Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми по контролю в сфере закупок в составе:<_________.>(далее - Комиссия Коми УФАС России), рассмотрев жалобуобщества с ограниченной ответственностью "ПЕРСПЕКТИВА" (далее - ООО "ПЕРСПЕКТИВА") от 19.10.2018 (вх. N 3722э. от 19.10.2018) на действия заказчика - муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа N 4 с углубленным изучением отдельных предметов" г. Усинска (далее - МБОУ "СОШ N4 с углубленным изучением отдельных предметов" г. Усинска) при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на выполнение работ по текущему ремонту здания мастерских с целью создания новых ученических мест для сокращения количества обучающихся во вторую смену в здании МБОУ "СОШ N 4 с углубленным изучением отдельных предметов" г. Усинска", извещение N 0307300080018000008 (далее - электронный аукцион, закупка, жалоба),
УСТАНОВИЛА:
Жалоба ООО "ПЕРСПЕКТИВА" от 19.10.2018 (вх. N 3722э. от 19.10.2018) на положения аукционной документации подана в Коми УФАС России в срок, определенныйч. 4. ст. 105 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) (дата и время окончания срока подачи заявок 22.10.2018).
ООО "ПЕРСПЕКТИВА", МБОУ "СОШ N4 с углубленным изучением отдельных предметов" г. Усинска, закрытое акционерное общество "Сбербанк - Автоматизированная система торгов" (далее - ЗАО "Сбербанк-АСТ", оператор торговой площадки) надлежащим образом о времени и месте рассмотрения жалобы извещены.
МБОУ "СОШ N4 с углубленным изучением отдельных предметов" г. Усинска письмом от 24.10.2018 N 01-32/865 (вх. N 3783э. от 24.10.2018)заявлено ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие своего представителя.
С учетом законодательно установленных сроков рассмотрения жалобы отсутствие представителей ООО "ПЕРСПЕКТИВА", МБОУ "СОШ N4 с углубленным изучением отдельных предметов" г. Усинска, ЗАО "Сбербанк-АСТ"не препятствует рассмотрению жалобы по существу.
Заявителем обжалуется неправомерное, по его мнению, установление заказчиком в пункте 21 раздела II"Информационная карта" документации об электронном аукционе требования, установленного в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки о том, что участник закупки должен являться членом саморегулируемой организации и иметь свидетельство СРО, что противоречит п.1 ч.1 ст.31, ч.3 ст.64 Закона о контрактной системе.
По мнению заявителя, предметом контракта является текущий ремонт здания, в связи с чем заказчик не должен устанавливать к участникам закупки требование о членстве в саморегулируемой организации в области строительства.
Также в жалобе заявитель просит выдать МБОУ "СОШ N4 с углубленным изучением отдельных предметов" г. Усинска предписание об устранении нарушений положений Закона о контрактной системе.
МБОУ "СОШ N4 с углубленным изучением отдельных предметов" г. Усинска в письменных пояснениях от 24.10.2018 N 01-32/865 (вх. N 3783э. от 24.10.2018), заявлены возражения относительно позиции заявителя, изложенной в жалобе.
Комиссия Коми УФАС России в ходе проведения внеплановой проверки осуществления закупки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, изучив материалы жалобы, проанализировав сведения, содержащиеся на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт), пришла к нижеследующим выводам.
Заказчиком осуществления закупки путем проведения электронного аукциона явилось - МБОУ "СОШ N4 с углубленным изучением отдельных предметов" г. Усинска.
Наименование объекта закупки - "Выполнение работ по текущему ремонту здания мастерских с целью создания новых ученических мест для сокращения количества обучающихся во вторую смену в здании МБОУ "СОШ N 4 с углубленным изучением отдельных предметов" г. Усинска".
Начальная (максимальная) цена контракта составила -11 147 595.45 рублей.
Источником финансирования закупки явились средства муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа N 4 с углубленным изучением отдельных предметов" г. Усинска в рамках Муниципальной программы "Развитие образования в 2015 - 2017 гг. и на период до 2020 г. Подпрограммы 1 "Развитие дошкольного, общего и дополнительного образования детей в 2015-2017 гг. и на период до 2020 г", Задачи 5. "Совершенствование инфраструктуры образовательных организаций", Мероприятие 1.10 Укрепление материально-технической базы и создание безопасных условий в организациях в сфере образования. Основное мероприятие 1.10.1 Укрепление материально-технической базы и создание безопасных условий в муниципальных образовательных организациях".
Извещение о проведении электронного аукциона N 0307300080018000008, документация об электронном аукционе, размещены на официальном сайте в редакции N 1 - 02.10.2018, в редакции N2 - 03.10.2018, в редакции N3 - 05.10.2018.
Согласно материалам жалобы, документация об электронном аукционе по определению подрядчика утверждена директором МБОУ "СОШ N4 с углубленным изучением отдельных предметов" г. Усинска 21.09.2018.
Согласно части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Согласно пункту 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона указываются требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.
В соответствии с частью 3 статьи 64 Закона о контрактной системе документация, об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии с ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
Извещением о проведении электронного аукциона установлен предмет закупки -выполнение работ по текущему ремонту здания.
