На основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в соответствии с приказом ФАС России от 15.08.2018 N 1146/18 "О создании комиссии по контролю в сфере закупок" Комиссия ФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), рассмотрев обращение ИП Наумова А.Ю. (далее - Заявитель), содержащее информацию о признаках нарушения законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок в действиях аукционной комиссией Саратовского областного суда (далее - Аукционная комиссия), Саратовского областного суда (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком, Аукционной комиссией, ЗАО "Сбербанк-АСТ" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по выборочному капитальному ремонту системы приточно-вытяжной вентиляции помещения Саратовского областного суда (номер извещения 0160100011018000072) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, приказом ФАС России от 15.08.2018 N 1146/18,
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступило обращение Заявителя, содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Заказчика, Аукционной комиссии при проведении Заказчиком, Аукционной комиссией, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика, Аукционной комиссией:
1. Аукционной комиссией неправомерно принято решение об отказе Заявителю в допуске к участию в Аукционе;
2. Протокол рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 05.10.2018 N 0160100011018000072-1 (далее - Протокол) не содержит обоснования решения об отказе в допуске Заявителю к участию в Аукционе;
3. Заказчиком в документации об Аукционе ненадлежащим образом установлены требования к составу заявок, поскольку техническое задание документации об Аукционе не позволяет сформировать заявку на участие в Аукционе.
Представитель Заказчика в письменных пояснениях от 24.10.2018 N 01-06/266 не согласился с доводами Заявителя и сообщил, что при проведении Аукциона Заказчик, Аукционная комиссия действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате осуществления в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона, протоколами, составленными при осуществлении закупки:
1) извещение о проведении Аукциона размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 19.09.2018;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 525 783,63 рубля;
3) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
4) дата окончания подачи заявок на участие в Аукционе - 04.10.2018;
5) на участие в Аукционе подано 10 заявок на участие в закупке;
6) к участию в Аукционе допущено 7 заявок от участников закупки;
7) дата проведения Аукциона - 08.10.2018;
8) в период проведения Аукциона предложения о цене контракта подавали 5 участников закупки;
9) Заказчиком 23.07.2018 заключен государственный контракт N 0160100011018000072-0176889-01 (номер реестровой записи - 1645405321218000085) с ООО "Рубин" по цене 337 421,60 рубль.
1. Согласно доводу обращения Заявителя, Аукционной комиссией неправомерно принято решение об отказе Заявителю в допуске к участию в Аукционе.
В соответствии с частью 1 статьи 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
Согласно части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе, участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе.
В соответствии с частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки), при осуществлении закупки товара или закупки работы, услуги, для выполнения, оказания которых используется товар наименование страны происхождения товара (в случае установления заказчиком в извещении о проведении электронного аукциона, документации об электронном аукционе условий, запретов, ограничений допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе и конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.
В соответствии с частью 5 статьи 67 Закона о контрактной системе отказ в допуске к участию в электронном аукционе по основаниям, не предусмотренным частью 4 статьи 67 Закона о контрактной системе, не допускается.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе документов и информации, не допускается.
Согласно Протоколу, участнику закупки с порядковым номером заявки "195" (Заявитель) отказано в допуске к участию в Аукционе по следующему основанию: "В представленной заявке в нарушении Части 3 "Техническая часть" документации об аукционе предлагается оборудование, не соответствующее оборудованию, которое требуется Заказчику".
Согласно извещению о проведении Аукциона объектом закупки является выполнение работ по выборочному капитальному ремонту системы приточно-вытяжной вентиляции помещения Саратовского областного суда.
Вместе с тем, согласно заявке Заявителя, представленной на заседание Комиссии представителями Заказчика и Оператора электронной площадки, Заявителем в составе заявки на участие в Аукционе приложена заявка на участие в Аукционе на выполнение работ по ремонту системы вентиляции в помещении филиала поликлиники ГУЗ "СГДБ N 4" по адресу: г. Саратов, ул. Свинцовая 10А" по извещению 0360300013418000086 организации, осуществляющей размещение, заказчика ГУЗ "Саратовской городской детской больницы N 4", что, в свою очередь, не соответствует объекту закупки документации об Аукционе.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что действия Аукционной комиссии не противоречат положениям Закона о контрактной системе, в связи с чем, Комиссия считает довод Заявителя не нашедшим своего подтверждения.
