Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
в присутствии представителей:
СПб ГБУК "Межрайонная централизованная библиотечная система им. М.Ю. Лермонтова" (далее - Заявитель):
ООО "Корвет" (далее - Заказчик):
рассмотрев жалобу Заявителя (вх. N 26831-ЭП/18 от 25.10.2018) на действия Заказчика при определении поставщика путем проведения электронного аукциона на изготовление мебели по индивидуальному заказу (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, оператора электронной площадки при размещении заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, в том числе при размещении заказов на энергосервис, для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении аукциона размещено 13.09.2018 на официальном сайте www.zakupki.gov.ru, номер извещения N 0372200269418000082. Начальная (максимальная) цена контракта - 3 039 333, 01 рублей.
В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия Заказчика, по основаниям, изложенным согласно доводам жалобы.
Заказчик считает жалобу необоснованной.
Рассмотрев жалобу, Комиссия УФАС пришла к следующим выводам.
1. В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе,описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Согласно ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе,документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 вышеназванной статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
По товарной позиции N 1 "Стеллаж Тип 7" Заказчиком установлено,в том числе, следующее требование: "Каждая часть третьего составного элемента должна быть укомплектована не мене чем восьми полками, которые должны образовывать восемь ниш".
Вместе с тем, порядок заполнения первых частей заявок не содержит правила, которым необходимо руководствоваться при предоставлении конкретных показателей в случае использования Заказчиком слова "не мене".
Таким образом, в действиях Заказчика установлено нарушение ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе, выразившееся в установлении Заказчиком требований, не позволяющих определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным Заказчиком требованиям.
Следовательно, жалоба в этой части является обоснованной.
2. Кроме того, Заявитель полагает, что исходя из вышеуказанных требований к товарной позиции N 1 технически невозможно образовать восемь ниш восемью или более полками.
Вместе с тем, в нарушение ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе, подателем жалобы не представлено доказательств, подтверждающих утверждение Заявителя о невозможности образования соответствующего количества ниш.
3. В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч.ч. 3 - 6 ст. 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Неустановление Заказчиком надлежащей инструкции по заполнению заявки может привести к возникновению у участников закупок ошибок технического характера при заполнении и формировании своих заявок, что,в свою очередь, может привести к признанию таких заявок не соответствующими установленным Заказчиком требованиям.
Инструкция по заполнению заявок должна беспрепятственно позволять определить участникам закупки и аукционной комиссии Заказчика определить, в отношении каких именно показателей Заказчиком установлены максимальные и (или) минимальные значения, а также порядок их указания участниками закупки в своих заявках (в виде одного значения показателя или диапазона значений показателя); определить, в отношении каких именно показателей Заказчиком установлены значения, которые не могут изменяться, и соответственно подлежат указанию участниками закупки в своих заявках без каких-либо изменений.
В соответствии с ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе,первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать:
1) согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);
2) при осуществлении закупки товара или закупки работы, услуги, для выполнения, оказания которых используется товар:
а) наименование страны происхождения товара (в случае установления заказчиком в извещении о проведении электронного аукциона, документации об электронном аукционе условий, запретов, ограничений допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона);
б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.
На заседании Комиссии УФАС установлено, что документация содержит инструкцию по заполнению заявки, которая, в свою очередь, содержит порядок, в отношении каких именно показателей Заказчиком установлены максимальные и (или) минимальные значения, значения, которые не могут изменяться, и для которых установлены выборочные значения, а также порядок их указания участниками закупки в своих заявках.
Согласно аукционной документации, Заказчиком при описании товарной позиции N 1 "Стеллаж Тип N 7" установлены следующие требования, в том числе, "Материал сохраняет эластичные свойства в интервале температур от минус 15 °C до плюс 100 °C".
В соответствии с инструкцией по заполнению первой части заявки, в случае одновременного установления минимального и максимального значения показателя, с использованием предлогов: "от" и "до", участнику следует указать конкретное значение показателя, при этом значение показателя, сопровождаемое предлогом "от", должно учитываться в сторону увеличения, исключая пограничный показатель, а значение показателя, сопровождаемое предлогом "до", должно учитываться в сторону уменьшения, исключая пограничный показатель. Конкретное значение не должно сопровождаться указанными предлогами.
При этом, по мнению Заявителя, указанное правило по заполнению заявки создает неоднозначность в восприятии данного положения инструкции и вводит участников закупки в заблуждение при заполнении заявки, поскольку из положений инструкции следует, что необходимо предоставить конкретное единичное значение, однако из буквального восприятия требований к предоставлению данного показателя, а также из сложившейся практики и требований нормативных документов, необходимо предоставить диапазонное значение.
Вместе с тем, Комиссия УФАС приходит к выводу о необоснованности данного довода жалобы, поскольку участником электронного аукциона в таком случае сведения могут заполняться по собственному усмотрению, в связи с тем, что вышеуказанное положение инструкции не устанавливает запретов на указание участниками закупки как диапазонного значения показателя, так и конкретного значения.
