В связи с поступившей от АНО "Дозор" информацией (вх. 24144-ЭП/18 от 24.09.2018) в соответствии с п. 1 ч. 1, пп. "б" п. 1 ч. 3 и п. 2 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), на основании приказа Санкт-Петербургского УФАС России "О проведении внеплановой документарной проверки" Инспекцией Санкт-Петербургского УФАС России по осуществлению внеплановых проверок соблюдения законодательства Российской Федерации в сфере закупок (далее - Инспекция УФАС) в составе:
проведена внеплановая документарная проверка по соблюдению Заказчиком законодательства о контрактной системе при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем электронного аукциона на оказание услуг по организации и проведению праздничных мероприятий, посвященных Дню города Колпино (извещение номер 0172300008018000049) (далее - аукцион).
Адрес проверяемой организации: 196655, г. Санкт-Петербург, г. Колпино, ул. Соборная, д. 1.
Место проведения Инспекции УФАС: 199004, Санкт-Петербург, 4-я линия В.О., д. 13.
Внеплановой документарной проверкой установлено:
Извещение о проведении аукциона размещено 29.06.2018 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт). Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 6 140 000,00 руб.
Заявитель указывает, что при проведении закупки Заказчиком нарушены требования законодательства о контрактной системе, в части отсутствия в проекте муниципального контракта приложения, являющегося его неотъемлемой частью, а также отсутствие данного приложения при заключении муниципального контракта.
Заказчик с доводами, изложенными в обращении не согласен и считает их несостоятельными.
Информация, изложенная в обращении, пояснения представителей сторон, представленные документы подтверждают следующие обстоятельства.
Частью 1 ст. 59 Закона о контрактной системе установлено, что под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Контрактная система в сфере закупок основывается, в том числе, на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, ввиду чего информация, предусмотренная Законом о контрактной системе и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной (ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе).
В силу п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Частью 1 ст. 22 Закона о контрактной системе начальная (максимальная) цена контракта и в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), определяются и обосновываются заказчиком посредством применения следующего метода или нескольких следующих методов:
1) метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка);
2) нормативный метод;
3) тарифный метод;
4) проектно-сметный метод;
5) затратный метод.
Начальная (максимальная цена контракта сформирована Заказчиком посредством применения метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка), что отражено в Приложении N 4 "Обоснование начальной (максимальной) цены контракта" к документации об электронном аукционе.
В соответствии с ч. 4 ст. 64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
Согласно ч.ч. 1 ст. 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
При заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, а в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта, установленные заказчиком в документации о закупке. При заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных ст. 34 и ст. 95 Закона о контрактной системе.
Проект контракта содержится в разделе IV "(Проект) Муниципальный контракт" документации об аукционе.
В соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать информацию о возможности заказчика изменить условия контракта в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
Частью 1 ст. 95 Закона о контрактной системе установлены случаи, допускающие изменение при соглашении сторон существенных условий контракта при его исполнении, а именно:
1) если возможность изменения условий контракта была предусмотрена документацией о закупке и контрактом, а в случае осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) контрактом:
а) при снижении цены контракта без изменения предусмотренных контрактом количества товара, объема работы или услуги, качества поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги и иных условий контракта;
б) если по предложению заказчика увеличиваются предусмотренные контрактом количество товара, объем работы или услуги не более чем на десять процентов или уменьшаются предусмотренные контрактом количество поставляемого товара, объем выполняемой работы или оказываемой услуги не более чем на десять процентов. При этом по соглашению сторон допускается изменение с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации цены контракта пропорционально дополнительному количеству товара, дополнительному объему работы или услуги исходя из установленной в контракте цены единицы товара, работы или услуги, но не более чем на десять процентов цены контракта. При уменьшении предусмотренных контрактом количества товара, объема работы или услуги стороны контракта обязаны уменьшить цену контракта исходя из цены единицы товара, работы или услуги. Цена единицы дополнительно поставляемого товара или цена единицы товара при уменьшении предусмотренного контрактом количества поставляемого товара должна определяться как частное от деления первоначальной цены контракта на предусмотренное в контракте количество такого товара;
2) если цена заключенного для обеспечения федеральных нужд на срок не менее чем три года контракта составляет либо превышает размер цены, установленный Правительством Российской Федерации, и исполнение указанного контракта по независящим от сторон контракта обстоятельствам без изменения его условий невозможно, данные условия могут быть изменены на основании решения Правительства Российской Федерации;
3) если цена заключенного для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации на срок не менее чем три года контракта составляет или превышает размер цены, установленный Правительством Российской Федерации, и исполнение указанного контракта по независящим от сторон контракта обстоятельствам без изменения его условий невозможно, данные условия могут быть изменены на основании решения высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации;
4) если цена заключенного для обеспечения муниципальных нужд на срок не менее одного года контракта составляет или превышает размер цены, установленный Правительством Российской Федерации, и исполнение указанного контракта по независящим от сторон контракта обстоятельствам без изменения его условий невозможно, указанные условия могут быть изменены на основании решения местной администрации;
5) изменение в соответствии с законодательством Российской Федерации регулируемых цен (тарифов) на товары, работы, услуги;
6) в случаях, предусмотренных п. 6 ст. 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации, при уменьшении ранее доведенных до государственного или муниципального заказчика как получателя бюджетных средств лимитов бюджетных обязательств. При этом государственный или муниципальный заказчик в ходе исполнения контракта обеспечивает согласование новых условий контракта, в том числе цены и (или) сроков исполнения контракта и (или) количества товара, объема работы или услуги, предусмотренных контрактом;
7) в случае заключения контракта с иностранной организацией на лечение гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации цена контракта может быть изменена при увеличении или уменьшении по медицинским показаниям перечня услуг, связанных с лечением гражданина Российской Федерации, если данная возможность была предусмотрена контрактом с иностранной организацией.