2. Согласно доводу Заявителя, Протокол не содержит обоснования решения об отказе в допуске Заявителю к участию в Аукционе.
В соответствии с частью 3 статьи 67 Закона о контрактной системе по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, содержащих информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, аукционная комиссия принимает решение о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, к участию в нем и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены частью 4 статьи 67 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 2 части 6 статьи 67 Закона о контрактной системе по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе аукционная комиссия оформляет протокол рассмотрения заявок на участие в таком аукционе, подписываемый всеми присутствующими на заседании аукционной комиссии ее членами не позднее даты окончания срока рассмотрения данных заявок. Указанный протокол должен содержать, в том числе, следующую информацию: о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, которой присвоен соответствующий идентификационный номер, к участию в таком аукционе и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе с обоснованием этого решения, в том числе с указанием положений документации о таком аукционе, которым не соответствует заявка на участие в нем, положений заявки на участие в таком аукционе, которые не соответствуют требованиям, установленным документацией о нем.
На заседании Комиссии установлено, что Протокол, размещенный в ЕИС 05.10.2018, содержит в себе информацию, предусмотренную пунктом 2 части 6 статьи 67 Закона о контрактной системе, в том числе, обоснование отказа Заявителю в допуске к участию в Аукционе.
Вместе с тем, на заседании Комиссии представитель Заявителя, не представил доказательств, подтверждающих обоснованность довода, в связи с чем довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
3. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком в документации об Аукционе ненадлежащим образом установлены требования к составу заявок, поскольку техническое задание документации об Аукционе не позволяет сформировать заявку на участие в Аукционе.
В соответствии с частью 3 статьи 105 Закона о контрактной системе жалоба на положения документации о закупке может быть подана любым участником закупки, общественным объединением, объединением юридических лиц до окончания установленного срока подачи заявок. По истечении указанного срока обжалование соответствующих действий осуществляется только в судебном порядке.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона дата окончания срока подачи заявок - 04.10.2018. Вместе с тем, жалоба Заявителя на положения документации об Аукционе подана в Саратовский УФАС России 17.10.2018, то есть по истечению срока, предусмотренного Законом о контрактной системе.
На основании изложенного, в соответствии с частью 3 статьи 105 Закона о контрактной системе довод жалобы Заявителя на положения документации о закупке Комиссией не рассматривается.
В ходе проведения внеплановой проверки, Комиссией выявлены следующие нарушения Закона о контрактной системе.
4. Согласно пункту 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе.
Пунктом 29 документации об Аукционе установлен порядок предоставления разъяснений документации об Аукционе, при этом дата начала предоставления участником закупки разъяснений положений документации об Аукционе - 18.09.2018, дата окончания срока предоставления участником закупки разъяснений положений документации об Аукционе - 01.10.2018.
На заседании Комиссии установлено, что извещение о проведении Аукциона опубликовано в ЕИС 19.09.2018.
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика, ненадлежащим образом установившего дату начала предоставления участникам закупки разъяснений положений документации об Аукционе, нарушают пункт 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
5. В соответствии частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии с частью 6 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
На заседании Комиссии установлено, что в пункте 7.1 документации об Аукционе, указано, в том числе, следующее: "Подача заявок на участие в электронном аукционе осуществляется только лицами, зарегистрированными в единой информационной системе и аккредитованными на электронной площадке".
В соответствии с частью 47 статьи 112 Закона о контрактной системе, обязательное условие о наличии регистрации в единой информационной системе для подачи заявки на участие в электронном аукционе, вступает в действие с 1 января 2019 года.
Также на заседании Комиссии установлено, что пунктом 3.1.4 проекта государственного контракта документации об Аукционе установлено следующее: "Подрядчик обязан выполнить работы лично, без привлечения к исполнению своих обязательств других лиц, силами, материалами и средствами подрядчика, привлечение субподрядчиков запрещается", что не соответствует части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Таким образом, действия Заказчика, установившего в документации об Аукционе вышеуказанные требования, нарушают часть 6 статьи 31 Закона о контрактной системе.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, приказом ФАС России от 15.08.2018 N 1146/18, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать в действиях Заказчика нарушения части 6 статьи 31, пункта 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
2. В связи с тем, что Заказчиком заключен государственный контракт, предписание об устранении выявленных нарушений Закона о контрактной системе не выдавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 25 октября 2018 г. N 18/44/99/466
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 30.10.2018