Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
в присутствии представителей СПб ГБУЗ "Стоматологическая поликлиника N 31 Невского района" (далее - Заказчик):
в отсутствие представителей ООО "ТестПром" (далее - Заявитель), надлежащим образом уведомленных о времени и месте заседания Комиссии УФАС,
рассмотрев жалобу Заявителя (вх. 26549-ЭП/18 от 22.10.2018) на действия Заказчика при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на поставку пакетов для стерилизации в 2018 г. (2) (извещение номер 0372200011918000024) (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении электронного аукциона размещено 15.10.2018 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0372200011918000024. Начальная (максимальная) цена контракта - 500 002, 33 рублей.
В жалобе ООО "ТестПром" указывает на нарушение Заказчиком требований Закона о контрактной системе, которые выразились, по мнению Заявителя, в установлении в документации об аукционе требований к характеристикам закупаемых товаров, которые ограничивают количество участников закупки и соответствуют товару единственного производителя - ДГМ Фарма-Аппарат Хандель АГ, Швейцария.
Заказчик с доводами жалобы не согласен и считает их необоснованными по основаниям, изложенным в письменных возражениях на жалобу.
Информация, изложенная в жалобе, пояснения представителей Заказчика, имеющиеся документы подтверждают следующие обстоятельства.
1. Согласно ч. 1 ст. 59 Закона о контрактной системе, под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Частью 2 ст. 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчики обязаны использовать при составлении описания объекта закупки показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Частью 2 ст. 33 Закона о контрактной системе установлено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
При формировании Технического задания документации Заказчику в рамках Закона о контрактной системе предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности. Однако из буквального толкования вышеприведенных положений Закона о контрактной системе следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного Закона, при описании объекта закупки должны таким образом прописать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с такими характеристиками, которые ему необходимы, а с другой стороны, не ограничить количество участников закупки.
Требования к товарам, поставка которых является предметом закупки, установлены Заказчиком в Приложении N 1 к техническому заданию "Расчет начальной (максимальной) цены контракта (требования к значениям показателя) Спецификация товара" документации об аукционе.
Так, по позиции N 6 "Пакет самозапечатывающийся для хранения инструментов перед очисткой 420 мм*670 мм" Заказчиком установлены следующие требования: "Пакет самозапечатывающийся должен быть предназначен для хранения инструментов перед очисткой. Грязные инструменты после использования помещаются в пакет до того, как будут подвержены процедуре предстерилизационной очистки. Благодаря поддержанию влажной среды внутри пакета предотвращается высыхание биологических загрязнений на инструментах, что значительно облегчает процесс последующей очистки. Пакет должен быть изготовлен из вискозы с высокими адсорбирующими свойствами, расположенной внутри не менее двух слоев медицинской пленки, препятствующей соприкосновению содержимого пакета с окружающей средой. Наличие прозрачной пленки позволяет визуально проверить содержимое пакета после его запечатывания. Пакет должен иметь полосу для самозапечатывания, с помощью которой происходит запечатывание пакета после загрузки в него инструментов.
Технические характеристики внутреннего слоя: плотность не > 40 г/м2, толщина 350 мкм-400 мкм. Впитывающая способность от 750% до 800%. Технические характеристики наружных слоев: полиэстер ? 12 мкм, полипропилен не ниже 35 мкм, толщина 45 мкм-60 мкм. На внешней стороне изделия нанесены следующие обозначения: наименование пакета; наименование торговой марки; размер пакета; знак "Осторожно. Биологическая опасность"; знак в виде перечеркнутой двойки в круге, свидетельствующий о недопустимости повторного использования упаковки; краткая инструкция по использованию пакета. Размер 420 мм х 670 мм 5 мм
Размер 420 мм х 670 мм 5 мм".
По позиции 7 "Пакетусиленный из материала СММС для хранения инструментов 420 мм*720 мм" Заказчиком установлено следующее: "Пакет усиленный из материала СММС или нетканого материала должен быть предназначен для паровой, газовой стерилизации. Допускается использование пленки в качестве одного из слоев пакета. Должен быть предназначен для упаковывания тяжелых наборов. Пакет должен запечатываться путем закрытия клапана и заклеивания его с помощью индикаторной ленты и\или запечатываться с помощью термосварочного аппарата.Пакет должен обеспечивать дополнительную защиту от механических воздействий и влаги при транспортировке и хранения изделий, после прохождения цикла стерилизации. На внешней стороне упаковки нанесены следующие обозначения: наименование продукта на русском и\или английском языке, торговая марка и\или производитель, размер, номер партии продукции, дата начала\окончания срока годности. Размер 420 мм х 720 мм 5 мм".
