Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере государственного оборонного заказа (далее - Комиссия) в составе:
ведущего заседание Комиссии - заместителя начальника Управления контроля государственного оборонного заказа Тавасиева З.И.,
членов Комиссии:
начальника отдела правового обеспечения контроля размещения ГОЗ Управления контроля государственного оборонного заказа Ивченко И.А.,
заместителя начальника отдела проверок в сфере размещения ГОЗ Управления контроля государственного оборонного заказаВолкова О.В.,
при участии представителейООО "РТС-Тендер"Гунбиной А.С., ООО СП "Погарский ОПК" Ковтуна С.В., представители ГУ ФСИН по Челябинской области на заседание Комиссии не явились, о месте, дате и времени рассмотрения жалобы уведомлены,
рассмотрев жалобу ООО СП "Погарский ОПК"(далее - Заявитель) на действияООО "РТС-Тендер" (далее - Оператор электронной площадки)при проведенииГУ ФСИН по Челябинской области (далее - Заказчик),Оператором электронной площадкиоткрытого аукциона в электронной форме на право заключения государственного контрактана поставку картофеля сушеного 1 сорта в виде столбиков или кубиков(номер извещения 0369100013218000181) (далее - Аукцион),и в результате проведения внеплановой проверки в отношении действий Оператора электронной площадки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ"О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Оператора электронной площадки при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадкиАукциона.
Согласно жалобе Заявителя его права и законные интересы нарушены действиями Оператора электронной площадки, необоснованно вернувшего заявку Заявителя на участие в Аукционе.
ПредставительОператора электронной площадки не согласился с доводом Заявителяи сообщил, что при проведении Аукциона Оператор электронной площадки действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона, документацией обАукционе, протоколами, составленным при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение о проведении Аукциона размещено в единой информационной системе в сфере закупок на сайте www.zakupki.gov.ru - 25.09.2018;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 5 497 800 руб.;
3) на участие в Аукционе подано2 заявка;
4) датаокончания срока подачи заявок на участие в Аукционе - 12.10.2018;
5) к участию в Аукционе допущено2 заявки;
6) дата проведения Аукциона - 19.10.2018;
7) по итогам проведения Аукциона победителем признано ООО "ТАВ" с предложенной ценой контракта 5 470 311 руб.
По мнению заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Оператора электронной площадки, необоснованно вернувшего заявку Заявителя на участие в Аукционе. В день подачи заявки на участие в Аукционе (08.10.2018) на лицевом счете Заявителя находились денежные средства в размере суммы обеспечения заявки на участие в Аукционе.
В соответствии с частью 2 статьи 44 Закона о контрактной системе обеспечение заявки на участие в аукционе может предоставляться участником закупки в виде денежных средств или банковской гарантии. Выбор способа обеспечения заявки на участие в аукционе осуществляется участником закупки.
Согласно части 10 статьи 44 Закона о контрактной системе при проведении электронного аукциона денежные средства, предназначенные для обеспечения заявок, вносятся участниками закупок на специальные счета, открытые ими в банках, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации (далее - специальный счет).
Частью 18 статьи 44 Закона о контрактной системе установлено, что обеспечение заявки на участие в электронном аукционе возможно путем блокирования денежных средств при наличии на специальном счете участника закупки незаблокированных денежных средств в размере, предусмотренном документацией о закупке, либо путем предоставления банковской гарантии в порядке, определенном в соответствии с частью 29 статьи 44 Закона о контрактной системе, информация о которой включена в реестры банковских гарантий, предусмотренные статьей 45 Закона о контрактной системе.
Согласно части 20 статьи 44 Закона о контрактной системе оператор электронной площадки обязан вернуть заявку подавшему ее участнику в течение одного часа с даты и времени окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе в случае, если на специальном счете участника закупки отсутствуют незаблокированные денежные средства в размере обеспечения заявки.
