Резолютивная часть оглашена
24.10.2018 г. г. Самара
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (Самарское УФАС России) по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Самарского УФАС) в составе:
рассмотрев в порядке, установленном статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе в сфере закупок), Административным регламентом по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд утвержденным Приказом ФАС России от 19 ноября 2014 г. N 727/14, жалобу ООО "ОПТ-СНАБ" на положения аукционной документации при проведении электронного аукциона по ремонту зала хореографии и утепление фасада здания МБУ ДО Сергиевская детская школа искусств муниципального района Сергиевский, расположенной по адресу: с. Сергиевск, ул. Гарина-Михайловского, д.25 (извещение N 0142300040818000197, начальная (максимальная) цена контракта - 2 600 000,00 руб.)
в присутствии представителей:
УСТАНОВИЛА:
В Самарское УФАС России поступила жалоба ООО "ОПТ-СНАБ" на положения аукционной документации при проведении электронного аукциона по ремонту зала хореографии и утепление фасада здания МБУ ДО Сергиевская детская школа искусств муниципального района Сергиевский, расположенной по адресу: с. Сергиевск, ул. Гарина-Михайловского, д.25 (извещение N 0142300040818000197, начальная (максимальная) цена контракта - 2 600 000,00 руб.)
Согласно доводам жалобы ООО "ОПТ-СНАБ" следует:
- Заказчиком в документации закупки установлена инструкция ненадлежащим образом;
- Заказчиком установлены излишне многочисленные требуемые характеристики, требования к показателям товаров, значения которых становятся известными лишь при испытании определенной партии товара.
Заявитель просит признать жалобу обоснованной, выдать предписание об устранении выявленных нарушений законодательства, дать оценку правомерности действий Заказчика.
Представитель Заказчика против довода Заявителя возражал, просил в удовлетворении жалобы отказать, представил письменные пояснения.
Изучив материалы жалобы, письменные пояснения, документацию об электронном аукционе, протоколы, заявки участников, проведя в соответствии с ч.15 ст.99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку, Комиссия Самарского УФАС России установила следующее.
Согласно п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе в сфере закупок описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с п.2 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе, Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
В соответствии с п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае непредставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, или предоставления недостоверной информации, несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, требованиям документации о таком аукционе.
Согласно ч.2 ст.83.2 Закона о контрактной системе определено, что в течение пяти дней с даты размещения в единой информационной системе указанных в части 12 статьи 54.7, части 8 статьи 69, части 8 статьи 82.4, части 23 статьи 83.1 настоящего Федерального закона протоколов заказчик размещает в единой информационной системе и на электронной площадке с использованием единой информационной системы без своей подписи проект контракта, который составляется путем включения в проект контракта, прилагаемый к документации или извещению о закупке, цены контракта, предложенной участником закупки, с которым заключается контракт, либо предложения о цене за право заключения контракта в случае, предусмотренном частью 23 статьи 68 настоящего Федерального закона, информации о товаре (товарном знаке и (или) конкретных показателях товара), информации, предусмотренной пунктом 2 части 4 статьи 54.4, пунктом 7 части 9 статьи 83.1 настоящего Федерального закона, указанных в заявке, окончательном предложении участника электронной процедуры.
Положение указанной статьи обязывает участника закупки при исполнении контракта применить материалы с теми характеристиками, которые были указаны на этапе подачи заявок.
Таким образом, участнику закупки необходимо либо приобрести все требуемые материалы и провести в отношении них испытаний для определения таких значений до подачи заявок, либо нести риски того, что при исполнении контракта будут применяться материалы с показателями, отличными от указанных в контракте, что будет являться основанием для привлечения его к гражданско-правовой ответственности.
В Письме ФАС России от 1 июля 2016 г. N ИА/44536/16 "Об установлении заказчиком требований к составу, инструкции по заполнению заявки на участие в закупке" указано следующее: "При установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке".
В п.8 Заказчик установил следующие требования: Раствор. Водоудерживающая способность должна быть не менее 90%. Расслаиваемость свежеприготовленных смесей не должна быть более 10%. Содержание золы - уноса не более 20% массы цемента. Норма подвижности по погружению конуса, см до 14.
В соответствии с инструкцией по подготовке заявки на участие в электронном аукционе:
При описании товара, который участник размещения заказ предлагает использовать при производстве работ, оказании услуг необходимо указывать полный перечень конкретных показателей каждого товара, соответствующих положениям документации об электронном аукционе. Конкретными показателями товара, соответствующими значениям, установленным документацией об аукционе в электронной форме, являются: указание участником конкретных характеристик (в том числе цветовых), физических величин, или их числовые значения, при этом не допускается указание диапазонов значений, если иное прямо не предусмотрено требованиями настоящей Инструкции, документации об электронном аукционе, участник обязан указать показатель без использования терминов "не менее", "не юолее", "не выше", "не ниже", "в границах", "от", "до", или им подобные, знаков ">", "", "<", "" или им подобные, при этом такие сведения должны соответствовать требованиям, установленным настоящей документацией, ГОСТ и иными нормативными документами, если иное прямо не предусмотрено настоящей документацией. Если в техническом задании значение показателя технического или функционального параметра отмечено "*", то данное значение должно быть указано участником размещения заказа в диапазоне (не конкретизуется).
В случае если требуемое значение показателя сопровождается словами "до", "не менее", "не более", "не выше", "не уже", "в границах", "в пределах" или им подобными, знаками "", "", "-" необходимо указать конкретное значение показателя включая граничные значения, за исключением условной вязкости, времени высыхания, отвердевания, значения которых должны быть указаны в диапазоне или без изменения; словами "от", "менее", "более", "уже", "шире" или им подобными, знаками ">", "<" указать конкретное значение показателя не включая граничные значения. В случае если указано несколько наименований (характеристик), разделенных знаками ",", "/", союзом "и" следует указать все характеристики из перечисленных. В случае если указаны знак ";", союз "или" участник должен выбрать один товар и/или его конкретную характеристику.
Указанные требования Инструкции не могут быть исполнены в силу химико-физической природы отдельных материалов и их непостоянства. Требования их конкретизации в заявках участников закупки провоцируют последних на предоставление недостоверных сведений в отношении материалов, что является самостоятельным основанием к отказу в допуске в силу части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе.
Таким образом, Заказчиком в аукционной документации установлена Инструкция, требующая конкретизации характеристик материалов, которые не могут быть конкретизированы на этапе подачи заявок и исполнении контракта. В документации закупки отсутствует надлежащая Инструкция по указанию характеристик материалов.
Комиссия Самарского УФАС России приходит к выводу о наличии в действиях Заказчика признаков административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 Кодекса об административных правонарушениях.
На участие в закупке подано 8 заявок.
Установлено, что указанное нарушение не повлияло на результаты закупки, в связи с чем Комиссией Самарского УФАС России принято решение не выдавать предписание об устранении допущенных нарушений.
Руководствуясь ч.8 ст.106 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия Самарского УФАС России
РЕШИЛА:
1.Признать жалобу ООО "ОПТ-СНАБ" частично-обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе.
3. Передать материалы жалобы для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении по ч.4.2 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области от 24 октября 2018 г. N 1367-12331-18/4
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 30.10.2018