Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по контролю закупок (далее также - Комиссия антимонопольного органа), в составе:
<_> - начальника отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии, заместителя председателя Комиссии;
<_> - главного государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
<_> - старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
при участии:
от заявителя индивидуального предпринимателя <_> (далее - <_>., заявитель): <_> (представитель по доверенности);
от заказчика Государственного бюджетного учреждения Республики Саха (Якутия) "Мегино-Кангаласская центральная районная больница" (далее - ГБУ РС(Я) "Мегино-Кангаласская ЦРБ", заказчик): <_> (представитель по доверенности),
рассмотрев жалобу ИП <_> на действия котировочной комиссии заказчика ГБУ РС(Я) "Мегино-Кангаласская ЦРБ" при проведении запроса котировок на поставку продуктов питания (бакалея) (бюджет) для нужд ГБУ РС(Я) "Мегино-Кангаласская ЦРБ" (извещение N 0316300044818000111), проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Закон о контрактной системе) внеплановую проверку закупки, действуя в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
у с т а н о в и л а:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступили жалоба ИП <_>
В ходе рассмотрения представитель заявителя пояснила, что не согласна с признанием победителем закупки ИП Терентьева В.Р., поскольку считает, что его заявка на участие в запросе котировке не соответствует требованиям извещения о проведении закупки.
Кроме того, при рассмотрении и оценки заявок на участие в запросе котировок котировочная комиссия была неправомочна, поскольку отсутствовал кворум.
Таким образом, считают, что действия заказчика нарушают права и законные интересы заявителя и Закон о контрактной системе.
Просят признать жалобу обоснованной.
Представитель заказчика пояснила, что не согласна с доводом жалобы в части неправомерного признания ИП Терентьева В.Р. победителем закупки, поскольку котировочная комиссия приняла решение правомерно.
На момент рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок член котировочной комиссии Алиева С.С. отсутствовала, при этом протокол рассмотрения и оценки заявок участников закупки составлен и подписан Алиевой С.С.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), заслушав лиц, участвовавших в рассмотрении дела, изучив имеющиеся в деле документы, установила следующее.
1) извещение N 0316300044818000111 об осуществлении закупки размещено заказчиком на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 14.09.2018 года;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - запрос котировок;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 299 646, 50 руб.;
4) на участие в запросе котировок подано 4 заявки от участников закупки;
5) все заявки участников закупки признаны соответствующими требованиям извещения о проведении запроса котировок.
На основании требования Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), в соответствии с частью 7 статьи 106 Закона о контрактной системе, закупка в части подписания контракта приостановлена до рассмотрения жалобы по существу.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) считает жалобу ИП Турантаевой З.Е. обоснованной по следующим основаниям.
1. Довод в части неправомерного решения котировочной комиссии о допуске ИП Терентьева В.Р. при рассмотрении и оценки заявок на участие в запросе котировок подлежит признанию обоснованным по следующим основаниям.
Согласно протоколу N П1 от 28.09.2018 года победителем запроса котировок признан участник с номером заявки N3: ИП <_> с предложением о цене контракта 269 682,00 рубль.
Согласно части 6 статьи 78 Закона о контрактной системе победителем запроса котировок признается участник запроса котировок, подавший заявку на участие в запросе котировок, которая соответствует всем требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок, и в которой указана наиболее низкая цена товара, работы или услуги. При предложении наиболее низкой цены товара, работы или услуги несколькими участниками запроса котировок победителем запроса котировок признается участник, заявка на участие в запросе котировок которого поступила ранее других заявок на участие в запросе котировок, в которых предложена такая же цена.
В соответствии с частью 7 статьи 78 Закона о контрактной системе котировочная комиссия не рассматривает и отклоняет заявки на участие в запросе котировок, если они не соответствуют требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок, либо предложенная в таких заявках цена товара, работы или услуги превышает начальную (максимальную) цену, указанную в извещении о проведении запроса котировок, или участником запроса котировок не предоставлены документы и информация, предусмотренные пунктами 1, 2, 4 - 7 (за исключением случая закупки товаров, работ, услуг, в отношении которых установлен запрет, предусмотренный статьей 14 настоящего Федерального закона) части 3 статьи 73 настоящего Федерального закона. Отклонение заявок на участие в запросе котировок по иным основаниям не допускается.
