Резолютивная часть решения оглашена 18.10.2018
В полном объеме решение изготовлено 23.10.2018
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Ливончик В.А. |
- |
начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
Членов Комиссии: |
Урванцевой Д.С. |
- |
специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
|
Кокшаровой И.О. |
- |
главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
рассмотрев жалобу АО "Урало-Сибирская Гео-Информационная Компания", в присутствии:
- представителя Комитета градостроительства и архитектуры города Челябинска Новикова К.О., действующего на основании доверенности от 01.02.2018,
- представителя Управления муниципальных закупок Администрации города Челябинска Красиной Н.А., действующего на основании доверенности N 34 от 13.12.2017,
- представителя АО "Урало-Сибирская Гео-Информационная Компания" Усольцевой Е.А., действующего на основании доверенности N 17-18 от 17.10.2018,
- представителя АО "Урало-Сибирская Гео-Информационная Компания" Алябьева А.А., действующего на основании Приказа N 3-к от 30.01.2017,
У С Т А Н О В И Л А:
В Челябинское УФАС России 12.10.2018 поступила жалоба АО "Урало-Сибирская Гео-Информационная Компания" на действия заказчика при проведении электронного аукциона на выполнение работ по дистанционному зондированию территорий города Челябинска, обработке данных дистанционного зондирования, аэрофотосъемки, фотограмметрической обработке снимков с созданием цифровых ортофотопланов, цифровой матрицы высот, цифровых трехмерных измеряемых фотореалистичных моделей и загрузке сведений в действующую информационную систему обеспечения градостроительной деятельности Администрации города Челябинска (извещение N 0169300000118002613) (далее - аукцион).
Согласно представленным документам 28.09.2018 Управление муниципальных закупок Администрации города Челябинска объявило о проведении аукционов.
Заказчиком выступил Комитет градостроительства и архитектуры города Челябинска.
Начальная (максимальная) цена контракта по аукциону - 12 965 514,00 рублей.
Срок окончания подачи заявок на участие в аукционе - 15.10.2018 в 09:00.
На момент рассмотрения жалобы АО "Урало-Сибирская Гео-Информационная Компания" контракт не заключен.
На заседании Комиссии представители заявителя поддержали доводы жалобы и указали, что заказчиком неправомерно установлено требование к фокусному расстоянию аэрофотоаппарата, тогда как для выполнения аэрофотосъемки могут применяться аппараты с большим фокусным расстоянием, что позволит достигнуть результата съемки, указанного в техническом задании.
Представители заказчика и уполномоченного органа с доводами жалобы не согласились и указали, что фокусное расстояние, установленное в документации о закупке, позволит использовать при выполнении работ как беспилотные, так и пилотируемые аппараты, что не ограничивает количество участников закупки. Кроме того, фокусное расстояние влияет на вес указанного оборудования.
Изучив представленные документы и материалы, заслушав пояснения сторон, руководствуясь статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Комиссия пришла к следующим выводам.
Согласно пункту 3 статьи 13 Закона о контрактной системе, заказчиками осуществляются закупки, в том числе, для выполнения функций и полномочий государственных органов Российской Федерации, органов управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, государственных органов субъектов Российской Федерации, органов управления территориальными внебюджетными фондами, муниципальных органов.
В соответствии с частью 3 статьи 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Исходя из положений указанной статьи Закона о контрактной системе и общих принципов законодательства о контрактной системе, можно сделать вывод о том, что при закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчика основанием для проведения любой закупки является наличие потребности заказчика в приобретении товаров, работ, услуг для обеспечения своей деятельности.
Как следует из пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о размещении заказов документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги требованиям заказчика. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Таким образом, при закупке товаров (работ, услуг) заказчик обязан раскрыть содержание объекта закупки, в том числе указать максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
При этом из указанных положений законодательства о контрактной системе следует, что требования к описанию товара (работ, услуг) должны устанавливаться с учетом удовлетворения конечной потребности заказчика, в том числе для целей достижения результатов проведения закупки.
Как следует из извещения и документации о закупке предметом закупки является выполнение работ по дистанционному зондированию территорий города Челябинска, обработке данных дистанционного зондирования, аэрофотосъемки, фотограмметрической обработке снимков с созданием цифровых ортофотопланов, цифровой матрицы высот, цифровых трехмерных измеряемых фотореалистичных моделей и загрузке сведений в действующую информационную систему обеспечения градостроительной деятельности Администрации города Челябинска, перечень и требования к которым указаны в техническом задании документации о закупке.
В пунктах 7, 11 технического задания указано требование, согласно которому аэрофотосъемку необходимо выполнить с помощью аэрофотоаппарата - цифрового фотоаппарата с фокусным расстоянием менее или равным 70 мм.
Вместе с тем в указанных положениях документации о закупке установлены требования к результатам аэрофотосъемки, а именно:
- масштаб аэрофотографирования устанавливается из расчета разрешения элемента снимка 0.04-0.05 м на местности для населенных пунктов и 0.1-0.15 м для межселенных территорий;
- материалы аэрофотосъемки населенных пунктов должны обеспечивать возможность изготовления планово-картографической основы масштаба 1:500 и растровой карты высот поверхности;
- величина линейного смаза: не более 0,02 м (размера элемента в центре кадра аэрофотоснимка);
- формат представления фотоизображения: JPEG;
- условия освещенности (высота солнца) > 18 градусов;
- направление съемочных работ: по оптимальным направлениям;
- перекрытия снимков: Продольное Рх =65% или более, Поперечное Ру =45% или более;
- угол наклона снимка не более 20 градусов, угол разворота не установлен.
