Комиссия Красноярского УФАС России по контролю в сфере размещения закупок в составе: председателя комиссии - О.П. Харченко, заместителя руководителя управления, членов Комиссии - А.В. Меньшиковой, старшего государственного инспектора, А.А. Кирилловой, старшего государственного инспектора, рассмотрев жалобу ООО "Контракт" на действия заказчика - ГУ-Красноярское РО Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - заказчик), при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона "На поставку в 2018 году пострадавшим вследствие несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний с ограниченными физическими возможностями специальных транспортных средств с автоматической коробкой переключения передач, оборудованных ручным управлением различной модификации", на электронной площадке ООО "РТС-тендер", закупка N 0219100000118000172 (далее - электронный аукцион, закупка) установила следующее:
В адрес Красноярского УФАС России поступила жалоба ООО "Контракт" на действия заказчика при проведении электронного аукциона (далее - жалоба).
Жалоба была подана в Красноярское УФАС России в срок, установленный частью 4 статьи 105 Закона о контрактной системе, соответствовала требованиям частей 8, 9, 10 статьи 105 указанного закона, в связи с чем была принята к рассмотрению по существу.
Красноярским УФАС России в адрес заказчика, подателя жалобы, оператора электронной площадки было направлено уведомление о содержании жалобы и сообщение о месте и времени ее рассмотрения. В соответствии с частью 26 статьи 99, частями 3,5 статьи 106 Закона о контрактной системе, пунктом 3.32, Административного регламента, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 заказчику по запросу Красноярского УФАС необходимо было представить в адрес Красноярского УФАС России следующие документы и сведения, необходимые для рассмотрения жалобы и проведения внеплановой проверки: письменные пояснения по доводам, изложенным в жалобе, документ, подтверждающий утверждение аукционной документации.
Существо жалобы: составление документации о проведении электронного аукциона с нарушением требований действующего законодательства.
На заседании комиссии по рассмотрению жалобы по существу присутствовал представитель заказчика Казанцев Е.Б. (доверенность N 20 от 09.01.2018).
Податель жалобы уведомленный о времени и месте рассмотрения жалобы своего представителя не направил.
Из содержания жалобы следует, что, при формировании аукционной документации заказчиком были допущены следующие нарушения законодательства о контрактной системе:
1. Заказчик устанавливает дату окончания срока подачи заявок с нарушением требований статьи 63 Закона о контрактной системе.
2. Заказчик устанавливает дату окончания предоставления разъяснений в диссонанс с требованиями статьи 65 Закона о контрактной системе.
3. Проект контракта является неотъемлемой частью аукционной документации и составлен с нарушениями требований статьи 34 Закона о контрактной системе.
В адрес Красноярского УФАС России поступили письменные пояснения заказчика, из которых следует, что заказчик не согласен с доводами, изложенными в жалобе, считая аукционную документацию соответствующей требованиям законодательства.
Рассмотрев существо жалобы, документы и сведения, представленные сторонами и размещенные на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (далее - ЕИС), проведя внеплановую проверку определения поставщика (подрядчика, исполнителя) на предмет соответствия требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, Комиссия установила следующие обстоятельства.
В связи с возникшей потребностью заказчиком были совершены действия по определению поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на поставку в 2018 году пострадавшим вследствие несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний с ограниченными физическими возможностями специальных транспортных средств с автоматической коробкой переключения передач, оборудованных ручным управлением различной модификации, закупка N 0219100000118000172.
Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в том числе в части планирования закупок товаров, работ, услуг, а также определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются предметом правового регулирования Закона о контрактной системе (пункты 1, 2 части 1 статьи 1).
Согласно пункту 1 части 1 статьи 63 Закона о контрактной системе извещение о проведении электронного аукциона размещается заказчиком в единой информационной системе.
Предметом данной закупки является поставка специальных транспортных средств с автоматической коробкой переключения передач, оборудованных ручным управлением различной модификации. Начальная (максимальная) цена составляет 16 709 000,00 руб.
В пункте 3 части 1 статьи 63 Закона о контрактной системе указано, что в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает три миллиона рублей, заказчик размещает в единой информационной системе извещение о проведении электронного аукциона не менее чем за пятнадцать дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Согласно статье 191 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которым определено его начало. В пункте 1 статьи 194 ГК РФ сказано, что если срок установлен для совершения какого-либо действия, оно может быть выполнено до двадцати четырех часов последнего дня срока.
Как установлено комиссией по рассмотрению жалобы, извещение о проведении закупки размещено, в единой информационной системе http://zakupki.gov.ru 16.05.2018. Заказчиком указана дата и время окончания сроку подачи 31.05.2018 09:00, что не соответствует требованиям статьи 63 Закона о контрактной системе и ГК РФ так как пятнадцатый день выпадает на 31.05.2018.
