Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю (Крымское УФАС России) (далее - Комиссия) в составе:
председатель Комиссии - заместитель руководителя Крымского УФАС России И.Р.Хасанов,
члены Комиссии:
заместитель руководителя Крымского УФАС России В.В. Мельникова,
главный специалист-эксперт отдела контроля закупок Крымского УФАС России М.В. Шикун,
при участии представителей интересов:
- Муниципальное казенное учреждение Департамент городского хозяйства Администрации города Симферополя Республики Крым (далее - Заказчик) - Новикова А.А. (по доверенности);
- МКУ Департамент развития экономического потенциала территории и муниципального заказа Администрации города Симферополя Республики Крым (далее - Уполномоченный орган) - Пось А.Д.(по доверенности);
- ООО "Юграстроймонтаж" (далее - Заявитель) - на рассмотрение Комиссии не явились,
рассмотрев жалобу Заявителя на действия Заказчика (Уполномоченного органа, комиссии Заказчика) при проведении закупки "Выполнение работ по ремонту автомобильных дорог местного значения муниципального образования городской округ Симферополь" (извещение N0875300029418000638) (далее - Закупка), в соответствии со статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и в результате внеплановой проверки, проведенной в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, пунктом 3.30 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом Федеральной антимонопольной службы от 19.11.2014 N727/14, зарегистрированного в Министерстве юстиции Российской Федерации 27.02.2015 за N36262 (далее - Административный регламент от 19.11.2014 N727/14),
УСТАНОВИЛА:
В Крымское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, утвердившего документацию об Аукционе с нарушением требований Закона о контрактной системе.
Представители Заказчика не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Закупки Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы Заявителя Комиссией установлено следующее.
В соответствии с разделом "II.II. Требования к участникам закупки" документации к участникам установлены дополнительные требования:
"Установлено: наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение соответствующих* работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке. При этом стоимость такого исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка.
Документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям:
- копия исполненного контракта (договора);
- копия акта (актов) выполненных работ, содержащего (содержащих) все обязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете", и подтверждающего (подтверждающих) стоимость исполненного контракта (договора) (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке;
- копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с градостроительным законодательством Российской Федерации). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке.
* Требуется наличие опыта исполнения контракта на выполнение работ, относящихся к той же группе работ строительных, на выполнение которых заключается контракт. При этом используются следующие группы работ строительных:
-работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства;
-работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов, не являющихся объектами капитального строительства (временные постройки, киоски, навесы и другие подобные постройки).
(в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 4 февраля 2015 г. N 99)".
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 64 документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно п. 2 ч. 5 ст. 66 вторая часть заявки должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона (указанная декларация предоставляется с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки).
Заказчик не установил, какие контракты будут являться подтверждением опыта (работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства или работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов, не являющихся объектами капитального строительства (временные постройки, киоски, навесы и другие подобные постройки).
Указанные действия Заказчика являются нарушением п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе
Утвержденная Заказчиком инструкция по заполнению заявок на участие в закупке должна обеспечивать участникам закупки возможность заполнить заявку надлежащим образом и указать требуемые Заказчиком показатели к объекту закупки.
В соответствии с разделом "VI. Инструкция по заполнению заявок на участие в электронном аукционе" к заполнению первой части заявки установлены следующие требования:
В случае если заказчиком установлено требование к значению показателя тип 3 с использованием "", при этом после наименования показателя стоит ":" - это означает, что заказчиком задан интервал числовых значений показателя (в данном случае участник указывает все числовые значения показателя, удовлетворяющие заданному заказчиком интервалу числовых значений, которые предусмотрены в качестве рекомендуемых (предпочтительных, основных) техническими регламентами или государственными (национальными) стандартами, действующими на территории Российской Федерации (в случае, если требования соответствия товара таковым установлено Заказчиком), при этом не противоречащие другим государственным стандартам и/или требованиям, установленным заказчиком к данному товару).
В случае, если при установлении требований к значению показателя тип 1 или тип 2 или тип 3 значения показателей, в том числе указанные в "(" ")" (в скобках), а также слова и (или) словосочетания и (или) символы, сопровождающие такие показатели, выделены курсивным шрифтом - участник копирует в заявку как слова и (или) словосочетания и (или) символы, выделенные курсивным шрифтом, так и значения показателей, выделенные курсивным шрифтом, при этом, если курсивным шрифтом выделены взаимоисключающие значения показателей, перечисленные через ",", а также показатели, перечисленные через ";" - участник указывает в заявке все значения показателей, перечисленные через "," и (или) ";".
