Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО "СТОРМ" (далее - Заявитель) на действия Федерального агентства морского и речного транспорта (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком, конкурсной комиссией Федерального агентства морского и речного транспорта (далее - Конкурсная комиссия) открытого конкурса на право заключения государственного контракта на выполнение научно-исследовательской работы по теме "Разработка методического комплекса для проведения квалификационных испытаний членов экипажей морских судов" (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) 0173100012218000020) (далее - Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 административного регламента, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
В ФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Конкурсной комиссией Конкурса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Конкурсной комиссии:
1. Заказчиком нарушен принцип эффективности проведения закупок, а также Заказчиком ненадлежащим образом определена начальная (максимальная) цена контракта.
2. В техническом задания Конкурсной документации установлены ненадлежащие требования к объекту закупки, выполняемым в рамках исполнения контракта работам, а также содержатся ссылки на несуществующие положения нормативно-правовых актов.
3. Заказчиком неправомерно не внесены изменения в Конкурсную документацию в соответствии с запросом Заявителя о предоставлении разъяснений.
Представитель Заказчика на заседании Комиссии не согласился с доводами Заявителя и сообщил, что при проведении Конкурса Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение о проведении Конкурса размещено в ЕИС - 28.09.2018;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Конкурс;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 12 480 883,60 рубля;
4) дата окончания подачи заявок на участие в Конкурсе - 19.10.2018;
5) дата рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе - 26.10.2018.
1. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком нарушен принцип эффективности проведения закупок, а также Заказчиком ненадлежащим образом определена начальная (максимальная) цена контракта.
В соответствии с пунктом 1 статьи 13 Закона о контрактной системе заказчиками осуществляются закупки для обеспечения федеральных нужд, нужд субъектов Российской Федерации и муниципальных нужд, а именно для достижения целей и реализации мероприятий, предусмотренных государственными программами Российской Федерации (в том числе федеральными целевыми программами, иными документами стратегического и программно-целевого планирования Российской Федерации), государственными программами субъектов Российской Федерации (в том числе региональными целевыми программами, иными документами стратегического и программно-целевого планирования субъектов Российской Федерации), муниципальными программами.
В соответствии с частью 8 статьи 99 Закона о контрактной системе контроль в отношении обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), включенной в план-график осуществляют органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля.
В соответствии с частью 9 статьи 99 Закона о контрактной системе контроль в сфере закупок в соответствии с частью 8 статьи 99 Закона о контрактной системе осуществляется в целях установления законности составления и исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в отношении расходов, связанных с осуществлением закупок, достоверности учета таких расходов и отчетности в соответствии с настоящим Федеральным законом, Бюджетным кодексом Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Российской Федерации: 1) федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, в отношении закупок для обеспечения федеральных нужд; 2) органом государственного финансового контроля, являющимся органом (должностными лицами) исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в отношении закупок для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации; 3) органом муниципального финансового контроля, являющимся органом (должностными лицами) местной администрации, в отношении закупок для обеспечения муниципальных нужд.
В связи с тем, что контроль в отношении обоснования начальной (максимальной) цены контракта осуществляется органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, довод Заявителя о том, что Заказчиком установлены противоречивые сведения о методе определения начальной (максимальной) цены контракта и применении индекса пересчета начальной (максимальной) цены контракта, Комиссией не рассматривается.
2. Согласно доводу жалобы Заявителя, в техническом задания Конкурсной документации установлены ненадлежащие требования к объекту закупки, выполняемым в рамках исполнения контракта работам, а также содержатся ссылки на несуществующие положения нормативно-правовых актов.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчиком при описании в документации о закупке объекта закупки в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно извещению, Конкурсной документации объектом закупки является научно-исследовательская работа по теме "Разработка методического комплекса для проведения квалификационных испытаний членов экипажей морских судов".
В силу пункта 4 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать, в том числе, предусмотренные статьей 51 Закона о контрактной системе требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников открытого конкурса или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе.
Согласно Конкурсной документации установлено, в том числе, следующее требование: "При выполнении работы необходимо использовать практический опыт выполнения научно-исследовательских работ и опыт реализации мероприятий по проведению квалификационных испытаний в области программирования, знания Конвенции ПДНВ, использовать, в частности, навыками и знаниями судоводительских, судомеханических, электромеханических, радионавигационных профессий, а также знания в области безопасности мореплавания, спасательных средств и оказания первой помощи в соответствии с разделом VI Конвенции ПДНВ".
На заседании Комиссии представитель Заказчика сообщил, что согласно извещению, Конкурсной документации объектом закупки является научно-исследовательская работа по теме "Разработка методического комплекса для проведения квалификационных испытаний членов экипажей морских судов", и разработка электронных продуктов не предполагается. Результатом проведенной научно-исследовательской работы является готовая методика, подготовленная, в том числе, на основе анализа эффективности существующих программных средств.
