Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по контролю закупок (далее также - Комиссия), в составе:
<_> - начальника отдела контроля закупок Якутского УФАС России, заместителя председателя Комиссии;
<_> - главного государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
<_> - старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии,
при участии:
от заявителя индивидуального предпринимателя А. (далее также - ИП А., заявитель): не явились, уведомлены надлежащим образом;
от заказчика Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Республики Саха (Якутия) "Финансово-экономический колледж имени И.И. Фадеева" (далее также - ГБПОУ РС (Я) "ЯФЭК", заказчик, котировочная комиссия): <_> (представитель по доверенности),
рассмотрев жалобу ИП А. на действия заказчика ГБПОУ РС (Я) "ЯФЭК" при проведении запроса котировок на поставку канцелярских товаров и принадлежностей (извещение N 0316200063118000005), проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Закон о контрактной системе) внеплановую проверку осуществления закупки, действуя в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 года N 727/14,
у с т а н о в и л а:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступила жалоба ИП А.
Из текста жалобы заявителя следует, что:
1) неправомерно сокращен срок подачи заявок на участие в запросе котировок;
2) описание объекта закупки не содержит показатели, позволяющие определить соответствие товаров требованиям заказчика;
3) некорректно рассчитана начальная (максимальная) цена контракта;
4) в извещении о проведении запроса котировок отсутствует информация о контрактной службе, контрактном управляющем, ответственных за заключение контракта;
5) в извещении о проведении запроса котировок не указано точное место подачи заявок.
В ходе рассмотрения дела представитель заказчика пояснил, что:
1) с первым доводом жалобы не согласен;
2) имеются нарушения в части описания объекта закупки;
3) положения Приказа Минэкономразвития N 567 по обоснованию начальной (максимальной) цены контракта носят лишь рекомендательный характер;
4) с четвертым доводом жалобы не согласен;
5) заявки на участие в запросе котировок участники закупки подают в приемную заказчика.
Комиссия, заслушав лицо, участвующее в деле, изучив имеющиеся в деле материалы, установила следующее:
1) извещение о проведении закупки размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее также - ЕИС) - 29.09.2018 года;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - запрос котировок;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 155 598,00 руб.;
4) на участие в закупке поданы заявки от 3 участников закупки;
5) заявки всех участников закупки признаны соответствующими требованиям извещения о проведении запроса котировок;
6) на основании требования Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), в соответствии с частью 7 статьи 106 Закона о контрактной системе, закупка в части подписания контракта приостановлена до рассмотрения жалобы по существу.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) считает жалобу заявителя частично обоснованной на основании следующего.
Довод в части сокращения срока подачи заявок на участие в запросе котировок признан обоснованным в силу следующего.
Согласно части 1 статьи 74 Закона о контрактной системе заказчик обязан разместить в единой информационной системе извещение о проведении запроса котировок и проект контракта, заключаемого по результатам проведения такого запроса, не менее чем за семь рабочих дней до даты истечения срока подачи заявок на участие в запросе котировок, а в случае осуществления закупки товара, работы или услуги на сумму, не превышающую двухсот пятидесяти тысяч рублей, и в случаях, предусмотренных статьей 76 настоящего Федерального закона, не менее чем за четыре рабочих дня до даты истечения указанного срока.
Начальная (максимальная) цена контракта - 155 598,00 руб.
В соответствии со статьей 191 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее также - ГК РФ) течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.
Извещением о проведении закупки установлены дата и время окончания подачи котировочных заявок 04.10.2018 11:00.
Извещение о проведении закупки размещено в ЕИС 29.09.2018 года;
Таким образом, заказчиком размещено в единой информационной системе извещение о проведении запроса котировок менее чем за четыре рабочих дня до даты истечения срока подачи заявок на участие в запросе котировок.
Заказчиком нарушена часть 1 статьи 74 Закона о контрактной системе.
Довод в части того, что описание объекта закупки не содержит показатели, позволяющие определить соответствие товаров требованиям заказчика, признан обоснованным в силу следующего.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 73 Закона о контрактной системе в извещении о проведении запроса котировок должна содержаться следующая информация: информация, указанная в пунктах 1 - 6 (в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта), пункте 8 (если установление требования обеспечения исполнения контракта предусмотрено статьей 96 настоящего Федерального закона), пунктах 9 - 11 статьи 42 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам запроса котировок, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками запроса котировок в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, равно как и требование, предъявляемое к участникам запроса котировок в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 2 статьи 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным "законом", следующая информация: краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 настоящего Федерального закона, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.
Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Согласно пункту 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Техническое задание извещения о проведении запроса котировок устанавливает следующее:
N |
Наименование/ Характеристики поставляемого товара |
Ед. изм. |
Количество |
1. |
Бумага А4, не менее 80 гр/кв.м., не менее 500 листво в упаковке |
упак. |
150 |
2. |
Бумага с клеевым краем (стикер), размер не менее 75*75 мм, не менее 100 л., в упаковке не менее 4 цвета, неон. |
шт. |
40 |
3. |
Ватман А1, не менее 200 гр/кв.м. |
шт. |
70 |
4. |
Мел белый, штучный |
шт. |
1000 |
5. |
Клейкая лента (скотч) 19х33 |
шт. |
40 |
6. |
Клейкая лента (скотч) 48х60 |
шт. |
60 |
7. |
Скрепки серебрянные 28 мл, в упаковке не менее 100 шт |
шт. |
20 |
8. |
Ручка шариковая синяя, 1 мм |
шт. |
100 |
9. |
Ручка шариковая красная, 1 мм |
шт. |
40 |
10. |
Ручка шариковая зеленая, 1 мм |
шт. |
40 |
11. |
Ручка шариковая черная, 1 мм |
шт. |
40 |
12. |
Клей карандаш, объем не менее 36 гр. |
шт. |
100 |
13. |
Корректор спиртовый (штрих), объем не менее 20 гр |
шт. |
50 |
14. |
Ластик фигурный |
шт. |
40 |
15. |
Папка файловый вкладыш, не менее 30 мкр |
шт. |
1000 |
16. |
Скобы для степлера N10 |
шт. |
20 |
17. |
Скобы для степлера N24/6 |
шт. |
30 |
18. |
Степлер N24/6, не менее 25 л. |
шт. |
5 |
19. |
Дырокол, не менее 35 л. |
шт. |
5 |
20. |
Кисточки, набор, не менее 3 шт. (8, 10, 12) |
шт. |
30 |
21. |
Антистеплер |
шт. |
20 |
22. |
Папка на кольцах, не менее 70 мм |
шт. |
30 |
23. |
Тетрадь 96 листов, клетка, на спирали |
шт. |
40 |
24. |
Дело споросшиватель .плотная не менее 320-330 г/м |
шт. |
400 |
25. |
Журнал классный 10-11 класс |
шт. |
10 |
26. |
Батарейки мизинчиковые ААА |
шт. |
50 |
27. |
Батарейки пальчиковые АА |
шт. |
50 |
28. |
Карандаш простой |
шт. |
100 |
29. |
Гуашь не менее 12 цв, объем не менее 20 мл |
шт. |
30 |
30. |
Фломастеры, не менее 18 цветов |
шт. |
20 |
31. |
Карандаши цветные, не менее 18 цветов |
шт. |
20 |
32. |
Шпагат полипропленовый 200 гр белый |
шт. |
10 |
33. |
шар воздушный, не менее 14" |
шт. |
500 |
34. |
Грамота спортивная |
шт. |
200 |
35. |
Грамота, с госуд. символикой |
шт. |
200 |
36. |
Благодарность |
шт. |
100 |
37. |
Ножницы, не менее 19 мм |
шт. |
40 |
Между тем, по позициям 5, 6 не установлено значениями каких характеристик являются указания "19х33", "48х60", отсутствует указание на единицу измерения таких значений.
По позициям 8-11, 20 не установлено значениями каких характеристик являются указания "1 мм" и "8, 10, 12".
Согласно "ОК 015-94 (МК 002-97). Общероссийский классификатор единиц измерения" (утв. Постановлением Госстандарта России от 26.12.1994 N 366) Общероссийский классификатор единиц измерения (ОКЕИ) является документом в области национальной системы стандартизации.
По позиции 33: раздел 1 "МЕЖДУНАРОДНЫЕ ЕДИНИЦЫ ИЗМЕРЕНИЯ, ВКЛЮЧЕННЫЕ В ОКЕИ" ОКЕИ содержит следующее:
Наименование единицы измерения: дюйм (25,4 мм);
Код - 039;
Условное обозначение: национальное - дюйм, международное - in;
Кодовое буквенное обозначение: национальное - ДЮЙМ, международное - INH.
Следовательно, обозначение """ не соответствует требованиям ОКЕИ. Таким образом, заказчиком в данном случае не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке не содержится обоснование необходимости использования условного обозначения """.
По позиции 37 не установлено значениями какой характеристики является указание "не менее 19 мм".
Следовательно, заказчиком установлены показатели, не позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.
Таким образом, заказчиком нарушены пункт 2 части 1, часть 2 статьи 33, пункт 1 части 1 статьи 73 Закона о контрактной системе.