В соответствии с частью 10.1 статьи 112 Закона о контрактной системе до даты начала функционирования операторов электронных площадок, определенных Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 3 статьи 24.1 Закона о контрактной системе, закупки товаров, работ, услуг путем проведения электронных процедур осуществляются на ранее прошедших отбор электронных площадках. При этом сохраняется порядок функционирования таких площадок, ранее установленный федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативное правовое регулирование в сфере размещения заказов, совместно с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере размещения заказов, до дня вступления в силу Закона о контрактной системе. Порядок проведения электронных процедур на таких площадках должен соответствовать требованиям Закона о контрактной системе. Электронные процедуры, извещения о проведении которых размещены в единой информационной системе до даты начала функционирования операторов электронных площадок, определенных Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 3 статьи 24.1 Закона о контрактной системе, проводятся на ранее отобранных электронных площадках. Заключение контрактов по результатам указанных процедур осуществляется на таких электронных площадках. Федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок вправе установить особенности прекращения функционирования ранее прошедших отбор электронных площадок, в том числе в части возврата участникам закупок денежных средств и банковских гарантий, внесенных в качестве обеспечения заявок на участие в электронных процедурах.
Согласно информационному письму Министерства финансов Российской Федерации от 31.08.2018 N 24-00-09/62461 "Об открытии специальных счетов" требования к договору специального счета, а также к порядку использования имеющегося у участника закупки банковского счета в качестве специального счета будут применяться к электронным процедурам, которые будут проводиться на новых электронных площадках после даты начала их функционирования (01.10.2018).
На заседании Комиссии представитель Оператора электронной площадки пояснил, что Заявитель 11.10.2018 отозвал со своего лицевого счета на площадке Оператора электронной площадки все денежные средства.
При этом, представитель Оператора электронной площадки представил выписку по лицевому счету Заявителя. Руководствуясь положениями статьи 44 Закона о контрактной системе, Оператор электронной площадки вернул заявку Заявителя на участие в Аукционе, так как на момент окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе на лицевом счете Заявителя отсутствовали денежные средства в размере суммы обеспечения заявки на участие в Аукционе.
На основании изложенного Комиссия приходит к выводу, что довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
Вместе с тем, в соответствии с частью 1 статьи 8 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
В соответствии с частью 16 статьи 44 Закона о контрактной системе (в редакции от 29.06.2018) участие в электронном аукционе возможно при наличии на лицевом счете участника закупки, открытом для проведения операций по обеспечению участия в таком аукционе на счете оператора электронной площадки, денежных средств, в отношении которых не осуществлено блокирование операций по лицевому счету в соответствии с частью 18 статьи 44 Закона о контрактной системе (в редакции от 29.06.2018), в размере не менее чем размер обеспечения заявки на участие в таком аукционе, предусмотренный документацией о таком аукционе.
Согласно части 18 статьи 44 Закона о контрактной системе (в редакции от 29.06.2018) в течение одного часа с момента получения заявки на участие в электронном аукционе оператор электронной площадки обязан осуществить блокирование операций по лицевому счету, открытому для проведения операций по обеспечению участия в таком аукционе данного участника, подавшего указанную заявку, в отношении денежных средств в размере обеспечения указанной заявки.
Статья 44 Закона о контрактной системе (в действующей редакции) регулирует порядок обеспечения заявок на участие в конкурсах и аукционах, извещение о проведении которых размещено в ЕИС не ранее 01.10.2018.
Таким образом, Заявитель, направляя Оператору электронной площадки поручение о переводе денежных средств со своего лицевого счета, добросовестно полагал, что денежные средства, необходимые для обеспечения заявки Заявителя на участие в Аукционе, заблокированы Оператором электронной площадки в порядке, предусмотренном частью 18 статьи 44 Закона о контрактной системе (в редакции от 29.06.2018).
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что при проведении Аукционане обеспеченыравные условия для обеспечения конкуренции между участниками Аукциона.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 15статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО СП "Погарский ОПК"необоснованной.
2. Признать нарушение положений части 1 статьи 8 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, единой комиссии Заказчика, Оператору электронной площадки предписание об устранении нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 23 октября 2018 г. N КГОЗ-512/18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.10.2018