В п. 21 "Требования, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки" документации об электронном аукционе указано:
"- Наличие копии действующей лицензии на выполнение работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и строений у Участника или организации, привлекаемой Участником к выполнению работ по монтажу адресной пожарной сигнализации, системы оповещения по Договору субподряда. Основание: Федеральный Закон N99-ФЗ от 04.05.2011 г. "О лицензировании отдельных видов деятельности";
- Являться членом саморегулируемой организацией и иметь свидетельство СРО".
Заявителем в жалобе указано на неправомерные действия заказчика при определении содержания аукционной документации, а именно в части требований к участникам торгов.
Заказчик, выражая несогласие с доводами подателя жалобы, отразил в своих письменных пояснениях, что в п. 17, 18 проектной и сметной документации, являющихся приложением аукционной документации, заложены работы по пробивке проемов в конструкциях из бетона и усиление конструктивных элементов оконного проема, которые в свою очередь влияют на безопасность объекта, и как следствие, требуют их выполнения только членами саморегулируемой организации, имеющих свидетельство СРО.
В соответствии с частью 2 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором (далее также - договор строительного подряда), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящей статьей. Выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства по таким договорам обеспечивается специалистами по организации строительства (главными инженерами проектов). Работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с иными лицами, могут выполняться индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, не являющимися членами таких саморегулируемых организаций.
В силу части 1 статьи 55.8индивидуальный предприниматель или юридическое лицо имеет право выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, по договору подряда на осуществление сноса, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором, при условии, что такой индивидуальный предприниматель или такое юридическое лицо является членом соответственно саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящим Кодексом.
Вместе с тем, в силу статьи 3.3. Федеральногозакона от 03.07.2016 N 372-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" с 01.07.2017 не допускается осуществление предпринимательской деятельности по выполнению инженерных изысканий, по осуществлению архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства на основании выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.
Согласно пунктам 1.1., 1.3. проекта контракта, являющегося неотъемлемой частью аукционной документации: "В соответствии с настоящим Контрактом Заказчик поручает, а Подрядчик принимает на себя обязательства на выполнение работпо текущему ремонту здания мастерских с целью создания новых ученических мест для сокращения количества обучающихся во вторую смену в здании МБОУ "СОШ N4 с углубленным изучением отдельных предметов" г. Усинска.
Работы, предусмотренные настоящим контрактом, проводятся в соответствии с требованиями к объему, согласно ведомости объемов работ (Приложение N1), локальной сметой (Приложение N2) являющихся неотъемлемой частью настоящего контракта".
Во исполнение части 5 статьи 8 Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 148-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" и в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 19 ноября 2008 г. N 864 "О мерах по реализации Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 148-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" Министерством регионального развития Российской Федерации утвержден Перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (утв. Приказом Минрегиона РФ от 30.12.2009 N 624) (далее - Перечень).
Объектом капитального строительства в силу п. 10 ст. 1ГрК РФ является здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (далее - объекты незавершенного строительства), за исключением некапитальных строений, сооружений и неотделимых улучшений земельного участка (замощение, покрытие и другие).
В соответствии с аукционной документацией объект "МБОУ "СОШ N4 с углубленным изучением отдельных предметов" г. Усинска"уже введен в эксплуатацию.
В соответствии с Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170 "Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда" текущий ремонт здания включает в себя комплекс строительных и организационно-технических мероприятий с целью устранения неисправностей (восстановления работоспособности) элементов, оборудования и инженерных систем здания для поддержания эксплуатационных показателей.
Анализ аукционной документации показал, что работы в последующем подлежащие выполнению в рамках контракта, не находят своего отражения в Перечне, утвержденном Приказом N 624.
На основании чего, Комиссия Коми УФАС России не может согласиться с доводами заказчика о том, что работы, указанные в технической части документации об аукционе (в т.ч. сметной и проектной документациях) относятся к капитальному ремонту и подлежат выполнению с учетом своей специфики только лицами, являющимися членами саморегулируемой организации.
Требования ч. 2 ст. 52, ч. 1 ст. 55.8ГрК РФ относятся только к строительству, реконструкции, капитальному ремонту ОКС. Таким образом, градостроительное законодательство не устанавливает необходимости членства в СРО для выполнения работ по текущему ремонту.
Таким образом, Комиссия Коми УФАС России признает заказчика нарушившим ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе, поскольку деятельность не касающаяся капитального ремонта зданий законодательством о градостроительной деятельности не регулируется.
С учетом социальной значимости закупки и еёстадии, а также отсутствием доказательств невозможности подачи заявки заявителем на участие в электронном аукционе, Комиссия Коми УФАС России предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе, выявленных по результатам рассмотрения настоящей жалобы, не выдает.
В силу всех вышеизложенных обстоятельств, руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Коми УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ПЕРСПЕКТИВА" обоснованной.
2. Признать заказчика - МБОУ "СОШ N4 с углубленным изучением отдельных предметов" г. Усинска нарушившимп.1 ч.1, ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе, по факту установления в аукционной документации требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
3. Предписание обустранении нарушений Закона о контрактной системе не выдавать.
4. Решить вопрос о привлечении виновного должностного лица заказчика к административной ответственности за допущенное при осуществлении электронного аукциона нарушениеЗакона о контрактной системе.
<_________.>
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми от 26 октября 2018 г. N 04-02/7548
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 29.10.2018