Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия),
рассмотрев жалобу ООО "Круст" (далее - Заявитель) на действия Заказчика при проведении электронного аукциона на поставку оборудования для слабовидящих и слепых инвалидов (Портативный тактильный дисплей Брайля на 80 знаков) (изв. N 0356200011218000001),
УСТАНОВИЛА:
Согласно извещению N 0356200011218000001 Заказчиком проводился электронный аукцион на поставку оборудования для слабовидящих и слепых инвалидов (Портативный тактильный дисплей Брайля на 80 знаков).
Заявитель полагает, что нормы Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках), нарушены действиями Заказчика.
В ходе рассмотрения жалобы и в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч.3 ст. 99 Закона о закупках, в соответствии "Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, установлено следующее.
В соответствии с п.1 ч.1 ст.64 Закона о закупках, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В п.1 ч.1 ст.33 Закона о закупках установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчик.
В соответствии с ч.2 ст.33 Закона о закупках, документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Частью 3 ст. 33 Закона о закупках установлено, что не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования кделовой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
Комиссия отмечает, что потребность Заказчика является определяющим фактором при формировании объекта закупки. Таким образом, заказчик самостоятельно определяет функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки исходя из собственных нужд. Вместе с тем, данные требования не должны приводить к ограничению количества участников закупки.
Согласно п. 2 раздела 4 информационной карты аукционной документации подробное описание объекта закупки указано в Приложении 2 "Техническое задание (Спецификация)".
Так, Заказчику требуется портативный тактильный дисплей Брайля на 80 знаков (дисплей Брайля с расширенными возможностями, 80 обновляемых ячеек).
Заявитель полагает, что совокупности установленных Заказчиком требований к товару (к примеру, в части требований к беспроводной технологии BluetoothR, к оснащению 8-клавишной клавиатурой в стиле Перкинс с двумя дополнительными клавишами SHIFT, к тому, что устройство готово к работе с iOS устройствами Apple, о том, что при использовании программного обеспечения JAWS, устройство поддерживает режим BrailleStudy - интерактивный инструмент для преподавания и изученияБрайля и др.) соответствует товарединственного производителя, а именно дисплей Брайля Focus 80 Blue производства FreedomScientific, Inc.
Представитель Заказчика пояснили, что спорные требования к товару обусловлены потребностью Заказчика. В частности, условие о беспроводной технологии Bluetooth, о готовности к работе с iOS обусловлено тем, что Заказчик начал работу по обучению незрячих людей работе с сенсорными устройствами (в частности, в устройствах от компании Apple, (iPhone, iPat, iPodTouch), имеется программа экранного доступа "Voiceover", которая обеспечивает полноценную невизуальную доступность перечисленных устройств для незрячих людей. Однако, данная программа работает исключительно с дисплеями Брайля оснащенными технологией Bluetooth).
Также представитель Заказчика пояснил, что при исключении требования к оснащению 8-клавишной клавиатурой полностью исключается возможность ввода, что ограничивает функционал устройства фактически наполовину, так как пользователь лишается возможности ввода информации с помощью дисплея Брайля, что неприемлемо, т.к. пользователь должен иметь возможность не только считывать информацию с дисплея, но и вводить её. Кроме того, у Заказчика отсутствуют специалисты для проведения обучения на иных клавиатурах.
В части требования о режиме "BrailleStudy" представитель Заказчика пояснил, что с 2003 года Заказчик занимается обучением незрячих пользователей работе на компьютере с помощью программы экранного доступа Jaws для Windows. Для синхронизации приобретаемого оборудования и имеющегося программного обеспечения в техническое задание было включено требование "При использовании программного обеспечения JAWS, устройство поддерживает режим BrailleStudy". Иное программное обеспечение у Заказчика отсутствует, равно как и специалисты для обучения слепых на базе иного программного обеспечения.
Вместе с тем, факт того, что совокупности требований соответствует товар единственного производителя, представителем Заказчика не оспаривался.
Комиссия пришла к выводу, что совокупность изложенных Заказчиком доводов не является достаточным основанием для признания спорных характеристикзаконными и обоснованными.
Таким образом, Комиссия, не оспаривая право Заказчика устанавливать показатели в соответствии со своими потребностями, отмечает, что параметры, установленные в документации о закупке, как указано выше, не должны приводить к ограничению количества участников закупки.
В данном случае, исполнением требований Закона о закупках, должно являться наличие на рынке как минимум двух производителей, товар которых соответствует всем требованиям, обозначенным в аукционной документации.
Аналогичная позиция содержится в п. 2"Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017 г.).
Частью 2 ст. 8 Закона о закупках предусмотрено, что конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Исследовав аукционную документацию, в частности, Техническое задание, оценив все представленные доказательства, Комиссия пришла к выводу о наличии в действиях Заказчиканарушений требованийп.1 ч.1ст.64Законаозакупках. Доказательств, подтверждающих обратное, не представлено.
В указанных действиях Заказчика содержатся признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч.4.1 ст.7.30 КоАП РФ.
На основании статей 99, 106 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия,
РЕШИЛА:
1.Признать жалобу ООО "Круст" на действия Заказчика при проведении электронного аукциона на поставку оборудования для слабовидящих и слепых инвалидов (Портативный тактильный дисплей Брайля на 80 знаков) (изв. N 0356200011218000001) обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчиканарушение п.1 ч.1 ст.64 Закона о закупках, выявленное в ходе рассмотрения жалобы.
3. В целях устранения выявленных нарушений Заказчику, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки выдать предписание.
4. Материалы жалобы передать должностному лицу Пермского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении должностных лиц Заказчиказа допущенное нарушение требований Закона о закупках к административной ответственности.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 23 октября 2018 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 31.10.2018