Представители Заказчика пояснили, что требования к вышеперечисленным товарам указаны исходя из объективно обоснованных потребностей Заказчика.
Поскольку в зависимости от своих потребностей Заказчик имеет право установить неизменные, максимальные и (или) минимальные показатели функциональных, технических и качественных характеристик, эксплуатационных характеристик объекта закупки, т.е. потребность Заказчика является определяющим фактором при установлении им соответствующих характеристик, а в компетенцию Комиссии УФАС не входит вмешательство в определение потребности государственного заказчика, то действия Заказчика, связанные с формированием описания объекта закупки, отражающего действительную нужду Заказчика, не противоречат Закону о контрактной системе.
Согласно ч. 1 ст. 1 Закона о контрактной системе, указанный Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.
Тем самым основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников закупки, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере закупок.
Из части II "Информационная карта аукциона" следует, что начальная (максимальная) цена контракта определена в соответствии с требованиями статьи 22 Федерального Закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон).
Начальная (максимальная) цена определяется и обосновывается заказчиком посредством применения следующего метода: метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка);
Обоснование начальной (максимальной) цены Контракта: Приложение N 1 к Разделу III документации об аукционе "Техническое задание".
Исходя из Приложения N 1 к техническому заданию документации об аукционе "Расчет начальной (максимальной) цены", Заказчиком при формировании цены были учтены коммерческие предложения, полученные от трех поставщиков:
|
Предложение N 1 с НДС руб |
Предложение N 2 с НДС руб |
Предложение N 3 с НДС руб |
Поз. 6 |
16,24 |
17,88 |
14,90 |
Поз. 7 |
114,45 |
126,00 |
105,00 |
Комиссией УФАС принято во внимание то обстоятельство, что объектом закупки является поставка товаров, а не их производство (изготовление), в связи с чем, поставщиком такого товара может быть любое заинтересованное лицо, в том числе и не производитель такого товара.
Частью 9 ст. 105 Закона о контрактной системе предусмотрено, что к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Следовательно, бремя доказывания при рассмотрении жалобы в контрольном органе в сфере закупок Законом о контрактной системе возлагается на лицо, подавшее жалобу на соответствующие действия Заказчика в порядке Главы 6 Закона о контрактной системе.
Подателем жалобы не было представлено доказательств, свидетельствующих о том, что содержащиеся в описании объекта закупки требования создали одному участнику закупки преимущество перед другими, либо являются непреодолимыми, неисполнимыми для потенциальных участников закупки, а также каким-либо образом повлекли за собой ограничение количества участников закупки.
Таким образом, довод Заявителя о том, что Заказчиком в документации об аукционе установлены требования к характеристикам товаров, которым соответствует товар единственного производителя, не нашел своего подтверждения.
Комиссия УФАС также установила факт отсутствия ограничения количества участников закупки, принимая во внимание обстоятельство, что на участие в рассматриваемой закупке было подано 3 заявки от участников закупки, все участники были допущены до участия в аукционе, снижение составило 10,84%.
Следовательно, данный довод жалобы признается необоснованным.
2. Согласно ч. 1 ст. 105 Закона о контрактной системе, любой участник закупки, а также осуществляющие общественный контроль общественные объединения, объединения юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном настоящей главой, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.
Вместе с тем, Заявитель не представил в составе своей жалобы сведений или документов, подтверждающих нарушение прав и законных интересов участника закупки ООО "ТестПром" действиями Заказчика.
3. Доводы жалобы о возможном нарушении Заказчиком антимонопольного законодательства образуют самостоятельный предмет для рассмотрения в соответствии с порядком, предусмотренным Федеральным законом "О защите конкуренции" от 26.07.2006 N 135-ФЗ (далее - Закон о защите конкуренции), вследствие чего выходят за пределы рассмотрения жалобы о нарушении законодательства о контрактной системе в предусмотренном Законом о контрактной системе порядке. В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 39 Закона о защите конкуренции, Заявитель имеет право обратиться в Санкт-Петербургское УФАС России с заявлением о нарушении антимонопольного законодательства.
При этом, такое заявление должно содержать сведения, предусмотренные Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации, утвержденным приказом ФАС России от 25.05.2012 N 339, также к заявлению должны быть приложены документы, свидетельствующие о фактах нарушения антимонопольного законодательства.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 2, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "ТестПром" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 29 октября 2018 г. N 44-4842/18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 30.10.2018