В случае если после наименования показателя стоит "." а требования к значению показателя тип 3 установлены заказчиком с использованием "" - участник указывает одно из значений показателя, разделенных "
".
В случае если заказчиком установлено требование к числовому значению показателя тип 3 с использованием ";" и (или) "\" при этом после наименования показателя не стоит ":" - участник, если положениями настоящей инструкции не предусмотрено иное, указывает одно из числовых значений показателя, разделенных ";" и (или) "\".
В случае если заказчиком установлено требование в конструкции "значение; значение; значение, значение; значение; значение" это означает, что участнику закупки следует выбрать одну из групп показателей, разделенных "," (то есть указать в первой части заявки три значения, разделенных ";", указанных до ",", либо указать три значения, разделенных ";", указанных после ",").
Таким образом, комбинация символов ":" и "" предполагает, что участник закупки должен выбрать все числовые значения показателя, а комбинация символов "." и "
" - выбор участником одного из значений; ";" и ":" - выбор участником одного из значений; при установленном требовании в конструкции "значение; значение; значение, значение; значение; значение" - участнику нужно указать три значения, разделенных ";" и указанных после "," или разделенных ";" и указанных до ","; комбинация курсив и "," или ";" - выбор участником всех значений, указанных через ";" или ",".
Инструкция по заполнению заявок прописана на 11 листах, имеет неоднозначное толкование значений показателей, не содержит ссылок на пункты документации, в которых применяются те или иные значения.
Согласно письму ФАС России от 01.07.2016 N ИА/44536/16 неустановление заказчиком надлежащей инструкции по заполнению заявки может привести к возникновению у участников закупок ошибок технического характера при заполнении и формировании своих заявок, что в свою очередь может привести к признанию таких заявок не соответствующими установленным заказчиком требованиям.
Таким образом, инструкция по заполнению заявок была утверждена Заказчиком в нарушение п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
Также Комиссией Крымского УФАС России в ходе рассмотрения жалобы было установлено, что согласно извещению о проведении электронного аукциона объект закупки - "Выполнение работ по ремонту автомобильных дорог местного значения муниципального образования городской округ Симферополь", при этом утвержденной Заказчиком документацией к материалам, используемых при выполнении работ, установлены следующие требования:
N п/п |
Наименование товара. Товарный знак (при наличии) |
N показателя |
Наименование показателя |
Требование к значению показателя тип 1 (первый тип) |
Требование к значению показателя тип 2 (второй тип) |
Единица измерения |
Требование к значению показателя тип 3 (третий тип) |
1. |
Болты с гайками и шайбами
|
1 |
Шаг резьбы болта |
|
|
- |
Должен быть мелкий или крупный |
|
2 |
Исполнение болта |
|
|
- |
Должно быть 1 или 2 или 3 |
|
3 |
Длина болта |
Требуется 50, 65 |
|
мм |
|
||
4 |
Диаметр резьбы болта |
|
|
мм |
Требуется 12 и менее |
||
5 |
Гайка и шайба для болта |
|
|
- |
Должна быть в комплекте |
||
6 |
Материал изготовления болтов гаек и шайб |
|
|
- |
Должен быть сталь |
||
7 |
Диаметр отверстия в стержне |
|
Необходим |
мм |
|
||
8 |
Диаметр отверстия в головке |
|
Необходим |
мм |
|
||
9 |
Длина резьбы |
Требуется не менее 18 |
|
мм |
|
||
10 |
Соответствие стандарту |
|
|
- |
Должны соответствовать ГОСТ 7798-70 |
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.
В соответствии с частью 3 статьи 33 Закона о контрактной системе не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена Законом о контрактной системе.
Таким образом, Комиссией установлено, что в документации о Закупке установлены излишние требования к таким товарам, как, например, "болты с гайками и шайбами" и др.
Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика, установившего в документации о Закупке излишние требования к материалам, ресурсам, не являющимся объектом закупки, не соответствуют статье 33 Закона о контрактной системе и нарушают пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
На основании изложенного, руководствуясь частью 15, 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом от 19.11.2014 N727/14, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу Заявителя обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика (Уполномоченного органа) нарушение пунктов 1,2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии И.Р. Хасанов
Члены Комиссии: В.В. Мельникова
М.В. Шикун
ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА
УПРАВЛЕНИЕ Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю Адрес: ул. Александра Невского, д. 1, г. Симферополь, Республика Крым, 295000 тел. (3652) 544-638, факс (3652) 252-431 e-mail: to82@fas.gov.ru 05.10.2018 N06/3261-18 |
Уполномоченный орган: МКУ Департамент развития экономического потенциала территории и муниципального заказа Администрации города Симферополя Республики Крым 295000, Республика Крым, г. Симферополь, пр. Кирова, 52
Заказчик: Муниципальное казенное учреждение Департамент городского хозяйства Администрации города Симферополя Республики Крым 295000, Республика Крым, г. Симферополь, ул. Толстого, 15
Оператор электронной площадки: Общество с ограниченной ответственностью "РТС-тендер" 121151, г. Москва, наб. Тараса Шевченко, д. 23А, сектор В, 25 этаж |
|
Предписание по делу N06/3261-18 об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок
05.10.2018 г. Симферополь
Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю (Крымское УФАС России) (далее - Комиссия) в составе:
председателя Комиссии - заместителя руководителя Крымского УФАС России И.Р. Хасанова:
членов Комиссии:
- заместителя руководителя Крымского УФАС России В.В. Мельниковой,
- главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок Крымского УФАС России М.В. Шикун,
на основании решения Комиссии от 05.10.2018 по делу N06/3261-18 по итогам рассмотрения жалобы Заявителя на действия Заказчика при проведении закупки "Выполнение работ по ремонту автомобильных дорог местного значения муниципального образования городской округ Симферополь" (извещение N0875300029418000638) (далее - Закупка), в соответствии с частью 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом Федеральной антимонопольной службы от 19.11.2014 N727/14, зарегистрированным в Министерстве юстиции Российской Федерации 27.02.2015 за N36262,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1.Заказчику (Уполномоченному органу), комиссии Заказчика (Уполномоченного органа) отменить протоколы, составленные в ходе осуществления Закупки, назначить новую дату рассмотрения первых частей заявок на участие в Закупке, дату проведения аукциона, а также разместить в единой информационной системе в сфере закупок на сайте www.zakupki.gov.ru информацию об отмене протоколов, о дате рассмотрения первых частей заявок на участие в Закупке и проведения аукциона.
2.Оператору электронной площадки не позднее 1 рабочего дня со дня исполнения пункта 1 настоящего предписания:
- назначить время проведения аукциона и разместить информацию о времени проведения аукциона;
- уведомить участников закупки, подавших заявки на участие в Закупке, в том числе Заявителя, об отмене протоколов, о новой дате рассмотрения первых частей заявок на участие в Закупке, дате и времени проведения аукциона.
3. Комиссии Заказчика (Уполномоченного органа) рассмотреть первые части заявок, поданные участниками закупки до окончания срока подачи заявок на участие в Закупке, в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок и с учетом решения Комиссии от 05.10.2018 по делу N 06/3261-18.
4.Заказчику (Уполномоченному органу), комиссии Заказчика (Уполномоченного органа), Оператору электронной площадки осуществить дальнейшее проведение процедуры определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок и с учетом решения Комиссии от 05.10.2018 по делу N 06/3261-18.
5.Заказчику (Уполномоченному органу), комиссии Заказчика (Уполномоченного органа), Оператору электронной площадки в срок до 20.10.2018 исполнить настоящее предписание и представить в Крымское УФАС России подтверждение исполнения настоящего предписания в письменном виде, а также по электронной почте: to82@fas.gov.ru.
В соответствии с частью 23 статьи 99 Закона о контрактной системе контракт не может быть заключен до даты исполнения предписания об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
Невыполнение в установленный срок предписания органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление контроля в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, его территориального органа влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - пятисот тысяч рублей в соответствии с частью 7 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Председатель Комиссии И. Р. Хасанов
Члены Комиссии: В.В. Мельникова
М.В. Шикун
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю от 5 октября 2018 г. N 06/3261-18реш
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 01.11.2018