В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона о контрактной системе законодательство о контрактной системе основывается в том числе на положениях Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
Согласно ст. 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами в требуемой в подлежащих случаях форме достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
Таким образом, существенными являются муниципального контракта являются условия о предмете контракта, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для контрактов данного вида, а также все те условия, относительно которых достигнуто соглашение на момент заключения контракта между заказчиком и участником закупки. Вышеуказанные выводы Инспекции УФАС подтверждаются позицией Минфина России, изложенной в письме от 06.02.2018 N 24-03-08/6789.
Проектом муниципального контракта предусмотрены следующие условия его исполнения:
"1.1. В целях реализации вопросов местного значения, в соответствии с Муниципальными программами местной администрации "Заказчик" поручает и оплачивает, а "Исполнитель" принимает на себя обязательства по оказанию услуг по организации и проведению праздничных мероприятий, посвященных Дню города Колпино (далее - услуги), в объеме, предусмотренном техническим заданием (приложение N 1 к Контракту), расчетом стоимости (приложение N 2 к Контракту), с использованием товаров (приложение N 4 к Контракту) и в сроки, установленные настоящим Контрактом_
2.2. "Исполнитель" обязан составить расчет стоимости по Форме - приложения N 2 к проекту Контракта, с учетом требований пункта 7 части I технического задания (приложение N 1 к Контракту), с включением в него всего комплекса услуг, предусмотренного требованиями технического задания (приложение N 1 к Контракту), и представить его "Заказчику" на утверждение не позднее 1 (одного) рабочего дня с момента заключения настоящего Контракта.
2.3. Расчет стоимости (приложение N 2 к Контракту) является неотъемлемой частью Контракта, и становится таковым после его утверждения "Заказчиком".
2.4. "Заказчик" утверждает расчет стоимости, в случае его соответствия требованиям технического задания (приложение N 1 к Контракту), в течение 1 (одного) рабочего дня с момента его предоставления.
2.5. В случае несоответствия расчета стоимости требованиям технического задания (приложение N 1 к Контракту), "Заказчик" возвращает растет стоимости "Исполнителю" для доработки_
_10.7. К настоящему Контракту имеются Приложения, являющиеся его неотъемлемой частью:
- Приложение N 1 "Техническое задание";
- Приложение N 2 "Расчет стоимости";
- Приложение N 3 "(ФОРМА) Акт сдачи-приемки оказанных услуг";
- Приложение N 4 "Конкретные показатели товаров".
Приложением N 2 проекта муниципального контракта является "Расчет стоимости".
Из условий муниципального контракта следует, что исполнитель обязан оказать услуги, в том числе, в соответствии с "расчетом стоимости (приложение N 2 к Контракту)", таким образом, данное приложение также определяет предмет контракта и является его существенным условием.
Частью 1 ст. 95 Закона о контрактной системе установлен исчерпывающий перечень случаев, допускающих изменение существенных условий контракта при его исполнении. Изменение существенных условий исполнения контракта (в части добавления каких-либо приложений) при его направлении победителю аукциона также не предусмотрено положениями Закона о контрактной системе.
Проектом муниципального контракта установлены положения, которые обязывают стороны изменить существенные условия его исполнения, при этом такая возможность не предусмотрена ч. 1 ст. 95 Закона о контрактной системе.
Учитывая вышеизложенное, Инспекция УФАС приходит к выводу, что в действиях Заказчика установлено нарушение ч. 1 ст. 34 Закона о контрактной системе.
Инспекция УФАС отмечает, что в соответствии со ст. 99 Закона о контрактной системе изложенные в обращении Заявителя доводы, касающиеся обоснования начальной (максимальной) цены контракта и соответствия выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги целям осуществления закупки выходят за пределы полномочий федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок.
На основании ч. 1, ч. 3 ст. 99 Закона о контрактной системе Инспекция УФАС
РЕШИЛА:
1. Признать в действиях Заказчика нарушение ч. 1 ст. 34 Закона о контрактной системе.
2. Предписание об устранении выявленного нарушения Закона о контрактной системе не выдавать в связи с тем, что контракт заключен.
3. Материалы проверки уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица заказчика не предавать с учетом положений ст. 2.9, 4.2, ч. 1 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 19 октября 2018 г. N 11-210/18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.10.2018