Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее по тексту решения - Комиссия Мурманского УФАС России) в составе:
Заместителя председателя Комиссии Мурманского УФАС России: Ворониной К.Ф. - начальника отдела контроля торгов Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области,
Членов Комиссии Мурманского УФАС России:
Фирсовой Н.М. - главного специалиста-эксперта отдела контроля торгов Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области,
Клименковой А.В. - специалиста-эксперта отдела контроля торгов Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области,
при участии представителей:
Комитета государственных закупок Мурманской области - Первухиной Ю.В. (по доверенности),
Государственного областного бюджетного учреждения здравоохранения "Мурманский областной клинический многопрофильный центр" (до 01.10.2018 Государственное областное бюджетное учреждение здравоохранения "Мурманская городская клиническая больница скорой медицинской помощи") - Ионкиной А.Г. (по доверенности),
без участия общества с ограниченной ответственностью "МедСервис", уведомленного о времени и месте рассмотрения жалобы должным образом,
рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью "МедСервис" (далее по тексту решения - ООО "МедСервис", Общество, Заявитель) на положения аукционной документации заказчика - Государственное областное бюджетное учреждение здравоохранения "Мурманская городская клиническая больница скорой медицинской помощи" (далее по тексту решения - Заказчик) при проведении электронного аукциона "поставка реагентов для исследования репродуктивной функции организма на анализаторе иммунохимическом модульном ARCHITECT I2000 SR ПРОИЗВОДИТЕЛЬ "ЭББОТТ ЛЭБОРАТОРИЗ" (США) находящегося в эксплуатации ГОБУЗ МГКБСМП", номер закупки: 0149200002318004118 (далее - Электронный аукцион), в соответствии со статьёй 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту решения - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области 17 октября 2018 года обратилось ООО "МедСервис" с жалобой на действия Заказчика при проведении Электронного аукциона.
Из существа поступившей жалобы следует, что аукционная документация содержит нарушения положений законодательства о контрактной системе.
Так Заявитель указывает, что в разделе 6. Проект контракта в пункте 6 "Порядок и сроки поставки товара": определено, что "Поставка товара осуществляется в течение 10 (десяти) календарных дней с даты подачи заявки Заказчиками, переданной посредством факсимильного или электронного сообщения". По мнению Общества, установленное Заказчиком требование о сроке поставки - 10 календарных дней с момента получения заявки, является неразумным и неисполнимым и может привести к ограничению или устранению конкуренции при проведении торгов.
Также в проекте контракта не указана периодичность подачи заявок Заказчиком. По мнению ООО "МедСервис", отсутствие указанной периодичности заявок Заказчика, ведет к невозможности достоверного определения необходимого к поставке количества товара. Кроме того, Заявитель полагает, что установлено незаконное требование к поставщику - наличие склада.
Общество считает, что в действиях Заказчика присутствуют признаки нарушения части 2 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Заявитель просит признать жалобу обоснованной, выдать предписание об устранении допущенных нарушений.
В соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства РФ от 26.08.2013 N 728 "Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации", Федеральная антимонопольная служба определена федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Заседание Комиссии Мурманского УФАС России начато в 15 часов 00 минут 23 октября 2018 года и проведено в соответствии с требованиями статьи 106 Закона о контрактной системе. В ходе заседания Комиссии Мурманского УФАС России осуществлено ведение аудиозаписи.
Комиссия Мурманского УФАС России, изучив доводы Заявителя, возражения Заказчика, исследовав представленные сторонами документы, приходит к следующим выводам.
Из существа дела следует, что 01.10.2018 в единой информационной системе в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru размещены извещение о проведении Электронного аукциона, а также аукционная документация.
Организация, осуществляющая размещение: Комитет государственных закупок Мурманской области.
Заказчик: Государственное областное бюджетное учреждение здравоохранения "Мурманская городская клиническая больница скорой медицинской помощи".
Наименование объекта закупки: поставка реагентов для исследования репродуктивной функции организма на анализаторе иммунохимическом модульном ARCHITECT I2000 SR ПРОИЗВОДИТЕЛЬ "ЭББОТТ ЛЭБОРАТОРИЗ" (США) находящегося в эксплуатации ГОБУЗ МГКБСМП.
Начальная (максимальная) цена контракта: 4 140 426.39 руб.
В соответствии с настоящим Федеральным законом заказчиками осуществляются закупки для обеспечения федеральных нужд, нужд субъектов Российской Федерации и муниципальных нужд, а именно для:
1) достижения целей и реализации мероприятий, предусмотренных государственными программами Российской Федерации (в том числе федеральными целевыми программами, иными документами стратегического и программно-целевого планирования Российской Федерации), государственными программами субъектов Российской Федерации (в том числе региональными целевыми программами, иными документами стратегического и программно-целевого планирования субъектов Российской Федерации), муниципальными программами;
2) исполнения международных обязательств Российской Федерации, реализации межгосударственных целевых программ, участником которых является Российская Федерация, за исключением исполняемых в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи государственных программ;
3) выполнения функций и полномочий государственных органов Российской Федерации, органов управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, государственных органов субъектов Российской Федерации, органов управления территориальными внебюджетными фондами, муниципальных органов, за исключением выполняемых в соответствии с пунктами 1 и 2 настоящей статьи функций и полномочий.
Определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) путем проведения аукционов регламентировано параграфом 2 Закона о контрактной системе.
Содержание документации об электронном аукционе определено статьей 64 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Требования к техническим, функциональным характеристикам и эксплуатационным характеристикам (потребительским свойствам) товара (работ, услуг), к размерам товара, используемым при выполнении работ (оказании услуг) указаны в пункте 3.1 раздела 3 аукционной документации.