Кроме того, представитель Заказчика на заседании Комиссии пояснил, что вышеуказанное положение Конкурсной документации носит рекомендательный характер, указывая на уровень компетенции, которым необходимо обладать для успешного исполнения условий контракта, и не является основанием для отклонения заявки участника закупки.
Вместе с тем, на заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил, что вышеуказанное требование Конкурсной документации установлено в соответствии с нормативно-правовыми актами, в том числе, Конвенцией ПДНВ, содержащей положения, предусмотренные разделом 7 Конкурсной документации.
Кроме того, представитель Заказчика пояснил, что объект закупки сформирован Заказчиком в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе, а также, что целью проведения научно-исследовательской работы является необходимость создания нового методического комплекса в связи с изменениями в законодательстве, в том числе, в Конвенции ПДНВ.
Вместе с тем, учитывая, что на участие в закупке подано 3 заявки, в которых представлено, в том числе, согласие на выполнение работ на условиях, предусмотренных Конкурсной документацией, а также, что представителями Заявителя на заседании Комиссии не представлено доказательств, однозначно подтверждающих обоснованность довода жалобы, Комиссия считает довод Заявителя не нашедшим своего подтверждения.
3. Заказчиком неправомерно не внесены изменения в Конкурсную документацию в соответствии с запросом Заявителя о предоставлении разъяснений.
Частью 6 статьи 50 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик вправе принять решение о внесении изменений в конкурсную документацию не позднее чем за пять дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе. Изменение объекта закупки, увеличение размера обеспечения заявок на участие в открытом конкурсе не допускаются. В течение одного дня с даты принятия решения о внесении изменений в конкурсную документацию такие изменения размещаются заказчиком в порядке, установленном для размещения извещения о проведении открытого конкурса, и в течение двух рабочих дней с этой даты направляются заказными письмами или в форме электронных документов всем участникам, которым была предоставлена конкурсная документация. При этом срок подачи заявок на участие в открытом конкурсе должен быть продлен таким образом, чтобы с даты размещения в единой информационной системе таких изменений до даты окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе этот срок составлял не менее чем десять рабочих дней, за исключением случаев, предусмотренных Законом о контрактной системе. Если в конкурсную документацию такие изменения вносятся в отношении конкретного лота, срок подачи заявок на участие в открытом конкурсе должен быть продлен в отношении конкретного лота.
Частью 7 статьи 50 Закона о контрактной системе установлено, что любой участник открытого конкурса вправе направить в письменной форме заказчику запрос о даче разъяснений положений конкурсной документации. В течение двух рабочих дней с даты поступления указанного запроса заказчик обязан направить в письменной форме или в форме электронного документа разъяснения положений конкурсной документации, если указанный запрос поступил к заказчику не позднее чем за пять дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе.
Частью 8 статьи 50 Закона о контактной системе установлено, что в течение одного рабочего дня с даты направления разъяснений положений конкурсной документации такие разъяснения должны быть размещены заказчиком в единой информационной системе с указанием предмета запроса, но без указания лица, от которого поступил запрос. Разъяснения положений конкурсной документации не должны изменять ее суть.
Как установлено на заседании Комиссии, Заказчиком предоставлены, в том числе следующие разъяснения положений Конкурсной документации: "При разработке конкурсной документации была допущена опечатка. Третий абзац в разделе 6 Технического задания (Приложение N6 к конкурсной документации) необходимо читать в следующей редакции: "При выполнении работы необходимо использовать _ опыт реализации мероприятий по проведению квалификационных испытаний в области дипломирования_".
Представитель Заказчика на заседании Комиссии пояснил, что вышеуказанное положение Конкурсной документации не является требованием к участникам закупки, не влечет отклонение заявки, носит рекомендательный характер и не ограничивает количество участников закупки, что, по мнению Заказчика, подтверждается количеством поданных заявок на участие в закупке.
Кроме того, представитель Заказчика пояснил, что, учитывая, что Законом о контрактной системе установлено право Заказчика на принятие решения о внесении изменений в Конкурсную документацию в соответствии с запросом участников закупки о предоставлении разъяснений положений документации, соответствующие изменения в Конкурсную документацию Заказчиком не внесены.
Вместе с тем, учитывая, что на участие в закупке подано 3 заявки, в которых представлено, в том числе, согласие на выполнение работ на условиях, предусмотренных Конкурсной документацией, а также, что представителями Заявителя на заседании Комиссии не представлено доказательств, однозначно подтверждающих обоснованность довода жалобы, Комиссия считает довод Заявителя не нашедшим своего подтверждения.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Сторм" необоснованной.
2. На основании части 8 статьи 99 Закона о контрактной системе не рассматривать довод Заявителя в отношении нарушения принципа эффективности проведения закупки, а также ненадлежащего обоснования начальной максимальной цены контракта.
3. Передать жалобу Заявителя для рассмотрения довода в отношении нарушения Заказчиком принципа эффективности проведения закупок, а также ненадлежащего обоснования начальной максимальной цены контракта в Федеральное казначейство.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 23 октября 2018 г. N 18/44/105/1415
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.10.2018