Довод в части того, что в извещении о проведении запроса котировок отсутствует информация о контрактной службе, контрактном управляющем, ответственных за заключение контракта, признан необоснованным в силу следующего.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 73 Закона о контрактной системе в извещении о проведении запроса котировок должна содержаться следующая информация: информация о контрактной службе, контрактном управляющем, ответственных за заключение контракта, срок, в течение которого победитель запроса котировок или иной участник запроса котировок, с которым заключается контракт при уклонении победителя запроса котировок от заключения контракта, должен подписать контракт, условия признания победителя запроса котировок или иного участника запроса котировок уклонившимися от заключения контракта.
Между тем, в извещении о проведении запроса котировок указано, что ответственное должностное лицо - Кириллин Леонид Александрович.
Довод заявителя не нашел своего подтверждения и признан необоснованным.
Довод в части того, что в извещении о проведении запроса котировок не указано точное место подачи заявок, признан обоснованным в силу следующего.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 73 Закона о контрактной системе в извещении о проведении запроса котировок должна содержаться следующая информация: информация, указанная в пунктах 1 - 6 (в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта), пункте 8 (если установление требования обеспечения исполнения контракта предусмотрено статьей 96 настоящего Федерального закона), пунктах 9 - 11 статьи 42 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам запроса котировок, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками запроса котировок в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, равно как и требование, предъявляемое к участникам запроса котировок в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 6 статьи 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, следующая информация: срок, место и порядок подачи заявок участников закупки.
В извещении о проведении запроса котировок указано место подачи котировочных заявок: 677013, РС(Я), г. Якутск, ул. Ойунского, 24.
В ходе рассмотрения дела представитель заказчика пояснил, что заявки на участие в запросе котировок участники закупки подают в приемную заказчика.
Между тем, указание на то, что местом подачи заявок на участие в запросе котировок является приемная заказчика, находящаяся по адресу 677013, РС(Я), г. Якутск, ул. Ойунского, 24, извещение о проведении запроса котировок не содержит.
В соответствии с частью 3 статьи 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Жалоба заявителя подлежит признанию частично обоснованной.
Относительно указания заявителя в жалобе на некорректное обоснование начальной (максимальной) цены контракта Комиссия отмечает следующее.
Частью 1 статьи 99 Закона о контрактной системе установлено, что в соответствии с указанным Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами, правовыми актами, определяющими функции и полномочия государственных органов и муниципальных органов, контроль в сфере закупок осуществляют следующие органы контроля в пределах их полномочий:
1) федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, контрольный орган в сфере государственного оборонного заказа, органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления муниципального района, органы местного самоуправления городского округа, уполномоченные на осуществление контроля в сфере закупок;
2) федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, финансовые органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, органы управления государственными внебюджетными фондами;
3) органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, определенные в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.
При этом согласно пункту 3 части 8 статьи 99 Закона о контрактной системе контроль в отношении обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), включенной в план-график, осуществляется органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля.
В связи с вышеизложенным заявитель вправе обратиться в соответствующий орган внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля по вопросу некорректного обоснования начальной (максимальной) цены контракта.
В ходе проведения внеплановой проверки выявлено следующее.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 73 Закона о контрактной системе в извещении о проведении запроса котировок должна содержаться следующая информация: информация о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями частей 8 - 25 статьи 95 настоящего Федерального закона.
Извещением о проведении запроса котировок установлено следующее: "Предусмотрена возможность одностороннего расторжения контракта в соответствии с ч. 8 - 26 ст. 95 N 44-ФЗ".
Между тем, часть 26 статьи 95 Закона о контрактной системе утратила силу с 1 июля 2018 года в соответствии с Федеральным законом от 31.12.2017 N 504-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Заказчиком нарушен пункт 5 части 1 статьи 73 Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия),
р е ш и л а:
1. Признать жалобу индивидуального предпринимателя А. частично обоснованной в части сокращения срока подачи заявок на участие в запросе котировок, отсутствия в описании объекта закупки показателей, позволяющих определить соответствие товаров требованиям заказчика, неуказания в извещении о проведении запроса котировок точного места подачи заявок.
2. Признать заказчика Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Республики Саха (Якутия) "Финансово-экономический колледж имени И.И. Фадеева" нарушившим часть 3 статьи 7, пункт 2 части 1, часть 2 статьи 33, пункты 1, 5 части 1 статьи 73, часть 1 статьи 74 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Выдать заказчику Государственному бюджетному профессиональному образовательному учреждению Республики Саха (Якутия) "Финансово-экономический колледж имени И.И. Фадеева" предписание об устранении допущенных нарушений.
4. В сроки, определенные предписанием, уведомить Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) об исполнении положений предписания.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения.
Заместитель председателя комиссии <_>
Члены комиссии: <_>
<_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 8 октября 2018 г. N 06-1185/18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.10.2018