Согласно подпункту 3.2.5 пункта 3.2 раздела 3 аукционной документации весь товар, поставляемый в рамках заключенного гражданско-правового договора должен отвечать требованиям совместимости с имеющимся у Заказчика оборудованием (анализатор иммунохимического модульного ARCHITECT I2000 SR ПРОИЗВОДИТЕЛЬ "ЭББОТТ ЛЭБОРАТОРИЗ" (США)). Расходные материалы должны быть полностью совместимы с такими же расходными материалами, имеющимися у Заказчика, процессе замены не должны требовать перенастройки оборудования и нарушать технологический процесс в течение рабочего дня.
Частью 4 статьи 64 Закона о контрактной системе определено, что к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
Согласно части 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
Порядок и сроки поставки товара установлен в пункте 6 проекта контракта (раздел 6 аукционной документации), который является неотъемлемой частью этой документации.
Как указано в подпункте 6.1 пункта 6 проекта контракта поставка товара осуществляется в течение 10 (десяти) календарных дней с даты подачи заявки Заказчиками, переданной посредством факсимильного или электронного сообщения. Не заявленный товар не поставляется и не оплачивается. Поставка включает в себя доставку, разгрузку в месте доставки силами Поставщика.
В соответствии с подпунктом 6.2 проекта контракта период поставки - 2018-2019 год (с даты заключения договора до 30.11.2019 включительно).
Согласно письменным пояснениям Заказчика требование к поставе товара в количестве 10 (десяти) календарных дней с даты подачи заявки Заказчиками обусловлено:
- необходимостью непрерывного обеспечения работы отдела централизованных лабораторных исследований, во исполнение Федерального закона РФ от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (статья 11);
- существующими регламентами взаимодействия учреждений здравоохранения для обеспечения эффективного исполнения Приказа МЗ Мурманской области от 31.12.2014 N 701 "О проведении централизованных лабораторных и патологоанатомических исследований" с учетом сроков и объемов лабораторных исследований, определяемых стандартами оказания медицинской помощи;
- спецификой условий хранения реагентов (температурный режим) и количеством специализированного оборудования для обеспечения данных условий у Заказчика.
- сведениями, полученными в ходе анализа рынка данного товара и формирования обоснования начально-максимальной цены с учетом финансовых и коммерческих условий поставки.
Комиссия Мурманского УФАС России пришла к выводу, что в рассмотренном деле указание Заказчиком на необходимость поставки товара в количестве 10 (десяти) календарных дней и отсутствие периодичности подачи заявок Заказчиком обусловлено спецификой работы отдела лабораторных исследований. Учитывая, что закупка осуществляется на период поставки товара с 2018 года по 30.11.2019, Заказчик не может доподлинно знать в какой период времени какое количество реагентов ему может понадобиться.
Таким образом, медицинским учреждением в аукционной документации установлены требования к поставке товара с учётом собственных потребностей и исходя из специфики осуществляемого вида деятельности.
В запросе ценовой информации в адрес 5ти потенциальным поставщикам, представленном Заказчиком, были указаны сроки поставки товара - в количестве 10 (десяти) календарных дней с даты подачи заявки Заказчиками. Согласно расчету НМЦК три потенциальных участника закупки были согласны с условиями поставки товара.
Необходимо отметить, что установленные правила описания объекта закупки обязывают заказчиков описывать объект закупки таким образом, чтобы это не только позволяло участвовать в закупке потенциальным поставщикам товара, но и позволило самому заказчику приобрести товар, который будет соответствовать заявленным характеристикам и удовлетворять его потребностям для осуществления деятельности.
Отсутствие у Заявителя возможности поставки товара с требуемыми Заказчику сроками не может свидетельствовать о том, что заказчик ограничил число участников закупки.
Следует отметить, что в силу статьи 6 Закона о контрактной системе к числу основных принципов контрактной системы относятся принцип ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд и принцип эффективности осуществления закупки (эффективного использования источников финансирования), который должен соблюдаться наряду с принципом обеспечения конкуренции.
Возможное сужение круга участников закупки с одновременным повышением эффективности использования финансирования (обеспечением его экономии), исходя из положений пункта 1 статьи 1 Закона о контрактной системе, не может само по себе рассматриваться в качестве нарушения требований Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", в частности требований статьи 17 законодательства о защите конкуренции.
В рассматриваемом деле антимонопольным органом не выявлено доказательств, а также самим Заявителем не представлено доказательств того, что сформулированные Заказчиком требования к объекту закупки привели к необоснованному ограничению количества участников аукциона.
Довод Общества о том, что Заказчик устанавливает требование к поставщику - наличие собственного склада для товара, несостоятелен в виду того, что ни в извещении о проведении Электронного аукциона, ни в техническом задании, ни в проекте контракта не содержится такое требование к участникам закупки.
Комиссия Мурманского УФАС России, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, статьёй 106 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
1. Жалобу общества с ограниченной ответственностью "МедСервис" на положения аукционной документации заказчика - Государственное областное бюджетное учреждение здравоохранения "Мурманская городская клиническая больница скорой медицинской помощи" при проведении электронного аукциона "поставка реагентов для исследования репродуктивной функции организма на анализаторе иммунохимическом модульном ARCHITECT I2000 SR ПРОИЗВОДИТЕЛЬ "ЭББОТТ ЛЭБОРАТОРИЗ" (США) находящегося в эксплуатации ГОБУЗ МГКБСМП", номер закупки: 0149200002318004118 признать необоснованной.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня его принятия.
Заместитель председателя комиссии
Мурманского УФАС России: К.Ф. Воронина
Члены комиссии
Мурманского УФАС России: Н.М. Фирсова
А.В. Клименкова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области от 23 октября 2018 г. N 06-10/18-271
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.10.2018