Пунктом 7 части 3 статьи 73 Закона о контрактной системе установлено, что заявка на участие в запросе котировок должна содержать наименование, место нахождения (для юридического лица), фамилию, имя, отчество (при наличии), место жительства (для физического лица), почтовый адрес участника запроса котировок, банковские реквизиты участника закупки, а также следующие информацию и документы: декларацию о соответствии участника запроса котировок требованиям, установленным в соответствии с пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона.
Вместе с тем, из материалов дела установлено, что в составе заявки участника закупки с N 3 ИП <_> отсутствует декларация о соответствии участника запроса котировок требованиям, установленным в соответствии с пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Таким образом, котировочная комиссия не отклонив и рассмотрев заявку ИП <_>., нарушило положение части 7 статьи 78 Закона о контрактной системе.
Довод жалобы признан обоснованным.
2. Довод в части отсутствия членов котировочной комиссии, подписавших протокол рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок, подлежит признанию обоснованным по следующим основаниям.
В соответствии с положениями Закона о контрактной системе котировочной комиссией осуществляются в том числе вскрытие конвертов с заявками, рассмотрение заявок на участие в закупках и ведение протокола рассмотрения заявок на участие запросе котировок.
Согласно части 3 статьи 39 Закона о контрактной системе заказчиком могут создаваться конкурсные, аукционные, котировочные комиссии, комиссии по рассмотрению заявок на участие в запросе предложений и окончательных предложений и единые комиссии, осуществляющие функции по осуществлению закупок путем проведения конкурсов, аукционов, запросов котировок, запросов предложений. Число членов конкурсной, аукционной или единой комиссии должно быть не менее чем пять человек, число членов котировочной комиссии, комиссии по рассмотрению заявок на участие в запросе предложений и окончательных предложений должно быть не менее чем три человека.
Частью 8 статьи 39 Закона о контрактной системе предусмотрено, что комиссия правомочна осуществлять свои функции, если на заседании комиссии присутствует не менее чем пятьдесят процентов общего числа ее членов. Члены комиссии должны быть своевременно уведомлены председателем комиссии о месте, дате и времени проведения заседания комиссии. Принятие решения членами комиссии путем проведения заочного голосования, а также делегирование ими своих полномочий иным лицам не допускается.
В ходе рассмотрения дела представитель заявителя пояснила, что при рассмотрении заявок на участие в запросе котировок отсутствовал кворум, поскольку в протоколе от 28.09.2018 года N П1 указаны следующие члены котировочной комиссии Дмитриев П. П., Потапова А.Е., Алиева С.С., при этом при рассмотрении заявок участников закупки присутствовали Дмитриев П.П. и двое неизвестных молодых людей.
Из материалов дела следует, что протокол рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок N П1 от 28.09.2018 года подписан членами котировочной комиссии Дмитриевым П. П., Потаповой А.Е., Алиевой С.С.
Представитель заказчика пояснила, что она является секретарем комиссии и протокол N П1 от 28.09.2018 года составлен ею и размещен, при этом на рассмотрении заявок на участие в запросе котировок отсутствовала, поскольку находилась в отпуске.
На основании вышеизложенного, Комиссия антимонопольного органа пришла к выводу, что нарушено требование части 8 статьи 39 Закона о контрактной системе, поскольку принятие решения членами комиссии путем проведения заочного голосования, а также делегирование ими своих полномочий иным лицам не допускается.
Довод жалобы признан обоснованным.
Жалоба ИП Турантаевой З.Е. признана обоснованной.
В ходе проведения внеплановой проверки установлено следующее.
1). Согласно пункту 1 части 1 статьи 73 Закона о контрактной системе в извещении о проведении запроса котировок должна содержаться следующая информация, указанная в пунктах 1 - 6 (в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта), пункте 8 (если установление требования обеспечения исполнения контракта предусмотрено статьей 96 настоящего Федерального закона), пунктах 9 - 11 статьи 42 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам запроса котировок, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками запроса котировок в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, равно как и требование, предъявляемое к участникам запроса котировок в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Пунктом 10 статьи 42 Закона о контрактной системе предусмотрено, что в извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, следующая информация об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если данные условия, запреты и ограничения установлены заказчиком в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.
В соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств обязаны разместить в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений. Порядок подготовки и размещения обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений в единой информационной системе, а также требования к его содержанию устанавливаются Правительством Российской Федерации. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 Постановления Правительства РФ от 22.08.2016 года N 832 "Об ограничениях допуска отдельных видов пищевых продуктов, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N 832) утвержден перечень отдельных видов пищевых продуктов, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Перечень).
Пунктом 2 Постановления N 832 установлено, что для целей осуществления закупок отдельных видов пищевых продуктов, включенных в Перечень, заказчик отклоняет от участия в конкурентных способах определения поставщиков все заявки (окончательные предложения) на участие в определении поставщика (далее - заявка), содержащие предложения о поставке пищевых продуктов, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), при условии, что на участие в определении поставщика подано не менее 2 удовлетворяющих требованиям извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке заявок, которые одновременно:
- содержат предложения о поставке видов пищевых продуктов, являющихся объектом закупки и включенных в перечень, страной происхождения которых являются государства - члены Евразийского экономического союза;
- не содержат предложений о поставке одного и того же вида пищевых продуктов одного производителя.
Согласно извещению о проведении запроса котировок заказчиком производится закупка пищевых продуктов, входящих в Перечень, установленный Постановлением N 832, а именно:
1. Соль пищевая - код ОКПД 10.84.30.130;
2. Молоко сгущенное - код ОКПД 10.51.51.11.
Вместе с тем, в извещении о проведении о запросе котировок заказчиком не установлен запрет на допуск отдельных видов пищевых продуктов, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд в соответствии с положениями Постановления N 832.
Таким образом, вышеуказанные действия Заказчика нарушают часть 3 статьи 14, пункт 1 части 1 статьи 73 Закона о контрактной системе.
2). Согласно части 8 статьи 78 Закона о контрактной системе результаты рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок оформляются протоколом, в котором содержатся информация о заказчике, о существенных условиях контракта, о всех участниках, подавших заявки на участие в запросе котировок, об отклоненных заявках на участие в запросе котировок с обоснованием причин отклонения (в том числе с указанием положений настоящего Федерального закона и положений извещения о проведении запроса котировок, которым не соответствуют заявки на участие в запросе котировок этих участников, предложений, содержащихся в заявках на участие в запросе котировок, не соответствующих требованиям извещения о проведении запроса котировок, нарушений федеральных законов и иных нормативных правовых актов, послуживших основанием для отклонения заявок на участие в запросе котировок), предложение о наиболее низкой цене товара, работы или услуги, информация о победителе запроса котировок, об участнике запроса котировок, предложившем в заявке на участие в запросе котировок цену контракта такую же, как и победитель запроса котировок, или об участнике запроса котировок, предложение о цене контракта которого содержит лучшие условия по цене контракта, следующие после предложенных победителем запроса котировок условий. Протокол рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок подписывается всеми присутствующими на заседании членами котировочной комиссии и в день его подписания размещается в единой информационной системе. Указанный протокол составляется в двух экземплярах, один из которых остается у заказчика, другой в течение двух рабочих дней с даты подписания указанного протокола передается победителю запроса котировок с приложением проекта контракта, который составляется путем включения в него условий исполнения контракта, предусмотренных извещением о проведении запроса котировок, наименования, характеристик поставляемого товара (в случае осуществления поставки товара) и цены, предложенной победителем запроса котировок в заявке на участие в запросе котировок.
Согласно извещению о проведении запроса котировок дата вскрытия заявок участников закупки установлена на 26.09.2018 года в 16 часов 00 минут.
Между тем, протокол рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок подписан и размещен в единой информационной системе www.zakupki.gov.ru 28.09.2018 года.
Таким образом, действия котировочной комиссии нарушают требование части 8 статьи 78 Закона о контрактной системе, поскольку протокол рассмотрения и оценки заявок участников закупки размещен позднее установленного Законом о контрактной системе срока.