Ввиду изложенного, Комиссия приходит к выводу, что указанный довод жалобы является обоснованным, и заказчик при указании даты окончания срока подачи заявок сократил пятнадцати дневной срок, что нарушает требования пункта 3 части 1 статьи 63 Закона о контрактной. Таким образом, указанные действия заказчика нарушают часть 3 статьи 63 Закона о контрактной системе и содержат состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.30 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.
При этом Комиссия обращает внимание на то, что в соответствии с положениями статьей 64, 66 Закона о контрактной системе заявка на участие в электронном аукционе подается участниками в соответствии с положениями документации о проведении электронного аукциона.
Согласно положениям статей 67, 69 Закона о контрактной системе заявки на участие в электронном аукционе рассматриваются на соответствие требованиям документации о проведении электронного аукциона.
Таким образом, нарушение заказчиком требований Закона о контрактной системе при формировании извещения о проведении электронного аукциона и условий проекта контракта, не влияет и не может влиять на результат определения поставщика (подрядчика, исполнителя). Доказательства обратного Комиссии представлены не были.
Кроме того, доказательства того факта, что податель жалобы имел намерение принять участие в электронном аукционе, для чего ему не хватило одного дня, у Комиссии отсутствуют, ввиду чего Комиссия приходит к выводу, что выявленное нарушение не повлияло на результат определения подрядчика, вследствие чего необходимость в выдачи предписания об его устранении отсутствует.
По второй довод жалобы комиссия Красноярского УФАС России также считает обоснованным в виду следующего.
Проанализировав аукционную документацию, Комиссия установила, что заказчик определил, что датой начала предоставления разъяснений является 15 мая 2018 года, а датой окончания - 27 мая 2018 года.
Однако, в соответствии с частями 3,4 статьи 65 Закона о контрактной системе установлено, что любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику. В течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее, чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Из изложенного следует, что участник может направить указанный выше запрос не позднее, чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе, а заказчик должен разместить в ЕИС ответ не позднее, чем через два дня, после поступления такого запроса. Ввиду чего датой окончания предоставления разъяснений будет являться дата не позднее, чем через два дня, после крайнего дня, в который участники закупки правомочны направить такой запрос.
Таким образом, учитывая, что заказчиком установлено, что датой окончания подачи заявок является 31.05.2018, то Комиссия приходит к выводу, что указанный довод жалобы является обоснованным и заказчик не руководствовался требованиями части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе при определении положений аукционной документации в части установления срока предоставления разъяснений положений аукционной документации. Комиссия также отмечает, что вышеуказанные нарушения, допущенные заказчиком при утверждении аукционной документации, содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Однако, Комиссией не установлено, что указанное нарушение не позволило кому-либо подать заявку на участие в электронном аукционе, в том числе подателю жалобы, ввиду чего Комиссия приходит к выводу, что выявленное нарушение не повлияло на результат определения подрядчика, вследствие чего необходимость в выдачи предписания об его устранении отсутствует.
По доводам жалобы о составлении проекта контракта в нарушении требований статьи 34 Закона о контрактной системе комиссия установила следующее.
Согласно частям 1, 2 статьи 34 Закона о контрактной системе, контракт заключается на условиях, предусмотренных Извещением об осуществлении закупки, Документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт. При этом положениями статьи 95 Закона не предусмотрена возможность внесения в контракт изменений в части срока действия контракта и срока исполнения обязательств по контракту при его заключении, даже если к моменту заключения контракта указанные сроки уже истекли.
В соответствии с частью 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки. В случае, если контракт заключается с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица, в контракт включается обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта.
Из анализа данной номы следует вывод, что заказчик обязан, включит обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта в проект контракта.
Однако, комиссия по рассмотрению жалобы отмечает, что в протоколе подведения итогов электронного аукциона от 05.06.2018 победителем признано Общество с ограниченной ответственностью "АВТОЦЕНТР НА ЗАВОДСКОМ" соответственно норма права и законные интересы победителя закупки, а также в данной части статье 34 Закона о контрактной системе не нарушены.
Довод об отсутствии информации о сроке приемки товар в проекте контракта комиссия считает обоснованным в виду следующего.
В тексте Закона о контрактной системе понятие существенных условий контракта не определено. Определение данного термина дано в пункте 1 статьи 432 Гражданского кодекса Российской Федерации, где сказано, что существенными являются условия о предмете договора и условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
В разделе 7 "Порядок передачи Товара" проекта контракта заказчик определил порядок приемки товара. В разделе 4 "Срок действия Контракта" заказчик указал, что поставки Товара осуществляется до 01 октября 2018 года, одна сроков приемки товара проект контракта не содержит что нарушает требования части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе.
Доводу об увеличении срока исполнения обязательств по контракту комиссия по рассмотрению жалобы считает обоснованным.
