Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
в присутствии представителей:
СПб ГКУ "Организатор перевозок"(далее - Заказчик):
ООО "Синертэк" (далее - Заявитель):
рассмотрев жалобу Заявителя (вх. N 26675-ЭП/18 от 23.10.2018) на действия Заказчика при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на выполнение работ по монтажу и вводу в эксплуатацию технических средств, информирующих пассажиров о времени прибытия общественного транспорта на остановочный пункт для государственных нужд Санкт-Петербурга в 2018 году(далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, оператора электронной площадки при размещении заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, в том числе при размещении заказов на энергосервис, для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении аукциона размещено 08.10.2018 на официальном сайте для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0372200004518000227. Начальная (максимальная) цена контракта - 28 332 360, 00 руб.
В жалобе ООО "Синертэк" указывает на неправомерные действия Заказчика, нарушающие, по мнению Заявителя, требования Закона о контрактной системе, по основаниям, изложенным в жалобе.
Заказчик с доводами жалобы не согласен и считает ее необоснованной по основаниям, изложенным в письменных возражениях на жалобу.
Информация, изложенная в жалобе, пояснения представителей сторон, имеющиеся документы подтверждают следующие обстоятельства.
1. Согласно ч. 13 ст. 21 Закона о контрактной системе, план-график подлежит изменению заказчиком в случае внесения изменения в план закупок, а также в следующих случаях:
1) увеличение или уменьшение начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем);
2) изменение до начала закупки срока исполнения контракта, порядка оплаты или размера аванса;
3) изменение даты начала закупки и (или) способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя), отмена заказчиком закупки, предусмотренной планом-графиком;
4) реализация решения, принятого заказчиком по итогам проведенного в соответствии со статьей 20 указанного Федерального закона обязательного общественного обсуждения закупок и не требующего внесения изменения в план закупок;
5) в иных случаях в соответствии с порядком формирования, утверждения и ведения планов-графиков, установленным частями 4 и 5 указанной статьи.
В соответствии с ч. 14 ст. 21 Закона о контрактной системе, внесение в соответствии с частью 13 указанной статьи изменений в план-график по каждому объекту закупки может осуществляться не позднее чем за десять дней до дня размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении соответствующей закупки или направления приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом, за исключением закупок, которые осуществляются в соответствии с частями 2, 4 - 6 статьи 55, частью 4 статьи 55.1, частью 4 статьи 71, частью 4 статьи 79, частью 2 статьи 82.6, частью 19 статьи 83, частью 27 статьи 83.1 и частью 1 статьи 93 настоящего Федерального закона и при которых внесение изменений в план-график может осуществляться не позднее чем за один день до дня размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении соответствующей закупки или направления приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом, но не ранее размещения внесенных изменений в единой информационной системе в соответствии с частью 15 указанной статьи.
Из пояснений представителя Заказчика, которые подтверждаются информацией, размещенной в ЕИС, в целях приведения планов закупок в соответствие с утвержденными изменениями для целей осуществления закупок в плане графике был изменен идентификационный код закупки в плане-графике, при этом, изменения, предусмотренные ч. 13 ст. 21 Закона о контрактной системе, в план-график не вносились.
Учитывая изложенное, Комиссия УФАФС приходит к выводу о том, что в рассматриваемом случае у Заказчика отсутствовала обязанность в размещении извещения о проведении аукциона в сроки, предусмотренные ч. 14 ст. 21 Закона о контрактной системе.
Таким образом, довод Заявителя Комиссия УФАС находит необоснованным.
2. Согласно ч. 2 ст. 8 Закона о контрактной системе, конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе, следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
В соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе, документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.
Требования к товарам, используемым при выполнении работ, установлены Заказчиком в Приложении 1 к Техническому заданию документации.
По позиции 5 "Основные характеристики ЭИЗО" Приложения N1 к Техническому заданию документации Заказчиком установлены, в том числе, следующие требования: "Угол обеспечения обзора - не менее 100°С
при отсутствии прямых солнечных лучей на лицевой панели отображения информации"; "Вес ЭИЗО не более 27 кг".
Согласно международной системы единиц СИ, в "°С" измеряется температура. При этом, угол обзора измеряется в градусах "°" или радианах.
Представитель Заказчика в ходе заседания Комиссии УФАС пояснил, что при установлении требований к единице измерения рассматриваемого значения (не менее 100°С) и весу ЭИЗО допущены технические ошибки, о чем также были даны соответствующие разъяснения 22.10.2018, согласно которым "Вносим уточнение: 27 кг - вес панели отображения информации ЭИЗО (с аккумуляторной батареей)".
"В тексте закупочной документации допущена опечатка. Верная редакция: "Угол обеспечения обзора - не менее 100° при отсутствии прямых солнечных лучей на лицевой панели отображения информации".
Согласно ч. 5 ст. 65 Закона о контрактной системе, разъяснения положений документации об электронном аукционе не должны изменять ее суть.
Таким образом, Комиссия УФАС приходит к выводу о том, что вышеуказанными разъяснениями изменена суть документации об аукционе в части установления требований к единицы измерения значения показателя и весу ЭИЗО, что свидетельствует о наличии в действиях Заказчика нарушения ч. 5 ст. 65 Закона о контрактной системе.
