доски*: 100 мм;
- п.11 "Щебень из естественного камня": Щебень*: из осадочных пород;
- п.13 "Смеси бетонные": Марка по удобоукладываемости*: П2;
- п.42 "Листы гипсокартонные": Длина листа*: 2500 мм;
- п.47 "Резина техническая прессованная": Толщина*: 10 мм.
В соответствии с ч.2 ст.106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей.
На заседании Комиссии Управления представители Заказчика пояснили, что вышеуказанные значения товаров п.4 "Труба прямоугольная стальная электросварная, п.6 "Доски обрезные хвойных пород", п.11 "Щебень из естественного камня", п.13 "Смеси бетонные", п.42 "Листы гипсокартонные" и п.47 "Резина техническая прессованная" не соответствуют требованиям инструкции, поскольку указанные наименования требуемых параметров сопровождались знаком * (звездочка), ввиду чего, участнику закупки необходимо указать в составе заявки не менее двух конкретных значений, в то время как в заявке указано по одному конкретному значению каждого параметра.
Согласно ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
В жалобе указано, что при заполнении заявки на участие в аукционе по оспариваемым параметрам Заявитель руководствовался иными положениями инструкции, а именно положениями Инструкции, согласно которым символ "точка с запятой" означает, что участнику закупки необходимо предоставить одно из указанных значений, слова "от" и "до" означают, что участнику закупки необходимо предоставить конкретный показатель, слова "не более", также означают что, участнику следует предоставить в заявке конкретный показатель.
При этом из описания требований по вышеуказанным параметрам товаров однозначно не следует необходимость указания двух и более значений, поскольку в документации не определена приоритетность использования правил Инструкции, устанавливающая, что положение Инструкции, на которое ссылается Заказчик, является приоритетным по отношению к тем требованиям Инструкции, которыми руководствовался Заявитель при заполнении первой части заявки.
На основании вышеизложенного, предложенные в составе заявки Заявителя значения вышеуказанных параметров товаров по п.4 "Труба прямоугольная стальная электросварная, п.6 "Доски обрезные хвойных пород", п.11 "Щебень из естественного камня", п.13 "Смеси бетонные", п.42 "Листы гипсокартонные" и п.47 "Резина техническая прессованная" не противоречат требованиям аукционной документации.
Также в составе заявки отражена, в частности следующая информация:
- п.14 "Краски масляные цветные, сурик железный готовые к применению": Укрывистость невысушенной пленки краски: темно-красная 45, темно-желтая 160, зеленая 80, голубая 100, темно-серая 65, коричневая 65, бежевая 85 г/м2;
- п.33 "Краски масляные цветные, белила цинковые готовые к применению": Укрывистость невысушенной пленки краски: красная 100, желто-зеленая 140, светло бежевая 235, синяя 100, фисташковая 135 г/м2;
На заседании Комиссии Управления представители Заказчика пояснили, что в составе заявки Заявитель указал только значения укрывистости невысушенной пленки цветных красок и не указал укрывистость сурика железного по позиции 14 и белил цинковых по позиции 33, что не соответствует требованиям аукционной документации.
Доказательств обратного Заявителем не представлено, таким образом участником не предоставлена в полном объеме информация об укрывистости невысушенной пленки краски товаров по позициям 14 и 33.
На основании ч.1 ст.67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
В соответствии с ч.4 ст.67 Закона о контрактной системе, установлено, что участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае: 1) непредставления информации, предусмотренной ч.3 ст.66 Закона о контрактной системе, или предоставления недостоверной информации; 2) несоответствия информации, предусмотренной ч.3 ст.66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе.
Согласно ч.5 ст.67 Закона о контрактной системе отказ в допуске к участию в электронном аукционе по основаниям, не предусмотренным ч.4 ст.67 Закона о контрактной системе, не допускается.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что действия аукционной комиссии Заказчика в части отказа в допуске Заявителю к участию в электронном аукционе на основаниях, указанных в протоколе рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 27.09.2018 N0373200087418000079-1 относительно указанных значений товаров п.4 "Труба прямоугольная стальная электросварная, п.6 "Доски обрезные хвойных пород", п.11 "Щебень из естественного камня", п.13 "Смеси бетонные", п.42 "Листы гипсокартонные" и п.47 "Резина техническая прессованная" являются неправомерными и нарушают положения ч.5 ст.67 Закона о контрактной системе.
Комиссией Управления установлено следующее.
Заказчиком в технической части аукционной документации неправомерно установлены излишние требования к показателям товаров, а также требования к показателям товаров, конкретные значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, а именно: п.14 "Краски масляные цветные, сурик железный готовые к применению": Укрывистость невысушенной пленки краски: не более 160 г/м2; п.33 "Краски масляные цветные, белила цинковые готовые к применению": Укрывистость невысушенной пленки краски: не более 235 г/м2, что является неправомерным, поскольку, в силу таблицы 2 и ч.4 "Методы испытаний" ГОСТ 10503-71 "Краски масляные, готовые к применению. Технические условия" конкретные значения укрывистости определяются по результатам испытаний конкретной партии товара после его производства. При этом, такой параметр как "укрывистость невысушенной пленки" установлен в зависимости от марки и цвета краски. Таким образом, при указании участником закупки в первой части заявки марки и цвета краски, а также с учетом выраженного согласия участника закупки на использование при выполнении работ красок на условиях аукционной документации и соответствующих требованиям ГОСТ 10503-71, Заказчику станут известны, в том числе значения вышеуказанных показателей и установление Заказчиком в технической части аукционной документации требований к вышеуказанным показателям является неправомерным, вводит участников закупки в заблуждение, а также повлекло ограничение количества участников закупки.
Таким образом, установленные Заказчиком требования к вышеуказанным товарам могут препятствовать заполнению заявки на участие в электронном аукционе, поскольку, конкретные значения требуемых характеристик не предоставляются производителями товаров в открытом доступе и могут стать известны потребителю только после проведения испытаний определенной партии товара после его производства.
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления приходит к выводу, что поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, требования Заказчика о подробном описании в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химического состава и (или) компонентов товара и (или) показателей технологии производства, испытаний товара и (или) показателей, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что вышеуказанные требования к товарам установлены в нарушение п.1, п.2 ч.1, ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "ТД "Бирюза" на действия аукционной комиссии ГБУ "Автомобильные дороги ЮВАО" обоснованной.
2. Признать в действиях аукционной комиссии Заказчика, Заказчика нарушение ч.5 ст.67, п.1, п.2 ч.1, ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в Арбитражном суде г. Москвы в течение 3 (трех) месяцев с даты его принятия в порядке, установленным главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Заместитель председателя Комиссии Д.С. Грешнева
Члены Комиссии А.С. Спирякова
А.А. Кутейников
Исп. А.А. Кутейников
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 2 октября 2018 г. N 2-57-12217/77-18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 25.10.2018