Кроме того, в пункте 12 технического задания указано, что в перечень передаваемых материалов и документов, которые исполнитель предоставляет заказчику, должны быть включены, в том числе:
- паспорт аэрофотосъемки;
- калибровочные данные цифрового аэрофотоаппарата;
- схема покрытия цифровыми снимками;
- журналы регистрации аэроснимков в 1 экз;
- исходные данные (аэрофотоснимки, файлы измерений, файлы координат опорных и контрольных точек, файлы координат и элементов ориентирования центров фотографирования, поэтапные файлы настроек проектов обрабатывающей программы).
Таким образом, требования к результатам выполнения аэрофотосъемки, в том числе характеристики материалов аэрофотосъемки, указаны в документации о закупке, что отражает соответствие услуг требованиям заказчика в соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе.
При этом на заседании Комиссии заказчиком не представлены сведения и документы, которые позволяют сделать вывод о том, каким образом фокусное расстояние аэрофотоаппарата, установленное в документации о закупке (менее или равное 70 мм), влияет на результат аэрофотосъемки, требования к аэрофотоснимкам, установленные в документации о закупке, что не позволяет сделать вывод об обоснованности установления указанного фокусного расстояния.
Из письменных пояснений заказчика следует, что требования к фокусному расстоянию обусловлены небольшим весом указанных аппаратов, в том числе для возможности их установки как на пилотируемые, так и беспилотные летательные аппараты.
Вместе с тем, указанные доводы не могут быть приняты во внимание, так как ни вес аэрофотоаппарата, ни способ осуществления аэрофотосъемки с помощью пилотируемых, или беспилотных летательных аппаратов, не обуславливает результат проведения аэрофотосъемки, при этом из документации о закупке также не установлено требование о проведении аэрофотосъемки пилотируемыми и (или) беспилотными летательными аппаратами.
Кроме того, заказчиком также не представлены сведения, согласно которым аэрофотоаппарат с фокусным расстоянием более 70 мм не позволит достичь результатов аэрофотосъемки, указанных в техническом задании.
При этом, на заседании Комиссии сторонами также не представлены нормативные документы, определяющие обязательные требования к аэрофотоаппаратам, в том числе к фокусному расстоянию при проведении аэрофотосъемки, тогда как в пункте 10 технического задания указаны нормативные правовые акты, которые устанавливают порядок осуществления съемочного процесса в воздушном пространстве, а не требования к характеристикам аэрофотоаппаратов.
Более того, фокусное расстояние, установленное в документации о закупке, предполагает возможность предложения указанного параметра, равного менее 70 мм, то есть 1 мм включительно, в связи с чем антимонопольный орган также критически относится к возможности достижения результата аэрофотосъемки с данными параметрами фокусного расстояния.
Таким образом, в техническом задании указаны требования к максимальному фокусному расстоянию аэрофотоаппарата, которые не позволяют сделать вывод о необходимости установления данного требования к оборудованию для достижения результата закупки, а, следовательно, об обоснованности потребности заказчика в нарушение пункта 1 части 1 статьи 64, части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Согласно части 9 статьи 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Вместе с тем, заявитель не предоставил документального подтверждения доводов жалобы, с точки зрения достаточности представленных доказательств, которые бы позволяли сделать вывод о том, что требования к параметрам фокусного расстояния аэрофотоаппарата, указанные в техническом задании, приводят к ограничению количества участников закупки.
Кроме того, антимонопольный орган сообщает, что дополнения к жалобе, представлены заявителем 17.10.2018, то есть после окончания срока подачи заявок, более того, доводы дополнения к жалобе не содержались в первоначально поданной жалобе, в связи с чем не подлежат рассмотрению антимонопольным органом в силу части 4 статьи 105 Закона о контрактной системе.
Дополнительно Комиссия антимонопольного органа отмечает, что в связи с допущенными нарушениями законодательства о контрактной системе в действиях виновных должностных лиц содержатся признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе и Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать доводы жалобы АО "Урало-Сибирская Гео-Информационная Компания" на действия заказчика обоснованными в части описания объекта закупки с нарушением требований законодательства о контрактной системе.
2. Признать в действиях заказчика нарушения пункта 1 части 1 статьи 64, части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе.
3. Выдать заказчику, уполномоченному органу, аукционной комиссии, оператору электронной площадки предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе*.
4. Передать материалы жалобы должностному лицу Челябинского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии В.А. Ливончик
Члены Комиссии Д.С. Урванцева
И.О. Кокшарова
* Предписание размещено в единой информационной системе во вкладке "реестр жалоб, плановых и внеплановых проверок, их результатов и выданных предписаний" - поиск по N извещения - N жалобы - вкладка "документы"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 18 октября 2018 г. N 647-ж/18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.10.2018