3. По позиции 5 "Основные характеристики ЭИЗО" Приложения N1 к Техническому заданию документации Заказчиком установлены, в том числе, следующие требования: рабочая температура ЭИЗО должна быть от -30 до + 40°С.
Согласно инструкции по заполнению заявки, установленной в п. 2.2. ч. 2 документации об аукционе, если Заказчик устанавливает значение показателя "показатели, (характеристики) значения которых не могут изменяться", Участник должен в первой части своей заявки указать значение данного показателя, строго соответствующее заданному Заказчиком значению данного показателя.
Заказчиком установлен показатель (характеристика), значения которого не могут изменяться:
- Управление ЭИЗО с помощью модема с поддержкой 2G/3G/4G и Wi-Fi связи.
- Степень защиты (IP) корпуса панели отображения информации - 65;
- Рабочая температура ЭИЗО должна быть от -30 до + 40°С;
- Высота установки панели отображения информации на стойке, по нижнему краю - 2500 мм.
Из жалобы Заявителя следует, что участнику закупки не ясно, необходимо ли исключать словосочетания "должен", "должна быть" при заполнении заявки или необходимо оставить в неизменном виде.
Заказчиком были даны разъяснения относительно правил заполнения заявки, согласно которым "При заполнении заявки в части указания конкретных характеристик товара участник может указать "Рабочая температура ЭИЗО от -30 до + 40°С" или "Рабочая температура ЭИЗО должна быть от -30 до + 40°С", оба варианта будут считаться соответствующими аукционной документации".
Таким образом, Комиссия УФАС приходит к выводу, что инструкция по заполнению первых частей заявок на участие в аукционе не содержит порядка представления сведений при наличии словосочетаний "должна быть". Следовательно, заполнение заявки в указанной части остается на усмотрение участника закупки.
Таким образом, данный довод не нашел своего подтверждения.
4. В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующим правилом, в том числе, в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
В соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе, документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66указанного Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с ч. 6 ст. 66 Закона о контрактной системе требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе документов и информации, не допускается.
В Технической части документации об аукционе установлены, в том числе, следующие требования к характеристикам товаров"срок службы ЭИЗО не менее 5 лет"; "степень защиты (IP) корпуса панели отображения информации - 65"; "рабочая температура ЭИЗО должна быть от -30 до +40°С"; "расстояние читаемости отображаемой информации не менее 10 м".
Представитель Заказчика на заседании Комиссии УФАС пояснил, что при формировании Технического задания Заказчик самостоятельно определяет параметры и характеристики товаров, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности.
При этом, Заявителем на заседании Комиссии УФАС и в составе жалобы не представлено доказательств, свидетельствующих о том, что Заказчиком в документации об аукционе установлены излишние требования или требования, приводящие к ограничению числа участников закупки.
Таким образом, указанный довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
5. В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе, наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 указанного Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно ч. 9 ст. 83.2 Закона о контрактной системе, контракт может быть заключен не ранее чем через десять дней с даты размещения в единой информационной системе указанных в части 12 статьи 54.7, части 8 статьи 69указанного Федерального закона, части 13 настоящей статьи протоколов, а в случае определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем.
Согласно п. 6.3 ч. 6 документации о проведении аукциона, дата проведения электронного аукциона "29" октября 2018 года.
В соответствии с ч. 19 ст. 68 Закона о контрактной системе, в течение одного часа после размещения на электронной площадке протокола, указанного в части 18 настоящей статьи, оператор электронной площадки обязан направить заказчику указанный протокол и вторые части заявок на участие в таком аукционе, поданных его участниками.
Общий срок рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе не может превышать три рабочих дня с даты размещения на электронной площадке протокола проведения электронного аукциона (ч. 5 ст. 69 Закона о контрактной системе).
Таким образом, государственный контракт по итогам проведения аукциона может быть заключен не ранее 09.11.2018.
Согласно п. 5.2 Технического задания документации, срок выполнения Работ: не позднее 01.12.2018 начиная со следующего дня после даты заключения Контракта.
Вместе с тем, на заседании Комиссии УФАС Заявителем не представлено доказательств, подтверждающих невозможность исполнения государственного контракта в сроки, установленные в документации об аукционе.
Таким образом, Комиссии УФАС не представляется возможным прийти к выводу, что исполнение государственного контракта на условиях документации об аукционе невозможно, в связи с чем довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
6. Комиссией УФАС в соответствии с п. 3.35 Административного регламента принято решение обязательное для исполнения предписание об устранении выявленного нарушения законодательства о контрактной системе не выдавать в связи с отсутствием доказательств того, что выявленное нарушение повлияло на результаты закупки.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 2, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Синертэк" частично обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение ч. 5 ст. 65 Закона о контрактной системе.
3. Обязательное для исполнения предписание об устранении нарушения законодательства о контрактной системе Заказчику, оператору электронной площадки и членам аукционной комиссии не выдавать в связи с отсутствием доказательств того, что выявленное нарушение повлияло на результаты закупки.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 30 октября 2018 г. N 44-4854/18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 01.11.2018