Частью 1 статьи 95 Закона о контрактной системе установлено, что изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон в следующих случаях:
1) если возможность изменения условий контракта была предусмотрена документацией о закупке и контрактом, а в случае осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) контрактом:
а) при снижении цены контракта без изменения предусмотренных контрактом количества товара, объема работы или услуги, качества поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги и иных условий контракта;
б) если по предложению заказчика увеличиваются предусмотренные контрактом количество товара, объем работы или услуги не более чем на десять процентов или уменьшаются предусмотренные контрактом количество поставляемого товара, объем выполняемой работы или оказываемой услуги не более чем на десять процентов. При этом по соглашению сторон допускается изменение с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации цены контракта пропорционально дополнительному количеству товара, дополнительному объему работы или услуги исходя из установленной в контракте цены единицы товара, работы или услуги, но не более чем на десять процентов цены контракта. При уменьшении предусмотренных контрактом количества товара, объема работы или услуги стороны контракта обязаны уменьшить цену контракта исходя из цены единицы товара, работы или услуги. Цена единицы дополнительно поставляемого товара или цена единицы товара при уменьшении предусмотренного контрактом количества поставляемого товара должна определяться как частное от деления первоначальной цены контракта на предусмотренное в контракте количество такого товара;
2) если цена заключенного для обеспечения федеральных нужд на срок не менее чем три года контракта составляет либо превышает размер цены, установленный Правительством Российской Федерации, и исполнение указанного контракта по независящим от сторон контракта обстоятельствам без изменения его условий невозможно, данные условия могут быть изменены на основании решения Правительства Российской Федерации;
3) если цена заключенного для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации на срок не менее чем три года контракта составляет или превышает размер цены, установленный Правительством Российской Федерации, и исполнение указанного контракта по независящим от сторон контракта обстоятельствам без изменения его условий невозможно, данные условия могут быть изменены на основании решения высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации;
4) если цена заключенного для обеспечения муниципальных нужд на срок не менее одного года контракта составляет или превышает размер цены, установленный Правительством Российской Федерации, и исполнение указанного контракта по независящим от сторон контракта обстоятельствам без изменения его условий невозможно, указанные условия могут быть изменены на основании решения местной администрации;
5) изменение в соответствии с законодательством Российской Федерации регулируемых цен (тарифов) на товары, работы, услуги;
6) в случаях, предусмотренных пунктом 6 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации, при уменьшении ранее доведенных до государственного или муниципального заказчика как получателя бюджетных средств лимитов бюджетных обязательств. При этом государственный или муниципальный заказчик в ходе исполнения контракта обеспечивает согласование новых условий контракта, в том числе цены и (или) сроков исполнения контракта и (или) количества товара, объема работы или услуги, предусмотренных контрактом;
7) в случае заключения контракта с иностранной организацией на лечение гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации цена контракта может быть изменена при увеличении или уменьшении по медицинским показаниям перечня услуг, связанных с лечением гражданина Российской Федерации, если данная возможность была предусмотрена контрактом с иностранной организацией.
По смыслу частей 2, 13 статьи 34, части 1 статьи 95 Закона о контрактной системе в контракт включаются условия о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о сроке исполнения и о сроке действия контракта. Т.е. эти условия являются существенными. Следовательно, предусмотренный контрактом срок исполнения работ, может быть изменен только в случаях, установленных законом. Статья 95 Закона о контрактной системе не содержит такого основания для продления сроков исполнения контракта как возникновение обстоятельств непреодолимой силы, препятствующих исполнению контракта. Если данные обстоятельства подпадают под определение форс-мажора, то исполнитель будет ограждён от предъявления ему неустойки за несвоевременное исполнение контракта.
В нарушение выше названных положений Закона о контрактной системе заказчиком в разделе 8 "Обстоятельства непреодолимой силы" проекта контракта установлено следующее положение "8.4. Если, по мнению Сторон, исполнение Контракта может быть продолжено в порядке, действовавшем до возникновения обстоятельств непреодолимой силы, то срок исполнения обязательств по Контракту продлевается соразмерно времени действия этих обстоятельств и их последствий".
В связи с вышеуказанным, Комиссия по рассмотрению жалобы приняла решение выдать заказчику предписание об устранении выявленных нарушений путем внесения изменений в проект контракта на этапе заключения контракта с участником закупки, признанным победителем.
На основании вышеизложенных обстоятельств, в результате рассмотрения жалобы по существу и проведения внеплановой проверки, руководствуясь частями 3, 15, 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, пунктом 3.34 Приказа ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, котировочной или аукционной комиссии, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Красноярского УФАС России решила:
1. Признать жалобу ООО "Контракт" частично обоснованной.
2. Признать заказчика нарушившим требования статей 34, 63, 65 Закона о контрактной системе.
3. Выдать заказчику предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе, прав и законных интересов участников закупки путем внесения изменений в проект контракта на этапе заключения такого контракта по результатам проведения электронного аукциона.
4. Передать материалы по жалобе уполномоченному должностному лицу Красноярского УФАС России для принятия решения о необходимости применения мер административного реагирования в отношении должностного лица заказчика.
Председатель Комиссии |
О.П. Харченко |
|
|
Члены Комиссии |
А.А. Кириллова |
|
А.В. Меньшикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 5 июня 2018 г. N 700
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 29.10.2018