Таким образом, оспариваемая инструкция по заполнению первой части заявки не препятствует участию в аукционе, не предрешает исхода закупки, не создает преимуществ конкретному лицу.
На основании изложенного, Комиссия УФАС приходит к выводу, что данный довод жалобы является необоснованным.
4. В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В силу ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать:
1) согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);
2) при осуществлении закупки товара или закупки работы, услуги, для выполнения, оказания которых используется товар:
а) наименование страны происхождения товара (в случае установления заказчиком в извещении о проведении электронного аукциона, документации об электронном аукционе условий, запретов, ограничений допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона);
б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.
В силу ч. 6 ст. 66 закона о контрактной системе, требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 указанной статьи документов и информации, не допускается.
Вместе с тем, Заказчиком при описании позиции N 4"Зона индивидуальной работы Тип N1" установлены следующие требования:
"_Фанера должна быть влагостойкой ФСФ, калиброванной, шлифованной, экологически безопасной (класс Е1), произведенной в строгом соответствии с ГОСТ 3916.1-96, поверхности которой не содержат сучков, лишь изредка незначительное количество заделок из шпона того же цвета. Сорт фанеры должен быть 1/2 или 2/2 Ш2. На стадии производства каждый лист должен проходить шлифовку с двух сторон, за счет этого продукция отличается гладкостью, устойчивостью к ряду незначительных механических повреждений, в т.ч. царапин. В качестве клея для шпона должна использоваться экологически безопасная смола класса Е1, что позволит эксплуатировать калиброванную фанеру в местах с повышенной влажностью, не переживая, что в скором времени произойдет расслоение или разбухание листов. Материал должен быть прочным, способным выдержать некоторые нагрузки без намека на деформацию или повреждение шпона. Фанера должна быть покрыта износоустойчивым матовым водным лаком со степенью глянца в 20 %. Щели и сучки в фанере должны быть зашпаклеваны водными шпаклевками тона совпадающим с тоном фанеры. Покраска должна производиться в два слоя, перед покраской фанеру необходимо отшлифовать. Кромки фанерного листа должны образовывать исключительно прямые углы с максимальным отклонением не более 2 мм на погонный метр длины кромки. Максимально допустимое отклонение от прямой линии в каждой отдельной кромке не должно превышать тех же значений. Все края щита по периметру должны быть отшлифованы и окрашены износоустойчивым матовым водным лаком со степенью глянца в 20 %. Лицевая сторона практически не должна иметь дефектов, допускаются частично сросшиеся, несросшиеся, выпадающие сучки, отверстия от них, червоточина диаметром не более 6 мм.в количестве 3 шт. на 1 м, допускается также не более 5 здоровых сросшихся сучков на 1 м
диаметром до 15 мм. и незначительные коричневые прожилки_".
Таким образом, участник закупки в силу положений документации обязан в первой части заявки указать значения показателей характеристики указанной позиции, соответствующие вышеприведённым требованиям.
При этом, ряд значений показателей в силу действующих государственных стандартов определяются путем проведения соответствующих испытаний (например, степень глянца и др.)
Учитывая изложенное, Комиссия УФАС приходит к выводу о том, что Заказчиком неправомерно установлены требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в аукционе помимо конкретных показателей товаров, необходимых к поставке, непредусмотренные ч. 6 ст. 66 Закона о контрактной системе конкретные показатели результатов испытаний таких товаров.
Указанные требования приводят к ограничению количества участников закупки, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки при заполнении заявки иметь в наличии товар, предлагаемый к поставке, для представления подробных сведений компонентного состава, а также результате испытаний таких товаров (в настоящем решении содержатся примеры, указание которых не является исчерпывающим).
Таким образом, действия Заказчика, установившего в документации об аукционе избыточное требования к описанию участниками закупки товаров, нарушают ч.6 ст. 66 Закона о контрактной системе.
5. Вместе с тем, на заседание Комиссии УФАС Заявитель не представил в составе своей жалобы сведений или документов, подтверждающих нарушение прав и законных интересов участника закупки ООО "Корвет"" действиями Заказчика.
На основании изложенного, Комиссией УФАС в соответствии с п. 3.35 Административного регламента принято решение обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушенийзаконодательства о контрактной системе не выдавать в связи с отсутствием доказательств того, что выявленные нарушения повлияли на результаты закупки.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 2, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Корвет" частично обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения ч. 2 ст. 33, ч. 6 ст. 66 Закона о контрактной системе.
3. Обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе Заказчику, оператору электронной площадки и членам аукционной комиссии не выдавать в связи с отсутствием доказательств того, что выявленные нарушения повлияли на результаты закупки.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 1 ноября 2018 г. N 44-4883/18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 02.11.2018