3) Согласно части 7 статьи 78 Закона о контрактной системе котировочная комиссия не рассматривает и отклоняет заявки на участие в запросе котировок, если они не соответствуют требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок, либо предложенная в таких заявках цена товара, работы или услуги превышает начальную (максимальную) цену, указанную в извещении о проведении запроса котировок, или участником запроса котировок не предоставлены документы и информация, предусмотренные пунктами 1, 2, 4 - 7 (за исключением случая закупки товаров, работ, услуг, в отношении которых установлен запрет, предусмотренный статьей 14 настоящего Федерального закона) части 3 статьи 73 настоящего Федерального закона. Отклонение заявок на участие в запросе котировок по иным основаниям не допускается.
В соответствии с пунктом 7 части 3 статьи 73 Закона о контрактной системе заявка на участие в запросе котировок должна содержать декларацию о соответствии участника запроса котировок требованиям, установленным в соответствии с пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона.
Из протокола рассмотрения и оценки заявок участников закупки N П1 от 28.09.2018 года следует, что заявка участника закупки ООО "Ареол-Торг" признана соответствующей требованиям извещения о проведении запроса котировок и Закону о контрактной системе.
Между тем, материалами дела установлено, что в заявке участника закупки ООО "Ареол-Торг" отсутствует декларация о соответствии участника запроса котировок требованиям, установленным в соответствии с пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Таким образом, котировочная комиссия неправомерно признала заявку участника закупки ООО "Ареол-Торг" соответствующим требованиям извещения о проведении запроса котировок и Закону о контрактной системе, что нарушает требование части 7 статьи 78 Закона о контрактной системе.
4) Как установлено выше, согласно части 7 статьи 78 Закона о контрактной системе котировочная комиссия не рассматривает и отклоняет заявки на участие в запросе котировок, если они не соответствуют требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок, либо предложенная в таких заявках цена товара, работы или услуги превышает начальную (максимальную) цену, указанную в извещении о проведении запроса котировок, или участником запроса котировок не предоставлены документы и информация, предусмотренные пунктами 1, 2, 4 - 7 (за исключением случая закупки товаров, работ, услуг, в отношении которых установлен запрет, предусмотренный статьей 14 настоящего Федерального закона) части 3 статьи 73 настоящего Федерального закона. Отклонение заявок на участие в запросе котировок по иным основаниям не допускается.
Из протокола рассмотрения и оценки заявок участников закупки N П1 от 28.09.2018 года заявка участника закупки ИП <_>. признана соответствующей требованиям извещения о проведении запроса котировок и Закону о контрактной системе.
Согласно извещению о проведении запроса котировок заказчиком производится закупка пищевых продуктов.
Между тем, из заявки на участие в запросе котировок ИП Турантаевой З.Е. следует, что предложены иные продукты, которые не указаны в извещении о проведении запроса котировок.
Таким образом, аукционная комиссия неправомерно признала заявку участника закупки ИП Турантаевой З.Е. соответствующей требованиям извещения о проведении запроса котировок и Закону о контрактной системе, что нарушает требование части 7 статьи 78 Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия),
р е ш и л а:
1. Признать жалобу ИП Турантаевой З.Е. на действия котировочной комиссии заказчика ГБУ РС(Я) "Мегино-Кангаласская ЦРБ" при проведении запроса котировок на поставку продуктов питания (бакалея) (бюджет) для нужд ГБУ РС(Я) "Мегино-Кангаласская ЦРБ" (извещение N 0316300044818000111) обоснованной.
2. Признать заказчика ГБУ РС(Я) "Мегино-Кангаласская ЦРБ" нарушившим часть 3 статьи 14, пункт 1 части 1 статьи 73 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Признать котировочную комиссию заказчика ГБУ РС(Я) "Мегино-Кангаласская ЦРБ" нарушившей часть 8 статьи 39, части 7, 8 статьи 78 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
4. Выдать котировочной комиссии, заказчику ГБУ РС(Я) "Мегино-Кангаласская ЦРБ" предписание об устранении допущенных нарушений.
5. В сроки, определенные предписанием, уведомить Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) о выполнении положений предписания.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения.
Заместитель председателя комиссии <_>
Члены комиссии: <_>
<_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 17 октября 2018 г. N 06-1186/18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 25.10.2018